Гжель - голубая сказка
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Сыроватская Наталия Владимировна

Конспект  непрерыной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Цель данного занятия познакомить детей с народным творчеством "Гжелью". 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_gzhel.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему

«Гжель – голубая сказка»

Цель – знакомство детей с народным творчеством «Гжель»

Задачи.

Обучающие: расширять знания детей об истории гжельского промысла, формировать представление об элементах  гжельской росписи (растительные элементы - роза, листочки, завитки; бордюры – точки, линии, сетка, капельки), цветовой гамме; закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.

Воспитывающие: воспитывать уважение к труду мастеров, восхищаться красотой росписи.

Развивающие: развивать чувство цвета и ритма при составлении узора, развивать мелкую моторику, память, мышление, творческие способности.

Материал.

Наглядный: экран, ноутбук, видеоматериалы, аудиоматериалы, несколько образцов гжели,  таблица с элементами гжельской росписи,  образцы-пазлы с росписью.

Раздаточный: силуэты  посуды, гуашь синяя и белая, киста №2, палитра, влажные салфетки, емкость для воды, клеенки.

Предварительная работа.

- Знакомство с процессом изготовления посуды из глины.

- Посещение мини – музея в стенах детского сада.

- Предварительное рисование элементов бордюров (украшение новогодних шаров)

- Рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур принесенных заранее в группу.

Ход НОД:

  1. Мотивация.

Воспитатель вносит в группу «Волшебную коробку»

- Ребята, посмотрите, что я нашла возле нашей группы? Как вы думаете, что в ней может находиться?

- Предлагаю всем занять удобные места, не близко и не далеко (дети рассаживаются в круг перед телевизором или экраном)

- Открыть коробку мы сможем, если назовем цвета, которыми украшена коробка.

Дети называют (воспитатель должен обратить внимание, чтоб были названы оттенки синего)

Воспитатель открывает коробку. Звучит музыка. Достает из коробки Гжельскую птицу.

- Как вы думаете,  откуда прилетела эта птичка?

-Да, эта птица волшебна. Прилетела она к нам из города Гжель и приглашает нас на выставку. Но прежде чем отправиться, давайте вспомним основное правило:  внимательно смотреть и все запоминать. Готовы?

2. Основная часть.

2.1. Знакомство с новым материалом.

Воспитатель включает видеоролик.

- Понравилась вам выставка?

- На выставке чего вы были?

- Чем вам понравилась выставка?

-Чем походыжи все изделия?

- Какие цвета  использовали мастера для украшения посуды?

- Какие элементы росписи вы запомнили?

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

- Эту чудесную посуду изготавливают в городе Гжель, он располагается недалеко от Москвы.

- В этих местах в земле много глины, да глина не простая, а очень светлая, легкая. И мастера еще с древних времен делали из глины посуду. Получалась она белой, легкой и очень звонкой. Украшали сначала,  разными узорами. Да только, те узоры не всем нравились.

- Вот однажды зимой, собрались мастера и стали думать. Какие выбрать краски, чтоб от всех других ремесел отличаться? Как им найти такой узор, чтоб передать и красоту синего неба,  волшебство  зимних узоров, свежесть летних цветов…

- Вышли они на улицу и увидели синее – синее небо и решили, что для их белоснежной посуды – синий цвет, подходит больше всего.

- И вот уже больше полувека – радуют гжельские мастера людей своей волшебной, воздушной посудой.

-  И вам мастера передали  подарок.

Воспитатель достает из коробки конверты (внутри пазлы - образцы) и раздает детям.

- Откройте подарки. Ох, пока посылка к нам пришла вся гжельская посуда разбилась. Что нам делать?

- Соберите осколки, и мы с вами можем узнать, какими узорами была украшена посуда.

2.2. Разбор элементов росписи

После того как пазлы все собранны.

- Какие предметы у вас получились? Какой узор располагается в центре? Какой  узор - по краям?

Дети отвечают на вопросы, воспитатель выставляет на доску названные элементы. (растительные элементы - роза, листочки, завитки; бордюры – точки, линии, сетка, капельки)

- Волшебная Гжелевская птица, приготовила вам еще один подарок. Он лежит уже у вас на столах. Давайте пройдем и посмотрим.

- Какие подарки вы нашли? (силуэты посуды, краски и кисточки).

- Почему, ваши тарелки без рисунков? (Птица предлагает нам самим нарисовать узор).

- Молодцы! Но прежде чем украсить, вспомните какой узор, чаще всего мастера рисуют в центре? (Роза)

- Розы у гжельских мастеров получаются всегда разные. Мы с вами тоже нарисуем розу. Но сначала скажите, какие цвета нам понадобятся? (синий, голубой, белый).

2.3. Показ.

- Как  получить голубой цвет? (смешать два цвета синий и белый)        

- Надо сделать на палитре две капли синего и белого цвета. Рисовать розу будем пальце. Обмакните указательный палец в белой краске, а затем в синей. Сделайте в центре один мазок – маленький круг. Затем с боку еще один круг и протяните его вниз. Повторите с другой стороны. Добавьте еще по одному лепестку. Внизу надо нарисовать много маленьких кружков – это нижние лепестки.

- По бокам от розы надо добавит листьев. Наберите еще краски. Сделайте два длинных мазка – получиться лист.

- Можно пальцем нарисовать элементы по краям – кружки.

- Роза почти готова, что можно еще добавить?

- Тонкой кистью синей краской можно добавить завитков, усиков и ресничек (показ).

- Какой узор можно нарисовать по краям посуды? (дети предлагают варианты, педагог показывает варианты уже на готовых образцах).

- Подумайте, какой узор будет на вашей посуде. А пока вы придумываете, гжелевая птичка приглашает вас в свой волшебный сад.

Воспитатель  включает видеосюжет, где дети еще раз вспоминают основные элементы росписи.

2.4. Практическая часть.

Затем воспитатель предлагает начать работать. Во время работы включает аудиозапись (минус песни «Гляжу в озера синие...»)

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка (по усмотрению воспитателя, возможно с музыкальным сопровождением)

  1. Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, 
(кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, 
(потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. 
(сделать большой круг)

- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.

4. Рефлексия.

Воспитатель предлагает выложить все работы на большой стол.

 - Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера! Молодцы, все старались создать новые красивые узоры. А как называется эта роспись?

- Разойдитесь подальше. Посмотрите на ваши работы.  Какое у вас сейчас настроение? Во что превратился наш стол? Что напоминают вам эти узоры?

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гжель-голубая сказка.

Починки, 2012Тема: «Голубая сказка гжели» Цель: Формировать умения детей создавать узоры по мотивам гжельской росписи: бордюр и цветок на кружке.Задачи:Обучающая: Закреплять ...

Тема : « Голубая сказка Гжели»

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе « Голубая сказка Гжели»...

Презентация по ознакомлению детей с народным художественным промыслом Гжель "Голубая сказка"

Данная презентация знакомит детей дошкольного возраста с народными традициями и промыслами России, закладывает основу национальной культуры, формирует интерес и определенные основы знаний в многообраз...

Методическая разработка- презентация "Голубая сказка гжели"

Методическая разработка- презентация "Голубая сказка гжели"...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми "Голубая сказка-Гжель"

Конспект занятия кружка папье–маше. Тема: «Голубая сказка – Гжель»....

"Голубая сказка Гжели"

презентация к занятию...

Гжель-голубая сказка.

Починки, 2012Тема: «Голубая сказка гжели» Цель: Формировать умения детей создавать узоры по мотивам гжельской росписи: бордюр и цветок на кружке.Задачи:Обучающая: Закре...