РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ПРЕДДОШКОЛЬНИКА ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ.
проект по рисованию (младшая группа)
РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ПРЕДДОШКОЛЬНИКА ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ.
В первые три года своей жизни ребенок развивается стремительными темпами. Каждому знаком вид беспомощного новорожденного, но уже через несколько недель младенец превращается в весьма активного ребенка, покоряющего своей резвостью. Если на исходе первого года жизни младенец ползает по комнате и уже делает свои первые шажки, то в два года ребенок уже задает первые вопросы взрослым. Трехлетний ребенок – это уже маленькая личность, умеющая достаточно хорошо выразить себя, что проявляется в активном отношении к окружающему миру, в любопытстве и стремлении многое сделать самостоятельно, в желании участвовать во всем. Этот процесс в физическом и духовно-эмоциональном развитии ребенка в первые три года его жизни позволяет понять, какое огромное значение имеет этот период. Этот период справедливо считают временем расцвета, годами формирования творческих способностей. Именно на данном этапе ребенок – гениальный лингвист, почемучка, автор парадоксально глубоких мыслей. В раннем возрасте малыш особенно жадно открывает для себя мир. Творческие возможности ребенка в это время несравненно выше творческих возможностей взрослых.
В этом возрасте ребенок фактически в основных чертах проходит путь всего человечества. Советский психолог Л.С. Выготский, и его последователи Д.Б. Эльконин, А. Гезелл, Э. Клапаред, Л. Береславский, и др. приходят к единому мнению о наличии особой чувственности детей этого возраста к речевому, умственному, сенсорному, физическому, эстетическому развитию личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Возраст от года до трех многие называют «ходячим детством», ведь это первые шаги к взрослению, в период «ходячего детства» ребенок не только уверенно набирает в росте и весе, но и значительно совершенствует многие свои навыки и умения. Согласно современным исследованиям, Л. Выготского, Д. Эльконина, Л. Венгер, В. Мухиной и др., к трем годам развитие клеток головного мозга у детей уже завершено на 70-80%. Что же из этого следует? Что после трех уже поздно?
Именно об этом М. Ибука, председатель общества «Раннее развитие» в Японии, пишет в своей удивительной книге «После трех уже поздно»: «единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».
Теория М. Ибука, на мой взгляд, справедливо подвергает, полноту использования возможностей маленького ребенка, потенциала раннего возраста. Конечно, это не значит, что мозг и сам ребенок после трех лет перестает развиваться, Но можно предположить, что способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться "перекормить" или пере возбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.
Педагоги исследователи К. Печора, Г. Пантюхина, Л. Голубева утверждают, что «…у детей раннего возраста в коре головного мозга много так называемого незанятого поля, поэтому путем специального направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной деятельности». Ранний возраст – возраст овладения предметной деятельностью. От предметной деятельности генетически производны игра и изобразительная деятельность, которые, на первых этапах еще включены в нее. Если в игре ребенку важен сам процесс игры, действия, которое разворачивается в ней, то в изобразительной деятельности ребенок помимо действия, получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Кроме того, маленький творец в процессе изобразительной деятельности получает массу знаний, впечатлений, навыков, приобретает эмоционально-чувственной опыт и его представления об окружающем мире наполняются яркими, разноцветными красками. Поэтому, именно, изобразительную деятельность можно считать одним из источников гармоничного развития ребенка.
Начиная работу в первой младшей группе, я выделила для себя (по согласованию с родителями) приоритетным художественно - эстетическое направление развития детей. Любовь к рисованию, рукотворчеству и дизайну, интерес к нетрадиционным способам воплощения образа позволило мне определиться в работе с детьми, наметить систему педагогической деятельности.
Но прежде чем выстроить эту систему была проведена большая предварительная работа по изучению и анализу раздела «Изобразительная деятельность детей раннего возраста», разделы современных программ, а также педагогических технологий и методических пособий. В некоторых из них мной отмечены рекомендации по использованию элементов нетрадиционных техник, но в старшем дошкольном возрасте. Елена Альбиновна Янушко в своем методическом пособии «Рисование с детьми раннего возраста» предлагает использовать уже в раннем возрасте нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности.
