Весёлые пальчики
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Программа по нетрадиционному рисованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа Веселые пальчики233.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида

с группами для тубинфицированных детей № 75»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Программаmaxresdefault.jpg

по нетрадиционному рисованию

«Веселые пальчики»

                                       

                                        Составила: Гуслева Ольга Анатольевна

                                                   воспитатель I квалификационной категории

Нижнекамск 2017

Содержание:

Введение ________________________________________________ 2 Актуальность_____________________________________________ 4

Цель и задачи программы__________________________________  6

Условия работы по программе______________________________  7 Диагностика_____________________________________________  10

        Методы и приёмы диагностики_________________________  10

        Методика проведения диагностики______________________  11

        Уровни овладения навыками  и умениями________________  11 Планирование работы по использованию нетрадиционных техник

рисования _______________________________________________ 13

Перспективное планирование__________________________ 13

Взаимосвязь игровой деятельности и техник рисования_________ 23

Организация работы с родителями___________________________40

Заключение______________________________________________ 41

Литература______________________________________________  42

Введение

     Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.

     Рисовать ребенку так же необходимо, как и говорить. Вы спросите, почему? Под рукой  детей возникают сказочные деревья, красные горы, неописуемые животные. Детям в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть, повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, им потом легче рассказать о нем.

     Рисование приобщает детей  к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

     В.А. Сухомлинский утверждал: "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".

     Вводить ребёнка в мир искусства следует как можно раньше. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника.

     Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Но ведь, даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства.

     Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

     Л. С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает. Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может».

     Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.

     При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, рисование может стать одним из любимых занятий, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но почти всех детей.

     Для успешного обучения детей рисованию, я использую нетрадиционные техники. Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами - не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются детей гораздо лучше, чем инструменты художника.

     Данная программа  предусматривает формирование творческих способностей у детей,  начиная со второго младшего до подготовительного дошкольного возраста.

     Программа содержит методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в виде перспективного планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.

Актуальность

     Использование детьми нетрадиционных техник рисования актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

     Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:

  • умение одухотворять живую и неживую природу
  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
  • стремление заботиться о других
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
  • готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства

Ребёнок набирается опыта изодеятельности:

  • учится быть оригинальным
  • учится использовать средства выразительности
  • учится давать оценку своей и чужой деятельности
  • учится проявлять инициативу, самостоятельность
  • развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник

     Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка» (Н.А.Ветлугина). Но для полноценного воспроизведения на листе окружающего мира, детям необходим запас наблюдений и опыта.

Глаз ребёнка, воспитанный на наблюдении многообразных форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к обучению техникам рисования. Ведь, чем больше опыт наблюдений, тем ярче видит ребёнок конечный результат своего рисунка, тем правильней он будет использовать навыки владения материалами и инструментами. Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционным техникам рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красоты.

     Научить детей видеть – значит сделать их глаз восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изящное в предметах и явлениях и удерживать их в памяти.

     Так же важно стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, который предполагает:

  • развитие художественно-эстетического восприятия
  • способность представлять будущий рисунок
  • освоение технических и изобразительных навыков
  • опыт общения с миром изобразительного искусства

     Только после такой подготовки можно ждать от ребёнка полной реализации его художественных возможностей. Также нужно приложить немало усилий для обучения пользованию материалами и инструментами, доступными в дошкольном возрасте. Необходимо готовить руку ребёнка для более точной передачи красоты и изящества форм, цветовых созвучий.

     Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике. Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.

     Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т.к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.

Цель и задачи программы

«Веселые пальчики»

     Целью данной программы является использование детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования.

     На основе данной цели определены следующие задачи:

  • Передача и накопление опыта использования в рисовании нетрадиционных техник
  • Обучение с учётом возрастных особенностей детей, опираясь на их желание и стремление реализовать себя через художественные образы
  • Знакомство детей со способами работы с нетрадиционными материалами и инструментами
  • Проведение диагностики детей
  • Обработка полученных данных для того, чтобы выявить уровень художественного развития детей

В работе с детьми по программе необходимо:

  • научить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке
  • формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов, для уточнения и обогащения восприятия
  • наблюдать в природе и уголке природы, для обогащения и уточнения зрительных впечатлений
  • создавать условия для освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе знакомых и нетрадиционных средств художественно – образной выразительности
  • побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя при этом освоенные техники
  • учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество
  • стараться вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций

Условия работы по программе:

     Для эффективного осуществления педагогического процесса в группе создаётся развивающая среда, в которой характеризуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Пространство сконструировано таким образом, чтобы каждый ребёнок в течение дня мог найти себе увлекательное занятие.

