Дополнительная общеобразовательная рабочая программа «Радуга красок» по направлению «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
тест по рисованию (старшая группа)

Алиева Ханпери Алихановна

Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №10 «Белочка»

Дополнительная общеобразовательная рабочая программа   «Радуга красок»

по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

http://detsadmickeymouse.ru/93/23.jpg

Автор программы:

Алиева Ханпери Алихановна

Нижневартовск, 2018-2019

Содержание

      1.Паспорт программы………………………………………………………..3

      2.Пояснительная записка…………………………………………………….5

      2.1.Цели и задачи программы…………………………………………….....5

      2.2.Планируемые результаты………………………………………………..6

      2.3.Объем образовательной нагрузки……………………………………….6

      3.Содержание программы кружка: «Радуга красок»………………………7

      4.Организационно-педагогические условия………………………………..9

     4.1.Учебный план……………………………………………………………..9

     4.2.Расписание занятий………………………………………………………17

     4.3.Календарный учебный график…………………………………………..18

     4.4.Программно-методическое обеспечение……………………………….24

     4.5.Материально-техническое обеспечение………………………………...24

     5.Мониторинг…………………………………………………………………25

     6.Список литературы…………………………………………………………27

     7.Приложение 1……………………………………………………………….28


   2.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной услуги

Кружок «Радуга красок»

Заказчик программы

Родители, администрация ДОУ

Организация исполнитель программы 

Муниципальное  автономное дошкольное учреждение детский сад   №10 «Белочка»

Целевая группа

Старший дошкольный возраст

Составитель программы

Алиева Х.А.

Цель программы

 Содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности.

Задачи программы

  1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
  2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
  5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
  6. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.
  7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
  8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
  9. Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

Ожидаемые результаты

К концу года дети должны:

-владеть грамотой изобразительного искусства, предусмотренной для данного возраста;

-выполнять наброски в различной технике;

 -уметь передавать тональные и световые грани при передаче объема предмета;

-умело подбирать колорит, передавать в рисунке светотень;

-владеть средствами художественной выразительности;

-уметь анализировать жанры изобразительного искусства;

-уметь работать коллективно, выставляться творчески.

Срок реализации программы:

2018-2019 гг.

3. Пояснительная записка

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, батик, тампонированием и др. Знакомясь с материалами, техникой и способами рисования дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Актуальность программы

 Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства.  

Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.

3.1. Цель: 

Содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.

2.Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

3.Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

4.Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.

5.Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.

6.Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.

7.Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

8.Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

9.Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);

- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);

- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);

- Принцип интегративности (синтез искусств).

3.2.Планируемые результаты.

К концу года дети должны:

-владеть грамотой изобразительного искусства, предусмотренной для данного возраста;

-выполнять наброски в различной технике;

 -уметь передавать тональные и световые грани при передаче объема предмета;

-умело подбирать колорит, передавать в рисунке светотень;

-владеть средствами художественной выразительности;

-уметь анализировать жанры изобразительного искусства;

-уметь работать коллективно, выставляться творчески.

-осуществлять творческие поиски средств выражения при работе по памяти или на тему;

3.3.Объем образовательной нагрузки 

Программа рассчитана на 1 год  по 2 занятию в неделю, длительностью 25 минут.

Численность детей в кружке – 20 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 5-6 лет.

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа кружка предусматривает  групповую, фронтальную и индивидуальную  формы организации учебной работы с использованием следующих  методов:
         
По источнику передачи и восприятия знаний:
-словесные (рассказ, беседа),
-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ           технологических приемов),
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
          По характеру познавательной деятельности:
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые  (выполнение  заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
           По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.
        Примерная структура занятий. 

