Обобщение педагогического опыта
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Мокрова Ольга Александровна

представлена работа по художественно - эстетическому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx67.77 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста»


Тема моего 
опыта работы : «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии дошкольного возраста».

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

«Ум ребенка – на кончиках его пальцев».

В. Сухомлинский.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисованииРисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.

Мои дети очень любят рисовать. А если мы рисуем необычным способом, то это их приводит в восторг. Мы очень часто рисуем ладошками и пальчикамиРисование ладошками и пальчиками – это еще один из способов изображения окружающего мира. Рисовать ладошками и пальчиками мы начали с первой младшей группы. Дети еще не умели рисовать кисточкой, а ладошка или пальчик самый оптимальный способ для маленького ребенка. Краску для малышей нужно наливать в плоское блюдце с поролоновой губкой, чтобы ребенок мог легко обмакивать ладошку и делать отпечатки на листе бумаги. С 4 –х летнего возраста дети ладошку уже могут раскрашивать кисточкой, в разные цвета. В этом дети помогают друг другу. На таких занятиях дети знакомятся со свойствами красок, с цветом, развивают художественный вкус, пространственное воображение.

В процессе рисования ладошками и пальчиками происходит развитие мелкой моторики, сенсорики, цветовосприятия. С помощью ладошек можно создавать любые абстракции, рисовать сюжетные картинки. Переворачивая ладошку по – разному, можно дорисовывать разные детали и воплощать любые задумки, наслаждаясь цветом.

Хочу представить вашему вниманию работы детей второй младшей группынарисованные ладошкой и пальчиком.

Это удивительная и восхитительная деятельность. Она позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заняться таким видом деятельности. Работа проводится постепенно, по принципу «от простого к сложному», в несколько этапов. Первые пробные занятия проводила в форме игры, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве.

Работа на первом этапе велась индивидуально с каждым ребенком. Дети с удовольствием оставляли отпечатки своих ладошек, с радостью рассматривали их и показывали своим товарищам.

На следующих занятиях детям предлагалось украсить пальчиками силуэты бабочек, божьих коровок, рыбок и тд. Украшая своими пальчиками, ребенок учился чувствовать границы изображения и продолжал отрабатывать технику рисования. Так появилась замечательная работа : «Веселая лужайка», на которую слетелись все бабочки и божьи коровки, чтобы повеселиться. Для этой работы заранее был приготовлен зеленый фон с гусеницей. Именно он придал законченность изображению. Яркими и живыми выглядели и другие детские работы : «Веселое солнышко», яркие распустившиеся цветы на их ладошках с прилетевшими пчелками, яркие тюльпаны, душистая сирень, одуванчики, хризантемы, веселый петушок. Работы своей красочностью и необычностью выполнения еще больше заинтересовали детей. Они с не терпением ждали занятий и с удовольствием покрывали пятнышками, мазками, штрихами силуэты предметов, листы бумаги, изображая, то плавно опускающееся на землю снежинки, елочки с зайчиками, снеговиками, проснувшимся от зимней спячки медведем.

Дети готовы были многократно повторять то или иное действие. И чем лучше получалось у них движение, тем с большим удовольствием они его повторяли, радуясь своему успеху.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги. Начали чувствовать себя маленькими художниками, им интересно рисовать пальчиками, делать забавный рисунок собственной ладошкой или пальчиком. Ведь дети любят быстро достигать результата в своей работеРаботая с детьми я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а напротив у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Работу по нетрадиционному рисованию с детьми я продолжу и в средней группе, где способ рисования постепенно усложнится. Он будет заключаться в смешивании красок, где каждый пальчик будет обмакиваться в разные по цвету краски и наносить мазки, в добавлении нетрадиционных техник и материалов. Таким способом дети будут рисовать пушистых зверей (лисичку, мишку и тд). Такой способ даст быстрый и положительный результат в творческой работе.

Педагогический мониторинг по нетрадиционному рисованию.

Цель педагогического мониторинга по нетрадиционному рисованию : выявить уровень художественного развития детей в художественно-творческой образовательной деятельности и возможности интеграции видов нетрадиционного рисования в ситуации свободного выбора ребенком вида, техники, материалов, замысла, способов изображения.

