Методическая разработка на тему"Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

В данной статье делюсь опытом работы по данной технологии и способами выполнения работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_risovanie.docx11.51 КБ

Предварительный просмотр:

                           Методическая разработка по теме :

       ”Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего

                                   дошкольного возраста в ДОУ.”

Свою методическую разработку я делала с учетом основных положений ФГОС ДО ,опираясь на свой опыт работы по данной теме.Ориентировалась в своей работе на развитие у детей интереса к изобразительному искусству,воспитания художественного вкуса и воображения,фантазии,творчества.Разработано на основе материалов изобразительного творчества и нетрадиционных техник рисования,а именно:кляксографии,рисовании воском,нитями,губкой,ватными палочками,дисками,зубной щеткой и другими материалами,которые помогают педагогу развивать творчество и потенциал детей.

Дошкольный возраст-это время,когда можно развить потенциал ребенка,раскрыть его внутренний мир,его “Я”.Именно в игре,в общении,в своем творческом проявлении он показывает себя этому миру.В этом возрасте закладывается фундамент для творческого развития,формируются духовные и нравственные нормы поведения.Рисование- важнейшее средство не только для эстетического воспитания,чувства прекрасного,но и для общего образования и воспитания.В процессе изобразительной деятельности развиваются и совершенствуются такие функции как:зрительное восприятие,воображение,память,мыслительные операции,развитие мелкой моторики пальцев рук,цветовосприятие.Рисование-это та область,в которой ребенок развивается,становится творцом своих работ,тем самым овладевает практическими навыками художника,развивает вкус,осуществляет свои творческие замыслы.А овладение разными видами техник позволит обогатить и развить внутренний мир ребенка.Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию,развивает творческий и исследовательский интерес,вызывает эмоциональный подъем настроения,снимает страх перед процессом рисования “а вдруг не получится”,”я не умею”.Эти техники являются замечательным способом для создания  маленького шедевра.Маленькая ладошка может превратиться в голову петушка или слоненка,а клякса- в бабочку,лягушку или цветок.Так ,применяя нетрадиционные техники рисования,ребенок “играет”,создавая тем самым свои первые шедевры.Это помогает ему чувствовать себя раскованнее,смелее.Они позволяют быстро достичь результата.Самая первая техника,с которой знакомится ребенок-это рисование пальчиками,ладошками,так как именно ими достигается бытрый результат.что свойственно ребенку на этом этапе его жизни.Из этого следует, что художественно-эстетическое воспитание-важнейшая сторона развития ребенка.Искусство-это одно из составляющих в развитии всесторонне развитой личности,формировании духовного мира ,эмоциональной сферы,образного мышления,художественных и творческих способностей.Нетрадиционные техники рисования дают возможность развивать не шаблонное,а художественно-образное мышление,которое напрямую связано с творческими способностями.

Цель работы-создание условий для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник рисования.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

-Познакомить  детей с нетрадиционными техниками рисования;

-Сформировать технические навыки рисования;

-Научить создавать свой неповторимый образ,используя различные техники рисования;

Сами техники относятся к инновационным методам,так как для этих техник применяют различные предметы,бросовые материалы,инструменты,которые знакомы детям.Для этого нет необходимости строгого контроля,зато есть возможность творчески и неординарно себя проявить в своей работе.Учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала современных детей,для них недостаточно стандартного набора для творчества.Поэтому нетрадиционные техники рисования дают возможность к развитию детского интеллекта,учат мыслить нестандартно,что доказали это и такие исследователи Никитин А.В.,Давыдова Г.Н. По мере роста детей усложняются и сами элементы,новые средства выразительности.

Например:

-Младший возраст(рисование пальчиками,оттиск печатками из картофеля,тычок ватной палочкой,жесткой кистью);

-Средний возраст.Здесь мы уже начинаем знакомить с более сложными техниками( оттиск поролоновой губкой, из ластика,фотокопия-восковые мелки и акварель,отпечатки листьев от разных деревьев и кустарников,рисунки ладошками;

-Старший возраст(кляксография обычная и с трубочкой, печать по трафарету,монотипия пейзажная и предметная,рисование пеной для бритья,солью.

Теперь я предлагаю вам рассмотреть каждую нетрадиционную технику отдельно.

1.Тычок жесткой полусухой кистью.Кисть опускается в гуашь,после чего ребенок держит кисть над бумагой и ударяет по ней.При этом кисть в воду не опускается.Заполняется или шаблон или контур или весь лист.Получается имитация “колючей”поверхности.

2.Рисование пальчиками.Изображение получается путем опускания пальчика в гуашь и нанесения точек или пятен на лист бумаги.Здесь важно знать,что на каждый палец набираем краску разного цвета.

