Консультация «Роль рисования в старшем дошкольном возрасте»
консультация по рисованию

Позднякова Лилия Игоревна

Консультация «Роль рисования в старшем дошкольном возрасте»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx372.58 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль рисования в старшем дошкольном возрасте»

Сегодня современные педагоги большое внимание уделяют вопросам эффективного использования изобразительного искусства как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Многие ученые, исследователи, педагоги, искусствоведы говорят об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства и доказывают необходимость активного использования разных видов и жанров живописи в работе с детьми.

Так, Е.А. Дубровская, С.А. Козлова отметили, что в процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются и совершенствуются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т.д.

Исследования педагогов и искусствоведов В.А. Разумного, М.Ф. Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева, М.А. Когана свидетельствуют о том, что изобразительные искусства обращаются к действительности как к источнику формирования внутреннего духовного мира человека.

Философы, педагоги и психологи Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, В.А. Сухомлинский, Ю.Б. Борев, В.А. Разумный, Н.А. Ветлугина, Р.М. Чумичева, Т.С. Комарова и др. доказали влияние искусства на формирование личности, которое связано с внутренним миром ребенка и осуществляется в эстетическом воспитании, способствуя формированию чувственного восприятия жизни. Развивая эту способность, искусство учит правильно подходить к эстетической оценке действительности, реализуя потребности в творчестве.

Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина отметили, что, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности.

Такие исследователи, как Н.М. Сокольникова, Л.Г. Савенкова, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева, А.А. Грибовская указывают на развитие восприятия и наблюдения объектов как на один из важнейших методов обучения детей дошкольного возраста художественному видению мира и утверждают, что познание эстетического в воспринимаемых объектах невозможно без знания красоты конкретных качеств, таких как цвет, форма, строение и др. Педагоги рассматривают эстетические объекты окружающего мира с позиции развития восприятия, формирующего отношение детей к красоте окружающего. А благодаря красоте окружающего мира, изобразительному искусству у детей появляется интерес, потребность к образному познанию действительности.

В исследованиях Н.А. Курочкиной, Т.С. Комаровой, Н.Б. Халезовой доказано, что художественное восприятие наиболее полно формируется в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем.

Таким образом, можно сделать вывод, что ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством создает условие для их дальнейшего психического, нравственно-эстетического развития и формирует начало художественного творчества.

Изобразительное искусство – особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни. Рисунки детей в старшем дошкольном возрасте становятся все ближе к реальности, то есть рисуют предметы те, которые видели в окружающем мире, а не рисунки с натуры.

Изобразительное творчество – это процесс создания рисунка, скульптуры, аппликации и т.д. Детское изобразительное творчество – это отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке или аппликации. Рисование – это естественная потребность ребенка.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития изобразительного творчества, так как именно в этом возрасте у ребенка формируются и развиваются творческие способности. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка и является одной из самых интересных для детей старшего дошкольного возраста, вызывает положительные эмоции.

Детское изобразительное творчество является формой развития художественной культуры и способствует социализации личности в определенной среде, поэтому так важна деятельность в сфере искусства. Благодаря общению с искусством ребенок узнает о разнообразии художественных материалов, однако ребенок ограничен в их выборе: дети не пишут картины масляными красками на холсте, не создают скульптуры на камне и многое другое. Посещая музеи и выставки, дети видят многообразие произведений изобразительного искусства.

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму. Так, А.В. Запорожец отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, играющего большую роль в общем и творческом развитии ребёнка.

Изобразительная деятельность ребенка дошкольного возраста – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и сенсорному развитию. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать сверстников.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.

Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке и т.п.

Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа. Эмоциональное переживание вызовет у ребенка потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами.

Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Для успешного развития у дошкольников эстетических чувств необходимо, чтобы педагог при подготовке к занятию учитывал, в какой степени задание отвечает интересам детей, их склонностям, захватывает их эмоционально.

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

Основными видами изобразительной деятельности дошкольников являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и различный ручной труд. Такие занятия регулярно проводятся в современных дошкольных организациях. Благодаря им дети получают возможность приобрести свой первый художественный опыт.

Таким образом, сегодня детский сад решает общую задачу всестороннего развития дошкольника через приобщение к искусству и посредством художественно-эстетического развития и изобразительной деятельности, в частности.

Э.Ф. Алиева, например, указывает на зависимость нравственного воспитания от содержания изобразительной деятельностью. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т.п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.