  1. Педагог нацеливает детей на выполнение задания.
  2. Рассказывает о предстоящей работе.
  3. Демонстрирует 2-3 приёма работы.
  4. Дети подбирают материал и работают с ним. Детям, испытывающим затруднения, оказывается помощь.
  5. Дети работают творчески и свободно. Впрямую их действия не контролируются. Педагогом приветствуется проявление детьми творческой инициативы.
  6. Педагог напоминает детям об окончании работы и подводит итог (называет поставленную цель, перечисляет выбранные детьми способы её достижения, отмечает успехи и называет трудности, которые удалось или не удалось преодолеть).

          Этапы обучения:

1. Подготовительный. Цель подготовительного этапа – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональные, партнерские отношения с детьми.
         2. Практический. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всей образовательной деятельности. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
         3. Заключительный. Целью этой части занятия является закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ.

Индивидуальная работа с детьми включает:

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:  

1.Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.

2. Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

3. Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей. Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями
         Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Проводить просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, консультаций, викторин, наглядной информации, совместные выставки, презентации, анкетирование, индивидуальный подход и беседа с каждым родителем.

Работа с воспитателями

1.Консультации для воспитателей по работе с детьми в нетрадиционных техниках. (приложение1)

2.Анкетирование.

Виды и техники  рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для   рисования рекомендуется использовать  е техники и приемы:

 -печать поролоном; печать пробками;  

-отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

-рисование ватными палочками;

- рисование пальчиками;

- кляксография.

-обычная печать по трафарету;

-обычное рисование

 Направления работы

-художественно-эстетическое развитие

-познавательное развитие

Методика отслеживания результатов:

-выставки;

-конкурсы;

-викторины;

-беседы с детьми и родителями;

-коллективные творческие работы.

-наблюдение за детьми в процессе работы;

-использование методов специальной диагностики, тестирования;

-конкурсы внутри коллектива и учреждения.

Формы подведения итогов в конце года  реализации дополнительной образовательной программы:

-проведение выставок детских работ.

Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

5.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

5.1.Учебный план

Сентябрь

№ п/п

Тема  НОД

Программное содержание

1.

Диагностика

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2.

Диагностика

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Октябрь

№ п/п

Тема  НОД

Программное содержание

1

«Еж»

Рисование карандашом и кистью 

 Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животного наиболее выразительно. Учить дополнять изображение подходящими деталями,. Развивать чувство композиции

2

«Узор на вазе»

Рисование карандашом и кистью

Учить детей расписывать объемные изделия по мотивам народных декоративных узоров. Учить выделять основные элементы узора, их расположении. Закреплять приемы рисования красками.

3

«Деревья»

 Рисование   ладонью 

Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые). Учить по разному изображать деревья,  с помощью ладони. Закреплять приемы работы кистью и красками.

4

«Роспись дымковского коня»

Использование шаблона

Рисование карандашом и кистью

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность

5

«Яблоня с золотыми яблоками»

Рисование карандашом и кисть, отпечатки

Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, изображать много золотых яблок. Закрепить умение рисовать много яблок. Закрепить умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета).  

6

 «Осенний букет»

(сухие листья, обрывание бумаги)

 Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов). Закрепить приемы  работы с бумагой в технике «обрывание». Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе   подбирать цвета в соответствии с натурой.  

7

«Листья»

Рисование методом напыления (набрызг)

 Совершенствовать умения и навыки в   экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение  работать аккуратно используя щетки для напыления.

8

«Осенние деревья»

Рисование ребром картона.

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой  «ребром картона». Закрепить умение работать в технике «старая форма — новое содержание». Развивать воображение.

Ноябрь

№ п/п

Тема  НОД

Программное содержание

1

Натюрморт «Ваза с фруктами» 

Рисование  с шаблона

  Закрепить умение рисовать карандашом, а затем гуашью.  Учить рисовать вазу по шаблону. Развивать чувство композиции. Закреплять приемы работы кистью и красками,.

2

 «Ветка яблони»

Рисование карандашом и кистью 

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования  кистью в одном направлении. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.  

3

 «Сказочный домик»

 Рисование карандашом и кистью

Учить детей передавать в рисунке образ  сказочного домика, передавать в рисунке его форму, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по желанию детей.

