Творчество в рисовании дошкольников среднего и старшего возраста.
статья по рисованию (средняя, старшая группа)

Казакова  Ольга  Николаевна

Что  такое  творчество и как оно проявляется в среднем и старшем дошкольном  возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад  №  53  компенсирующего  вида  Калининского  района  города  Санкт-Петербурга.

«Творчество  в  рисовании  дошкольников  среднего  и  старшего  возраста»

  Творчество  рассматривается  учёными  как  человеческая  деятельность  высшего  уровня  познания  и  преобразования  окружающего  мира.  Одна  из  важнейших  задач  образования – воспитание  творческой,  гармонически  развитой  личности.  Уже  с  раннего  возраста  у  ребёнка  нужно  развивать  чувство  прекрасного,  умение  понимать  и  ценить  произведения  искусства,  красоту  и  богатство  родной  природы.  Специфика  искусства,  различных  его  видов,  делают  художественную  деятельность  уникальным  средством  восприятия,  обучения  и  развития  детей.  Дети  получают  первые  художественные  впечатления,  приобщаются  к  искусству,  овладевают  разными  видами  художественной  деятельности,  среди  которых  большое  место  занимает  рисование.

  Занятия  рисованием  в  детстве  положительно  влияют  на  развитие  интеллектуальных,  эмоциональных,  моторных  и  других  способностей  ребёнка.  Изобразительная  деятельность  интересна,  увлекательна  для  дошкольников,  так  как  они  имеют  возможность  передать  свои  впечатления  об  окружающей  действительности  с  помощью  карандашей,  красок  и  бумаги.  Результат  её  не  исчезнет,  изображение  можно  рассматривать,  показывать,  совершенствовать.  Этот  процесс  вызывает  у  них  чувство  радости,  удивления.  Необходимость  планировать  будущий  рисунок,  контролировать  свои  действия  в  процессе  выполнения  работы,  стремление  достичь  качественных  результатов  развивает  настойчивость  и  самоконтроль.  Дети  создают  новое,  оригинальное,  проявляют  воображение,  реализуют  свой  замысел,  самостоятельно  находят  средства  для  его  воплощения,  это  и  есть – творчество.

  Для  формирования  творчества  в  рисовании  большое  значение  имеет  взаимодействие  художественного  слова,  музыки,  изобразительного  искусства,  благодаря  которому  у  детей  создаётся  особый  эмоциональный  настрой,  появляется  желание  самостоятельно  передать  образ  в  своей  работе.  Активизирует  детскую  изобразительную  деятельность  игра,  сказочные  сюжеты  активизируют  воображение.  Иногда  взрослые,  восхищаясь  детскими  рисунками,  считают,  что  главное – оберегать  «внутренний  мир»  ребёнка  и  давать  ему  возможность  без  всякого  вмешательства  выражать  свои  мысли  и  чувства.  Такое  отношение  к  детскому  творчеству  ошибочно.  Несмотря  на  то,  что  интерес  к  рисованию  у  детей  чаще  всего  есть,  они  не  могут  достаточно  полно  и  глубоко  воспринимать,  как  прекрасен  окружающий  мир,  без  помощи  взрослых  и  соответствующей  подготовки.  Некоторой  части  детей  многие  задачи  или  чужды,  или  непонятны,  или  совершенно  не  интересны.  Неразвитость  эстетического  восприятия,  низкая  сенсорная  культура,  не  позволяют  творчески  решать  изобразительные  задачи.  Детям  бывает  трудно  находить  основную  форму  предмета,  расчленять  сложный  предмет  на  отдельные  формы  и  отыскивать  взаимоотношения  этих  частей,  выбирать  способы  изображения. Поначалу  детей  мало  заботит  качество  их  рисунков,  критику  работы  они  воспринимают  как  отрицательное  отношение  к  своей  личности.  Поэтому  процесс  всестороннего  развития,  формирования  и  проявления  творческих  способностей  детей  должен  проходить  под  руководством  и  при  участии  взрослых  с  учётом  тех  желаний  и  замыслов,  которые  возникают  у  детей.  Суметь  заинтересовать  детей,  развить  творческую  активность,  не  навязывая  собственных  мнений  и  вкусов – одна  из  важнейших  задач  воспитателя.  Для  этого  необходимо  знать  особенности  проявления  ребёнка  в  изобразительной  деятельности  в  каждом  возрастном  периоде  дошкольного  детства.

  Средний  дошкольный  возраст  является  переходным  от  младшего  к  старшему.  В  этот  период  происходит  усложнение  структуры  изобразительной  деятельности,  появляются  новые  её  подвиды.  Дети  изображают  более  разнообразные  по  форме  предметы  и  явления  окружающей  действительности,  усложняется  процесс  создания  графического  и  живописного  изображения,  стараются  полнее  передать  сюжет.  В  этом  возрасте  преобладают  графические  образы,  созданные  с  помощью  линий  и  форм,  появляется  стремление  к  украшению  изображений  домов,  машин,  фигуры  человека,  его  одежды  и  т.д.  Цвет  благодаря  тенденции  к  украшению  остаётся для  многих  детей  любимым  изобразительным  средством. Используя  полученные  в  процессе  обучения  умения,  дети  могут  самостоятельно  комбинировать  формы,  соединяя  их  для  передачи  образов  людей,  животных.  Экспериментирование  с  различными материалами  (красками,  карандашами,  фломастерами)  даёт  им  возможность  создавать  новые  образы,  находить  новые  изобразительно-выразительные  средства  в  рисунке.  Дети  среднего  дошкольного  возраста  с  интересом  выполняют  коллективные  работы,  которые  требуют  от  них  совместных  усилий,  согласованности  действий.  В  процессе  формирования  изобразительного  творчества  происходят  качественные  изменения  в  содержании  деятельности:  от  изображения  отдельных  предметов,  персонажей – к  созданию  сюжетных  композиций.