Опыт работы показывает, что дети 2-3 лет еще не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не умеют регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги, проводить вертикальные, горизонтальные и замкнутые линии. Часто отсутствие этих умений сердит и расстраивает малышей.
Существует множество художественных приемов, которые уводят ребенка от этой проблемы, не загоняют его в рамки – это нетрадиционные техники изобразительной деятельности, которые развивают у детей с раннего детства творческие способности. Художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Именно в поисках таких разнообразных материалов и способов изображения в практике работы с маленькими детьми мной используются нетрадиционные техники: это рисование с помощью пальчиков, ладошек, плотной бумаги, слегка согнутым краем полоски бумаги, нитками, пряжей, рисование по сырому фону, в технике граттажа, монотипии и многих других. Рисование нетрадиционными приемами дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляции с цветом, эмоциональный отклик от быстрого достижения результата.
Учитывая вышесказанное, мною разработан инновационный проект, который направлен на закладку своеобразного «фундамента» для дальнейшего развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, позволяющих впоследствии перейти на следующую возрастную ступень. Разработку проекта я рассматриваю как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, взаимодействии с обогащенной окружающей средой, способ осуществления поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Мною поставлены задачи направленные на достижении цели, составлен план – схема проекта, проведён сбор и накопление материала, разработан перспективный план интегрированных творческих занятий, игр и других видов детской деятельности. Намечены пути взаимодействия с родителями по решению задач проекта и созданию развивающей среды.
Комплексный педагогический проект художественно-эстетического развития детей раннего возраста «После трех уже поздно».
1. Цель: создание благоприятных условий для реализации эмоциональных и продуктивных возможностей детей раннего возраста.
2. Задачи:
- Вызвать интерес детей к изобразительной деятельности.
- Развить цветовосприятие, цветоощущения, эмоциональную отзывчивость на цвет, творческую активность через использование нетрадиционных изобразительных техник.
- Создать благоприятные условия для того, чтобы ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.
- Побудить детей вносить дополнения в изображение в процессе сотворчества.
- Формировать эстетическое отношение к предметному окружению и дизайну быта.
- Привлечь родителей к участию в творческом процессе.
3. Выполнение проекта. Практическая часть.
Содержание проекта распределяется по 4 блокам:
1 блок: «Чудесные ладошки» Интеграция познавательной и изобразительной деятельностей.
2 блок: «Разноцветная радуга». Игры на развитие цветовосприятия.
3 блок: «Мир вокруг» Детский и взрослый дизайн в развивающей среде.
4 блок: «Вместе». Взаимодействие с родителями.
Библиографический список:
- Люблинская А. А. Детская психология. М., «Просвещение», 1971. – 415с
- Масару Ибука. После трех уже поздно /Пер. с англ. М. и Н. Перовых – М.: РУССЛИТ, 1991. - 96 с.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 176 с.
- Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1 - 3 года)/ Е. А. Янушко - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - с.64.
- Эльконин Д.Б. Детская психология / Под ред. Б.Д Эльконина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пальчиковые игры – средство развития гармоничной личности»
Пальчиковые игры способствуют развитию доброжелательности, как между детьми, так и между ребенком и взрослым. Различные персонажи игр – пчелки, котята, поросята, зайчики привлекают детское внимание и ...
"Наша задача-вырастить ребенка творчески развитой гармоничной личностью."
Чаще всего воспитатели находятся в бесконечном поиске, стараются не повторять один и тот же путь с разными группами детей, в результате постоянных поисков, экспериментов, рождаются новые идеи, техноло...
«Пальчиковые игры – средство развития гармоничной личности»
«Пальчиковые игры – средство развития гармоничной личности»...
Консультации для родителей: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное...
консультация для родителей ""Творчество- залог развития гармоничной личности ребенка.
Творчество- залог развития гармоничной личности ребенка....
«Развитие эмоциональной сферы детей, как фактора развития гармоничной личности»
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста....
Приобщение дошкольника к искусству, как важный фактор развития гармоничной личности ребенка
Приобщение дошкольника к искусству, на мой взгляд, считается немаловажным фактором в формировании развития гармонично развивающейся личности ребенка. Что дает это формирование интереса к искусству у р...