3.Оттиск поролоном,печатками из картофеля или ластика.

Ребенок прижимает поролон или печатки к штемпельной подушке,которая пропитана гуашью,после чего он переносит оттиск на бумагу.

4.Фотокопия.Сначала ребенок покрывает белый лист бумаги восковыми мелками или свечой,после чего закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.Рисунок мелками или свечой остается незакрашенным.

5.Печать по трафарету.

Изображение получается  путем прижимания печатки или поролонового тампона к штемпельной  подушечке с краской и нанесения оттиска на бумагу с помощью трафарета.

6.Монотипия предметная.

Ребенок складывает лист вдвое и на одной половине рисует половину предмета (предмет выбирается симметричным).После рисования каждой части предмета лист снова складывается пополам для получения отпечатка.

7.Кляксография.Вот где большой простор для развития воображения.Ребенок ложкой зачерпывает краску,которая предварительно была разведена,наносит ложкой на лист бумаги.Потом это накрывает другим листом и прижимает.После чего,поднимает лист и смотрит,что получилось.Там включается воображение,что дает возможность дополнить  деталями рисунок.

8.Кляксография с трубочкой.Все проделываем в той же последовательности,только вместо второго листа  используем трубочку.Ребенок дует на пятно.Конец трубочки не должен касаться пятна.Потом также смотрит и дорисовывает детали.

9.Отпечатки листьев.Лист покрывает краской,переворачивает и прикладывает к листу бумаги.Каждый раз берет новый лист.

10.Рисунки ладошками.Ребенок растопыривает пальцы,обводит ладонь,которая лежит на листе бумаги,а дальше дорисовывает необходимый рисунок и раскрашивает.

Это получается не просто рисование,но и маленькая игра,с помощью которой можно придумать историю,сказку.Обучение этими техниками предполагает наличие двух компонентов:целеноправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.

            Последовательность работы:

-Экспериментирование;

-Знакомство с техниками;

-Творческое преобразование;

-Получение оригинального рисунка;

-Использование приоритетного опыта.

Главное, чтобы достичь результата,нужно заинтересовать детей,активизировать их внимание,стимулировать через игру,сюрпризный момент, музыкальное сопровождение,решением проблемной ситуации.

Для освоения нетрадиционных технологий хорошо использовать разнообразные методы и приемы:

-Словесные(беседа,познавательный рассказ,объяснение);

-Наглядные(картины,предметы,рисунки,образцы);

-Игровые(дидактические,развивающие,подвижные,на сенсорику);

-Проблемная ситуация(самостоятельный поиск решения );

Проводится работа с детьми как групповая,так и индивидуальная.Создаются выставки совместного творчества родителей и детей,мастер-классы для родителей и педагогов,консультации,публикации в группе и на сайте.Было очень интересно знакомиться со всеми техниками рисования,опытом и работами других педагогов.Работая в группе компенсирующей направленности я поняла,что моим детям эти техники помогают развивать воображение,фантазию,мелкую моторику рук,наглядно-образное мышление,словестно-логическое мышление.Происходит активация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности.Работы детей,как и сами дети,неповторимы .

Чтобы закрепить навыки и умения,работа ведется и с родителями,вовлекая их в этот творческий процесс.Таким образом,согласованная организованность в работе детского сада и семьи-важнейшая задача полноценного воспитания и развития творческих способностей детей.Нетрадиционные техники рисования дают педагогу возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.Эти техники позволяют избежать копировать образец,который ему предлагают,что дает лучшему усвоению классического рисования и сохранить интерес к этой области познания в дальнейшем.Считаю по опыту своей работы,что это очень благородная тема,которая вдохновляет не толко детей,но и педагога,родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста

Описание некоторых техник нетрадиционного рисования, конспект занятия по раздуванию краски с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Комнатные растение Фиалка"

Рисование с использованием  оригинальных  техник  позволяет позволяет детям ощутить  незабываемые положительные эмоции. Такое рисование раскрепощает детей, позволяет им не бояться ...

Мастер-класс для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста»

Материал заинтересует воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей и творческих людей, работающих с детьми....

Методическая разработка для педагогов ДОУ по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста

Целью методического пособия является оказание помощи воспитателям дошкольных образовательных организаций при организации занятий и индивидуальной работы с  детьми старшего дошкольного возраста по...

Статья на тему: Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста.

Статья на тему:Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24015441","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Статья на тему "Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста"

Статья на тему "Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка "Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста"

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 100 Невского района Санкт-Петербурга    Тема по самообразованию:«Нетрадиционные техники рисования с детьми...