4

«Розы для мамы»

Рисование шаблоном сделанных из нескольких слоев ватных дисков 

 

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.    

5

«Цыплята»

Рисование карандашом и кистью

  Учить детей передавать в рисунке образ    цыпленка, передавать в рисунке его форму, строение, части тела. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по желанию детей.

6

«Моя любимая собака»

Рисование карандашом и кистью

Учить детей передавать в рисунке образ   собаки. Закреплять умение изображать животного, используя навыки рисования кистью и красками. Развивать образное восприятие и воображение.

7

«Северный олень»

Использование шаблона

Учить детей передавать в рисунке образ   оленя, передавать в рисунке его форму, строение, части тела. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по желанию детей.

8

«Городецкая роспись»

Рисование карандашом и кистью

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 Декабрь

№ п/п

Тема  НОД

Программное содержание

1

«Зайчики под елкой» 

Рисование карандашом и кистью

Учить детей передавать в рисунке образ зайца, подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать на листе бумаги, закрепить умение рисовать акварелью.

2

«Деревья в снегу»

Пуантилизм

(ватная палочка) 

Учить  закрашивать ствол дерева в одном направлении. Закрепить умение изображать снег, используя рисование  ватной палочкой. Развивать чувство композиции

3

 «Снеговики»

Пуантилизм

(ватная палочка)  

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания   используя рисование  ватной палочкой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.  

4

«Дед Мороз»

 Отпечаток ладонью

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

5

«Снегири»

Рисование карандашом и кистью

 

Учить рисовать  туловище птиц: круг и овал. Учить закрашивать в одном направлении. Развивать цветовосприятие

6

«Снегирь»

Пластинография

Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой

7

«Снежинки»

Рисование карандашом и кистью)

 Учить рисовать узор на бумаге в форме розетты, располагать узор в соответствии с данной формой, придумывать детали узора по желанию. Закрепить умение рисовать концом кисти.

8

«Зимой в лесу»

Использование шаблонов

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Январь

№ п/п

Тема НОД

Программное содержание

1

«Ваза с цветами»

Печать винной и пенопластовой  пробкой.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью  отпечаток. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

2

 «Усатый полосатый кот» 

Рисование цветными карандашами  

Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить  рисовать петушка с помощью трафаретов. Развивать чувство композиции

3

«Подвижная игра «Кот и мыши» 

Рисование цветными карандашами и фломастерами

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

4

«Рыбка»

Пуантилизм

(ватная палочка) 

Учить рисовать ладонь с оттопыренным большим пальцем, точки запястья соединив дугой, получиться контур рыбы

5

«Дикие лебеди»

Рисование   ладонью

Продолжать знакомить детей с  рисование ладошкой соединив подушечки указательного и большого пальца   Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции

Февраль

№ п/п

Тема  НОД

Программное содержание

1

«Кораблик»

Рисование карандашом и кистью

Учить детей передавать характерные особенности формы корабля. Закрепить умение рисовать карандашами, используя нажим на карандаш для получения оттенков цвета.

 

2

«Паровоз»

Рисование ладонь, кулак

 Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике   отпечатки ладоней,кулака.  Развивать воображение, чувство композиции

3

«Натюрморт»

Рисование карандашом и кистью)

 Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании   фруктов красками, создании созвучного тона с помощью акварели.

4

«Сказочная птица»

Пуантилизм

(ватная палочка) 

 Учить рисовать сначала карандашом туловище птиц: круг и овал. Учить   закрашивать  используя ватную палочку Развивать цветовосприятие

5

«Рябина в вазе» 

Рисование методом тычка (поролоновый тычок)»

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать  тычком, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветов восприятие

6

«Моя любимая собака»

Рисование карандашом и кистью)

Учить детей передавать в рисунке образ   собаки. Закреплять умение изображать животного, используя навыки рисования кистью и красками. Развивать образное восприятие и воображение

7

«Жар птица» 

Рисование   ладонью

 Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике   отпечатки ладоней.   Развивать воображение, чувство композиции

8

«Мой портрет»

Рисование карандашом и кистью)

Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить отображать в рисунке свое настроение, особенности внешности (прическа и др.) Развивать чувство композиции. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.  

