Нетрадиционые техники рисования
статья по рисованию (младшая группа)

Кондор Елена Владимировна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Каждый ребёнок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»

Пабло Пикассо

Пояснительная записка

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству  в дошкольном детстве - залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Рисовать дети начинают рано. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает   у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки.

В процессе рисования ребёнок  испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Актуальность

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании  стираются грани между добром и  злом, красивым и безобразным.

Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, воспитывать у  детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - качества, которые  находят яркое выражение в творчестве детей.

Превращение ребенка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно-репродуктивному процессу обучения объективно приходит - творческий. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей - овладение методами познания преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием нетрадиционными методами.

Практический аспект развития творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку меняются точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и, соответственно, должна изменяться технология работы педагогов.

Работая с дошкольниками, я убедилась в том, что изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию, лепку, именно в совокупности, способствует разностороннему развитию ребёнка.

Теоретическая база моего опыта основана на исследованиях, посвященных проблеме развития творческих способностей, которую изучали  Н.П. Сакулина, Н.Б. Холезова, Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева. Мной также были изучены методические пособия: «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Художественное творчество в детском возрасте» Н.А. Ветлугина, «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7лет» К.К. Утробин, Г.Ф. Ветлугин, парциальная программа И.А.Лыковой «Цветные ладошки». 

В своей работе я опиралась на методические разработки М.Г. Дрезниной «Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию (художественному  творчеству)»,  Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

Цель: Создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников посредством  нетрадиционных техник рисования.

Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Проанализировать современное состояние вопросов развития творческого воображения и изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду, способствующую поддержанию (формированию) интереса к художественному творчеству.
  3. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  4. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
  5. Развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции, наблюдательность, внимание, мышление, мелкую моторику, речь, умение экспериментировать с красками.
  6. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  7. Использовать нетрадиционные материалы в рисовании с учётом возрастных особенностей детей.
  8. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

В своей работе я использую следующие методы:

наглядные, словесные и практические методы:

- наблюдения с детьми;

- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;

показ способов действия;

- игровые приемы;

- совместный анализ выполненной работы.

Формы работы с детьми: НОД по изодеятельности с интеграцией образовательных областей (разработано перспективное планирование), совмесная деятельность воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности (рассматривание картин и книжных иллюстраций, чтение и обсуждение художественных произведений, дидактические игры), проведение выставок детских работ, выставка совместных работ детей и родителей, изготовление творческих работ в качестве подарков.

Формы организации непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию:

Индивидуальная. Ребенок самостоятельно выполняет свою работу.

Фронтально-индивидуальная. Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.

Фронтальная. Коллективные работы детей. Все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища.

Коллективные композиции радуют детей не случайно, ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Дети работают совместно с воспитателем, где педагог выполняет трудные формы. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Дети видят не только, как действует воспитатель, но и учатся непосредственно без прямых указаний.

Ожидаемые результаты

  1. Формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
  2. Овладение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
  3. Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
  4. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.

В основу использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству. Детей очень привлекают   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.

Свою работу я строю на следующих принципах:

  1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;

- решение проблемной ситуации, просьба о помощи;

- музыкальное сопровождение.

 Нетрадиционные техники изображения не утомляют малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Дети пришли ко мне в группу маленькие. С азов пришлось обучать их навыкам рисования. Ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет, а тут еще ручки и пальчики не слушаются детей. Возникла проблема: как можно одновременно развивать творческие способности и мелкую моторику. Решение пришло само собой - объединить два вида деятельности: мелкую моторику и нетрадиционные техники рисования.

Свою работу я начала с изучения и анализа научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме, созданию условий для развития творческих способностей детей.

Для себя чётко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

При организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

При создании предметно - развивающей среды с учётом развития изобразительной деятельности, учитывается ряд требований:

  1. Соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития.
  2. Предметная среда включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые побуждают к деятельности.
  3. Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативы детей, их стремления на деле применять свои знания и умения.