                                                                 

В результате экспериментальной работы нами было выявлено, что у детей появился устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Дети стали свободно действовать со всеми материалами в ходе самостоятельной деятельности и на занятиях, нетрадиционные приемы рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление.

Таким образом, рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. В процессе нетрадиционного рисования происходит гармоничное развитие двигательных функций кистей рук - мелкой моторики детей, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 

                                                                                                         Приложение 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста.--

 

 «Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

В.А. Сухомлинский 

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. Задачей в современной педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка. В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная программа может быть претворена в жизнь.

К числу современных образовательных технологий можно отнести личностно – ориентированные технологии. Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.

В рамках личностно-ориентированной технологии в своей педагогической практике, я использую нетрадиционный метод рисования: «хеппенинг» (в переводе с английского "случаться").

Хеппенинг — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

Главной целью хеппенинга является развитие творческих способностей детей раннего возраста. При этом решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой моторики, что способствует развитию речи
  • развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования
  • осознание ребёнком собственного тела
  • раннее развитие творческих способностей
  • развитие ловкости пальцев и кистей рук
  • развитие представлений о цвете

-развитие воображения и образного мышления.

Творчество – это важный процесс для полноценного, гармоничного и всестороннего развития личности ребенка. Творчество сопровождает нас на протяжении всей жизни, даруя радость и восторг самопознания и самореализации в процессе деятельности. Именно процесс, а не результат является определяющим моментом в развитии творчества детей раннего возраста. Однако, в силу слабой развитости нервной системы и мелкой моторики, малышам очень сложно выполнять технические приемы владения карандашом и кистью. В такой ситуации на помощь приходят нетрадиционные техники рисования. Тем более что интуитивно дети самостоятельно прибегают к такой технике: рисование на запотевшем стекле, обоях, в тарелке с едой, разводы на столе от пролитого компота, отпечатки грязных рук на одежде и окружающих предметах. К сожалению, подобные эксперименты не только не приводят в восторг, но и вызывают остро негативную реакцию со стороны взрослых. Наша задача – направить движущую силу познания мира в мирное русло и организовать процесс творчества и экспериментирования. Основные требования к нетрадиционным техникам рисования в раннем возрасте – это простота исполнения, доступность материалов и гарантированный результат. Техники, предусматривающие аппликацию, не рассматриваются, так как для данного возраста предусматривается лишь лепка и рисование. Для знакомства детей с нетрадиционными техниками рисования, следует начинать с наиболее простых, вводить усложнения и дополнения к рисунку постепенно. В любом случае, основная нагрузка в организации и проведении творческого процесса ложится на взрослого. Необходимо заранее приготовить все необходимые материалы, и что еще очень важно – это продумать каким образом будет оформлена в итоге работа. Работа, которую малыш с гордостью сможет продемонстрировать своим родителям или подарить бабушке с дедушкой. Положительный опыт в творческом процессе вселяет уверенность в своих силах, своих возможностях, дарит радость и желание учиться новому, познавать и созидать. Основное достоинство нетрадиционных техник рисования – это отсутствие возможности ошибиться, сделать неправильно, что позволяет ребенку чувствовать себя расковано. Только избавившись от рамок и стереотипов, возможен творческий рост и полет фантазии. Помимо развития тактильного восприятия и мелкой моторики, овладения техникой исполнения, не менее важным является и психотерапевтический эффект. В процессе рисования снимается психоэмоциональное напряжение, понижается уровень гормона стресса, повышая тем самым устойчивость организма.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 — 2 пальчика и приложим их к бумаге — получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок — получатся цветы и снежинки). Также доступны и другие методы нетрадиционного рисования:

  • рисование кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки
  • рисование полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы

-рисование ладошками или ногами на листе. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По — разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.

Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.

С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 — 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.

