Программа дополнительного образования студии Арт - рисование песком "Волшебный песок"
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя группа)

 Гладышева Марина Фёдоровна

С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №78 г. Мурманск

Принята

на педагогическом совете

протокол №

            2019 г

Рабочая программа

кружка по обучению рисованию песком

«Волшебный песок»

для воспитанников с 3-5 лет

                                                             Составитель:  Гладышева Марина Фёдоровна

                                                                                   воспитатель

 Мурманск

2019

Содержание программы

1.Пояснительная записка………………………………………………………………….3

2. Цели и задачи программы………………………………………………………………4 3.Содержание программы…………………………………………………………………5

4. Календарно-тематическое планирование в младшей группе………………………..5

4. Календарно-тематическое планирование в средней группе…………………………7

5. Требование к уровню подготовленности воспитанников……………………………7

6. Способы проверки результатов освоения программы………………………………..8

7 Таблица для фиксации результатов мониторинга……………………………………..8

8.Перечень основных средств обучения………………………………………………….8

9. Информационно-методическое обеспечение………………………………………….9

10.Приложения

11.Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия……10-11

12. Примерные конспекты занятий

13. ООД в младшей группе «Светит солнышко ………………………………………..12

14. ООД в средней группе «Зимний пейзаж»…………………………………………..15

Пояснительная записка

«Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьется разум»

Карл Густав Юнг

С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано.

Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. В этой связи особо актуальным становится воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, чувство прекрасного.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.  Этот необычный вид искусства называется «Sandart», в переводе  "Искусство песка".

 Песок - та же краска, только работает по принципу "Света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

Разработка рабочей программы  «Волшебный песок» обусловлена:

1. Нормативно-правовой базой:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.;
  • «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности        по  основным образовательным программам дошкольного образования» принятым  приказом №1014 от 30.08.2013г. Министерством образования и науки Российской  Федерации;
  • Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. «Об утверждении Федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования».

        2. Социальным заказом родителей.

        3. Желанием самих детей.

Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой. Программа является эмоционально – развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к реализуемой в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 78 г. Мурманска  примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», составленную в соответствии с ФГОС ДО , под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой.

 

Цели и задачи программы:  

Цель: развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе

Задачи:

  • Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику,  творческие способности детей в процессе выполнения упражнений с песком;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе в процессе рисования песком;
  • развивать наглядно-образного, творческого и критического мышления детей дошкольного возраста при выполнении заданий;
  • формировать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Принципы и подходы к формированию программы

 Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели.

Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.

Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование таких умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми:  максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

Планируемые результаты освоения программы:

  • Развиты тонкие тактильные ощущения, мелкая моторика,  творческие способности детей в процессе выполнения упражнений с песком;
  • Развиваются коммуникативные навыки;
  • У детей формируется наглядно-образное, творческое мышление  при выполнении заданий;
  • У детей сформированы положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения

Программа рассчитана на один год обучения, предусматривает организацию групповой и индивидуальной работы с детьми 3-5 лет в количестве 72 учебных часов с режимом проведения 2 раза в неделю с октября по май включительно. Длительность занятий составляет 15-20 минут.

Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный – в октябре, итоговый в мае).

Содержание программы

Содержание программы включает в себя два основных блока

Блок 1."Великолепные линии, интересные фигуры».

Познакомить детей с техникой рисования песком.

Учить детей рисовать пальцем завитки. Учить приему прищипывания, насыпания песка.
Блок 2. "Сюжетное рисование".

Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение, рисовать пальцами синхронно. Побуждать к творческим замыслам и решениям, развивать фантазию, закреплять знакомые приемы. Учить творчески выражать свой замысел, закреплять способы рисования. Развивать чувство композиции, чувство фактурности. Развивать  тактильную чувствительность  и моторику пальцев.

