Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности
картотека по рисованию (подготовительная группа)
Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_lvlfrnbxtcrb_igr.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности
Дидактическая игра "Придумай портрет"
Для детей 5-7 лет.
В игре могут принимать участие не более 8 человек.
Цель игры: закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. Развитие мелкой моторики.
Дидактический материал: карточки-пиктограммы с графическим изображением эмоций человека: горя, гнева, страха, радости, удивления. Вырезанные овалы лица (15Х15 см) с
нарисованным носом; части лица: глаза, брови, рот, различные по форме и цвету прически (одинаковые наборы для каждого ребенка в конвертах), цветные фишки для оценки работы.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям за определенное время (2-3 минуты) разложить на подносах перед собой части лица; первый, выполнивший задание, получает фишку. Затем воспитатель берет в руки карточку-пиктограмму и предлагает детям изобразить на портрете это состояние человека, объяснить, какое состояние они изобразили, почему они так считают. На выполнение этого задания отводится 3-4 минуты. Фишку получает тот ребенок, который правильно смог передать эмоциональное состояние, дополнительные фишки получают дети, которые смогли красочно рассказать об этом состоянии.
Дидактическая игра "Укрась дымковским
узором игрушку"
Для детей старшего дошкольного возраста.
В игре могут принимать участие 6-8 детей.
Цель игры: закрепить знания детей о дымковской росписи, ее цветовой гамме, элементах и особенностях узоров. Закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона. Развивать интерес к народным промыслам.
Активизация словаря детей: "народные промыслы", "дымковская игрушка", "узор".
Игровой материал: шаблоны дымковских игрушек 15Х15, вырезанные элементы узоров.
Фишки для победителей.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед каждым ребенком подносы с элементами узора (круги, кольца, полоски, волнистые линии, разные по цвету).
Воспитатель читает стихотворение:
Дым валит из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали. И село большое
Дымково назвали.
Воспитатель обращается к детям: "Как вы думаете, ребята, о каком промысле говорится в
стихотворении? Какие поделки делали в этом селе? Давайте и мы сейчас станем
народными мастерами и украсим узором шаблоны игрушек! Помните, что для каждой
игрушки существует свой узор, поэтому нужно быть очень внимательным при
составлении и украшении шаблона".
Дети сами выбирают себе шаблоны. По сигналу воспитателя - звонок колокольчика - дети
приступают к украшению шаблона. На выполнение работы отводится определенное время
- 5 минут.
Фишку получает тот ребенок, который первым составит узор, правильно подобрав
элементы и правильно расположив их на шаблоне.
Затем дети меняются шаблонами и по сигналу воспитателя приступают к составлению
узоров. Игра может повторяться до 4-х раз.
Дидактическая игра "Волшебный круг"
(цветовой круг)
автор Пищикова Н.Г.
Для детей 6-7 лет.
В игре могут принимать участие 3-5 детей.
Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных
цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках,
работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь
детей.
Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7
секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена
стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов,
портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат
зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.
Ход игры:
Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски:
основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета,
треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.
2 вариант игры:
Воспитатель выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан "Золотая осень", Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь
и др. Воспитатель вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Воспитатель может предложить детям по очереди вращать стрелку.
Дидактическая игра "Русский народный
костюм"
Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательские способности:
- умение описывать предметы одежды, высказывать предположения;
- сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее;
- классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины).
Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.
Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".
Ход игры:
Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова.
Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор
костюма, название деталей костюма.
Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.
Дидактическая игра "Придумай пейзаж"
автор Пищикова Н.Г.
Для детей 5-7 лет.
В игре могут принимать участие от 3-6 детей.
Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым
содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении
композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.
Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".
Игровой материал: "подмалевки" различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед детьми "подмалевки" 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены.
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень - не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И.Чайковского "Времена года". Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем воспитатель рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу,
правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их
картины. Затем воспитатель читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж.
«Радужный хоровод»
Цели: закреплять знания детей о цветах радуги и последовательности их расположения. Обратить внимание детей на постепенный переход цвета от красного к фиолетовому. При характеристике цветных изображений развивать навык быстрого и правильного нахождения требуемого слова.
Материал. Демонстрационный: длинный конверт с семью матрешками, у которых прорезаны силуэты сарафанов и платков. Семь прямоугольников из бумаги всех цветов спектра. Картинка с изображением радуги.
Ход работы. Педагог ставит перед детьми на фланелеграфе конверт с изображениями матрешек и предлагает им вставить в прорези цветные прямоугольники, чтобы матрешки в сарафанах были расположены в порядке следования цветов в спектре. Дети по очереди вставляют в конверт по одному цветному прямоугольнику. Для проверки педагог показывает картинку с изображением радуги и просит рассказать, как одеты матрешки. Подводя итог, педагог обращает внимание детей на постепенный переход цвета от красного к фиолетовому.
«Угадай, что получится?»
Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество.
Материал: Лист бумаги, карандаши.
Ход: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать
предмет (линию), но не полностью. Следующий ребёнок говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.
«Веселая палитра»
Цель: Развивать чувство цвета.
Материал: Карточки с предметами. Палитры с оттенками цветов.
Ход: Назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон... (и т.д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)
«Расскажи об их настроении»
Цель: Развивать восприятие, внимание, воображение.
Материал: Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Бумага. Цветные карандаши.
Ход: Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо - загадку. Игру можно повторять с разным материалом.
«Будь внимательным»
Цели: формировать у детей интерес к игре. Продолжать упражнять в различении цветов. Учить узнавать и правильно называть черный, белый и серый цвет. Формировать отношение к цвету как к значимому признаку. Учить ориентироваться на цвет, запоминать его; активизировать внимание, стимулировать активное употребление названий цвета на практике. Развивать зрительные возможности детей в процессе соотнесения контурных и силуэтных изображений ахроматических цветов.
Материал. Раздаточный: карточка желтого (зеленого) фона с контурными изображениями кругов белого, черного и серого цвета разной величины; набор кругов черного, белого и серого цвета такой же величины.
Ход работы. Детям раздают по одной карточке. Они должны ответить на вопросы: «Какого цвета карточка?», «Что на ней изображено?», «Какого цвета контурные изображения кругов?». Затем детям предлагается отобрать из набора силуэтов те кружки, которые есть на карточке, но они должны быть такого же цвета и размера, как и цвет контуров. Дети, отобрав силуэты, накладывают их на контурные изображения на карточке, проверяют правильность своего выбора.
«Цветик-семицветик»
Цели: совершенствовать знания детей о цветах спектра. Учить применять полученные знания на практике, сопровождать свои действия объяснением. Развивать внимательность детей.
Материал. Раздаточный: индивидуальные фланелеграфы, набор лепестков 7 цветов спектра.
Ход работы. Детям предлагается разложить лепестки цветка вокруг сердцевины в порядке следования цветов в спектре. Свои действия дети должны сопровождать объяснениями. Можно использовать действия детей «по цепочке», т.е. один ребенок, например, выкладывает 2-3 лепестка, потом по указанию педагога продолжает другой и т.д.
«Составь букет»
Цели: учить дифференцировать теплые и холодные цвета, закреплять в активном словаре их названия.
Материал. Демонстрационный: две картинки. На каждой нарисована цветочная ваза. В вазах зеленые стебли. На концах стеблей наклеены кружки нейтрального цвета (серые, белые) из фланели или бархатной бумаги. На одной вазе узор теплого цвета, на другой - холодного. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета: красного, оранжевого, желтого, голубого, синего, фиолетового - разных оттенков. С обратной стороны цветки подклеены бархатной бумагой или фланелью.
Ход работы. Педагог показывает детям картинки с вазами и предлагает составить два букета: один из цветов теплого цвета, который напоминает цвет огня, а другой - холодных тонов, которые похожи на цвет неба, воды, льдин. Педагог ставить фланелеграф, на котором хаотично прикреплены головки цветов. Дети находят нужные цветы и прикрепляют их на концы стеблей, затем рассказывают о своих букетах, например: «Я составил букет из красных, оранжевых и желтых цветков разных оттенков. Мой букет из цветов теплых тонов». Или: «Мой букет из цветов холодных тонов - голубых, синих, фиолетовых и их оттенков».
Д/И «Угадай, что получится?»
Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество.
Материал: Лист бумаги, карандаши.
Ход: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать
предмет (линию), но не полностью. Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.
Дидактическая игра: «Что изменилось»
Дидактическая задача:
1.Закрепить представление о какой-либо росписи
2.Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции
3. Учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.
Ход:
Воспитатель ставит перед детьми пять предметов, (карточек с изображением) различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются. Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны угадать что изменилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности
В процессе игр, наблюдая за превращением фигур в результате собственных действий, ребёнок познаёт вариативность создания образа, зависимость конечного результата от способов и приёмов, которые использ...
Картотека "Дидактические игры по изобразительной деятельности".
Картотека "Дидактические игры по изобразительной деятельности"....
Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности
Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности направленных на развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста....
Картотека Дидактических игр по изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста.
Картотека Дидактических игр по изобразительной деятельности...
Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности.
Картотека дидактических игр - незаменимый материал для воспитателей детских садов любой возрастной группы....
картотека дидактических игр по изобразительной деятельности
картотека игр по изобразительной деятельности...
Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности для детей младшей группы
Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности для детей младшей группы...