Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
статья по рисованию

Кущева Надежда Сергеевна

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Кущева Н.С., воспитатель

Дошкольный возраст - тот самый уникальный и неповторимый жизненный период, в котором закладывается "фундамент" всестороннего развития детской личности, ее творческих способностей и потенциала, когда формируются базовые представления об окружающем мире и общечеловеческих ценностях. Для полноценного развития личности ребенку необходимо самовыражаться. И лучшим средством самовыражения является творчество, ведь оно заложено в детях самой природой: они придумывают, воображают, фантазируют, перевоплощаются.

На наш взгляд, дополнительное образование в направлении художественно-эстетического развития является актуальным в силу существования огромного выбора средств и методов совместной работы с целью выявления, формирования и поддержки развития творческих способностей одаренных детей. Изобразительная деятельность позиционирует себя как наиболее близкое, доступное и интересное занятие в дошкольном возрасте. Это обусловлено особенной ролью изобразительного искусства среди подрастающего поколения: помимо эстетического и творческого воспитания (воспитание культуры чувств, развитие художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности и т.п.), значимым стал навык видения и понимания красоты всего, что находится рядом с человеком, что сопровождает нас от самого рождения и до смерти, бережного отношения к окружающему миру. Именно решение творческих и художественно-эстетических задач дает дошкольникам возможность творческой самореализации собственной личности.

Однако занятия обычным рисованием как бы "ограничены": здесь жесткая программная заданность, контроль за выполнением, для положительного результата необходимо успешно владеть техническими навыками. Нетрадиционные техники на таких занятиях практически не используются, однако именно их использование способствует раскрытию и реализации творческого потенциала дошкольников, обеспечивает свободу самовыражения и неизменно успешный результат деятельности независимо от технических навыков, умений и способностей дошкольников. Целесообразно заниматься с детьми не просто рисованием, а экспериментировать с ним. Нетрадиционное рисование будет способствовать повышению интереса к художественно-эстетической деятельности, развитию фантазии, воображения, оригинальности мышления, ознакомлению с различными способами и средствами самовыражения и т.д. Несомненным преимуществом использования техник нетрадиционного рисования является возможность обойтись без копирования образца, а это открывает новые грани и возможности для развития воображения, творчества, самостоятельности, инициативы и проявления своей индивидуальности. Так же отдельно стоит отметить значимость этого вида деятельности в общем психическом развитии дошкольников: всегда положительный конечный результат позволяет сформировать уверенность в себе, своих способностях, ребенку становится доступна возможность самоидентификации в творческой работе, целенаправленности своей деятельности.

Посещать кружок по нетрадиционному рисованию дети дошкольного возраста могут начать с трех лет. Кружковая работа проводится еженедельно, 1 раз в неделю, во второй половине дня, начиная с октября по май. Продолжительность кружковой деятельности, в соответствии с требованиями СанПиН, в зависимости от возрастной группы, не должна превышать нижеуказанного времени:

3-4 года - 10-15 минут;

4-5 лет - 15-20 минут;

5-6 лет - 20-25 минут;

6-7 лет - 25-30 минут.

Цель работы данного кружка заключается в создании условий для раннего выявления творческих способностей и развитии творческого потенциала дошкольников через

Чтобы активизировать внимание дошкольников и побудить их к активным работе, стоит прибегнуть к помощи следующих стимулов:

  • игра (ведь это основной вид деятельности дошкольного возраста);
  • сюрпризный момент (любимые сказочные и мультипликационные герои побуждают детей к активным действиям);
  • просьбы о помощи (детям важно чувствовать свою значимость);
  • живая, эмоциональная речь педагога.

При рисовании нетрадиционной техникой широко используется стихи, загадки, а также игровая деятельность.

Далее мы рассмотрим некоторые виды и приемы нетрадиционного рисования. Стоит отметить, что для каждой возрастной группы дошкольного учреждения необходимо придерживаться отличающихся вариантов приемов и техник нетрадиционного рисования, руководствуясь принципом последовательности "от простого к сложному".