Календарно-тематическое планирование занятий в младшей группе:

Месяц

Наименование темы

Количество  занятий

Октябрь

“Волшебство линий. Роспись песком”

1

 Геометрические фигуры

1

 « Маленький и большой дождь»

1

Большие и маленькие мячи»

1

«Бублики»

1

«Яблоки и ягоды»

2

«Грибы»

1

Ноябрь

Разноцветный ковер из листьев

1

Варим варенье

1

 Заготавливаем овощи на зиму

1

Натюрморт

2

«Нарисуй что- то круглое»

1

Зайка беленький сидит

1

«Снежинки бывают разные»

1

Декабрь

«Снежные комочки маленькие и большие»

1

«Снеговик»,

1

«Деревья на нашем участке»

1

«Зимний лес»

2

Новогодняя ёлка

2

«Нарисуй какую хочешь игрушку»

1

Январь

Новогодняя елка с огонькам и шариками»

1

Украсим рукавичку домик

1

«Красивая салфеточка»

1

«Прекрасное рядом» (по замыслу)

1

Февраль

«Деревья в снегу»

2

«Самолеты стоят на аэродроме»

1

«Веселые вертолеты»

1

««Красивая птичка»

1

Разноцветные истории (по замыслу)

1

«Светит солнышко»

1

Март

Цветы для мамы

2

«Маленькая Маша» (по мотивам потешки)

1

Весенняя капель

2

«Украсим кукле платьице»

1

«Скворечник для птиц»

1

«Рисование по замыслу»

1

Апрель

«Светит солнышко в окошко»

1

«Прилетели птицы, галочки, синицы»

2

«Цыплята гуляют на лугу»

1

«Уточки плавают в пруду»

1

«Одуванчик на траве»

1

«Цветочная полянка»

1

«Прекрасное рядом» (по замыслу)

1

Май

«Рисуем домашних животных»

1

Бабочки

2

«Рыбки плавают в аквариуме»

1

Летний пейзаж (рисование деревьев)

2

Стихотворение на песке

1

Песочные фантазии

1

Календарно-тематическое планирование в средней группе

Месяц

Наименование темы

Количество  занятий

Октябрь

“Волшебство линий. Роспись песком”

2

 Геометрические фигуры

2

 «Яблоки и ягоды»

2

«Грибы»

1

« Сказочное дерево»

1

Ноябрь

Осень в лесу (рисование деревьев)

2

Варим варенье

1

 Заготавливаем овощи на зиму

1

Натюрморт

2

Зайка беленький сидит

1

«Снежинки бывают разные»

1

Декабрь

«Снеговик»,

1

«Девочка в зимней шубке»

1

«Снегурочка»

1

«Дед Мороз»

1

«Зимний лес»

2

Новогодняя ёлка

2

Январь

Зимний пейзаж

2

Морозные узоры на стекле

2

Домашние животные

2

Февраль

«Прекрасное рядом» (по замыслу)

1

«Транспорт», «Я шофером стать хочу, пусть меня научат»

1

«Самолет, самолет, позови меня в полет»

1

«Веселые вертолеты»

1

Разноцветные истории (по замыслу)

1

Март

Цветы для мамы

2

«Птички прилетели на кормушку»

1

Весенняя капель

2

«Украсим кукле платьице»

1

«Сказочный домик-теремок»

1

Апрель

Планета Земля

1

Планеты Солнечной системы

1

«Я космонавт»

1

Мчат нас быстрые ракеты, на далекие планеты

1

«Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок»

1

«Волк  семеро козлят» сказка на песке

1

Выдумщики и превращалки

1

Май

Насекомые

2

«Одуванчик желтый сарафанчик»

1

«Рыбки плавают в аквариуме»

1

Летний пейзаж

2

«Песочные фантазии»

1

Требования к уровню подготовленности воспитанников

  • научатся использовать световой стол и песок для создания изображений;
  • отличать приёмы создания фона (наброс и насыпание);
  • отличать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
  • будут рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • умения работать кистью и пальцами обеих рук;
  • координации руки и глаза;
  • овладение техническими умениями: регуляция силы движений,
  • определенная амплитуда, скорость, ритмичность;
  • умение изменять размах и направление движения руки при рисовании;
  • гармоничное сочетание линий, цвета и тени;
  • развитие плавности, изящества и точности движений (старший дошкольный возраст)

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется  с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А, О. М. Дьяченко,В. Мытацин, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия, моторики руки.

Таблица для фиксации результатов мониторинга

Ф.И. ребенка

Возраст

Уровни развития

Развитие воображения

Развития восприятия

Развитие моторики руки

Перечень основных средств обучения

1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:

  • световые столы.

2. Материалы и инструменты:

  • просеянный песок;
  • цветные камни;
  • кисточки;
  • трафареты;
  • коллекция фигурок

3. Инструкция по технике безопасности.

