комплекс занятий с детьми в нетрадиционной технике
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

практическое описание занятий с детьми  на разных эьтапах рахвития изобразительнывх умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_prakticheskaya_chast.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты НОД (практическая часть)

    Предметное рисование

Конспект НОД №1(коллективная работа).
Тема:«Солнышко-лучистое».
Практическая часть. Воспитатель обращает внимание детей на солнце и его форму, читает стихотворение Т. Бокова и когда называет слово - цвет, показывает круг. Обсуждает, какие автор придумал определение для солнышка, спрашивает какого оно цвета. Далее показывает грустный смайлик и говорит детям, что это солнышко грустит. Спрашивает, чего не хватает в нашем солнышке. После ответов детей предлагает подарить ему лучи. Для этого необходимо окрасить ладошки в предложенные цвета красок и оставить отпечатки вокруг грустного солнышка, показывая как правильно наносить краску и оставлять отпечаток. Необходимо пояснить, что если детки постараются, волшебное солнышко улыбнется своему художнику. Затем воспитатель предлагает детям  поиграть в игру «Солнышко и дождик». Работа носит коллективный характер, обеспечивая участие в процессе всех детей, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, деятельность детей строится на сотрудничестве и взаимопомощи. 

Конспект НОД №2 
Тема «Мой любимый дождик » 

Практическая часть. Воспитатель рассказывает, что высоко в небе проживает тучка, которая заколдована и не может пролить слезы дождя, чтобы полить поля. Воспитатель предлагает детям помочь тучке. Рассматривая иллюстрации облаков и туч, обращает внимание детей на разницу в цвете. Дети выбирают листы бумаги с изображениями тучек, которые заранее приклеил воспитатель. Воспитатель показывает разные варианты рисования дождика ( точка, точка с протягиванием вниз, для получения капельки,  короткие штрихи) и рассказывает и показывает , что дождик может быть весёлым разноцветным, редким и более частым. Воспитатель предлагает детям вначале прохлопать ладошками ритм- песенку дождика, и рассказать какой у них будет дождик по характеру. Педагог напевает «Мокрую песенку» В. Шипуновой. Воспитатель поощряет  детей сопровождать ритм отпечатков ритмом слов «кап-кап, кап-кап, кап-кап-кап». Проводится игра  c  зонтиком.

Конспект НОД №3 

 Тема: «Мухоморы»

Практическая часть. Воспитатель рассказывает детям о белочке, которая  хочет помочь лосёнку, который заболел . Белочка отправилась на его поиски мухомора , но забыла, как он выглядит. Воспитатель предлагает помочь белочке и выслушивает предложения детей. Дети решают  показать белочке, как выглядит мухомор. Воспитатель раздаёт детям аппликацию «Мухомор» без белых пятнышек и дети приступают к рисованию пальчиками на заготовленном шаблоне. В процессе работы воспитатель следит за тем, чтобы отпечатки пальцев были ритмичны. Дети окунают пальчик в краску и ставьте пятнышки на шляпку мухомора. При завершении рисования дети вытирают  пальчики салфеткой, и  воспитатель  с белочкой рассматривает  мухоморы. Белочка шепчет, что ей очень понравились все работы детей, и она вспомнила, как выглядит мухомор. Теперь ей пора в лес, она говорит всем спасибо и до свидания!

Конспект НОД №4 

 Тема: «Дед Мороз»

Практическая часть. Воспитатель зачитывает письмо от Деда  Мороза, который не может прийти и подарить детям подарки, потому что он загрустил и заболел. Воспитатель  предлагает деду Морозу сделать подарок - нарисовать его портрет. Когда дети нарисуют свои рисунки, их можно сложить в конверт и отправить  Дедушке Морозу.  Может Дед Мороз и выздоровеет тогда? Воспитатель  читает  стихотворение Л. Воронковой «Как у нашего Мороза». Воспитатель задаёт детям  наводящие вопросы, предлагает рассмотреть свои ладошки и сравнить с бородой. В ходе деятельности  воспитатель предлагает  детям нанести белую краску на одну  ладошку, опустив в блюдце с краской. Затем приложить окрашенную  ладошку пальцами вниз к бумаге и немного придержать. После поднять свою ручку и рассмотреть  полученный отпечаток. Затем клеим сверху смешной красный колпачок, вырезанный из цветной бумаги, и украшаем его ватой. Лицо Деда Мороза  дети могут  оформить, дорисовав глаза, нос и рот фломастером.