Малышам очень нравится создавать свои произведения с помощью различных штампов и печаток. Так же используются различные камешки, бусинки, пуговицы. Малыши получают огромное удовольствие, знакомятся с цветом и пятном. Также используют оттиск печатками с изображениями животных. Для этого используют материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки с изображениями животных.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Технология рисования мятой бумагой также позволяет делать плавные переходы из одного цвета в другой, варьировать насыщенность цвета оттиска, что немаловажно для создания рисунка.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляют уверенность детей в собственные силы, дарят им положительные эмоции и радость от результатов своих работ. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Мною был разработан перспективный план занятий с применением нетрадиционных техник рисования. Занятия проводятся один раз в неделю, индивидуально с каждым ребенком. Дети, недавно начавшие посещать детский сад, впервые попробовали свои силы в рисовании. Процесс рисования пальчиками вызывает у малышей много любопытства, интереса, а также чувство радости, что, в свою очередь, положительно сказывается на процессе адаптации ребят к детскому саду. В приложении указаны некоторые работы наших воспитанников.

Список использованной литературы

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2006. — № 3. — с. 78.
  2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2008. -352с.
  3. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 2004. – 152с.
  4. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128с.
  5. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. — Ярославль; Изд-во ЯГПУ, 2012. — 311 с.
  6. Галигузова Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2до 3лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, М.: Просвещение, 2007.
  7. Мартынова Е. В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7-Волгоград: Учитель 2012.
  8. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. ООО издательство «Детство-пресс», 2011.

                                                                                        Приложение 2

Дидактические игры по худ. эстетическому развитию

« Воздушные шарики ».

Цель: формировать у детей представление о цвете; учить детей сопоставлять предметы по цвету, прикладывая друг к другу путем отбора.

Ход игры: на листе бумаги нарисованы цветные нити и отдельно вырезаны цветные кружочки- «шарики». Воспитатель закрепляет с детьми названия цветов; необходимо

«привязать» воздушные « шарики» к нитям, подобрав их по цвету.

 « Назови правильно цвет ».

Цель: обнаружить уровень восприятия и определения цвета

предметов.

Ход игры: на листе бумаги изображены предметы разные по цвету. Ребенку нужно ответить на вопрос « Какого цвета ( яблоко, звездочка, мячик, машина и т.д. )

«Цветные корзинки»

Цель: игра направлена изучение цветов детьми 2,5-3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.
Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

«Собери пейзаж»
Цель: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию

«Матрёшкин сарафан»

Цель: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания о русской национальной одежде.
Ход игры: На картонных листах нарисованы силуэты трех матрешек, дети на выбор одевают каждый свою матрешку.

«Собери капельки в стакан»

Цель: научить разбираться в цветах и их оттенках; учить соотносить предметы по цвету.

Для игры нужно подготовить стаканчики и картинки разноцветных капель.

Педагог обращается к детям:

— Я положу в этот стаканчик капельку синего цвета. Давайте наполним стакан. Добавьте свои капельки такого же цвета.

У каждого ребенка должен быть набор из капелек всех нужных цветов.

 «Красиво — некрасиво»

Цель: учить выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.

Детям предлагаются разные картинки. Они должны определить, в какой цветовой гамме выполнен каждый рисунок, а затем найти и назвать предмет, который разукрашен в неподходящий цвет и нарушает общую композицию.

— Ребята, посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите?

— Какой цвет преобладает? Какие цвета похожи на него?

— Какой предмет выделяется по цвету, кажется здесь лишним?

Такую игру можно проводить фронтально или разделить детей на группы.

«Сложи радугу из полосок» 

Цель: способствовать закреплению знаний о системе цветов.

Материал: полоски бумаги  разных цветов. (как вариант можно использовать палочки Кюизенера

Ход игры: Одну половинку радуги собирает воспитатель, а другую собирает ребенок. Воспитатель предлагает назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

«Помоги собрать крышки»

Цель: закреплять формы предмета, стимулировать зрительные ощущения, развивать тактильные анализаторы. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал: корзинки с разделителями по цветным секторам, разноцветные крышки.

Ход игры: перед ребенком стоит корзинка, разделенная на четыре ячейки красного, синего, зеленого и желтого цветов. Воспитатель достает из мешочка крышку и спрашивает: «Какого цвета крышка? Где домик такого же цвета? Положи туда крышку».