4. Специальная литература

Информационно-методическое обеспечение

1. Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/ – О.А. Белоусова.Журнал«Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.;

2. Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитиюдошкольников Текст/Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова.  - М.: ВАКО, 2005г.- 156с.;

3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная

Игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;

4. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Коррекционные, развивающие иадаптирующие игры. —  Текст/Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Детство-Пресс, 2002- 198с.

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Практикум по креативной

терапии. — Текст/Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваМ.: Речь, 2003- 156с.;

6. ЗейцМариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – Текст /ЗейцМариеллаМ.:ИНТ,2010-112с.;

7. Сажина, С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические

рекомендации.- Текст С. Д.Сажина М.: ТЦ Сфера, 2007-67с.;

8. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:

подготовительная группа: программа, конспекты: пособие для педагогов

дошкольных учреждений.-Текст /.Г.С. ШвайкоМ. гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2003-117с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. http://www.sandpictures.ru

2. http://www.jlady.ru

3. http://www.u-sovenka.ru

4. http://www.vita-studia.com

5. http://www.mc-art.ru

Приложение 1

Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия

1.Что это может быть? (зрительно) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А

Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например двойной круг, десяти конечная звезда, буква "Х"). Они должны придумать названия к картинкам и объяснить их.

Как можно использовать этот предмет?

Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо предмета, например пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др.

Рисование "Чего на свете не бывает?"

Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например рыба плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр.

"Что не дорисовано?"++

На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать.

Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?"  В. Мытацин

Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает. Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой.

Тест "Дорисуй предметы"

Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания – 10 мин.

Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 12 предметов - высокий уровень; 8-9 предметов - средний; 5 предметов – низкий

Методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко)

Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение

оригинальности решения задач на воображение.

Оборудование: Набор из десяти карточек с нарисованными на них

фигурами(контурное изображение частей предметов, например, ствол с

одной веткой, кружок- голова с двумя ушами и т.д.), простые геометрические

фигуры(треугольник, круг, квадрат и т.д.), цветные карандаши, бумага.

Порядок исследования:

Ребёнку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась

красивая картина.

Обработка и анализ результатов.

Количественная оценка степени оригинальности производится подсчётом

количества изображений, которые не повторялись у ребёнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки

в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент

рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из

шести типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребёнок ещё не принимает задачу на

построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не

дорисовывает его, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).

1 тип – ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается

изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное,

лишённое деталей;

2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными

деталями;                  

3 тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой-

нибудь воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая

зарядку);

4 тип – Ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету

(н-р: девочка гуляет с собакой);

5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4

типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребёнок

(кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из второстепенных

элементов для создания образа воображения ( треугольник уже не крыша, а

грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих

проявлений в рисунках детей:

Низкий уровень – ребёнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на

воображение;

Средний уровень - ребёнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач

на воображение; Высокий уровень - ребёнок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение

ООД в младшей группе .Тема «Светит солнышко».

Образовательные задачи:

  • формирование навыка  экспериментирования с песком;
  • обогащение  тактильного опыта  у воспитанников;

 Развивающие задачи:

  • развитие  кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;  
  • развитие речевой активности    в процессе познавательной деятельности и игре.  

 Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность;
  • вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

 Оборудование:

  • световой стол и стулья на каждого ребенка;  
  • карманный фонарик (луч); 
  • магнитная доска; 
  • песок; 
  • предметные картинки «Правила техники безопасности при работе с песком»; 
  • магнитофон; 
  • камешки  разного размера.

Ритуал начала занятия. Игра «Волшебный камешек» (музыкальное сопровождение)

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.

Ход:   

Воспитатель: «Расслабьтесь,  положите руки на столы,  ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке  появится волшебный камешек» 

 Воспитатель кладёт каждому в ладонь камень.   При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Воспитатель напоминает, что всё тело надо расслабить. После   дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Воспитатель говорит: Посмотрите на свои камешки, сожмите их в кулачке.  Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными, самыми внимательными, самыми послушными и всё, что вы  будете делать, у вас обязательно  всё будет получаться. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Загадка:         Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.

                        Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)

Воспитатель: Правильно, перед Вами песок

А вы любите с песочком играть? Прежде чем мы начнем играть с песочком, давайте вспомним правила игры с песком

Правила игры с песком

Здесь нельзя-кусаться, драться

И морским песком кидаться!