     При создании среды с учётом развития изобразительной деятельности, учитывается ряд требований:

  • соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития
  • предметная среда включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые побуждают к деятельности
  • проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативы детей, их стремления на деле применять свои знания и умения.

Развивающая среда для работы по программе включает следующие центры:

Центр

Образовательная задача

Примерное содержание среды

Уголок изо-деятельности

Развитие ручной умелости, проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности

  • Материалы инструменты и их заместители для работы в различных видах деятельности.
  • Бумага разных форматов и структур.
  • Оборудование для работы.
  • Игры.
  • Мнемотаблицы
  • Технологические карты

Игротека

Уточнение, систематизация знаний, умений и навыков, их использование в игровой деятельности

Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам

Книжный уголок

Накопление познавательного опыта, умения «работать» с книгой.

Познавательная и художественная литература, картинки и фотографии, «Книжкина больница»

Уголок природы

Расширение познавательного опыта, его использование в других видах деятельности

  • Растения в соответствие с возрастными рекомендациями
  • Оборудование для труда
  • Иллюстрации с экологическим содержанием
  • Картотека загадок, стихов, примет, пословиц, поговорок
  • Гербарии, семена растений
  • Природный материал
  • Мнемотаблицы
  • Дидактические игры экологического содержания

Уголок экспериментирования

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов, расширение познавательного опыта

  • Материалы
  • Оборудование
  • Приборы
  • Технические и медицинские материалы
  • Фартуки
  • Наглядные модели

Диагностика

Методы и приёмы диагностики

     Для достижения основной цели, необходимо провести обследование детей в форме диагностики и строить ее на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.

     Использовать разнообразные, в том числе, игровые приемы. При общении с детьми использовать демократичный стиль общения, который позволяет создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.

     Применять мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.

     Во время выполнения работы детьми, наблюдать за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.

Цель проведения диагностики:

  1. Выявить уровень художественного развития детей
  2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Характер диагностики: естественный педагогический.

Обследование необходимо проводить по следующим направлениям:

  1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
  2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
  3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
  4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник

Методика проведения:

  • Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
  • На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
  • Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
  • По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник

Низкий (1 балл)

  • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
  • узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
  • основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
  • не достаточно освоены технические навыки и умения

Средний (2 балла)

  • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
  • он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений
  • правильно пользуется материалами и инструментами
  • владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
  • проявляет интерес к освоению новых техник
  • проявляет самостоятельность

Высокий (3 балла)

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
  • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
  • умеет создать яркий нарядный узор
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
  • может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста)

Планирование работы

по использованию нетрадиционных техник рисования

     При планировании работы по обучению детей рисованию через нетрадиционные техники необходимо учитывать, что ребёнок должен приобретать опыт художественной деятельности, знакомиться с новыми техниками рисования, развивать ручную умелость

Для работы по программе составлено перспективное планирование:

  1. Перспективное планирование /вторая младшая группа
  2. Перспективное планирование / средняя группа
  3. Перспективное планирование / старшая группа
  4. Перспективное планирование / подготовительная группа

Вторая младшая группа

Месяц

Тема

Нетрадиционная техника

Материал

Сентябрь

Октябрь

Мой любимый дождик

Веселый

мухомор

Ветка рябины

Ягоды и яблочки на тарелочке

Воздушные шары

Нарядные матрешки

Солнышко

Зайчик

Рисование пальчиками

Оттиск печатками из картофеля, яблок

Рисование пальчиками

Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

Вырезанный из бумаги шаблон мухомора различной формы, гуашь, мисочки для краски, салфетки, иллюстрации или муляж мухомора.

Лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая,  желтая и красная гуашь в мисочках, кисточка, салфетки, иллюстрация с веткой рябины.

Круг из тонированной бумаги,  пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи.

Альбомные листы; разноцветная гуашь в мисочках; кисточки; надутые воздушные шарики на каждого ребенка

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска,

салфетки

Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета

Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета

Ноябрь

Осеннее дерево

Рыбки в аквариуме

Воробушек

Два петушка ссорятся

Рисование ладошкой

Печатание ладошками

Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска;  пальчиковая краска желтая,  оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев.

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации

½ Лиса А4, гуашь, мисочка для краски, салфетки, кисть, иллюстрации

Бумага размером 1\2 альбомного листа,

гуашь красного цвета в мисочке, салфетки

Декабрь


В лесу родилась елочка

Маленькой елочке холодно зимой

Необычная картина

Рисование ладошкой

Рисование набрызгом

Тонированный лист (голубой), пальчиковая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки

Тонированный лист бумаги, , мисочка с

водой, зубная щетка , белая гуашь, салфетки. Иллюстрации с изображением зимнего пейзажа

Альбомные листы, разноцветная гуашь, старая зубная щетка, трафареты.

Январь

Елочка пушистая, нарядная

Веселый снеговик

Зайчишка

Мои рукавички

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Оттиск печатками

из картофеля,

пробкой, рисование

пальчиками

Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки

Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки

Листы  тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки

Вырезанные из бумаги рукавички

разных форм и размеров, печатки,гуашь

в мисочках

Февраль

Подарок папе (открытка)

Кораблик в море

Моя любимая игрушка

Ночь и звезды

Различные

Рисование манкой

Все имеющиеся в наличии

Лист формата А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, кисть, акварель, иллюстрации

Листы А4,цветная гуашь ,  жёсткая кисть, печатки, салфетки, фломастеры для дорисовки.

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки

Март

Тюльпаны в корзине  подарок маме

Весенняя полянка

Бабочки

Жили у бабуси два весёлых гуся

Рисование ладошкой,

Скатывание салфеток

Монотипия

Монотипия,

рисование ладошкой с последующим вырезанием и оформление в коллективную работу

Рисование ладошкой

Ватман, клей , кисть, синие салфетки, корзина, пальчиковая краска красная. Иллюстрации с изображением тюльпанов.

Лист А4, простой карандаш, краски, кисть, мисочка для краски, вода, целлофан, иллюстрации с весенним пейзажем

Лист А4, простой карандаш, краски, кисть, мисочка для краски, вода, иллюстрации бабочек

Нарисованное заранее озеро, белая, серая, зелёная гуашь, кисти, красный и

чёрный маркеры для рисования деталей

Апрель

Веселые кляксы

Заколдованные цветы

Волшебные картинки

Божьи

коровки

на

лужайке

Кляксография

Рисование свечой

Рисование пальчиками

Лист  размером А4, дополнительный лист для тренировочного упражнения, коктельные трубочки цветная гуашь;

набор фломастеров, салфетка.

Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки.

Свеча, гуашь синего цвета, листы плотной бумаги. Пол - листа бумаги с

уже нанесёнными свечой рисунками

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинах, салфетки,

черная, зеленая гуашь в мисках

Май

Волшебные картинки

Мы рисуем,

что хотим

Гусеницы в траве

Сиреневый букет

Рисования свечой

Разные

Рисование пальчиками

Скатывание бумаги

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

½ альбомного листа, гуашь зеленого,

желтого, красного цвета

Лист с наклеенным изображением

корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени

Средняя группа

Сентябрь

Тема

Нетрадиционный метод

Программное содержание

Ваза для цветов

Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ»

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы.   Развивать чувство композиции.

Бабочки

Монотипия

Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

По замыслу

Различные

 Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Ежики на опушке.

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Октябрь

Рябина

Рисование пальчиками

 Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие

Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек

Рисование пальчиками

Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Развивать чувство композиции, цветовосприятие

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Осенние листья

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

Ноябрь

                                     

Осень золотая

Тычкование

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования . Развивать чувство композиции

Различные

Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой

Различные

Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Печатание листьями,        печать или набрызг  по трафарету

                                       

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

Декабрь

Фантазии

Кляксография, «знакомая форма – новый образ»

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

Вечер

Черно-белый граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

Новый год

Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки

Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках.

