Картотека игр для занятий по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте
картотека по рисованию (старшая группа)

Климова Ольга Викторовна

Картотека игр  для занятий по изобразительной деятельности  в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_izo_v_st.doshk_.v.docx138.72 КБ

Предварительный просмотр:

https://yt3.ggpht.com/8lzQ1BQ3IohRozB0ktq71y4YADsjFAKhxDzRpRXe04o33BaiDPWCwd_9OF_zdBEaE6hfyAT-QgQ=s900-c-k-c0x00ffffff-no-rj

Картотека игр

 для занятий по изобразительной деятельности

в старшем дошкольном возрасте

https://image.winudf.com/v2/image/Y29tLmRvam8uZW5zZWlnbmFudF9zY3JlZW5fMF8xNTMzOTQ0MjI3XzA4Ng/screen-0.jpg?h=710&fakeurl=1&type=.jpg

 Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы, развитию  пространственного воображения, узнавание  предмета по его отдельным свойствам и частям.

«Собери фигуру по картинке»

«Формы»

«На что это похоже»

«Узнай предмет по силуэту»

«Чей контур»

 Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения.

 «Теплый – холодный» (понятия «теплые и холодные цвета»)

 «На лугу расцвели красивые цветы» (собирание букетов  цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной)

«Палитра осени (весны, зимы, лета)»

 «Палитра весны»

 «Времена года» (подбор цветовой гаммы к определенному времени года)

  Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине.

 «Парные картинки»  (найти сходство и отличия предметов)

 Конструктор «Животные» (собрать целое животное из различных частей тела: голова, уши, туловище, лапы, хвост).

 Игры, на развитие чувства ритма и симметрии.

«Выложи узор на коврике»

 «Продолжи орнамент»

 «Сложи узор из предложенных элементов».

 Игры, способствующие развитию композиционных умений

 «Составь натюрморт»

«Дорисуй картину»

 «Перспектива».

 «Подбери по цвету»

 «Назови промыслы»

 «Найди деталь»

 Игры, предусматривающие творческое начало 

«Сложи из элементов в технике коллажа пейзаж»

«Укрась разными элементами основы в стилистике промысла»

«Придумай узор для росписи»

 «Составляем модели платья как дизайнеры»

«Рисуем как помощники художницы осени»

 «Найди недостаток в портрете».

Цель. Учить видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями.

Ход. Детям раздаются изображения одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей). Педагог предлагает определить недостающие части и дорисовать их графитным материалом – чёрным фломастером.

 «Составь натюрморт».

Цель. Закрепить знания детей о натюрмортах.

Ход. 1задание. Детям даются плоскостные изображений неживой и живой природы. Дети составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру, и дают название своей работе.

2задание.Предлагается составить натюрморт из разных предметов (посуда, продукты, цветы, игрушки, а также фон для натюрморта). Дети составляют натюрморт, и объясняют, почему они взяли предметы определённого вида, дают название работе.

 «Художники – реставраторы»

Цель. Продолжить знакомство детей с разными жанрами живописи и работой художников.

Ход. Дети восстанавливают разрезанную на несколько частей репродукцию картины или иллюстрацию (по количеству детей). По окончании работы называют её жанр.

 

«Волны»

Ход. Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один из игроков становится в центре круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

 «Шторм»

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей.

Ход. Воспитатель говорит: «Беда тому кораблю, который окажется во время шторма в море: огромные волны грозят перевернуть его, ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы волны. Вы можете радостно гудеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами.

 

«Чего не стало?»

Цель. Развивать наблюдательность. Внимание.

Ход. Педагог закрывает на картине, какую – то деталь одежды, предмета или сам предмет, а дети должны отгадать чего на картине не стало.

 

 «Найди эмоцию»

Цель. Учить выделять картины по настроению.

Ход. Воспитатель раздаёт детям пиктограммы с эмоциями и выставляет разные по жанру и настроению репродукции картин, а затем предлагает подобрать к каждой репродукции пиктограмму. Дети обосновывают свой выбор и рассказывают, какие эмоции они испытывают, глядя на картину.