Для детей младшего дошкольного возраста наиболее подходящим видом нетрадиционной техники рисования считается пальцевая живопись, которая представляет собой рисование красками такими приемами как: пальцами (одним или несколькими), кулачком, ребром ладони или всей ладошки. При использовании данной техники отмечается терапевтический и антистрессовый эффект, а также активизируется развитие психических процессов и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, раскрывается творческий потенциал.

Так же используется техника оттиска печатки, когда, например, из сырого картофеля или ластика педагог делает заготовки различных печаток, которые прижимают к штемпельной подушке с красками и наносят оттиск на бумагу, создавая из одинаковых печатей различные композиции).

К среднему дошкольному возрасту виды нетрадиционного рисования усложняются. Здесь можно воспользоваться:

методом тычка (связанные канцелярской резинкой ватные палочки окунают в краску и ударяет им по бумаге, держа вертикально);

рисование манкой, песком (ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на рисунок с клеем манку или песок);

рисование смятой бумагой (ребенок мнет бумагу пока она не станет мягкой, затем сминает ее до формы шарика, необходимого ему размера, окунает в клей и приклеивает на основу);

монотипия (оттиск изображения путем перевода с одной поверхности на другую, необходима гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги, позволяет развивать воображение, фантазию, чувство цвета, формы).

Дети старшего дошкольного возраста способны освоить еще более нетрадиционные сложные техники:

кляксография (используется в качестве игр и развлечений, в самом простом отпечатке кляксы дети способны увидеть разнообразные сюжеты и образы, хорошо развивает глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение);

граттаж (рисование на восковой основе, суть техники в процарапывании: на рабочую поверхность наносится акварелью цветной фон, затем он подсушивается и натирается воском, далее черная гуашь смешивается с мылом/шампунем и наносится на парафиновый лист, после чего берется заострённая палочка и начинает процарапываться рисунок);

рисование подручными средствами из пластикова: вилкой, ложкой, стаканчиком, дном или горлышком бутылки;

набрызг (разбрызгивание капель краски с помощью приспособленной для этого зубной щётки).

И это - только небольшая часть всех используемых техник нетрадиционных форм изобразительной деятельности. Подводя итог вышесказанному, хочется отметить положительное влияние, которое оказывает работа с использованием нетрадиционных техник рисования на развитие одаренности и творческого потенциала ребенка-дошкольника, влияние на интеллектуальное развитие, мелкую моторику, формирование высших психических функций: воображения, памяти, зрительного восприятия и мышления. При организации кружка в ДОУ, с целью более успешного овладения детьми умениями и навыками, следует особое внимание обратить на учет педагогами возрастных и индивидуальных особенностях детей, их желаний и интересов. По мере взросления будет расширяться и усложняться содержание, элементы, формы бумаги, будут выделяться новые средства выразительности. Педагоги, организуя кружковую работу в детском образовательном учреждении, оказывают детям всестороннюю помощь в решении творческих задач, побуждают ребенка мыслить нестандартно, предоставляют для самовыражения разнообразные формы, виды и средства. Вариативность детской деятельности, в свою очередь, обеспечивает более успешное разностороннее развитие дошкольника, создает возможность для реализации детского "Я" через разнообразные всевозможные средства и выступает эффективным средством развития творческих способностей каждого одаренного ребенка.

Список литературы:

1. Ваганова, Н. А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала у старших дошкольников/ Н.А. Ваганова // Одаренный ребенок. –2008. — № 5. — С. 36.

2. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования / Г.Н. Давыдова. — М., 2007.

3. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности/ Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 3. — С. 21.

4. Родина, Н. Н. Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей дошкольного возраста) / Н. Н. Родина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 29-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд.  Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр...

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В данном опыте представлен перспективный план; методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с конспектами занятий для старших дошкольников.Разработаны методические рекоме...

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (средняя группа)

Проект «Нетрадиционные техники рисования  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»(средняя группа)...

Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...