Воспитатель: Молодцы.

 Ярко солнышко сияет

 И ребяток приглашает

 Поиграть сейчас в песочек

 Речки ласковый дружочек,

 Это очень интересно,

 Увлекательно, чудесно.

Упражнения «Здравствуй песок!»   Игра «Чувствительные ладошки»:

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

 Воспитатель:  Возьмите    свой волшебный камешек.   Погрузите свои руки в песочек, спрячьте его. Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка. Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный ...) 

Воспитатель:  Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.

                          Залезай в него, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

  2. Игра «Необыкновенные следы» Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

 «Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ..

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

 «Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение  

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

Воспитатель: Посмотрите, какие получились интересные следы.

Педагог: Ребята, а сейчас  предлагаю сыграть в игру «Песочный круг».

Правила игры просты: вы можете нарисовать любыми способами круг и украсить его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д. После этого вам нужно дать название своему песочному кругу, рассказать о нем.

Так же можно украсить отпечатки своих ладоней, придумайте историю о каждом пальчике: кто он такой, что он любит и не любит

- Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение.

Педагог: Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной  Песка . Узнали, какой бывает песок. Чем отличается сухой песок от влажного? А что нового узнали вы? (Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

ООД в средней группе. «Зимний пейзаж»

Цель ООД:

  1. формировать представления о песке как объекте неживой природы, его свойствах (из сырого песка хорошо лепить, сухой песок рассыпается, он рыхлый, сыпучий);
  2. закрепить знания детей о жанре живописи – пейзаж, учить видеть пейзаж в песочной анимации и понимать его содержание;
  3. развивать у детей познавательную активность и любознательность;
  4. развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику руки;
  5. развивать и поддерживать интерес к процессу рисования песком, закреплять и отрабатывать приемы рисования песком на стекле;
  6. развивать речевую активность, способствовать активизации и обогащению словаря: песок сыпучий, сухой, рисование песком, песочные картины, картины из песка, пейзаж; учить образовывать новые слова;
  7. воспитывать аккуратность в работе с песком.

Материал и оборудование:

            - стол с подсветкой для рисования песком;

            - компьютер;

            - запись произведения классической музыки для детей;

            - видеозаставка «В гостях у сказки», видеоролик «Рисование песком»;

            - контейнеры с желтым (морским) и белым песком, салфетка;

            - игрушки-куклы – Песочный Король и Песочная Королева.

Предварительная работа:беседа о свойствах и назначении песка;  просмотр презентации «Зачем нужен песок?».

Ход ООД:

Заставка «В гостях у сказки».

 Воспитатель:  Ребята, вы любите сказки? (Да.) Тогда сегодня я предлагаю вам отправиться в сказочную страну. Вы готовы со мной отправиться в это замечательное путешествие? (Да.) Закройте глазки. Вокруг себя вы повернитесь

                                   И в сказочной стране вы окажитесь!

 Воспитатель: Вот мы с вами и попали в сказочную волшебную страну. А правят этой страной Песочный Король и Песочная Королева. Посмотрите, в этой сказочной стране нас встречают Песочный Король и Песочная Королева. Они приготовили для вас сюрприз.  Узнать, что здесь можно, отгадав загадку:

       Он и желтый, и сыпучий,

       Во дворе насыпан кучей,

       Если хочешь, можешь брать,

     Целый день в него играть.

Воспитатель:  Что это? (Песок.) Почему вы думаете, что это песок? (Он желтого цвета, сухой песок сыпучий, во дворе насыпан в песочнице, из мокрого песка можно лепить.) Из какого песка можно лепить? Почему? (Ответы детей.)

-Воспитатель: Что здесь? Чем отличается песок? (Цветом.) Это желтый песок, морской, а это белый кварцевый песок (показываю). Из чего состоит песок? (Песок состоит из отдельных песчинок.) Бывает крупный песок, он состоит из крупных песчинок и мелкий песок, он состоит из мелких песчинок. Посмотрите на наш песок. Из каких песчинок состоит морской песок? А кварцевый? Потрогайте песок, какой он на ощупь? (Песок рассыпчатый, сухой, холодный, сыпучий.) Существует много разновидностей песка. Песок, который добывают в море называется … (морской), в реке - … (речной), в строительстве используют … (строительный) песок.