«Найди  листик для бабочки»

Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.

Материал: картон, пластиковые  листики, бабочки.

Ход игры: дети разбирают листочки и в порядке очередности расселяют бабочек  по листочкам, в соответствии с цветовой гаммой. Предлагает детям помочь найти каждой бабочке свой листик для отдыха (с проговариванием названия цвета — для младшего возраста). Игру со временем можно усложнить, предложить, например, для красной бабочки найти зеленый листок и так далее.

 «Цветная дорожка»

Цель: развивать образное мышление, художественный вкус, умение правильно называть цвета,  умение ориентироваться на плоскости игрового поля.

Материал: крышки разных цветов, картонные ячейки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям «волшебные» дорожки разных цветов. Дети могут выкладывать на цветных дорожках крышки соответствующего цвета. Могут строить башни, цветы, геометрические фигуры, соединяя их друг с другом.

«Собери бусы на нитку»

Цель: Закрепить представления детей: цвет, форма, величина. Закреплять  приемы обследования и накладывания.

 Материал: геометрические фигуры разного цвета и формы, тонкие шнуры или толстые нитки.

Ход игры: пришедшая в гости белочка приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке. Там разные по форме геометрические фигуры. Педагог определяет порядок нанизывания фигур: вначале круглую, затем квадратную. Далее воспитатель  предлагает выбрать из коробочки три разных по форме фигуры и нанизывать их, со словесным сопровождением

«Найди птичке домик»

Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, ориентировку на плоскости, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера.

Материал: домики из потолочной плитки, обклеенные самоклеющейся пленкой и геометрические фигуры разного цвета.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры с изображением птиц. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. Размести «жильцов» в домики». Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме, назвать их цвет. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета и находит домик для птички.

«Сказочные деревья»

Цель: формирование представлений о цвете, о форме, о величине, развитие мелкой моторики рук.                               

Материал: деревья красного, желтого, зеленого цвета (плоскостное изображение на бумаге). На каждом дереве листочек такого же цвета.

Ход игры: воспитатель предлагает детям определить,  какие деревья они видят,  какого они цвета и  какие листочки должны на них расти. Подобрать листочки такого же  цвета как дерево.

 «Волшебные прищепки»

Цель: учить детей подбирать прищепки нужного цвета, тактильные ощущения, чередовать прищепки двух цветов, развивать творческие способности.

Материал: обыкновенные прищепки, распечатанные картинки.

Ход игры: Дети учатся прикреплять дереву веточки, солнышку – лучики, свекле ботву и так далее.

«Дорисуй картинку»

Цель: Развивать внимание, зрительное восприятие ребенка.

Материал:  Бумага; карандаши

Ход игры: Перед проведением игры совместно с детьми нарисовать предмет без одной важной детали (а именно, лицо без рта, домик без крыши, машинку без колёс и т.д.) На рисунке не должно быть множества мелких деталей. Попросить детей назвать, а затем изобразить недостающий элемент. Чтобы детям было легче справиться с заданием, постоянно задавайте наводящие вопросы. Игра заканчивается:
раскрашиванием картинок;
рассматриванием готовых работ.

«Фигурки»

Цель: Развивать внимание, зрительное восприятие ребенка

Материал: Бумага; карандаши

Ход игры: Перед проведением игры совместно с детьми нарисовать предмет без одной важной детали (а именно, лицо без рта, домик без крыши, машинку без колёс и т.д.) На рисунке не должно быть множества мелких деталей. Попросить детей назвать, а затем изобразить недостающий элемент. Чтобы детям было легче справиться с заданием, постоянно задавайте наводящие вопросы. Игра заканчивается: раскрашиванием картинок;
рассматриванием готовых работ.

«Собери картину»

Цель: Познакомить детей с видами русских народных игрушек: закреплять знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах: упражнять в создании целой картины из разрезанных частей.

Материал: Дымковская, филимоновская, городецкая игрушки; матрёшка; поднос; карточки с изображением этих игрушек, разрезанные на две части.

Ход игры: Педагог демонстрирует детям игрушки, называет их, дает потрогать и посмотреть, интересуется, видели ли они такие игрушки. Напоминает, что матрёшки и конь-качалка есть в нашем детском саду. Далее педагог рассказывает, что принёс открытки с изображением этих игрушек, которые тоже хотела им продемонстрировать, но случайно выронила поднос, все рассыпалось и перепуталось. С расстроенным видом говорит, что теперь даже не знает, как быть. Внезапно оживлённо восклицает: «Дети, вы ж теперь знаете, как выглядят игрушки, и сможете мне помочь». Все бегут к столику, где стоит поднос с открытками, и собирают картинки. Педагог изумляется, как здорово у них получилось, хвалит детей и подсказывает наводящими вопросами, если требуется. Игра заканчивается:
чтением русских народных потешек; слушанием русских народных детских песен и просмотром к ним клипов.

«Угадай -ка время года»

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, соответствующей временам года.

Материал: Картины, присущие осени, лету, зиме, весне; кукла Незнайка

Ход игры: Педагог держит в руках Незнайку и говорит, что он пришел ко мне в гости и поведал, что забыл, какие есть времена года. Он просит, чтоб мы помогли ему вспомнить. Воспитатель спрашивает у детей какое сейчас время года, а как можно узнать то или иное время года. Затем выслушивает ответы, хвалит, если у них возникли затруднения, наводящими вопросами напоминает что характерно для каждого сезона. Незнайка говорит спасибо и уходит, а педагог приглашает детей поиграть в игру « Угадай-ка». Дети располагаются полукругом на паласе, а воспитатель показывает им картины и просит назвать изображенное время года. Игра заканчивается: рисованием любимого времени года; выставкой детских работ в приёмной.

«Необыкновенные рисунки»

Цель: Развивать воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка.

Материал: Манная крупа; тарелочки по количеству детей

Ход игры: Воспитатель говорит: « Дети, на завтрак сегодня была манная каша. Она очень вкусная, полезная и её нужно обязательно кушать. А вы знаете, что манную кашу не только едят, но и при помощи неё создают необычные картины». Педагог приглашает желающих нарисовать такие картины. Дети садятся за стол, и воспитатель показывает, как можно рисовать на манке пальчиками солнце, дождик, круги, травку, причудливые узоры и т.д. Игра заканчивается:
фотографированием полученных картин;
помощью воспитателю в уборке.

«Создай портрет»

Цель: Познакомить детей с портретом, упражнять в составлении портрета из различных частей лица по своему желанию, учить верно ориентироваться в разных частях лица.

Материал: Несколько нарисованных портретов, разрезанных на три части (волосы, глаза и нос, рот); портреты известных художников для наглядности.

Ход игры: Педагог демонстрирует ребятам портреты и объясняет что такое портрет. Далее предлагает детям стать художниками, но не рисовать портреты, а создавать из разрезанных частей новые лица. Педагог напоминает, что части лица надо правильно располагать: волосы, глаза с носом, затем рот. Воспитатель хвалит детей, поощряет создавать новые портреты, рассказывает, что можно создать очень много разных портретов. Игра заканчивается: рисованием маминого портрета; оформлением готовых портретов в рамочки из цветного картона;
выставкой готовых работ.

 «Найди цвета, которыми нарисован петушок»

 Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета которые есть на петушке

«Собери Гусеничку»

 Цель: Развивать чувство цвета.

Материал: Мордочки Гусеницы основных цветов (красный, зелёный, синий, жёлтый), круги различных оттенков основного цвета.

Ход игры: Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого. Ещё один вариант: среди множества цветов нужно найти и его оттенки.

«Снеговик и Солнышко»

 Цель: Развивать чувство цвета. Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»

Материал: Изображение Снеговика и Солнышка, цветные круги в тёплой и холодной цветовой гамме.

 Ход игры: Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

«Попугай художник»

Цель: Уточнить с детьми название цвета; продолжать учить сравнивать и находить одинаковый цвет.

 Материал: картинка с изображением попугая, цветные капельки.

Ход игры: Внимательно рассмотрев картину, необходимо найти капли краски одинакового цвета с перьями попугая.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....