Мастер-класс для педагогов «Танцующие краски – Эбру»
материал по рисованию

Познакомить педагогов с техникой рисования на воде «Эбру». Повысить желание поделиться опытом с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»

Корсаковского района Сахалинской области

Мастер-класс для педагогов

«Танцующие краски – Эбру»

педагог дополнительного образования

 Фоменко Ирина Адамовна

Цель:

Познакомить педагогов с техникой рисования на воде «Эбру». Повысить желание поделиться опытом с детьми.

Задачи:

-Показать педагогам способ рисования красками на воде.

-Расширять представления о технике рисования Эбру.

-Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

-Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

-Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

-Упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру».

Материалы:

Жидкость, лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная.

Ход мастер-класса:

Вступительное слово:

История возникновения Эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин датируется 11 веком, но искусствоведы утверждают, что эта картина написана в условиях, когда искусство достигло совершенства, а значит, появилось намного раньше самого изображения. Также невозможно определить, где именно зародилось Эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: Эбру является характерным восточным искусством. Откуда бы ни пришло Эбру в Османскую империю, но именно там оно прижилось, получило свое развитие, и в наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства. Люди на Востоке Эбру называют «бумагой с облаками» или «плавающие краски», «бумажное мраморирование». На Западе Эбру чаще всего называют «турецкой бумагой», потому что в Европу Эбру пришли из Стамбула.

Все компоненты для Эбру обязательно натуральные. Кисти изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Кистью разбрызгивают краски мелкими капельками по поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания. Затем художник начинает осторожно водить по поверхности шилом, превращая бесформенные капли краски в картину.  

Гребень  используют для получения «чешуйчатого» узора  и для создания фона.

Все начинается с подготовки. В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор из смеси воды с экстрактом растения гевен. Эта горная колючка произрастает в Анатолии, Иране, Пакистане, некоторых районах на Кавказе. В июле растение срезают, чтобы собрать из его стебля смолу. Ее высушивают на солнце. И измельчают в порошок. Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь.

 Для создания фона будущей картины чаще всего берут несколько цветов. Краски наносят кисточками в любом порядке по желанию. Из за разной плотности краски остаются на поверхности раствора, переплетаются между собой, а мастер аккуратно  корректирует  рисунок.

Кроме этого, можно работать шилом и гребешком, создавая более декоративные узоры. Иногда на этом работу заканчивают и используют полученный фон для других техник рисования, аппликации.

После нанесения фона можно приступать к основному рисунку. Чтобы создавать четкие формы, нужно сначала капнуть небольшое количество краски, а затем придать ему форму шилом. Для начинающих полезнее всего будет научиться рисовать простые фигуры: волна вверх- вниз, завитки, круги из которых затем цветы и постепенно более сложные рисунки….

Ни один мастер не может точно знать, каким будет его рисунок, ведь благодаря своеобразной технике Эбру просто невозможно создать два похожих рисунка.

Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски превращаясь то в небывалые цветы, то в сюжеты из сказок. И все равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности раствора может преобразиться в настоящие картины. Когда картина окончена, рисунок переносят на лист бумаги. Это очень ответственное дело, для которого требуется большая аккуратность. Бумагу нужно выбирать плотную, фактурную и ни в коем случае не глянцевую. Лист укладываем на воду, держа его за концы по диагонали и при этом их, слегка приподнимая, чтобы легла на поверхность середина, а затем опускаем концы. Выдерживаем несколько мгновений и снимаем плавным движением, проводя по краю ёмкости, оставляя лишний раствор, и в тоже время, чтобы не смазать краску. Кроме бумаги рисунки можно переносить на различные материалы ткань или дерево. Рисунок сохнет от 30 минут до часа.

Уважаемые коллеги я предлагаю вам приступить к творческому процессу. Выберите себе краску для фона два – три цвета и веерной кистью методом - набрызг над поверхностью воды стряхните краску - создайте фон. После каждого цвета краски, обязательно промывайте кисть. Теперь выберите инструмент – (лучше шило) но в целях безопасности детей и экономии - пластмассовую шпажку или шпажку деревянную и приступаем «рисовать» фон. Проведите волнообразными движениями – слева на право и с права на лево по всей поверхности, или с верху вниз и снизу в верх, или круговыми движениями по всей поверхности.

Следующий шаг создание рисунка. Возьмите на кончике шпажки или наберите в пипетку краску и, слегка касаясь поверхности, капните каплю – получится круг, если маленький, то добавьте в середину круга ещё краску. После каждого соприкосновения инструментом с поверхностью, надо вытирать салфеткой шпажку и брать краску вновь. Следующий этап «рисуем» цветы проводим шпажкой от края круга к середине, деля его на лепестки, а затем край лепестка движением «наружу». Когда рисунок на воде готов, его нужно перенести на бумагу.

Сколько удовольствия и восторга у взрослых!!!, а сколько будет у детей? Если вы с ними проведёте такое занятие. Нужно положить листы бумаги просохнуть, а пока сохнет первый рисунок можно нарисовать ещё, используя этот-же раствор.

Правила:

  1. Краска плавает на поверхности, шило и гребень опускаем в жидкость на 2-3 мм.
  2. Все инструменты должны быть чистыми и сухими, обязательно вытирать насухо салфеткой.
  3. Следить за тем, чтобы краски не тонули.

Вывод:

Искусство Эбру часто используется в качестве арт-терапии, ведь рисование на воде имеет неоспоримый, терапевтический эффект, и будет полезно не только детям, но и взрослым. Хороший способ получить огромный заряд положительных эмоций.

Поэтому я считаю, что Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества. Подарим нашим детям завораживающий мир Эбру и они обязательно раскрасят и наш мир яркими красками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по рисованию на воде – техника Эбру.

Цель мастер-класса – раскрытие творческих способностей обучающихся, через овладение техникой рисования на воде – эбру...

Мастер класс- древнейшее искусство рисования на воде ЭБРУ

Мастер класс- древнейшее искусство рисования на воде ЭБРУ ( нетрадиционная техника рисования)...

Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования "Эбру"

Познакомить с нетрадиционной техникой "Эбру"...

МАСТЕР – КЛАСС «Роспись деревянных изделий в стиле Эбру»

Техника Эбру- древнейшая восточная техника живописи, искусство рисования на воде, это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры....

Мастер - класс для педагогов: «Нетрадиционная техника рисования Эбру»

Повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Эбру»....

Мастер-класс для родителей Нетрадиционная техника рисования «Эбру»

Цель: Укрепление сотрудничества между детским садом и семьей.Задачи:Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования «Эбру»;Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования, у...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...