РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ПРЕДДОШКОЛЬНИКА ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ.
проект по рисованию (младшая группа)

Снигирёва Наталья Федоровна

РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ПРЕДДОШКОЛЬНИКА ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ.

 В первые три года своей жизни ребенок развивается стремительными темпами. Каждому знаком вид беспомощного новорожденного, но уже через несколько недель младенец превращается  в весьма активного ребенка, покоряющего своей резвостью. Если на исходе первого года жизни младенец ползает по комнате и уже делает свои первые шажки, то в два года ребенок уже задает первые вопросы взрослым. Трехлетний ребенок – это уже маленькая личность, умеющая достаточно хорошо выразить себя, что проявляется в активном отношении к окружающему миру, в любопытстве и стремлении многое сделать самостоятельно, в желании участвовать во всем. Этот процесс в физическом и духовно-эмоциональном развитии ребенка в первые три года его жизни позволяет понять, какое огромное значение имеет этот период. Этот период справедливо считают временем расцвета, годами формирования творческих способностей. Именно на данном этапе ребенок – гениальный лингвист, почемучка, автор парадоксально глубоких мыслей. В раннем возрасте малыш особенно жадно открывает для себя мир. Творческие возможности ребенка в это время несравненно выше творческих возможностей взрослых.

 В этом возрасте ребенок фактически в основных чертах проходит путь всего человечества. Советский психолог Л.С. Выготский, и его последователи  Д.Б. Эльконин, А. Гезелл, Э. Клапаред, Л. Береславский, и др. приходят к единому мнению о наличии особой чувственности детей этого возраста к речевому, умственному, сенсорному, физическому, эстетическому развитию личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Возраст от года до трех многие называют «ходячим детством», ведь  это первые шаги к взрослению, в период «ходячего детства» ребенок не только уверенно набирает в росте и весе, но и значительно совершенствует многие свои навыки и умения. Согласно современным исследованиям, Л. Выготского, Д. Эльконина, Л. Венгер, В. Мухиной и др.,  к трем годам развитие клеток головного мозга у детей уже завершено на 70-80%. Что же из этого следует? Что после трех уже поздно?

 Именно об этом М. Ибука, председатель общества «Раннее развитие» в Японии, пишет в своей удивительной книге «После трех уже поздно»:  «единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

Теория М. Ибука, на мой взгляд, справедливо подвергает,  полноту использования возможностей  маленького ребенка, потенциала раннего возраста. Конечно, это не значит, что мозг и сам ребенок после трех лет перестает развиваться,  Но  можно предположить, что способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться "перекормить" или пере возбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.

Педагоги исследователи К. Печора, Г. Пантюхина, Л. Голубева утверждают, что «…у детей раннего возраста в коре головного мозга много так называемого незанятого поля, поэтому путем специального направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной деятельности». Ранний возраст – возраст овладения предметной деятельностью. От предметной деятельности генетически производны игра и изобразительная деятельность, которые, на первых этапах еще включены в нее. Если в игре ребенку важен сам процесс игры, действия, которое разворачивается в ней, то в изобразительной деятельности ребенок помимо действия, получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Кроме того, маленький творец в процессе изобразительной деятельности получает массу знаний, впечатлений, навыков, приобретает эмоционально-чувственной опыт и его представления об окружающем мире наполняются яркими, разноцветными красками. Поэтому, именно, изобразительную деятельность можно считать одним из источников гармоничного развития ребенка. 

Начиная работу в первой младшей группе, я выделила для себя (по согласованию с родителями) приоритетным художественно - эстетическое направление развития детей. Любовь к рисованию, рукотворчеству и дизайну, интерес к нетрадиционным способам воплощения образа позволило  мне определиться в работе с детьми, наметить систему педагогической деятельности.

Но прежде чем выстроить эту систему была проведена большая предварительная работа по изучению и анализу раздела «Изобразительная деятельность детей раннего возраста»,  разделы современных программ, а также педагогических технологий и методических пособий. В некоторых из них мной отмечены  рекомендации по использованию элементов нетрадиционных техник, но в старшем дошкольном возрасте. Елена Альбиновна Янушко в своем методическом пособии «Рисование с детьми раннего возраста» предлагает использовать уже в раннем возрасте нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности.