 Март

№ п/п

Тема  НОД

Программное содержание

1

«Мамины любимые цветы»

Печать винной и пенопластовой  пробкой

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному

2

«Моя мама – настоящая леди»

Рисование ладонью

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами (линия/пятно, штрих). Развивать чувство композиции

3

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

4

«Медведь»

Рисование карандашом и кистью

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования  кистью в одном направлении. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.  

5

 «Слон»

Рисование ладонью

 Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике   отпечатки ладоней.   Развивать воображение, чувство композиции

6

 «Два лебедя»

Бумагоотрывание

Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунках облик  птиц наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

7

«Попугай»

Рисование ладонью и с шаблоном

 

 Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике   отпечатки ладоней.   Развивать воображение, чувство композиции

8

«Ветка сирени»

Рисование пальчиками

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках.  Развивать чувство композиции.

 Апрель

№ п/п

Тема  НОД

Программное содержание

1

 «Космос»

Рисование методом напыления (набрызг)

 Совершенствовать умения и навыки в   экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение  работать аккуратно используя щетки для напыления.

2

 «Верба»

 Аппликация

Учить  создавать образ используя нетрадиционную материалы: вату, правильно пользоваться клеем, кистью.  Развивать чувство ритма, цветовосприятие

3

 «Облепиха»

 Рисование карандашом и кистью и ватной палочкой.

 Продолжать учить  рисовать прямые линии вдоль и поперек.. Упражнять в аккуратном  рисовании ватной палочкой и  красками.  

4

 «Иннопланетяне»

Рисование карандашом и кистью)

Продолжать учить  рисовать  формы6 круг, овал. Упражнять в аккуратном   закрашивании  красками.

5

«Паук на паутине»

Рисование карандашом и кистью

Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа. Закрепить умение  пользоваться кистью, красками  

6

«Жираф»

«Пуантилизм»

(ватная палочка) 

 Продолжать учить  рисовать прямые линии вдоль и поперек.. Упражнять в аккуратном  рисовании ватной палочкой и  красками.  

7

  «Кляксография»-Клоун-акробат

Клякса

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма — новое содержание». Развивать воображение

8

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

 Май

№ п/п

Тема  НОД

Программное содержание

1

 «Ласточка»

Рисование ладонью

Совершенствовать умения и навыки в  рисовании простых форм: круг, овал, полукруги. Закрепить умение  закрашивать в одном направлении.

2

«Одуванчик»

(рисование карандашом и кистью

Закрепить  умение рисовать сначала карандашом, потом красками.   Развивать чувство ритма, композиции. Совершенствовать умения в данных техниках.  

3

«Одуванчики» 

метод напыления (набрызг)»

Совершенствовать умения и навыки в   экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение  работать аккуратно используя щетки для напыления.

4

 «Бабочки»

Рисование ладонью

 Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Закрепить умение использовать технику «старая форма — новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами — большое крыло, кулачок — маленькое). Развивать пространственное мышление

5

 «Черешня»

Рисование тычком

  Закрепить  умение рисовать сначала карандашом веточку, потом красками и тычком рисовать черешню   Развивать чувство ритма, композиции. Совершенствовать умения в данных техниках.  

6

 «По замыслу»

Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовосприятие

7

«Игрушки,

которые мне

нравятся-матрешка.» 