 

Игра – упражнение «Опиши соседа»

Цель. Учить внимательно рассматривать человека, давать словесный портрет.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и описать своего соседа. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки рамку или обруч, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину.

 

 «Найди в природе яркие и блёклые цвета»

Цель: Учить детей находить цветовые контрасты в окружающей природе, называть их.

Ход. Педагог предлагает подойти всем детям к окну и найти в Пейзаже из окна» яркие и блёклые цвета в предметах, растениях, природных явлениях

 

Игра по картине «Иду, вижу, рассказываю сам себе»

Цель. Погружение в сюжет картины. Ощущение её деталей как частей целой композиции.

Ход. Начать можно так: Иду я вижу в картине «Рожь» …Далее ребёнок рассказывает, что он увидел бы, зайдя в пространство картины

«Найди среди красок друзей»

Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Дорисуй узор»

Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

«Подготовим стол к празднику»

Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.

Ход игры: перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 - 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

«Закончи картинку»

Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

 «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине"

 Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.

 

Ход игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.

Реализация самостоятельной творческой деятельности

«Обведи свою ладонь и оживи»

Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

Ход игры. Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно

«Превращаем цифры в картинки»

Цель: закрепить знания об образе цифр, развивать мелкую моторику рук, развивать воображение.

Ход игры: Путем дорисовывания или прорисовывания цифры  превращаются  в «человечков», «зверюшек» или другие смешные фигурки.

«Три краски»

Цель: Развитие творческого воображения, образного мышления, художественного восприятия.

Материал. Листы бумаги, краски, кисточки, баночки с водой.

Ход игры. Детям предлагается взять три краски и изрисовать ими весь лист, как им захочется. После этого педагог спрашивает у каждого ребенка: «На что похож рисунок?» Если возникают трудности в назывании, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Затем педагог просит придумать как можно больше названий к рисунку и сказать вслух.

«Создай портрет»

Цель:. Познакомить детей с портретом, упражнять в составлении портрета из разных частей лица по собственному желанию, упражнять правильно ориентироваться в разных частях лица.

Ход игры. воспитатель показывает детям портреты и рассказывает, что такое портрет. Затем предлагает поиграть в художников, но не рисовать портреты, а создавать из разных частей лица. Педагог напоминает, что части лица надо правильно располагать: волосы, глаза с носом, затем рот.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Цель: развитие творческого воображения, сообразительности

Ход игры: взрослый показывает ребенку любое действие (пилит дрова, играет на дудочке, рисует и т. д.), а ребенок отгадывает. Неважно, если он назовет не то, что вы загадали, — главное, чтобы его ответ был похож на ваши действия.

 Усложняем: можно показать не одно действие, а несколько (например, пьет чай, а затем моет посуду). В эту игру можно играть часто, она нравится детям. Играть можно во дворе и даже в очереди в поликлинике (ведь вы не издаете ни звука).

«Дорисуй картинку»

Цель: Развить внимание, зрительное восприятие ребенка.

Ход игры: Перед проведением игры вместе с детьми нарисовать предмет без одной важной детали (например, лицо без рта, домик без крыши, машинку без колёс и т.д.) На рисунке не должно быть множества мелких деталей. Попросить детей назвать, а затем изобразить недостающий элемент. Чтобы детям было легче справиться с заданием, постоянно задавайте наводящие вопросы.

«Волшебные кляксы»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Ход игры: Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.

«Волшебные очки»

Цель: развивать действие соотнесения по форме.

Ход игры. Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу. Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.

 

«Палитра времен года»

Цель: развивать внимание, творческое воображение

Детям предлагается рассмотреть внимательно цветовую гамму одежды того или иного ребенка и определить к палитре какого времени года можно отнести наряд.

«Волшебное дерево»

Цель: Расширение объёма словаря и кругозора; развитие творческих умений, умения отгадывать загадки.

Оборудование: Дерево, изготовленное из картона, с кармашками для картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме.

Ход игры.  Перед игрой дети знакомятся с произведением К. Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на нашем «волшебном дереве» будет расти не только обувь, но и многие другие «волшебные предметы».

Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый загадывает загадку об одном из предметов, изображенных на картинке. Ребёнок, правильно отгадавший загадку, ищет соответствующее изображение и «вешает» эту картинку на «Чудо-дерево».

