Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования в разных возрастных групп.
календарно-тематическое планирование по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Петрий Людмила Сергеевна

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования в разных возрастных групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования в разных возрастных групп.

Младшая группа

Месяц

№  

Тема занятия

Нетрадиционные техники

                Задачи

Оборудование

Сентябрь

1.

Грибочки .

Рисование пальчиками.

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить Ритмично и равномерно токи на всю поверхность бумаги. Закрепить умения закрашивать шляпу гриба, набирать краску на кисть и хорошо ее промывать.

шаблоны мухоморов, алая малиновая гуашь, кисть и мисочка с белой гуашью, муляжи.

2.

На полянке  ягодки .

Рисование пальчиками.

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно токи на всю поверхность бумаги. Закрепить умения набирать краску на кисть и хорошо ее промывать.

лист с изображением еже, алая малиновая гуашь, кисть и мисочка с белой гуашью, муляжи.

Октябрь

1.

Улыбнулось солнышко.

Рисование ладошками.

Познакомить детей с техникой рисования ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки - лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.

лист, гуашь, губка, салфетка.

2.

Прибежал  дождик .

Рисование печатками.

Упражнять в технике печатания печатками. Закрепить прием примакивания, развивать чувство композиции.

лист с изображением тучи, голубая гуашь, салфетка, печатки - капельки.

Ноябрь

1.

Звезды.

Рисование печатками.

Продолжать упражнять в технике печатания печатками. Закрепить прием примакивания, развивать чувство композиции, цветовосприятие.

листы темного цвета с изображением луны, реки, леса, желтая гуашь, губки, банка с водой.

2.

Смородина.

Рисование тампончиками.

Учить рисовать на ветке ягодки тампончиками, а листики - пальчиками - примакиванием.
Развитие чувства восприятия, композиции.

Квадратный лист цветной бумаги с нарисованными ветками, зеленая, желтая и оранжевая гуашь, миски, салфетка и ветка рябины.

Декабрь

1.

Кот.

Рисование методом тычка.

Познакомить со способом рисования тычка жесткой кистью, совершенствовать умения правильно держать кисть при рисовании, освоить цветовую палитру, развивать знания о животных, обогащать словарь детей.

гуашь черного и красного цвета, две кисточки (жесткая и беличья) принадлежности для рисования.

2.

Петух.

Рисование методом тычка.

Познакомить со способом рисования тычка жесткой кистью, совершенствовать умения правильно держать кисть при рисовании, освоить цветовую палитру.

Январь

1.

Новый год.

Рисование методом тычка.

Учить детей рисовать способом тычки елочку. Расширять знание детей о праздниках.

гуашь две кисточки (жесткая и беличья) принадлежности для рисования.

2.

Индюк.

Рисование методом тычка.

Учить детей раскрашивать животных способом тычка. Закрепить умения детей рисовать разными способами: тычками и концом кисти.

Февраль

1.

Танк.

Оттиск печатками из картофеля

Упражнять в печатании с помощью печаток.

2.

Белка.

Рисование методом тычка.

Продолжать учить рисовать способом тычка жесткой кистью по контуру,  

лист цветной бумаги с нарисованным контуром белки две кисточки черная и белая гуашь принадлежности для рисования.

Март

1.

Сирень.

Рисование пальчиками и скатывание шариков из салфетки.

Упражнять в рисовании пальчиками и скатывании шариков из салфетки. Развивать чувство композиции, закреплять навыки наклеивания.

салфетки гуашь мисочки кисти

2.

Одуванчик.

Рисование способом тычка

Учить рисовать способом тычка по контуру цветы одуванчика закрепить умение детей закрашивать листья кончиком кисточки, расширить знания детей о первых весенних цветах

Альбомный лист с нарисованным контуром одуванчика гуашь две кисточки жесткая и беличья принадлежности для рисования.

Апрель

1.

Красивые  листочки.

Рисование ладошкой

Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: Закрепить умение дополнять изображение, развивая творчество

лист бумаги, гуашь белая, серая, зеленая, маркеры красные и черные для дорисовывания.

2.

Весна.

Рисование ладошкой

Упражнять в технике рисования ладошкой. Закрепить умения заполнять отпечатками всю поверхность, развитие цветовосприятия, творчество.

лист бумаги темная и светло-зеленая гуашь (можно налить в блюдце), кисти, губки салфетки

Средняя группа

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Оборудование

Сентябрь

1.

Одуванчик.

Рисование методом тычка

Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и геометрических формах – круг

гуашь, две кисти

2.

Ёжик.

Рисование методом тычка

Учить рисовать животных методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть и рисовать кисточкой разными способами. Расширять знания о животном мире.

две кисточки, оборудование для рисования, гуашь.

Октябрь

1.

Ромашка.

Рисование методом тычка

Упражнять в рисовании методом тычка растения, правильно держать кисть.