Городецкая роспись

 Рисование карандашом и кистью

 Продолжать закреплять знания о павлово- посадских, жостовских, городецких росписях, их колорите, узоре. Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его

8

«Африка»

Рисование карандашом и кистью

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете

5.2. Расписание занятий 

 

Недели месяца

    Дни недели

       I группа

  I I группа

I - III

II - IV

Понедельник-среда

Вторник-четверг

   15.30-15.55

16.00-16.25.

5.3.Календарный учебный график 

 Дата

Содержание НОД

28.09.2018

Диагностика

30.09.2018

Диагностика

6.10. 2018

«Еж»

Рисование карандашом и кистью 

8.10.2018

«Узор на вазе»

Рисование карандашом и кистью

12.10.2018

«Деревья»

 Рисование   ладонью 

14.10.2018

«Роспись дымковского коня»

Использование шаблона

Рисование карандашом и кистью

20.10.2018

«Яблоня с золотыми яблоками»

Рисование карандашом и кисть, отпечатки

22.10.2018

 «Осенний букет»

(сухие листья, обрывание бумаги)

26.10.2018

«Листья»

Рисование методом напыления (набрызг)

28.10.2018

«Осенние деревья»

Рисование ребром картона.

03.11.2018

Натюрморт «Ваза с фруктами» 

Рисование  с шаблона

05.11.2018

 «Ветка яблони»

Рисование карандашом и кистью 

09.11.2018

 «Сказочный домик»

 Рисование карандашом и кистью

17.11.2018

«Розы для мамы»

Рисование шаблоном сделанных из нескольких слоев ватных дисков 

 

19.11.2018

«Цыплята»

Рисование карандашом и кистью

23.11.2018

«Моя любимая собака»

Рисование карандашом и кистью

25.11.2018

«Северный олень»

Использование шаблона

27.11.2018

«Городецкая роспись»

Рисование карандашом и кистью

01.12.2018

«Зайчики под елкой» 

Рисование карандашом и кистью

03.12.2018

«Деревья в снегу»

Пуантилизм

(ватная палочка) 

07.12.2018

 «Снеговики»

Пуантилизм

(ватная палочка)  

09.12.2018

«Дед Мороз»

 Отпечаток ладонью

15.12.2018

«Снегири»

Рисование карандашом и кистью

 

17.12.2018

«Снегирь»

Пластинография

21.12.2018

«Снежинки»

Рисование карандашом и кистью)

23.12.2018

«Зимой в лесу»

Использование шаблонов

14.01.2019

«Ваза с цветами»

Печать винной и пенопластовой  пробкой.

18.01.2019

 «Усатый полосатый кот» 

Рисование цветными карандашами  

20.01.2019

«Подвижная игра «Кот и мыши» 

Рисование цветными карандашами и фломастерами

26.01.2016

«Рыбка»

Пуантилизм

(ватная палочка) 

28.01.2019

«Дикие лебеди»

Рисование   ладонью

01.02.2019

«Кораблик»

Рисование карандашом и кистью

03.02.2019

«Паровоз»

Рисование ладонь, кулак

09.02.2019

«Натюрморт»

Рисование карандашом и кистью)

11.02.2019

«Сказочная птица»

Пуантилизм

(ватная палочка) 

15.02.2019

«Рябина в вазе» 

Рисование методом тычка (поролоновый тычок)»

17.02.2019

«Моя любимая собака»

Рисование карандашом и кистью)

24.02.2019

«Жар птица» 

Рисование   ладонью

26.02.2019

«Мой портрет»

Рисование карандашом и кистью)

01.03.2019

«Мамины любимые цветы»

Печать винной и пенопластовой  пробкой

03.03.2019

«Моя мама – настоящая леди»

Рисование ладонью

09.03.2019

По замыслу

11.03.2019

«Медведь»

Рисование карандашом и кистью

15.03.2019

 «Слон»

Рисование ладонью

17.03.2019

 «Два лебедя»

Бумагоотрывание

21.03.2019

«Попугай»

Рисование ладонью и с шаблоном

 

23.03.2019

«Ветка сирени»

Рисование пальчиками

04.04.2019

 «Космос»

Рисование методом напыления (набрызг)

06.04.2019

 «Верба»

 Аппликация

12.04.2019

 «Облепиха»

 Рисование карандашом и кистью и ватной палочкой.