  По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Январь

Сказочный сад

Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).  

Любимый узор

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)

Сова

Тычок полусухой жесткой кистью

Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться    выразительными средствами графики.

Мой друг

Черно-белый граттаж, акварель + восковые мелки

Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека.

Февраль

Подводное царство

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки  + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции

Матрешки

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие

  По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании.

Ваза с ветками

Оттиск печатками

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.

Март

Подарок маме

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками . Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе        по - разному

Весенние цветы

Акварель + восковой мелок

Учить рисовать  цветы  восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие

Узор на платке

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить детей с павло-посадскими платками.  Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции

Натюрморт

Восковые мелки + акварель

Продолжать учить составлять натюрморт  определять форму, величину, цвет и расположение различных частей

Апрель

Фантазия

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ  используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

Наш детсад

Различные

Учить создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные навыки и знания. Развивать чувство композиции

Наш сад

Тиснение

Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу

Цветы

Монотипия

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью

Май

Пчелки

Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель

Совершенствовать умения в данных изобразительных  техниках.  Развивать чувство композиции

Одуванчики

Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование

Совершенствовать умения в данных изобразительных  техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.

Дерево

Рисование свечой

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ. Развивать чувство композиции

Весеннее дерево

Рисование пальчиками, тычками

Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки

Старшая группа

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Материал

Сентябрь

Октябрь

Окраска воды

Красивый букет

Загадки

Синий вечер

Осень

Вылечим зайчонка

Портрет зайчонка

Домик

Освоение цветовой гаммы

Печатание растений

Ниткография

Линогравюра

Мягкая роспись по ткани

Пальцевая живопись

Силуэтное рисование

Печатание

2 прозрачные баночки с водой, красная гуашь

Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

Нитки №10, цветная тушь или гуашь, белая бумага.

По 2 листа белой бумаги , на каждого ребенка, синяя гуашь, кусочек поролона, клей, силуэты: дерево, дом, звезда, собака, будка

Белая ткань, тазик с водой, кисть, гуашь, клеенка

Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья , полоски бумаги

Контурное изображение зайчонка, черная и белая бумага, настольная лампа

Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага. Гуашь

Ноябрь

Ежик

Укрась рукавицу

Пейзаж

Береза в снегу

Метод тычка

Работа со знакомыми техниками

Работа со знакомыми техниками

Метод тычка

Бумага, гуашь, жесткие кисти

Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, печать-клише, поршни от одноразовых шприцов

Ткань, силуэты: дом, дерево, звезды, зубная щетка, расческа

Тонированная бумага, белая гуашь, кисть мягкая

Декабрь


Узоры на окнах

Звездное небо

Невидимки

Нарисуй, что хочешь

Кляксография

Фотокопия

Линогравюра

Работа со знакомыми техниками

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка

Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча.

Листы бумаги, по 2 платочка (один теплого тона, другой- холодного тона), карандаши

Ящик с 2 отделениями:

1. материал (на чем)

2. инструмент (чем)

Январь

Загадки

Новые игрушки

Мой сон

На что похоже?

Рисование над пламенем свечи

Кубизм

Работа со знакомыми техниками

Аппликация с дорисовыванием

Плотная бумага, свеча, спички, таз с водой

Бумага, набор трафаретов, цветные карандаши, мелки

Краска, бумага, кисти, клей, печать-клише, нитки, мыльная пена

Карандаши, краски, листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги.

Февраль

Наша улица

На что похоже?

Музыка

Придумай и дорисуй

Усложнение и совмещение техник: печатание+набрызг+ силуэтное рисование

Монотипия

Пальцевая живопись

Работа со знакомыми техниками

Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

Бумага и гуашь

Листы бумаги с незаконченным рисунком

Март

Открытка

Облака

Ледоход

По замыслу

Техника теснения

Рисование по сырому фону

Метод старения

Работа со знакомыми техниками

Плотная бумага, пенопласт, иглы от одноразовых шприцев, рисунки-трафареты, копировальная бумага, скрепки.