Воспитатель: Ребята, где можно встретить песок? (В песочнице, в море, в реке, в пустыне, в аквариуме, в песочных часах и т. п.) Молодцы!

Воспитатель:  Дети, подскажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.) А можно ли сейчас лепить из песка? (Нет.) Почему? (Стало холодно, песок замерз, все покрыто снегом.)

Воспитатель: А в нашей волшебной стране, куда мы попали, играть с песком можно круглый год: и зимой, и летом. Давайте  вспомним правила обращения с песком:

Правила игры с песком

Здесь нельзя-кусаться, драться

И морским песком кидаться!

Воспитатель: Молодцы.

 Ярко солнышко сияет

 И ребяток приглашает

 Поиграть сейчас в песочек

 Речки ласковый дружочек,

 Это очень интересно,

 Увлекательно, чудесно.

- Правила обращения с песком мы вспомнили, давайте вспомним приемы рисования песком. Подойдите к столам. (Дети подходят к столам.)

- Воспитатель: Давайте «поздороваемся» с песком. Дотроньтесь до него пальчиками правой, а теперь левой руки. А теперь разровняйте песок ладошками. Какой песок на ощупь: теплый или холодный? Давайте «согреем» песок своими руками, отдадим ему частичку своего тепла. А теперь вспомним приемы рисования на песке. Расскажите, чем можно рисовать на песке. (Ответы детей.)

- Воспитатель: Правильно, рисовать можно одним или несколькими пальчиками, ребром ладони, кулачком, тыльной стороной ладони, вот этой частью (здесь и в дальнейшем одновременно показываю и объясняю детям). Если вам что-то не понравилось или вы захотели что-то изменить в своем рисунке, вы можете разровнять песочек и продолжить рисовать.

- Воспитатель: Давайте вспомним, как можно рисовать елочку. Одним пальчиком, начиная со ствола, из треугольников, двумя указательными пальчиками правой и левой руки (показываю).  Как вы нарисуете снежные сугробы? (Ответы детей.) Верно, можно провести волнистую линию одним пальчиком или несколькими пальчиками одновременно.

Воспитатель:  Поможет вам придумать и нарисовать картинку на песке спокойная классическая музыка немецкого композитора Баха. Пока она звучит, вы будете рисовать свои картины, а когда она закончится, мы посмотрим, что у вас получилось.

- Воспитатель: Давайте посмотрим, что вы нарисовали. (Дети рассказывают про картины друг друга.)Ребята, очень красивые песочные картины у вас получились. Но жаль, что они недолговечны и от одного дуновения ветерка или даже вашего дыхания, они могут исчезнуть, разлететься, рассыпаться.

 Воспитатель: Как же нам сделать так, чтобы эти песочные пейзажи смогли увидеть ваши друзья, родители? (Ответы детей.)

 Воспитатель: А я, кажется, придумала: давайте попросим сфотографировать ваши песочные пейзажи, а потом покажем их всем и вы сами еще раз сможете полюбоваться своими картинами.

Воспитатель:  Вам понравилось наше необычное путешествие в сказочную песочную страну? (Да.) А теперь давайте скажем нашей волшебной Песочной стране, Песочному Королю и Песочной Королеве: «Спасибо! До свидания! До новых встреч!» (Дети уходят в группу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования студии по изобразительному искусству «Чародеи»

Программа дополнительного образования студии по изобразительному искусству "Чародеи" предназначена для воспитателей старших и подготовительных групп, а также специалистов по изобразительной деятельнос...

Программа дополнительного образования студии по художественному творчеству «Чародеи» (детский дизайн из бумаги)

Цель программы: формирование разносторонней ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста посредством дизайн-деятельности  в работе с бумагой....

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» средний возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Программа дополнительного образования студии "АБВГдейка"

Программа составлена на основе методики Н.С. Жуковой, программы «Ломоносовская школа» С.В. Пятак, В. А. Ягупова, В. В. Коноваленко. Сформирован блок  занятий рассчитанный на двухлетни...

Программа дополнительного образования "Студия этикета"

Всех нас с детства учат этикету, вежливости и правильному поведению. Чтобы в будущем, нам не стыдно было показаться в обществе. Нас наши родители учили, чтобы мы были опрятными, выглаженными и приветл...