14.04.2019

 «Иннопланетяне»

Рисование карандашом и кистью)

18.04.2019

«Паук на паутине»

Рисование карандашом и кистью

20.04.2019

«Жираф»

«Пуантилизм»

(ватная палочка) 

 26.04.2019

  «Кляксография»-Клоун-акробат

Клякса

28.04.2019

По замыслу

02.05.2019

 «Ласточка»

Рисование ладонью

04.05.2019

«Одуванчик»

(рисование карандашом и кистью

12.05.2019

«Одуванчики» 

метод напыления (набрызг)»

16.05.2019

 «Бабочки»

Рисование ладонью

18.05.2019

 «Черешня»

Рисование тычком

24.05.2019

 «По замыслу»

26.05.2019

«Игрушки,

которые мне

нравятся-матрешка.» 

Городецкая роспись

 Рисование карандашом и кистью

30.05.2019

«Африка»

Рисование карандашом и кистью

5.4.Программно-методическое обеспечение:

-Наличие специальной методической литературы по изобразительному искусству, педагогике и психологии.

-Возможность повышения профессионального мастерства: участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, конкурсах; прохождение курсов.

-Разработка собственных методических пособий, дидактического и раздаточного материала.

-Обобщение и распространение собственного опыта работы.

-Совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

5.5.Материально-техническое обеспечение:

-Кабинет, оборудованный столами, стульями, общим освещением, шкафом для дидактического и раздаточного материалов, интерактивной доской, стендами, мольбертами.

-Материалы и инструменты: фартуки, нарукавники, аудиозаписи, палитры, кисти, акварельные краски, гуашь, тушь, карандаши, ластики, стаканы для воды, ветошь, цветная бумага, картон, альбомы, клей, природные материалы, пластилин, стеки, мел, восковые мелки, пастель, ножницы.

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Часть 1.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
  4. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  5. Немешаева Е.А. Ладошки. – Москва. 2011.:Издательство   «АЙРИС – пресс»

8.ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

По методике Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности»

Ф.И. ребенка

Техничес-кие навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

 Передача движения

Речь в процессе рисования

Итог

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Н - начало года

К – конец года

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Критерии оценки ЗУН обучающихся

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

-Самостоятельно подбирает колорит

-Владеет средствами художественной выразительности

-Четко знает и применяет на практике законы цветоведения.

-Творчески подходит к выполнению постановки с натуры.

-Самостоятельно создает этюды, зарисовки, наброски -Создает творческие композиции в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт, декоративно-прикладное творчество), при этом самостоятельно выбирает технику выполнения.

-Умеет работать с различными материалами; прекрасно знает основы композиции, рисунка, цветоведения..

-Допускает незначительные ошибки в подборе колорита.

-Поверхностно передает в рисунке светотень, рефлекс.

-Нечетко знает законы перспективы.

-Средства художественной выразительности применяет под руководством педагога.

-Знает, но не всегда правильно применяет на практике законы цветоведения.

-В процессе работы над этюдами, зарисовками, набросками четко следует инструкциям педагога. -Умеет работать в различных жанрах, но техника выполнения не отличается разнообразием.

-Основы композиции, рисунка, цветоведения знает поверхностно.

-Работы выполняет тщательно, но в них нет творческой индивидуальности.

-Не умеет самостоятельно подбирать колорит.

-Неуверенно передает в рисунке светотень.

-Не знает законов перспективы.

-Не владеет средствами художественной выразительности. Слабо ориентируется в законах цветоведения.

-Постановки с натуры выполняет с помощью педагога.

-В работах отсутствует творческий подход.

-При создании композиции и выборе материалов жестко следует рекомендациям педагога.