Это ведёт к выводу о том, что изобразительная деятельность содействует и познавательному развитию детей, т.к. тесно связана с познанием окружающей жизни. Непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом, приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Изобразительная деятельность также содействует личностному воспитанию ребёнка. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Именно, в процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива.

Отметим также возможности изобразительной деятельности в социально-коммуникативном развитии. Так, в процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей.

Обобщая изложенное, ещё раз отметим изобразительная деятельность – важнейшее условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, условие гармоничного воспитания ребенка.

Таким образом, педагогическая целесообразность включения в непосредственную образовательную деятельность изобразительной деятельности объясняется её широкими возможностями в содействии творческому, познавательному и духовно-нравственному воспитанию детей.

Познавательное развитие детей обеспечивается расширением и углублением знаний в области изобразительного искусства, что обеспечивает необходимую базу для освоения в будущем (в условиях начального общего образования и далее) всей отечественной и мировой культуры. Освоение знаний об изобразительном искусстве и различных изотехник и направлений в живописи выступает основой общекультурного и духовно-нравственного развития, стимулирует развитие художественно-творческих способностей, воображения, памяти и мышления.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется через приобщение детей к достижениям искусства, что обеспечивает художественно-творческое осмысление окружающего мира и внутреннего духовного содержания человека.

Здоровье сбережение детей достигается благодаря оздоровительно-коррекционной функции изобразительной деятельности, которая выступает эффективным средством снятия психологического напряжения и инструментом разрешения межличностных конфликтов, осознания своего внутреннего мира. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение печаль и страх, удивление и восторг.

Итак, в изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач художественно-эстетического воспитания. Занятия изобразительным искусством являются важным средством эстетического и всестороннего развития детей.

Обобщая материал данного части исследования считаем возможным заключить, что:

- проблема художественно-эстетического развития и воспитания как условия формирования общей культуры личности дошкольника одна их важных задач, которая ставится сегодня перед дошкольной образовательной организацией;

- художественно-эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный, управляемый и поэтапный процесс формирования у ребёнка художественной и эстетической культуры, через развитие эстетических чувств, вкуса, эстетического отношения к окружающей действительности, формирование эстетических представлений и знаний, освоение детьми способов художественно-предметной деятельности, развития творческой активности; большое значение в решении задач эстетического и художественного воспитания играет изобразительная деятельность.

Советы родителям

Желательно чтобы в распоряжении детей, всегда были на видном месте материалы и принадлежности для рисования. Дети смогут повторить рисунок, который выполняли на занятии по изо деятельности в детском саду, что-то дополнить, изменить в лучшую сторону, повысив свою самооценку.

Предложите ребенку изобразить свое настроение в красках, свои обиды и радости, впечатления за день, и вы заметите, как улучшится его самочувствие, он более станет спокойным.

При рисовании, обращайте внимание на адекватное использование цвета. Если в рисунке присутствует много темных, черных цветов – пообщайтесь с ребенком, поинтересуйтесь его проблемами на данное время, почему именно эти цвета он использовал в работе. Быть может, за этим скрываются психологические проблемы, зажимы, обиды, или негативное к нему отношение сверстников или в семье.

Таким образом, рисование не только обучает тем или иным навыкам, развивает творческие способности и эстетический вкус ребенка, а также раскрывает его как личность, помогая решить задачи психологического характера, выразить свое отношение к окружающему миру, быть более успешным в социуме, уверенным и активным.

Организация рабочего места

Чтобы вашему ребенку было удобно заниматься творчеством, организуйте ему рабочее место, соответствующее, росту дошкольника, достаточное освещение.

Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, лучше купить альбом с плотными листами. Пусть ребенок учиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней себя чувствовать на уроках в школе. Приобретите мягкие цветные карандаши, яркие краски, кисти разных размеров.

От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит карандаш или кисть, это может сказаться на подготовке к школе. Его рука не должна быть напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения.

Обратите внимание на осанку ребенка. Чтобы не утомлять позвоночник, не позволяйте заниматься творчеством в течение длительного времени. Делайте динамические паузы. И не забывайте - лучший отдых, это смена занятия.

Рисуют дети на стекле

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет еще на карте.

В руках мелки, карандаши...

Детишки - маленькие маги

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

(Татьяна Щербакова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.«Повышение компетенции родителей в развитии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков письма».

В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ко...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка"

quot;Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего длшкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.  Со сказки начинается его знакомство с миром лит...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста."Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему : «Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения»

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и раз...