Опыт работы показывает, что дети 2-3 лет еще не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не умеют регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги, проводить вертикальные, горизонтальные и замкнутые линии. Часто отсутствие этих умений сердит и расстраивает малышей.

Существует множество художественных приемов, которые уводят ребенка от этой проблемы, не загоняют его в рамки – это нетрадиционные техники изобразительной деятельности, которые развивают у детей с раннего детства творческие способности. Художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Именно в поисках таких разнообразных материалов и способов изображения в практике работы с маленькими детьми мной используются нетрадиционные техники: это рисование с помощью пальчиков, ладошек, плотной бумаги, слегка согнутым краем полоски бумаги, нитками, пряжей, рисование по сырому фону, в технике граттажа, монотипии и многих других. Рисование нетрадиционными приемами дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляции с цветом, эмоциональный отклик от быстрого достижения результата.

 Учитывая вышесказанное, мною разработан инновационный проект, который  направлен на закладку своеобразного «фундамента» для дальнейшего развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, позволяющих впоследствии перейти на следующую  возрастную ступень. Разработку проекта я рассматриваю как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, взаимодействии с обогащенной окружающей средой, способ осуществления поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Мною поставлены задачи направленные на достижении цели, составлен план – схема проекта, проведён сбор и накопление материала, разработан перспективный план интегрированных творческих занятий, игр и других видов детской деятельности. Намечены пути взаимодействия с родителями по решению задач проекта и созданию развивающей среды.

Комплексный педагогический проект художественно-эстетического развития детей раннего возраста «После трех уже поздно».

1. Цель: создание благоприятных условий для реализации эмоциональных и продуктивных возможностей детей раннего возраста.

2. Задачи:

  1. Вызвать интерес детей к изобразительной деятельности.
  2. Развить цветовосприятие, цветоощущения, эмоциональную отзывчивость на цвет, творческую активность через использование нетрадиционных изобразительных техник.
  3. Создать благоприятные условия для того, чтобы ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.
  4. Побудить детей вносить дополнения в изображение в процессе сотворчества.
  5. Формировать  эстетическое отношение к предметному окружению и дизайну быта.
  6. Привлечь родителей к участию в творческом процессе.

3. Выполнение проекта. Практическая часть.

   Содержание проекта распределяется по 4 блокам:

1 блок: «Чудесные ладошки» Интеграция познавательной и изобразительной деятельностей.

2 блок:  «Разноцветная радуга». Игры на развитие цветовосприятия. 

3 блок:  «Мир вокруг» Детский и взрослый дизайн в развивающей среде.

4 блок:  «Вместе». Взаимодействие с родителями.

Библиографический список:

  1. Люблинская А. А. Детская психология. М., «Просвещение», 1971. – 415с
  2. Масару Ибука. После трех уже поздно /Пер. с англ. М. и Н. Перовых – М.: РУССЛИТ, 1991. - 96 с.
  3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в  дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 176 с.
  4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1 - 3 года)/ Е. А. Янушко - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - с.64.
  5. Эльконин Д.Б. Детская психология / Под ред. Б.Д Эльконина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
  6. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые игры – средство развития гармоничной личности»

Пальчиковые игры способствуют развитию доброжелательности, как между детьми, так и между ребенком и взрослым. Различные персонажи игр – пчелки, котята, поросята, зайчики привлекают детское внимание и ...

"Наша задача-вырастить ребенка творчески развитой гармоничной личностью."

Чаще всего воспитатели находятся в бесконечном поиске, стараются не повторять один и тот же путь с разными группами детей, в результате постоянных поисков, экспериментов, рождаются новые идеи, техноло...

«Пальчиковые игры – средство развития гармоничной личности»

«Пальчиковые игры – средство развития гармоничной личности»...

Консультации для родителей: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное...

консультация для родителей ""Творчество- залог развития гармоничной личности ребенка.

Творчество- залог развития  гармоничной личности ребенка....

«Развитие эмоциональной сферы детей, как фактора развития гармоничной личности»

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста....

Приобщение дошкольника к искусству, как важный фактор развития гармоничной личности ребенка

Приобщение дошкольника к искусству, на мой взгляд, считается немаловажным фактором в формировании развития гармонично развивающейся личности ребенка. Что дает это формирование интереса к искусству у р...