Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей
статья по рисованию

Орлова Вера Игоревна

…Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне…

                                Э. Успенский.

Необходимо наравне с традиционными техниками рисования, использовать нетрадиционные техники, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. А самое главное – принесут детям положительные эмоции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Важной задачей педагогической теории и практики в современном мире яв-ляется формирование творческой личности ребенка. Самым эффективным средством для решения этой задачи является изобразительная деятельность детей в детском саду. Многие ученые отмечали, что занятие рисованием способствует всестороннему развитию ребёнка.

Задача воспитателя - сформировать у ребенка интерес и положительное отношение к рисованию, как к средству реализации творческих способностей дошкольников. Главное правило на раннем этапе обучения рисованию -ребенку не нужно навязывать каких-либо правил, так как карандаш или кисточка в слабой, неумелой руке могут привести к отрицательному результату, а следовательно, к разочарованию.

Ведь все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается, а очень часто отсутствие знаний

и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, так как рисунок получается неправильным, некрасивым и он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу.

Вследствие этого, первые неудачи вызывают у ребенка разочарование, и даже раздражение. А рисование для ребенка должно быть радостным, вдохновенным трудом, к которому нельзя принуждать.

Поэтому необходимо наравне с традиционными техниками рисования, использовать нетрадиционные техники, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. А самое главное – принесут детям положительные эмоции.

Что же подразумевается под значением слова «нетрадиционно»?

Нетрадиционно – значит, не основываясь на традиции, не по заведенному обычаю, нестандартно, оригинально, неповторимо, по-своему, на новый лад. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей больше, потому что здесь можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных

техник рисования

 способствует снятию детских страхов;

 развивает уверенность в своих силах;

 развивает пространственное мышление;

 развивает в детях умение свободно выражать свой замысел;

 побуждает детей к творческим поискам и решениям;

 развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

 развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

 развивает мелкую моторику рук;

 развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.

 во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Таким образом, нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Главное не полученный результат - рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра, поэтому необходимо использовать при обучении детей нетрадиционным техникам рисования игровые технологии: подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные, дидактические, игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности.

При обучении детей важно следить и за здоровьем ребят: использовать здоровьесберегающие технологии: гимнастику для глаз, дыхательную, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, необходимо следить за правильной осанкой детей.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии желательно использовать основные стимулы:

 игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая, которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их);

 сюрпризный момент (любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие);

 просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;

 создание проблемной ситуации;

 музыкальное сопровождение;

 использование различных способов организации деятельности детей (использование всего пространства группы);

 живая, эмоциональная речь воспитателя.

Существует много нетрадиционных методик обучения рисованию. Чем же они так привлекают детей. Известно, что ребенок хочет видеть итог своего труда как можно быстрее – сейчас и немедленно. В силу своей мобильности, нетерпимости и неумения делать что-то долго и кропотливо, ребенку интересно сразу получить готовый результат. Ткнул жесткой полусухой кисточкой в лист бумаги, и тотчас получилась звездочка или цветок. Провел пальчиком с краской по листку, и побежали по морю синие волны. Нечаянно уронил кляксу, и вдруг эта «неправильная» клякса превратилась в рыбку или в зайчика. Это очень интересно и необычно.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Для каждого возраста следует придерживаться разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками;
  • тампование.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

   Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Приведем описание некоторых видов и техник нетрадиционного рисования художественными материалами.

Тычок жесткой полусухой кистью

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Печать по трафарету

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тычкование

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Главная особенность детей – это их непосредственность, своё видение мира и обучение рисованию не должно вытеснять эти чудесные качества. Я считаю, что использование нетрадиционных техник рисования – это отличный способ проявить себя, пофантазировать, ведь творческий процесс – это настоящее чудо. В нем дети раскрывают свои уникальные способности, начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это не препятствие, а лишь шаги к достижению цели как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям необходимо донести, что в творчестве есть только свой собственный путь.

В заключении хотелось бы сказать, что в каждом из нас живёт художник и поэт. Нужно запомнить простое правило – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Как говорил В.А. Сухомлинский: «В каждом ребёнке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество – вот имя этой птицы» (Чем раньше ребёнок разбудит эту птицу, тем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться тому, что окружает)».

Занятия по рисованию в детском саду должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников...

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Проблема  развития  детского  творчества  в  настоящее  время   является  одной  из   наиболее  актуальных,  как  в  теоретическом...

: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»...