-Работы выполняет наккуратно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Список детей посещающих кружок.

п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Нетрадиционные способы рисования

  1. Хорошо использовать «пальцевую живопись» – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае наливается в плоские розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило каждый палец набирает определенную краску. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах это украшение платьев, следы зверей, цветы на поляне, яблоки на деревьях и др. В старших – получаются красивые пейзажи, деревья, смешивание красок, накладывание их друг на друга.
  2. Использование монотипии – краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек линолеума, а уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Дети должны увидеть, что-то знакомое и дать этому название, добавить детали для точного видения этого предмета или явления.
  3. Разновидность монотипии – лист бумаги складывается пополам и краска наносится только на одну сторону листа, потом складывается, и изображение как бы получается зеркальным. Использовать можно при рисовании деревьев, цветов, бабочек, платьев и др.
  4. Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» – он и есть, и его и не видно. Потом на лист бумаги наносится тушь, цветные чернила, гуашь – и рисунок свечой проступает на цветном фоне. Это использую при рисовании зимних пейзажей, дождя, ветра, снежных бурь и др.
  5. Рисовать можно на мокрой бумаге (по сырому фону). Сначала лист бумаги смачивается водой (можно с добавлением цветной гуаши), а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно дорисовать детали берем сухие акварельные краски, или нужно подождать пока высохнет. Хорошо использовать этот метод для рисования поздней осени, дождливой погоды, рассвета.
  6. Интересно рисовать краской прямо из тюбика, но необходимо научит ребенка выжимать ее сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостатки – краска может осыпаться, необходимо аккуратно хранить работу. Если размывать краски, то выпуклость уходит, но зато можно дать разные оттенки и получить новый способ рисования.
  7. Можно использовать щетки разного размера – ими можно разбрызгивать краску, используя трафареты. Этот способ рисования очень удобен для оформления групп к празднику, оформления выставок и родительских уголков вместе с детьми.
  8. «Кляксография» – капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом, приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение. Или воспользоваться трубочкой для коктейля и раздуть изображение в нужную сторону.
  9. «Точечный рисунок» – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, точки могут быть разного размера. Также можно использовать рисунок только из линий.
  10. Наносить рисунок на предварительно скомканную бумагу и сжатую. Хорошо использовать этот метод для рисования горных ландшафтов, зимних пейзажей.
  11. На лист бумаги предварительно наносится жирный слой свечой, просто ладошкой, мылом и др., а сверху уже наносится краска. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый.
  12. На белый лист сверху накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.
  13. Нанести густой краской рисунок на бумагу, подождать пока высохнет и опустить на 1-2 секунды в тарелочку с водой или поднос. Рисунок получится расплывчатый: дождь, туман и т.д.
  14. На чистый лист бумаги наносится рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается тонкая дырочка) так, чтобы «рисунок» был выпуклым. Подождать пока клей высохнет и тогда наносится краска, причем краска должна быть жидкая, чтобы свободно растекалась в пределах контура.
  15. «Граттаж» – наносится на бумагу слой воска (свечой), затем обезжиривается тальком или мелом, потом покрывается черной тушью или гуашью. После высыхания рисунок выцарапывается тоненькой палочкой или старым стержнем от шариковой ручки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование творчества в танце на занятиях ритмики» для детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа  «Формирование творчества в танце на занятиях  ритмики» для детей старшего дошкольного возраста подготовлена для аттестации на первую квалификационную категорию педагога до...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития  познавательных способностей, нравственно-...

Рабочая программа по теме: «Формирование интереса к изобразительному творчеству у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………………….3Нормативно-правовые документы…………………………………………………...3Цель программы………………………………………………………………………3Задачи программы…………………………………………………………………….3Особ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Весёлый английский» по обучению дошкольников английскому языку для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Программа кружка «Веселый английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавате...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности «Цветные ладошки» для старшего дошкольного возраста

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложе...