Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
статья по рисованию

Кущева Надежда Сергеевна

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Кущева Н.С., воспитатель

Дошкольный возраст - тот самый уникальный и неповторимый жизненный период, в котором закладывается "фундамент" всестороннего развития детской личности, ее творческих способностей и потенциала, когда формируются базовые представления об окружающем мире и общечеловеческих ценностях. Для полноценного развития личности ребенку необходимо самовыражаться. И лучшим средством самовыражения является творчество, ведь оно заложено в детях самой природой: они придумывают, воображают, фантазируют, перевоплощаются.

На наш взгляд, дополнительное образование в направлении художественно-эстетического развития является актуальным в силу существования огромного выбора средств и методов совместной работы с целью выявления, формирования и поддержки развития творческих способностей одаренных детей. Изобразительная деятельность позиционирует себя как наиболее близкое, доступное и интересное занятие в дошкольном возрасте. Это обусловлено особенной ролью изобразительного искусства среди подрастающего поколения: помимо эстетического и творческого воспитания (воспитание культуры чувств, развитие художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности и т.п.), значимым стал навык видения и понимания красоты всего, что находится рядом с человеком, что сопровождает нас от самого рождения и до смерти, бережного отношения к окружающему миру. Именно решение творческих и художественно-эстетических задач дает дошкольникам возможность творческой самореализации собственной личности.

Однако занятия обычным рисованием как бы "ограничены": здесь жесткая программная заданность, контроль за выполнением, для положительного результата необходимо успешно владеть техническими навыками. Нетрадиционные техники на таких занятиях практически не используются, однако именно их использование способствует раскрытию и реализации творческого потенциала дошкольников, обеспечивает свободу самовыражения и неизменно успешный результат деятельности независимо от технических навыков, умений и способностей дошкольников. Целесообразно заниматься с детьми не просто рисованием, а экспериментировать с ним. Нетрадиционное рисование будет способствовать повышению интереса к художественно-эстетической деятельности, развитию фантазии, воображения, оригинальности мышления, ознакомлению с различными способами и средствами самовыражения и т.д. Несомненным преимуществом использования техник нетрадиционного рисования является возможность обойтись без копирования образца, а это открывает новые грани и возможности для развития воображения, творчества, самостоятельности, инициативы и проявления своей индивидуальности. Так же отдельно стоит отметить значимость этого вида деятельности в общем психическом развитии дошкольников: всегда положительный конечный результат позволяет сформировать уверенность в себе, своих способностях, ребенку становится доступна возможность самоидентификации в творческой работе, целенаправленности своей деятельности.

Посещать кружок по нетрадиционному рисованию дети дошкольного возраста могут начать с трех лет. Кружковая работа проводится еженедельно, 1 раз в неделю, во второй половине дня, начиная с октября по май. Продолжительность кружковой деятельности, в соответствии с требованиями СанПиН, в зависимости от возрастной группы, не должна превышать нижеуказанного времени:

3-4 года - 10-15 минут;

4-5 лет - 15-20 минут;

5-6 лет - 20-25 минут;

6-7 лет - 25-30 минут.

Цель работы данного кружка заключается в создании условий для раннего выявления творческих способностей и развитии творческого потенциала дошкольников через

Чтобы активизировать внимание дошкольников и побудить их к активным работе, стоит прибегнуть к помощи следующих стимулов:

  • игра (ведь это основной вид деятельности дошкольного возраста);
  • сюрпризный момент (любимые сказочные и мультипликационные герои побуждают детей к активным действиям);
  • просьбы о помощи (детям важно чувствовать свою значимость);
  • живая, эмоциональная речь педагога.

При рисовании нетрадиционной техникой широко используется стихи, загадки, а также игровая деятельность.

Далее мы рассмотрим некоторые виды и приемы нетрадиционного рисования. Стоит отметить, что для каждой возрастной группы дошкольного учреждения необходимо придерживаться отличающихся вариантов приемов и техник нетрадиционного рисования, руководствуясь принципом последовательности "от простого к сложному".

Для детей младшего дошкольного возраста наиболее подходящим видом нетрадиционной техники рисования считается пальцевая живопись, которая представляет собой рисование красками такими приемами как: пальцами (одним или несколькими), кулачком, ребром ладони или всей ладошки. При использовании данной техники отмечается терапевтический и антистрессовый эффект, а также активизируется развитие психических процессов и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, раскрывается творческий потенциал.

Так же используется техника оттиска печатки, когда, например, из сырого картофеля или ластика педагог делает заготовки различных печаток, которые прижимают к штемпельной подушке с красками и наносят оттиск на бумагу, создавая из одинаковых печатей различные композиции).

К среднему дошкольному возрасту виды нетрадиционного рисования усложняются. Здесь можно воспользоваться:

методом тычка (связанные канцелярской резинкой ватные палочки окунают в краску и ударяет им по бумаге, держа вертикально);

рисование манкой, песком (ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на рисунок с клеем манку или песок);

рисование смятой бумагой (ребенок мнет бумагу пока она не станет мягкой, затем сминает ее до формы шарика, необходимого ему размера, окунает в клей и приклеивает на основу);

монотипия (оттиск изображения путем перевода с одной поверхности на другую, необходима гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги, позволяет развивать воображение, фантазию, чувство цвета, формы).

Дети старшего дошкольного возраста способны освоить еще более нетрадиционные сложные техники:

кляксография (используется в качестве игр и развлечений, в самом простом отпечатке кляксы дети способны увидеть разнообразные сюжеты и образы, хорошо развивает глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение);

граттаж (рисование на восковой основе, суть техники в процарапывании: на рабочую поверхность наносится акварелью цветной фон, затем он подсушивается и натирается воском, далее черная гуашь смешивается с мылом/шампунем и наносится на парафиновый лист, после чего берется заострённая палочка и начинает процарапываться рисунок);

рисование подручными средствами из пластикова: вилкой, ложкой, стаканчиком, дном или горлышком бутылки;

набрызг (разбрызгивание капель краски с помощью приспособленной для этого зубной щётки).

И это - только небольшая часть всех используемых техник нетрадиционных форм изобразительной деятельности. Подводя итог вышесказанному, хочется отметить положительное влияние, которое оказывает работа с использованием нетрадиционных техник рисования на развитие одаренности и творческого потенциала ребенка-дошкольника, влияние на интеллектуальное развитие, мелкую моторику, формирование высших психических функций: воображения, памяти, зрительного восприятия и мышления. При организации кружка в ДОУ, с целью более успешного овладения детьми умениями и навыками, следует особое внимание обратить на учет педагогами возрастных и индивидуальных особенностях детей, их желаний и интересов. По мере взросления будет расширяться и усложняться содержание, элементы, формы бумаги, будут выделяться новые средства выразительности. Педагоги, организуя кружковую работу в детском образовательном учреждении, оказывают детям всестороннюю помощь в решении творческих задач, побуждают ребенка мыслить нестандартно, предоставляют для самовыражения разнообразные формы, виды и средства. Вариативность детской деятельности, в свою очередь, обеспечивает более успешное разностороннее развитие дошкольника, создает возможность для реализации детского "Я" через разнообразные всевозможные средства и выступает эффективным средством развития творческих способностей каждого одаренного ребенка.

Список литературы:

1. Ваганова, Н. А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала у старших дошкольников/ Н.А. Ваганова // Одаренный ребенок. –2008. — № 5. — С. 36.

2. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования / Г.Н. Давыдова. — М., 2007.

3. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности/ Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 3. — С. 21.

4. Родина, Н. Н. Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей дошкольного возраста) / Н. Н. Родина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 29-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд.  Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр...

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В данном опыте представлен перспективный план; методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с конспектами занятий для старших дошкольников.Разработаны методические рекоме...

Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, как средством развития воображения, фантазии у детей дошкольного возраста....