Конспект искусствоведческой беседы. Пейзаж
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Конспект ориентирован на старшую возрастную группу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_iskusstvovedcheskoy_besedy._peyzazh.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект искусствоведческой беседы

в области «Художественно – эстетическое развитие»  по ознакомлению

с творчеством И.И. Шишкина «Зима»

в старшей группе  

Прониной Анастасии Сергеевны

Место проведения: групповая комната                                           

Задачи: 1. Обучающие

образовательная: формировать умение рассматривать и воспринимать такой жанр живописи, как пейзаж.

2. Воспитательная: воспитывать творческую активность, умение видеть прекрасное в художественных полотнах. 

3.Развивающая: развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание путём описания и рассматривания картины.

Интегрируемые образовательные  области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Словарная работа: лапы ели, дремучий.

Предварительная работа:  рассматривание пейзажей (для знакомства с этим жанром) И.И. Левитана. Чтение сказки «Зима» К.В. Лукашевича.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: портрет И.И. Шишкина, репродукция картины И.И.Шишкина «Зима», отрывок из музыкального произведения  А.Вивальди «Зима». 

Раздаточный материал: листы формата А3, на которых подготовлен фон, деревья разных размеров.

Ход образовательной деятельности:

1часть. Собираю детей вокруг себя и предлагаю познакомиться с новым художником-пейзажистом И.И Шишкиным: «Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся  с художником пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным.

Вот его портрет. Больше всего на свете Шишкин любил изображать леса, реки, деревья. Попробуйте описать этого великого русского художника, опираясь на висящий перед вами портрет. (Если дети затрудняются или описывают не точно, помогаю): Иван Иванович Шишкин был широким, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками.

Скажите, какой месяц начинает зиму? Правильно, декабрь. Капризна и переменчива погода в декабре. Зимы бывают разные, и год на год не похожи. Какие чувства вы испытываете, когда видите, что пошёл густой, пушистый снег? Почему?

Послушайте стихотворение о зиме, которое написал И. Суриков: (Использование художественного слова)

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Все его одело

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко,  непробудно…

Стали дни короче,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы –

И зима настала».

Теперь вы видите, что окружающую нас природу можно описать, как словом, так и красками, используя кисти и холсты.

2 часть. Прикрепляю к магнитной доске картинку с репродукцией картины И.И. Шишкина «Зима».

Эту картину нарисовал уже известный нам гениальный художник Иван Иванович Шишкин.

Перед тем, как мы с вами рассмотрим это произведение искусства, ответьте мне на вопросы по этой картине: (Вопросы к детям)

1. Что изображено на картине?

2. Какое время года изображено на картине?

3. Какое настроение передаёт картина?

4. Как вы думаете, какой это лес – старый или молодой?

5. Какие основные цвета использовал художник?

6. Что изображено на переднем плане? Что изображено на заднем плане?

7. Какие цвета использовал художник?

8. Как вы думаете, с чем связано то, что Шишкин часто использует определённые цвета и оттенки в этом произведении?

Давайте немного отдохнём и сами отправимся в зимний лес: (Физкультминутка)

«Ветер дует ледяной,
И вздымает снега тучу
.                (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах
.             (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса                           
несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит.                 
(Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах.              
(Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса.                    
(Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся      
(Ходьба)
И домой к себе вернемся.            
(Дети садятся за столы)»

А теперь рассмотрим полотно поближе: (Краткий рассказ)/ (Рассматривание наглядного материала: репродукция картины)

Это картина Ивана Ивановича Шишкина в жанре пейзаж, которая называется «Зима». Вы были правы, когда предположили название этого прекрасного полотна. На ней изображен старый, дремучий, непроходимый лес.

Прошел, видимо, не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом. На переднем плане мы видим и поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль  ещё маленькие ёлочки. На заднем плане мы видим, что начинается частый лес, чащоба – не продерёшься сквозь неё.

Внизу, на земле, мы видим, что под снегом лежат огромные стволы упавших деревьев. Ещё под снежной шубкой виднеются маленькие ёлочки и кусты.

Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.

Холодно, морозно, почти кажется, что всё в этом лесу заснуло, застыло, замерло. И только теплые коричневые оттенки стволов деревьев говорят нам, что лес заснул, но он живой. Здесь как нельзя лучше подходят замечательные строчки Сергея Есенина о зиме: (Использование художественного слова)

«Заколдован невидимкой,

        Дремлет лес под сказку сна …»

Заметили ли вы живое существо на этой картине? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого – нибудь в этом сосновом лесу? Нашли? Это одинокая птица на ветке кажется, что она тоже заснула.

Какое настроение передаёт картина? Правильно, картина передаёт спокойное, умиротворённое настроение. Сейчас я включу отрывок из произведения А. Вивальди, вы послушаете и скажите – подходит ли она рассматриваемой нами картине по настроению?

Включаю музыку, дети рассматривают картину под музыку, что расширяет восприятие не только визуальное, но и слуховое. (Использование музыкального сопровождения)

Понравилась вам музыка? Что ощутили вы при прослушивании? Соответствует ли настроение музыки настроению картины? Как вы это определили?

3 часть. Я предлагаю вам поиграть в игру, чтобы стать настоящими художниками (Дидактическое упражнение). Чтобы стать юными художниками вам надо уметь составлять пейзажи. Я вам предлагаю самим попробовать составить пейзаж.

Дети выполняют задание за столами на листе формата А3, на котором изображен фон, выкладывают деревья, создавая пейзаж. Используя различные размеры деревьев, изображая перспективу, выделяя передний и задний план. Фоном звучит спокойная музыка. (Использование музыкального сопровождения) При необходимости даю советы, уточнения, помогаю по мере затруднения. (Советы, помощь)

Какие интересные пейзажи у вас получились. Теперь и мы с вами стали маленькими художниками.

Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили: (Вопросы к детям)

-С какой картиной мы сегодня познакомились?

-К какому жанру она относится?

-Кто написал эту картину?

-Что изображено на картине?

-Какое настроение леса передал автор?

-Какие основные цвета использовал художник?

Спасибо вам большое, ребята. Вы большие молодцы! Выделаю определённых детей, которые были самыми активными, проявляли большой интерес при рассматривании, разговоре и описании картины, уточнении цветов и оттенков картины, передних и задних планов. Хвалю тех, кто использовал в своей речи при ответе на вопросы полные развёрнутые предложения.

        Вам понравилась картина? Давайте завтра нарисуем лес, окутанный зимней дрёмой!». (Перспективы дальнейшего обучения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Зимний пейзаж»

Задачи Расширять знания детей о времени года – зиме, закреплять признаки зимы (снег белый и холодный, падает на землю, деревья, дома).Вызвать желание у детей подговаривать стихотворение вос...

Конспект НОД «Космический пейзаж» Рисование в технике «граттаж»

Это занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание; чтение художественной литературы; музыка;физическая культура; художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельност...

конспект искусствоведческой беседы

конспект искусствоведческой беседы В области «Художественно-эстетическое развитие» по ознакомлению детей  с пейзажем  И. И, Шишкин. «Зима» В средней  г...

конспект искусствоведческой беседы

конспект искусствоведческой беседы...

конспект искусствоведческой беседы

конспект искусствоведческой беседы В области «Художественно-эстетическое развитие» по ознакомлению детей  с творчеством  П.П.Чистякова «женский портрет» В п...

Конспект Искусствоведческая беседа «Городец – город мастеров».

Расширять представления детей о родной стране. Продолжать знакомить с достопримечательностями России. Обогащать представления детей о сфере человеческой деятельности – искусство. Знакомить с тру...