Конспект НОД №5

Тема «Ёлочка пушистая» (коллективная работа)

Практическая часть. Воспитатель рассказывает детям, о том ,что  красивая ёлка красуется в лесу среди белого снега и все лесные жители  любят играть около ёлочки. Но иногда ёлочка скучает, и воспитатель предлагает нарисовать ей подружку – красивую пушистую ёлочку. Далее воспитатель читает стихотворение «Ёлка» К. Даян, когда произносит слово – цвет, показывает треугольник , говоря о том, что ёлка похожа на него. Далее воспитатель предлагает детям рассмотреть свои ладошки и сравнить с мохнатыми еловыми лапами. Воспитатель предлагает ёлочку сделать пушистой, для этого нужно пальчики обмакнуть в светло-зелёную краску(показывая. как  можно получить данный оттенок), а ладошку в зелёный. В ходе рисования воспитатель детям необходимо прикладывать  окрашенную ладошку, немного придержать, затем повторить действие, прикладывая ручку ниже (можно два отпечатка рядом). После можно рассмотреть полученные отпечатки. После создания елки воспитатель предлагает детям украсит её снегом, рисуя  снег отпечатками пальчика то одним, то модульно ( несколько сразу).Дети  также изображают падающий снег, который превратился в небольшой сугроб.

 Конспект НОД №6

Тема: «Зимняя веточка рябины»

Практическая часть Воспитатель показывает зимний букет из веток рябины с гроздями, в котором спряталась маленькая  птичка  и предлагает полюбоваться рябинкой, читает стихотворение  Е. Михайленко «Кисть рябинки, гроздь калинки». А сейчас зима, на улице холодно и вот  птичка замёрзла и хочет погреться,  и угостить её любимым лакомством смогут, нарисовав  красные ягодки. Воспитатель спрашивает детей, как выглядит гроздь рябинки и как можно её изобразить и предлагает,  чтобы ягодки  получились аккуратными, ровными, дети рисуют пальчиками. Воспитатель показывает весь процесс рисования: ягодку нужно рисовать там, где заканчивается веточка, на самом конце: веточка-ягодка, веточка-ягодка, потом ягодки располагают рядом, ягодка под ягодкой. Показывает разные приёмы модульного рисования пальцем и предлагает дорисовать точечки рисованием ватной палочкой. Дети, сначала выполняют задание сухими пальцами, затем набирают краску и начинают рисовать на затонированном заранее листе, улавливая ритм рисования. Обязательно походу дается оценка  рисования.  По окончании рисования дети приглашают птичку попробовать своё любимое лакомство, та «клюёт» ягодки, говорит, что они очень вкусные, благодарит ребят.

Конспект НОД №7

Тема: «Компот из ягод в банке

Практическая часть        Воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой «Ягодки на кустиках» и  говорит, что  деткам пришла бабушка  Матрёна Она сообщила деткам, что наша гостья посетовала о том, что собрала много ягод красного цвета у себя на грядке, но вот беда, она устала и скорее всего не сможет сварить  компот на зиму. Не помогут ли ребята сварить вкусный , ароматный,   компот? Из-под пальчиков с красной гуашью, так и «ссыпались» красные ягодки в «баночки», ведь дети с удовольствием согласились помочь милой бабушке. Дети вместе с воспитателем замечают, что ягодки бывают разного размера и рассказывают,  как нарисовать можно их одним пальчиком или несколькими, как набирать краску на пальчик. Рисуют на вырезанных силуэтах банок разного размера, выбирая краску по своему усмотрению. Воспитатель помогает наводящими вопросами, выступая сторонним наблюдателем.

Конспект НОД №8

Тема: Снеговик

Практическая работа. Воспитатель рассказывает, что к ребятам в гости пришёл снеговик и рад познакомиться, поплясать, поиграть , да подарочки раздать. Он всем слепил снежки и хочет, чтобы  ребята  с ним поиграли и поплясали (раздает снежки.) Воспитатель предлагает вспомнить детям,  как сегодня лепили снеговика на прогулке, и рассматривает  сюжетную картинку «Дети лепят снеговика».   Далее проводится пальчиковая игра: «Лепим снеговика».  А для весёлого хоровода воспитатель предлагает нарисовать  разных снеговиков пальчиками, при этом  аккуратно использовать краски, обмакивать в них пальчик, рисовать круги по спирали, правильно ориентироваться на листе бумаги, следить за правильной  передачей пропорций. Для развития чувства цвета  воспитатель подчёркивает,  что следует обратить  внимание на то, что на темной бумаге лучше видны светлые цвета, а на светлой – темные.  Дети сами выбирают  листы бумаги тёмно-голубого, сиреневого цвета. Наводящими вопросами воспитатель предлагает  начинать рисование с самого большого круга, (по желанию детей снеговик может быть сделан из трёх или двух кругов). Можно украсить рисунок маленькими снежинками, еле касаясь кончиками пальцев листа, а внизу листа, где снежинок много у некоторых детей может появиться сугроб. После создания снеговиков воспитатель предлагает их рассмотреть и придумать имена.