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.

Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета

Карандаши, листы бумаги

Апрель

Оранжевая песенка

Цветик-семицветик

Езда на автомобиле

Грибная полянка

Линогравюра

Работа со знакомыми техниками

Линогравюра

Техника акватуши

Оранжевая гуашь, силуэты: солнца, людей…, кусочек поролона, листы бумаги

Листы бумаги, гуашь

Листы бумаги с изображением дороги, карандаши

Гуашь, черная тушь, тампон для нанесения туши, тазик с водой

Май

Сирень

Нарисуй, что хочешь

Цветочная поляна

Одуванчики

Печатание

Работа со знакомыми техниками

Рисование металлическими крышками от бутылок

Рисование мыльными пузырями

Тонированная бумага,

гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев)

Картон, листы бумаги. Пластилин, спички, краски.

Бумага зеленого цвета, металлические крышки от бутылок, гуашь

Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем

Подготовительная группа

Сентябрь

Тема

Нетрадиционный метод

Программное содержание

Ветка рябины в вазе

Оттиск круглыми печатками, рисование пальчиками, технический прием двухцветный боковой мазок

Формировать эстетическое отношение к натюрморту из рябины в вазе, упражнять в комбинировании различного цвета для изображения листьев рябины. Развивать чувство композиции при составлении и рисовании натюрморта.

Дары осени.

Оттиск пробкой, печатками из картофеля, монотипия

Формировать эстетическое отношение к натюрмортам из даров осени и их изображению в рисунке, упражнять в комбинировании различных техник. Развивать чувство композиции и колорита.

Лето красное прошло

Кляксография

 Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии.

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете. 

В садах созрели яблоки

Рисование по мятой бумаге 

Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой с использованием технике по  мятой бумаге; расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.

Октябрь

Радуга

Рисование по сырому

  Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Закрепит знания детей с теплыми и холодными цветами. Закрепить представление о семи цветах радуги. Развивать чувство цвета.

Осенняя береза

Тычок щетинистой кистью

Учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю окраску листвы; обучить правильным способам действий жесткой полусухой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы

Лес

 Акватипия (акватушь)

Познакомить с техникой  акватипия. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. 

Салют

Рисование мыльными пузырями

Продолжать знакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить аккуратно  пользоваться пузырями ,недостающие детали дорисовывают по своему усмотрению

Ноябрь

Платок для мамы

Ниткография

Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа), поощрять творческие находки и стремление детей к созданию самостоятельного решения образа. Воспитывать любовь и уважение к родным

Мой любимый дом

Диатипия

Учить детей рисовать при помощи  техники диатипии ( накладывание белого листа бумаги на покрашенную поверхность картона и рисование заостренной палочкой, ) наносить краску поролоном. Закреплять умение удачно располагать изображения своего дома на листе. 

Осенний клен и ель

Рисование щетинной кистью

Учить передавать в рисунке строение клена и ели, их различие в силуэтах; развивать художественный вкус у детей (умение передавать красоту пейзажа через сочетание разных красок в рисунке: ярких, светлых, темных); закреплять технику рисования щетинной кистью (умение изображать наклонными штрихами хвою ели); побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

Театр

Рисование цветными мелками

Учить передавать особенности конструкции театрального здания и его архитектурных деталей – колонн, фронтона, широкой лестницы, арочную форму окон и дверей. Учить детей ориентироваться на крупные части здания при размещении окон и дверей для достижения симметрии в их расположении. 

Декабрь

Опушка зимнего леса. Ель и сосна.

Штрихование

Учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев. Рисовать штрихи с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета.

Морозец

Рисование свечой

Обучение навыкам работы в смешанных техниках. Равномерное заполнение листа.

Варежка Деда Мороза

Фотокопия

Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой. Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже; дать представления о летнем пейзаже; учить рисовать пейзаж при помощи смятой бумаги; придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на переднем и дальнем плане, развивать воображение.

Новогодняя ночь

Граттаж

Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь.  Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество..