  Изобразительное  творчество  детей  старшего  дошкольного  возраста  значительно  богаче  по  средствам  изображения  и  содержанию,  чем  в  предшествующих  возрастах,  поскольку  богаче  полученные  ими  впечатления,  знания  об  окружающей  действительности,  художественный  и  жизненный  опыт.  В  этом  возрасте  особенно  ярко  проявляется  тенденция  к   самовыражению,  самоутверждению,  желание  выразить  своё  отношение  к  окружающему,  как  можно  полнее  передать  всё  в  рисунке.  Основой  изобразительного  творчества  становится  потребность  выразить  свои  впечатления,  стремление  к  созданию  новых  композиций.  Это  требует  от  детей  свободного  владения  способами  изображения,  умения  композиционно  располагать  на  плоскости  предметы,  фигуры,  объединять  их  единым  содержанием.  Движения  рук  становятся  более  координированными,  плавными,  улучшается  зрительный  контроль,  что  ведёт  к  улучшению  качества  выполнения  рисунков.  Изменилось  и  отношение  детей  к  результату  изобразительной  деятельности:  они  стали  наблюдательнее,  замечают  и  выделяют  красоту  цветовой  гаммы,  пропорций,  многообразие  форм  предметов,  выразительность  характерных  черт  персонажа,  дают  более  полную  мотивированную  оценку  результатов  своей  деятельности.  Весь  процесс  приобретает  последовательность,  осознанность.  Такой  уровень  развития  не  может  быть  достигнут  без  проведённой  в  предшествующих  группах  работы. Степень  освоения  необходимыми  изобразительными  умениями,  восприятия  и  использования  для  создания  художественного  образа  различных  средств  выразительности  (цвета,  ритма,  линии,  формы,  композиции)  определяет  характер  творческих  проявлений  в  рисовании.

  Современные  тенденции  в  методике  обучения  направлены  на  личностно-ориентированный  подход  к  ребёнку,  предоставление  оптимальных  условий  для  развития  его  креативности,  есть  выбор  дополнительных,  альтернативных,  авторских  программно-методических разработок  для  проявления  и  развития  детского  творчества  в  рисовании.  На  занятиях  рисованием  иногда  используются  нетрадиционные  способы.  Они  позволяют  чувствовать  раскованность,  смелость,  быть  непосредственным,  то  есть  создают  прекрасные  условия  для  творческой  деятельности  с  самого  раннего  детства.  В  практике  работы  хорошо  зарекомендовали  себя  следующие  способы:  прорисовывание  кистью  по  мокрой  поверхности  бумажного  листа;  кляксография;  изображение  с  помощью  штампов,  клише;  ниткография;  рисование  с  помощью трафаретов,  шаблонов,  геометрических  форм;  изображение  с  помощью  растений;  пальцеграфия;  монотипия;  тычёк  и  другие.  Развивая  у  детей  творческие  способности  в  изобразительной  деятельности,  нельзя  не  придавать  особого  значения  разнообразию  художественных  материалов.  Известный  художник,  педагог  Я. Башилов  писал:  «Как  плохой  инструмент  не  стимулирует  к  определённым  достижениям  в  музыке,  так  и  бедный  изобразительный  материал  не  даёт  ребёнку  соответствующих  импульсов  к  работе».  Для  маленького  ребёнка  художественные  материалы  обладают  завораживающей,  притягательной  силой.  Материал  подсказывает  замысел,  воздействует  на  его  характер,  способствует  созданию  адекватного  свойствам  материала  художественного  образа.  Кроме  того,  разнообразие  материалов  даёт  возможность  расширять  сенсорный  опыт,  познавая  их  свойства  и  качества,  создавая  ситуацию свободного  выбора,  так  необходимую  в  творческой  деятельности.  Рисовать  можно  на  любой  по  плотности  и  фактуре  бумаге  скомканной  или  гладкой;  на  ткани,  бересте,  камне.  Материалы  для  изображения  могут  быть  как  традиционные  (акварель,  гуашь,  мелки,  карандаши,  фломастеры),  так  и  нетрадиционные  (акварель,  разведённая  мыльной  пеной;  гуашь,  разведённая  молоком;  акриловые  краски,  не  смываемые  водой  при  высыхании;  многоцветный  карандаш).

  Самым  важным  условием  раскрытия  творческих  способностей  детей  является  создание  общей  атмосферы  принятия,  свободы,  возможности  для  каждого  ребёнка  пережить  опыт  своей  успешности,  «момент  достижения».  При  выполнении  заданий  детям  могут  оказываться  разные  виды  помощи:  кому-то  достаточно  ободряющей  улыбки,  кто-то  нуждается  дополнительных  разъяснениях, наводящих  вопросах,  некоторым  требуется  совместная  работа  с  воспитателем.  В  любом  случае  воспитатель  строит  общение  таким  образом,  чтобы  по  возможности  каждый  ребёнок  мог  публично  порадоваться  результату  своего  собственного  или  совместного  творчества,  раскрыть  и  проявить  свой  талант.  Роль  взрослого  заключается  не  в  том,  чтобы  поучать,  а  в  том,  чтобы  раскрывать  способности  ребёнка  и  вместе  с  ним  восходить  к  акту  творчества.