Конспект НОД №9

Тема: «Бабочка-красавица». 

Педагог включает аудиозапись, привлекает внимание детей  к звукам природы, предлагает сесть на ковре в кружок и представить. что они сидят на лугу, а вокруг вас зеленая травка, много ярких цветов, ярко светит солнышко и  летают красивые бабочки. Воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой «Портрет бабочки» и предлагает сделать из двух  ладошек в воздухе бабочку, которая летает над цветком. Затем, воспитатель расспрашивает какого цвета у них бабочка и предлагает нарисовать свою бабочку  над цветом, раскрасив свою ладошку яркими красками и развернув определенным образом, ладошку прикладываем к вырезанному из картона  цветку. Дети сами подбирают необходимые краски  и носят их на нужную часть ладошки, в процессе рисовании дополняют  изображения деталями с помощью цветных фломастеров. В процессе работы воспитатель следит за движениями кисти детей, помогает советами.

Конспект НОД №10

Тема: «Веточка мимозы».

Практическая часть. Воспитатель обращает внимание, что  наступает прекрасное время года Весна. Вся природа просыпается от долго зимнего сна, ярко светит солнышко, начинает, появляются проталины и первые весенние цветы (рассматриваем иллюстрации). Дети встречают солнышко. Им в подарок оно принесло букет мимозы. Далее читается  детям стихотворение Е. Авдиенко «Мимоза» и рассказывает, что мимоза появляется у нас только весной и только на праздник мам и  привозят  её нам из теплых стран. Воспитатель предлагает детям сделать для мам подарок – нарисовать мимозу. В ходе  деятельности дети рассматривают веточку мимозы и описывают её (у мимозы есть веточка, листья, похожие на иголки сосны и маленькие желтые цветы, как  пушистые шарики).Затем предлагается обговорить с детьми последовательность изображения мимозы: сначала надо нарисовать веточку зеленой гуашью, на ней изобразить  пальчиком листья в виде ритмичных коротких полос, а на веточке с помощью пальчика нарисовать точки (цветы). В конце занятия сравните с ребятами настоящую и нарисованную ветки мимозы.

 Конспект НОД №11

Тема: «Гусеница».

 Практическая часть. Воспитатель предлагает устроить праздник сороконожке и пригласить к ней на День рождения  подружек красивых гусениц и поиграть с сороконожкой. Проводиться пальчиковая игра «Сороконожка». Далее дети приступают к рисованию, наносят на нужную часть пальчика краску (рисовать можно как кончиком пальца, так и фалангой), а чтобы  гусеница ползала и вверх, и вниз надо по-разному поворачивать палец.  Воспитатель поясняет, что рисовать можно сразу двумя красками,  опустив сначала в одну, потом тот же палей в другую краску, или можно чередовать и рисовать сразу двумя пальцами. У гусеницы тонкие ножки и их можно дорисовать фломастером

Конспект НОД №12

Тема: «Радуга-дуга».

Практическая часть. Воспитатель рассказывает о красивой волшебной радуге, которая живёт в сказочном месте и  иногда она выходит освещать весь мир как солнце и радовать всех, но злой колдун заколдовал её, и она стала вся серая. И ребятам предлагается расколдовать её, вспомнить все  цвета радуги и нарисовать пальчиками, смешать краски для новых оттенков и цветов. Воспитатель читает волшебное стихотворение Г.Лагздынь «Радуга». Дальше воспитатель рассказывает, что слово радуга означает радостная дуга или дуга солнца  и для  рисования нужно проводить широкие линии только в одном направлении (в виде дуги) пальцем. Воспитатель внимательно наблюдает, что делают дети.

Декоративное рисование

Конспект НОД №1

Тема: « Нарядное платье для Маши».  