Январь

Флаг России

Рисование опилками

Активизировать экспериментирования дошкольников, способствовать использование в качестве изобразительного и декоративного материала всего того, что находится под рукой: песка, опилок, листьев и т. д.

Следы зверей на снегу

Штампы

Закрепить умение рисовать  штампами. Учить детей передавать силуэт следа животных; поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа)

Город вечером

Граттаж

Учить детей передавать картину вечернего города, его колорит. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства. Учить детей оценивать выразительные решение темы.

У лукоморья дуб зеленый

Печатание по трафарету, скатывание бумаги

Формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (скатывание бумаги, трафаретная печать, лепка из пластилина). Развивать чувство композиции, воспитывать умение работать в парах.

Февраль

Иней покрыл деревья

Различные

Учить детей изображать картину природы, передавая строения разных деревьев. Учить рисовать материалами по выбору детей. (Восковые мелки, свечи, краски акварельные.) Развивать эстетическое восприятие.

Пуховый платок

Рисование острыми палочками

Воспитывать у детей уважение и интерес к труду мастериц-вязальщиц, показать детям особенности открытого и полуоткрытого узора, графическое изображение узора каймы и платка.

Конфета для друга

Монотипия

Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать раппопортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качества

Военные корабли

Рисование по сырой бумаге

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать море и корабли в вдалеке,  способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке туманного впечатления. Развивать творческое воображение.

Март

Мимоза

Рисование тычком

Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

Березы весной

Рисование тычком

Продолжать знакомить  детей с техникой рисования тычком. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Продолжать знакомить с полезными продуктами питания

Совушка – сова.

Штрихование

Учить изображать сову карандашными штрихами, передавать разные позы совы (сидит, взмахивает крыльями, летит), рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке легкие, вспомогательные линии для передачи, строения птицы

Пушистые детеныши животных

Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Учить изображать пушистого детеныша животного в какой-либо позе или движении: формировать представление, что отличие детеныша от взрослого животного не только в величине, но и в пропорциях других частей тела; головы и туловища, туловища и ног; учить использовать при изображении шерсти животных жесткой кистью разного вида штрихи 

Апрель

Серебряное копытце

Коллаж

Формировать умение иллюстрировать литературное произведение. Продолжать знакомить с композицией листа. Развивать гармоническое решение цветового решения иллюстрации. Сделать иллюстрацию к сказу «Серебряное копытце» 

Звери, птицы, небылицы.

Кляксография с трубочкой, дорисовывание зубочистками

Формировать умение создавать фантастические образы. Передача движений в композиции. Изображение диковинных птиц и зверей.

Матрешка

Рисования пальчиками и ватными палочками.

Формировать эстетический вкус и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности.

Весеннее небо

Рисование «по -мокрому»

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Май

Праздничный салют

Граттаж

Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка,  располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Сирень цветет

Оттиск круглыми печатками

Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти, передавать их форму и цвет; смешивать краски для получения сиреневого цвета.

Одуванчики

Тычкование

Совершенствовать умения в техниках нетрадиционного рисования. Учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа

Здравствуй, лето!

Рисование «по -мокрому»

Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник. Продолжать учить детей рисовать коллективно; учить детей применять знания о смещении цветов, о перспективе и т.д.; учить детей рисовать пейзаж в правильном колористическом решении в соответствии с выбранным временем года.

Взаимосвязь игровой деятельности  и техник рисования

     Игры детей дошкольного возраста различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни ребёнка, в его воспитании и обучении.

     А если учесть, что игра и рисование являются самыми любимыми видами деятельности детей, то можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Становится ясно, что между игрой и рисованием нет противоречий.

     Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе, а в рисование ребёнок учится ставить и определять цель и добиваться конкретных результатов.

     Разграничивать игру и детское рисование, особенно в нетрадиционных техниках, не стоит, они дополняют друг друга

Выготский Л.С. писал: «В игре ребёнок всегда выше своего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше сам себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе …все тенденции развития, ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»

  • Граттаж - суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисование по восковой прокладке, - в процарапывании.

Описание техники:

Данную технику начинаем использовать только со старшего возраста. Сначала наносим цветной фон акварелью и подсушиваем бумагу.