лист гуашь, две кисти, оборудование для рисования.

2.

Цыпленок.

Рисование методом тычка

Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти.

Гуашь две кисти, оборудование для рисования.

Ноябрь

1.

Море.

Восковые мелки и акварель.

Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварели, развивать цветовосприятие, творчество.

Лист бумаги, восковые мелки, акварель, кисти.

2.

Птицы.

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Познакомить с печатью по трафарету,

гуашь в мисочке, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки.

Декабрь

1.

Зима.

Печать по трафарету, рисование пальцами.

Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать деревья пальчиками. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Альбомный лист, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя белым, зеленая гуашь в мисочке, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны.

2.

Новогодняя  елка.

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой, развивать чувство ритма

Можно использовать готовые елки из цветной бумаги, гуашь, пробка, елочные бусы.

Январь

1.

Снеговик.

Комкание бумаги (скатывание)

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинки со снеговиком (метла, елочка, заборчик). Развитие творчества воображения.

Тонированный лист, салфетка целая и половина (белого цвета), клей в блюдце, гуашь, кисть, снеговик из ваты.

2.

Зимний  лес.

Восковые мелки + акварель + черный маркер

Развивать цветовосприятие, творчество.

Альбомный лист, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисти, иллюстрации, оборудование для рисования.

Февраль

1.

Красивая  ваза.

Знакомая форма - новый образ - оттиск печатками.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалов, развивать воображение чувство композиции и ритма.

Альбомный лист тонированный, гуашь в мисочках, печатки, предметы для обведения (подносы, подставки круглой и овальной формы).

2.

Два петуха ссорятся.

Рисование ладошками

Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение творчество.

лист тонированный, гуашь в мисочках, оборудование для рисования.

Март

1.

Воробьи.

Рисование методом тычка.

Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о перелетных птицах.

Альбомный лист с контуром грача, черная и белая гуашь, две кисти, оборудование для рисования.

2.

Ветка мимозы.

Рисование пальцами.

Закрепить умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах

Светло-зеленый лист, гуашь зеленого и желтого цвета, кисть, образец или иллюстрация, оборудование для рисования.

Апрель

1.

Расцвели подснежники.

Рисование методом тычка.

Закрепить умение самостоятельно рисовать цветы методом тычка (большие и маленькие). Учить располагать цветы по всему листу бумаги, закреплять умения рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах

две кисточки, образец или иллюстрация, оборудование для рисования.

2.

По замыслу.

Разные

Совершенствовать умения и навыки в экспериментировании с материалами, необходимым для работы в различных нетрадиционных техниках развивать воображение и творчество

.

Старшая группа

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционные техники

                  Задачи

Оборудование

Сентябрь

1.

Груши на дереве

Рисование тычком

Учить рисовать груши на ветках, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Расширять знание детей о фруктах, побуждать интерес к природе, внимание к ее сезонным изменениям.

лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек бумаги для проверки цвета, все принадлежности для рисования.

2.

Утята в озере.

Рисование тычком

Учить рисовать утят, плавающих на воде, совершенствовать технику рисования тычком. Формировать познавательный интерес к природе воспитывать творчество.

Лист бумаги, гуашь, две кисточки, маленький листочек бумаги для проверки цвета, все принадлежности для рисования.

Октябрь

1.

Веселые  бабочки.

Монотипия, обведение ладони и кулака.

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. развивать пространственное мышление.

Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.

2.

Калина (с натуры).

Рисование тампонами и пальцами

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки особенности. Закрепить умение рисовать пальцами прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, чувство восприятия.

калина, лист, гуашь и все предметы для рисования.

Ноябрь

1.

Осенние листья.

Отпечаток листьев. Набрызг

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.

Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования.

2.

Платья.

Оттиск печатками, рисование пальцами.

Закреплять умения украшать платье простым узором, используя листья в центре, Развитие творчества, фантазии.

Платье, вырезанные из бумаги, разные листья, рисунки одежды, принадлежности для рисования.

Декабрь

1.

Деревья.

Рисование мазком, монотипия, набрызг.

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники.  Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.

Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования.

2.

Загадочные  насекомые.

Кляксография.

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

Январь

1.

Елочка нарядная.

Рисование на ткани.

Познакомить с техникой рисования простой батик. Учить смешивать краски прямо на ткани. Обводить эскиз простым карандашом и раскрашивать его.

Закрепленная ткань, простой карандаш, гуашь и все принадлежности.

2.

Снеговики.

Рисование способом тычка.

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

Февраль

1.

Берег нашего  лимана.

Рисование картоном

Учить рисовать полосками картона, использовать образцы; составлять сюжет; закрепить умение набирать краску на картон и изображать предметы.

Полоски картона (ширина от 0,5 до 1,5 см, длина 3 - 5 см), гуашь, альбомный лист.

2.