 Практическая  часть. Воспитатель обращает внимание  на то, что в гости  пришла Маша из сказки «Маша и медведь» и она невесёлая. Маша говорит, что у  друга Мишки День рождения, у него будет много гостей. Он и Машу пригласил, но у неё нет нового красивого платья. Ребята предлагают помочь Маше и нарисовать ей красивые платья на выбор. Показывает на двух – трёх образцах возможные чередования цвета при рисовании пальчиками, отмечает наиболее яркие варианты. При показе у детей уточняются названия тех или иных цветов. В процессе деятельности корректируются нажим и количество набираемой краски. Дети, комбинируя простые элементы круги и овалы, волнистые линии и штрихи   находит первые конструкторские решения, можно нарисовать  много горошин на платье украсить и низ платья, а затем  нарисовать и  красивый поясок. При таком способе рисования можно использовать поочередно обе руки. Как итог кукле все платья понравились,  и она   их забирает, будет наряжаться.

Конспект НОД №2

Тема «Бусы для куклы»

Практическая часть. Воспитатель рассказывает детям, что сегодня для детей  сюрприз. К нам пришла одна гость(кукла Катя).  Воспитатель читает детям стихотворение Г. Бойко «Этой куклы кто не знает?» и показывает движения, соответствующие тексту, а дети повторяют. Воспитатель  рассказывает, что куклу пригласили на праздник и платье у нее нарядное, красивое, но она   хочет бусы. А где ей взять бусы? Предлагает развеселить нашу куклу и нарисовать бусы . Далее обсуждается как  обмакивать палец в краску и затем делать им отпечаток на листе бумаги, там, где нарисована ниточка. Наши бусинки будут сидеть рядом друг с другом, по всей длине ниточки (воспитатель заранее простым карандашом нарисовал ниточку на каждом листе бумаги).Воспитатель напоминает, что во время работы надо было следить за тем, чтобы дети рисовали подушечкой пальца и сам пальчик держали прямо и тогда бусинка получится круглой, а если рисовать фалангой пальца, то бусина получится овальной. Детям предлагается самостоятельно подобрать  краски по желанию  и попробовать  чередовать,  как и пальцы, так и цвет краски. В ходе  рисования можно предложить  печатать  разными пальцами (большим, указательным и мизинцем). Можно сделать бусы  и одного цвета, чередуя бусины по форме, для детей с более высоким уровнем возможно предложить и чередование как по форме, так и по цвету. Дети начинают рисовать, воспитатель в процессе рисования помогает детям, испытывающим затруднения, обращая их внимание на то, что бусинки нужно рисовать на «ниточке», нарисованной на листе бумаги.  Как итог, кукла, которая радуется и  даже не знает, какие  красивые бусы ей выбрать.

Сюжетное рисование

 Конспект НОД №1

Тема «Весёлые осьминожки»

 Практическая работа. Воспитатель предлагает детям помочь осьминожке найти друзей и произносит слово – цвет и показывает круг  фиолетового цвета, напоминая что осьминог по форме похож на него. Дальше предлагается игра-подражание (подвигать пальчиками словно  щупальцами, резко сжать в кулак и разжать их. отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик. С помощью ладошек, можно нарисовать целую семью осьминожек, по-разному поворачивая руки и посадить их на морское дно, с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца, и провести волнистые линии в нужном направлении а, а кулачком – ракушки. В конце рисования  и дорисовывается  к напечатанным элементам узнаваемые детали.

Конспект НОД №2

Тема  «Рыбки в аквариуме»

 Практическая часть   Воспитатель  читает  стихотворение И. Токмаковой

  «Где спит рыбка» , рассматривает иллюстрации  в книжке книге «Где спит рыбка»  Дальше предлагает поиграть , сделать рыбку из ладошек (складывают ладони вместе)и шевелят ладошками ( пальчиковая гимнастика.) После предлагается ребятам нарисовать свою рыбку и домик для неё (аквариум). Дети обсуждают, что будут рисовать (грунт, камешки, водоросли) и каким образом, подбирая необходимые  краски и нанося их на нужную часть кисти.   Воспитатель выступает сторонним наблюдателем. 