- Далее весь фон полностью затрём воском.

- Нальём в розетку чёрной гуаши и добавим немного шампуня, тщательно перемешаем.

- Затем покроем этой смесью парафиновый лист.

- А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок.

Чем не гравюра!

Надо иметь ввиду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.

Упражнения:

«В рождественскую ночь» Яркие звёзды и тонкий месяц процарапываем аккуратно.

«Что за звёздочки такие…» Процарапываем снежинки. Ни одна снежинка не похожа на другую.

«Ночной мотылёк» Яркий фонарь показался ночному мотыльку солнцем.

«Салфетка для мамы» Она может быть различной формы и с любым рисунком.

«Волшебная поляна» Кто – то злой закрасил всю поляну чёрной краской. Ничего страшного. Вот появилась бабочка, а вот цветок.

«Дворец для Снегурочки» Ночь. И вдруг сказочный терем, в котором живёт Снегурочка.

«Полёт в космос» Космонавтов встречают холодные звёзды, незнакомые планеты.

«Вечерний город» Как красиво, когда зажигаются огни в окнах домов и уличные фонари!

«Ветер по морю гуляет» Летит кораблик на всех парусах по водной глади.

  • Монотипия – эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.

Описание техники:

Данной техникой мы предлагаем заниматься детям со средней группы.

Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги.

- Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, затем левую половинку листа прижмём к  правой и разгладим сложенный таким образом лист. Раскроем и посмотрим, что получилось. Мяч? А может быть солнце? Тогда дорисуем лучи.

- Нанесём яркие пятна на одну половинку листа бумаги, прижмём другую. Что получилось?

Упражнения:

«В стране Двуляндии» Необычная страна, в ней ничего не бывает по одному.

Детям предлагается нарисовать на одной половине листа всё, что им хочется, а затем…

«Каких я видела бабочек» На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу можно складывать в разных направлениях.

«Осенний парк» Дорогу и небо нарисуем в технике монотипия, сложив лист по «линии горизонта». А потом по небу полетят облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

«Я и мой портрет» Нарисуем себя и посмеёмся.

«Город на реке» Нарисуем город, согнём бумагу по «линии горизонта». Намочим вторую половину бумаги и прижмём к первой – город отразиться в воде.

«Белый пароход» Согнём лист бумаги по «линии горизонта». Нарисуем рисунок в верхней части листа, а затем, намочив нижнюю часть, сложим лист. Пароход отразиться в волнах моря.

«Гномы – близнецы» Нарисуем одного гномика. Сложим лист пополам, разгладим. Вот и брат.

  • Печатка  техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Описание техники:

Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова!

Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

Упражнения:

Для детей младшей группы можно предложить нарисовать:

- цветы для пчёлки;

- бабочек порхающих над лугом;

- грибы на полянке;

- овощи в корзинке;

- фрукты в вазе и т.п.

В средней группе дети могут использовать «печатки» с геометрическим рисунком и меняться ими в процессе работы:

- открытки;

- пригласительные билеты;

- платки;

- салфетки

В старших группах используем приём дорисовывания недостающих деталей предметов к готовым «печаткам», составление композиций из разных «печаток»

- букет цветов;

- закладки;

- букет из рябиновых веток.

  • Рисование по сырой бумаге – своеобразная техника рисования.

Описание техники:

Начинать осваивать эту технику можно уже в младших группах. Для рисования в этой технологии нам понадобиться влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и разместим её на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала).

Возьмём акварельный мелок или кисточку с акварельной краской и начнём рисовать.

Упражнения:

 «Плывут по небу облака» Проведём плавную линию и она волшебным образом превратиться в … А на что похожи наши облака?

«Аквариумные рыбки» Встретились две дуги… А получилась рыбка. Подрисуем ей глаз, рот, чешуйки. А теперь проведём вертикальные линии – заколыхались в воде водоросли.

«Зайцы на поляне» Провели короткую линию, а увидели серенькую, пушистую шубку непоседы.

 «Летний дождь» Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей – то зонтик.

«Воробышки зимой» Холодно птахам , нахохлились они, распустили пёрышки. Ничего скоро весна!