Зима.

Чёрно - белый граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно - белого граттажа; учить передавать настроение тихой, зимней ночи; упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Полукартон, свеча, тушь, жидкое мыло, кисть, заострённая палочка.

Март

1.

Грибы.

Техника изонити

Познакомить детей с линейкой; дать понятие: прямой угол, тупой угол, острый угол; учить пользоваться ниткой, иголкой, шилом; учить заполнять углы и дополнять изображения аппликацией (ножка, трава)

Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами.

2.

Снежинки.

Техника изонити

Учить составлять снежинку из треугольников; учить анализировать образец, определять направление углов; продолжать учить иглой и нитью.

Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами.

Апрель

1.

Весенний день.

Пластилиновая живопись

Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе.

Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой.

2.

Грачи.

Пластилиновая живопись

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур грача, учить рисовать грача с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз).

Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки.

Подготовительная группа

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционные техники

                       Задачи.

Оборудование

Сентябрь

1.

Пришла осень.

Рисование способом тычка

Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2.

Ветка сирени.

Пластилиновая живопись

Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости; упражнять в передаче характерных особенностей сирени: сложный лист из расположенных попарно листочков, овальные грозди; учить новому приёму - расписной пластилин, полученный способом резания.

Набор пластилина, основа, доска, приспособление для резания одинаковых форм.

Октябрь

1.

Рамка для картины. Ветка сирени.

Пластилиновая живопись

Учить лепить жгутики и оформлять ими картину, развивать фантазию, творчество.

Набор пластилина, основа, доска, приспособление для резания одинаковых форм

2.

Рыбки в  аквариуме.

Техника изонити

Продолжать учить детей технике изонити; дополнять изображение рыбки «хвостом»; закрепить знания последовательности работы в соответствии с правилами; обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток.

Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами.

Ноябрь

1.

Птица.

Техника изонити

Обучение детей плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птички при использовании трафаретов); учить навыкам выполнения окружности в технике изонити; закрепить навыки владения иглой, шилом.

Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами.

2.

Осенний  лес.

Печать поролоном по трафарету; способ тычка, чёрно - белый граттаж

Развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками выразительности образа леса; развивать чувство композиции, колорита.

Лист, белый картон для граттажа, палочки для процарапывания, свеча, гуашь, тушь, жидкое мыло, жёсткая и мягкая кисти, трафареты.

Декабрь

1.

Зимний лес.

Монотипия

Учить рисовать зимний лес, учить переносить рисунок на мокрый фон; делать дорисовки; развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

гуашь, жидкое мыло, альбомный лист, крупные тампоны для смачивания водой поверхности листа.

2.

Сказочный лес.

Монотипия

Учить рисовать сказочный лес гуашью с жидким мылом; учить переносить рисунок на мокрый фон; делать дорисовки; развивать познавательный интерес.

гуашь, жидкое мыло, альбомный лист, крупные тампоны для смачивания водой поверхности листа.

Январь

1.

Ель.

Рисование на ткани.

Учить отражать особенности изображаемого предмета при рисовании на ткани; закрепить умение переносить рисунок на ткань; развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Рамка, ткань, карандаш, гуашь, кисти и все приспособления для рисования.

2.

Белая берёза.

Рисование на ткани.

Учить отражать особенности изображаемого предмета при рисовании на ткани; закрепить умение переносить рисунок на ткань; закрепить умение наносить резерв на контур; развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике

Рамка, ткань, карандаш, гуашь, , кисти и все приспособления для рисования.

Февраль

1.

Снегири на ветке.

Рисование способом тычка

Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2.

Зимний пейзаж.

Кляксография.

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

Март

1.

Весна пришла.

Рисование на шпоне

Познакомить детей с техникой рисования на шпоне; учит набирать тушь на трубочку и рисовать тушью.

Шпон, трубочка, тушь.

2.

Берег лимана.

Рисование по сырому фону

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию, придумывать сюжет.

Приспособление для рисования, крупный тампон для смачивания поверхности листа.

Апрель

1.

Ласточки.

Рисование способом тычка

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц;

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2.

Совушка.

Рисование способом тычка

Учить рисовать сову,  развивать эстетическое восприятие

Лист, гуашь, две кисточки, все принадлежности для рисования.

Литература

1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

3. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.

4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.

5. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

6. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.

7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.

8. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.

9. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.

10. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.

11. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.

12. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.

13. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.

14. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М., 1995.

15.

16. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М., 1990.

17. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.

18. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О.: ТИТУЛ, 1996.

20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996.

21. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.

22. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. – М., 1992.

23. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985.

24. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.

25. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.

26. Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.

27. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.

28. Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада"

Презентация на тему "Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада"...

Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать па...

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования с детьми средней группы

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования с детьми средней группы...

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования  в старшей группе...

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста, которую я использую в своей работе....