Конспект НОД №3

Тема « Самолёт в облаках»

 Практическая часть  Воспитатель показывает коробку с новой игрушкой вас. Он предлагает отгадать  загадку, и узнать  какая игрушка лежит в коробке. Воспитатель показывает детям игрушечный самолет, обращает внимание на его части и направление крыльев и  предлагает выбрать цветовое решение для  рисунка,  наводящими вопросами, подсказывает  приемы рисования пальчиком ( фалангой и кончиком ), а облака кулачком ( можно использовать сразу два цвета ( белый и синий). Подвижная игра «Самолеты» (проводится на ковре). В конце занятия все рисунки выставляет воспитатель на доске, обращает внимание детей, как много разных самолетов они нарисовали, как самолеты красиво летят в небе в разных направления( Воспитатель предлагает детям проимитировать как летит самолет, дети вместе с воспитателем летают по группе. Подвижная игра «Самолеты» (проводится на ковре). В конце рисования воспитатель дарит детям бумажные самолетики заранее приготовленные.

  Конспект НОД №4

 Тема «Полянка с одуванчиками»

Практическая работа. Воспитатель предлагает украсить пустую полянку цветами (одуванчикам), чтобы пчёлка могла скорее проснуться  и собирать нектар. Потом воспитатель показывает  круги из желтого картона, изображающие солнце и читает стихотворения Е. Серовой. «Одуванчик». Далее показывает, как набирать  на пальчик краску и  отпечатывать им вот пушистые шарики, точка за точкой, прикасаясь пальчиком к листу бумаги, несколько раз и посмотрите, чтобы получился  одуванчик. Дети продумывают композицию рисунка и  то, как будут рисовать травку. Перед рисованием проводится  пальчиковая гимнастика «Цветок» Воспитатель наблюдает как дети рисуют , используя всю плоскость листа.   Как итог дети превращаемся в пчелок, которые летают над полянкой, жужжат, присаживаются возле цветков ( круги из одуванчиков).

  Конспект НОД №4

 Тема « Ёжик в травке»

Практическая часть Воспитатель предлагает ребятам закрыть глазки и представить, что они в осеннем  лесу (музыка «Звуки леса»), затем показывает иллюстрации, фотографии с изображениями  Ветер шумит, деревья высокие и низкие, а вот под кустиком спрятался маленький ёжик, ждёт свою маму ежиху. Воспитатель предлагает  нарисовать ёжика и когда произносит слово-цвет, показывает кружок серого цвета. Поясняет, что ёжик серого цвета и показывает, как сделать такую краску. Далее детям предлагается рассмотреть свои ладошки и сравнить их с ёжиком. Читает загадку о ёжике. Пальчиковая гимнастика «Ежики» (сложить ладони, пальцы выпрямлены и переплетены). А теперь ежик свернулся клубочком (пальцы прижимаются, получается сцепленный «замочек»). В  ходе деятельности опустить правой руки в тарелочку с  серой краской, затем оставить  несколько отпечатков ладони в центре листа. А левой рукой придерживать лист бумаги. Потом, как можно дорисовать мордочку и лапки, дети пожеланию рисуют пальчиками травку и солнышко.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Рисуйте с детьми в нетрадиционной технике»

Дети дошкольного возраста не могут в полной мере овладеть способами реалистического изображения действительности. Вот тут и придут на помощь нетрадиционные техники рисования....

План работы с детьми по нетрадиционной технике рисования

Разработка плана работы по нетрадиционной технике рисования для старшей группы....

"Актуализация знаний воспитателей к личностно - ориентированному взаимодействию с детьми через нетрадиционные техники изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС

В этом учебном году наряду с нетрадиционнымитехниками изобразительной деятельности я, как всегда, старалась  осуществлять  личностно - ориентированный подход в воспитании дошкольников.Личнос...

Перспективное планирование кружковой работы с детьми по нетрадиционной техники рисования «Воображульки» во второй младшей группе.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических ...

Мастер-класс для родителей с детьми по нетрадиционным техникам рисования

Знакомство детей и родителей с нетрадиционными техниками рисования (печать штампом, монотипия, рисование по соли); Знакомство родителей с развитием творческих способностей детей....

Методические рекомендации родителям "Рисуем с детьми КОСМОС нетрадиционными техниками. "

12 апреля замечательный праздник — День Космонавтики. Когда-то космос казался недосягаемым, и вот уже через какие-то десятки лет туда сможет отправиться любой желающий. Может, это будут наши вос...

Мастер класс по рисованию с детьми-дошкольниками нетрадиционными техниками на осенние темы

В презентации приведены примеры и подробно показыны техники: рисование ватными палочками и пуантилизм, монотипия разных видов, рисование посредством отпечатков и фроттаж....