«Когда меня обижают» Каким тогда нам кажется мир? Всё расплывается от слёз, становится грустным и серым. Нарисуй, так чтобы мы погрустили вместе.

«Мой пушистый маленький друг» Я люблю его. Он всё понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижаться к его пушистой мордочке!

 «На дне морском» Покажем, как меняется море в зависимости от погоды.

«Последний лист» Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев. и только один лист ещё трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист…

«В метель» Порыв ветра, ещё один, ещё… Снег колит лицо. он то вьётся змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешенном хороводе, превращая тебя в невидимку.

«В подводной лодке» Что ты видишь сквозь толщину воды? Водоросли. солнечные лучи, маленьких рыбок, больших рыб…

«Радуга – дуга» Цвета расположены в определённой последовательности, смотри не перепутай. Мокрая бумага позволяет добиться результата плавного перехода одного цвета в другой.

  • Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

Описание техники:

Кляксографию используем в качестве игр и развлечений.

- Поставим большую, яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю… , побежала она вверх оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем.

- А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета. пусть встретятся.

А на что же похожи их следы?

Упражнения:

«Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья.

«Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья. а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились.

«Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет. А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю.

  • Набрызг – непростая техника.

Описание техники:

Её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке так как сначала капли краски летят не только на бумагу.

Упражнения:

«Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом.

«Снегопад» По цветному тону делаем набрызг белой краской.

Кружатся в танце белые снежинки.

«Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес.

  • Печать от руки – очень интересная техника.

Описание техники:

Обмакиваем всю ладонь или её часть в краску и оставляем отпечаток на бумаге.

Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем.

К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях.

Упражнения:

Предложите детям представить:

«Потеряли перчатки по дороге котятки…»Раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись!

«Чьё лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё – то лицо. Может быть к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.

«Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка.

«Цветы» Отпечаток всей ладони приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким – нибудь цветком.

«Животные» С помощью данной техники можно изобразить и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом.

«Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек.

Организация работы с родителями

Для сотрудничества с семьёй необходимы следующие формы работы:

  • Оформление наглядной агитации для родителей
  • Проведение бесед
  • Консультаций
  • Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
  • Совместное проведение мероприятий
  • Совместное творчество родителей и детей
  • Анкетирование

Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.

Заключение

     Работа по данной программе даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования.

     Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.

     Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.

     Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи.

     Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитии у дошкольников навыков рисования.

А в целом, если работа ведётся планомерно, в системе с другими занятиями, в групповой и индивидуальной деятельности, во взаимодействии с родителями, тогда решаются такие задачи как:

  • Раскрытие важных сторон развития ребёнка в каждой возрастной группе;
  • Оказание квалифицированной помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей;
  • Повышение самооценки родителей в своих глазах и в глазах друг друга.

Литература

  1. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду

Санкт-ПетербургДетство – ПРЕСС, 2011

  1. «Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т.С., Москва, Просвещение, 1992
  2.  «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» научный руководитель Безруких М.М.
  3. Алексеевская Н. «Озорной карандаш» Москва, Лист, 1998
  4. Выгорский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
  5. Гудилина С.И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998
  6. Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности» Москва, Школа – Пресс, 2005
  7. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
  8. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
  9. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»
  10. Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»
  11. Комарова Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду»
  12. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004
  13. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика,
  14. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Весёлые пальчики"

Весёлые пальчики.   Ритмичные движения пальцами очень нравятся детям. Пальчиковая гимнастика, совмещаемая с разучиванием текстов – один из наилучших способов стимулировать не только развитие р...

ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Упражнениях на развитие мелкой моторики в сопровождении пения...

Весёлые пальчики

Развитие у детей мелкой моторики, вызвать положительные эмоции....

План кружка "Весёлые пальчики"

Кружок расчитан на детей старшей и подготовительной к школе группы....

"Весёлые пальчики"

Конспект НОД открытого мероприятия родителей  с детьми раннего и младшего дошкольного возраста   Подготовила и провела воспитатель ГБОУ детский сад общеразвивающего вида № 880 г.Москвы Кли...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского райо...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.       Не случайно в...