В рамках оснащения предметно-развивающей среды приготовила для детей следующие игры и картотеки: «Соедини по линиям и раскрась»; «Составь композицию»; «Составь фигуру»; «Игры с пуговицами»; бусами и т.д.  

Для развития мелкой моторики оформила картотеку пальчиковых игр.

А сколько ненужных интересных вещей принесли из дома родители малышей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Гуляя на прогулке обращаю внимание детей на то, сколько всего интересного вокруг: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя. Всеми этими предметами мы с детьми обогатили уголок продуктивной деятельности.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.

Нетрадиционные техники рисования стали стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы. 

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они помогают детям быстро добиться желаемого результата.  

Проанализировав, я отобрала для работы с детьми те нетрадиционные  изобразительные техники,  которые  наиболее  доступны,  понятны  и   интересны младшим дошкольникам, составила картотеку нетрадиционных видов и техник рисования.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

- коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

- педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Для  оценки  эффективности использования  нетрадиционных способов  изображения  я  провела диагностическое  обследование (в основу, которой легла  педагогическая  диагностика Т.С.Комаровой. (Приложение 1)

С учетом индивидуального подхода разработала перспективное планирование по возрастам. (Приложение 2)

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Этот способы рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Работу начинали с одного цвета, давала возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Затем использовала несколько красок.

Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой.

На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты. В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

Дети с удовольствием оставляли отпечатки своих ладошек, с радостью рассматривали их и показывали своим товарищам.

На следующих занятиях детям предлагалось украсить пальчиками силуэты бабочек, божьих коровок, рыбок и т.д. Украшая своими пальчиками, ребенок учился чувствовать границы изображения и продолжал отрабатывать технику рисования.

Так появилась замечательная работа: «На  лужайке», на которую слетелись все бабочки и божьи коровки, чтобы повеселиться. Для этой работы заранее был приготовлен зеленый фон с гусеницей, именно он придал законченность изображению. Яркими и живыми выглядели и другие детские работы.

Детям очень нравится способ рисования ладошкой. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге. Иногда «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получились работы: «Весёлые  осьминожки», «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Рыбки плавают в пруду».

Мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

Мы рисовали: «Ягоды для птичек», «Яблоки на тарелочке», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветик -семицветик».

Работы своей красочностью и необычностью выполнения еще больше заинтересовали детей. Они с нетерпением ждали занятий и с удовольствием покрывали пятнышками, мазками, штрихами силуэты предметов, листы бумаги, изображая, то плавно опускающееся на землю снежинки, елочки с зайчиками, снеговиками, проснувшимся от зимней спячки медведем.

Моя работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями.

 Система работы с родителями:

Анкетирование родителей «Определение интереса ребёнка к изобразительной деятельности».

Консультации:

- «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие и воспитание дошкольников»

- «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста»;

- «Игры для развития мелкой моторики рук»;

- «Творим без кисточки»;

- «Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику»;

- «Чем занять непоседу»;

- «Птицы зимой»- открытое занятие НОД;

- «Нетрадиционные техники рисования» - методическая копилка моделей рисунков;

- «Мир глазами ребёнка»- выставка детских работ,

- Презентация «Наши успехи».

Для педагогов был подготовлен материал для выступления на педсовете, где я делилась своими наработками и опытом работы по данной теме.

Также я опубликовала свой опыт работы на персональном сайте Web-адрес сайта https://nsportal.ru/elena-vladimirovna-kondor

Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. С детьми были организованы выставки в детском саду на разные темы: «Урожай у нас не плох!»; «Новогодняя фантазия»; «Букет для мамы»; «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»; «День победы». Так же мы выполняем с детьми  поздравительные открытки к праздникам, коллективными работами мы украшаем группу.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Достижения детей:

- «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» - коллективная работа, Диплом 1 место (Международный конкурс детского творчества);

- «Пасхальный перезвон» - коллективная работа, Диплом победителя (Всероссийский конкурс детского творчества);

- «Осенние фантазии» Баранова Карина, Диплом II степени (II Всероссийский конкурс «Гордость России»);

- «В международный женский день», коллективная работа, Диплом I  степени (VII Всероссийский конкурс «Будущее страны»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...