«Фантастическое животное»

Цель: развивать умение преобразовывать предмет.

Ход игры: Педагог раздает детям рисунки с разными животными. Как можно изменить рисунок, чтобы сделать его необычным и забавным?

«Кругольники»

Цель: развитие творческого  воображения, целостного  восприятия

Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.

Ход игры: предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки — получаются часы. К треугольнику хвостик — веселая морковка.  Закрепляем: рисуйте вместе с ребенком. Вариантов много (круг — мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). Повесьте рисунок на видное место.

Формирование элементарных представлений о видах искусства

«Сложи узор из квадратов и кругов»

Цель: развивать внимание, умение анализировать образец, подбирать нужные геометрические фигуры для составления композиции.

        Дидактический материал: карточки с образцами узоров, выполненные из картона, отдельные детали для   составления узоров.

Ход игры: ребенку предлагается выбрать картинку с изображением узора, а затем составить такой же.

«Цветные корзинки»

Цель игры: игра направлена изучение цветов детьми, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.
Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

«Пластилиновая живопись»

Цели: развивать творческую фантазию детей, чувство цвета, мелкую моторику руки.

Ход игры: ребятам предлагается смешать 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета, до получения причудливых разводов и пятен и размазать пальцем по листу бумаги

«Необычные рисунки»

Цель: Развить воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка.

Ход игры :Воспитатель говорит: « Дети, на завтрак сегодня была манная каша. Она очень вкусная, полезная и её нужно обязательно кушать. А вы знаете, что манную кашу не только едят, но и с помощью неё создают необычные картины». Педагог приглашает желающих нарисовать такие картины. Дети садятся за стол, и воспитатель показывает, как можно рисовать на манке пальчиками солнце, дождик, круги, травку, причудливые узоры и т.д.

 «Нелепицы»

Цель: Развитие умения различать реальность и фантазийный вымысел; уточнение представлений о предмете, явлениях природы.

Оборудование: Одинаковые чёрно-белые сюжетные картинки с изображением нелепиц (по количеству детей), цветные карандаши.

Ход игры: Низкий уровень сложности. Каждому ребёнку выдаётся чёрно-белая картинка с изображением нелепиц. Дети рассматривают картинку. Взрослый предлагает детям назвать, что на картинке изображено неправильно. Затем взрослый предлагает раскрасить цветными карандашами только те изображения, которые соответствуют истине, что может быть на самом деле.

Средний уровень сложности. Дети соревнуются, кто больше увидит и назовёт нелепиц. Вариантом использования помощи взрослого является наличие опорных слов, указывающих на ошибку и правильный вариант. В соответствии с названной парой слов дети находят ошибку на картинке. По окончании выполнения задания дети раскрашивают то, что на рисунке изображено верно.

Высокий уровень сложности.  Дети выполняют задание без помощи взрослого. Указывая на нелепицы, они дают правильные варианты. После этого дети раскрашивают то, что на рисунке изображено правильно.  

«Волшебные ладошки»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики

Ход игры: ребенок в краску опускает ладошку и делает отпечаток на листке бумаге

 «Веселые штампы»

Цель: упражнять приемам нетрадиционной техники рисования способам штампа

Ход игры: ребенку предлагается штампы сделанные из картофеля, морковки, свеклы и др. он опускает их в краску и делает отпечаток на листе бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по разделу «Изобразительная деятельность» (старший дошкольный возраст с ЗПР)

Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креат...

Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»

Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»...

«Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» Старший дошкольный возраст

Изобразительно-художественная деятельность является важнейшим средством в формировании личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Одной из важнейших задач педагогической теории и практики являетс...

«Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста»

laquo;Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста» -материал, необходимый педагогу ДОУ для работы по экспериментированию...

Открытое занятие по изобразительной деятельности. Старший возраст.

Тема: «Мебель для жителей сказочного города».Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическ...

Картотека игр по познавательно-исследовательской деятельности. Старший дошкольный возраст

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит:&la...

Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности старший возраст

Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности Дидактическая игра "Придумай портрет" Для детей 5-7 лет. В игре могут принимать участие не более 8 человек. Цель игры: закреплять на...