Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребёнка.
консультация по рисованию

Федоренко Елена Геннадьевна

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль изодеятельности в общем психическом развитии ребёнка. Влияние взрослых на развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей в изодеятельности.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

У родителей часто складывается мнение, что изодеятельность – это всего лишь один из видов дополнительного образования дошкольников. Основной мотив: подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики. Многие полагают, что для подготовки ребёнка к школе занятия по изобразительной деятельности не имеют практического значения. Часто можно услышать мнение, что если у ребенка нет ярко выраженного таланта к рисованию «Мой-то художником точно не будет!»), то рисование это пустая трата времени. В этом они глубоко ошибаются.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г.Г. Григорьевой, Н.А. Дудиной, Т.В. Лабунской, Т.Я. Шпикаловой и др. Они отмечают, что рисование имеет огромное значение для всестороннего развития дошкольника, ведь он учится не только ради знаний, и за время учебы он должен вырасти как личность, научиться владеть собой, планировать свою деятельность. Занятия изобразительной деятельностью помогают детям справиться со стрессом, научиться управлять своими эмоциями, избавляться от страха и тревожности. Особенную роль оно играет для агрессивных детей, т.к. помогает найти конструктивный выход природной агрессии. О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова и другие обращают внимание на то, что именно в изодеятельности у ребёнка формируется пространственное мышление, зрительное восприятие, внимание, воображение, он учится мыслить зрительными образами, осуществляется коррекция двигательных навыков. Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребёнку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту во всех её красках. Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно- творческий характер по мере овладения им техникой изображения.

Американские авторы (В. Ловенфильд и В. Ломберт Бриттен) считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Может случиться, отмечают они, что наиболее "примитивная", с точки зрения взрослого, "уродливая" работа может быть более значимой для ребенка, чем прекрасно выполненная или, на взгляд взрослого, хорошая работа. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Очевидно, что такое изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт - рисунок. (24, С.76).

Отсюда следует необходимость внимательного отношения взрослых к изобразительной деятельности детей: т.е. "помогать детским рисункам", и делать это надо очень грамотно. Точны и справедливы слова, сказанные современными исследователями детского рисунка: "Обучение с прицелом на творчество есть обучение с прицелом на будущее". (24,С.76)

Л. С. Выготский любил повторять слова Б. Спинозы: "Никакое большое дело не делается без большого чувства". И в этой связи ценность художественного воспитания не в том, что оно создает знания или формирует навыки, а в том, что оно создает, как подчеркивал Л. С. Выготский, "фон жизни, фон жизнедеятельности, оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад". 

В статье "Предыстория развития письменной речи" Л. С. Выготский рассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку. По мнению Л. С. Выготского, с психологической точки зрения, мы должны рассматривать рисунок как своеобразную детскую речь. "Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем - либо". Л. С. Выготский рассматривает детский рисунок как подготовительную стадию письменной речи.

Выражение ребёнком собственных чувств посредством творчества происходит в тесной связи с эмоциональным и социальным развитием. 

Дети с самого рождения окружены миром, который построен взрослыми. Им предстоит в нём жить и изменять его согласно уже их взглядам, требованиям и возможностям. И этот мир во многом зависит от того, какие знания и навыки они получат в ходе творческих занятий со взрослыми. 

Главная роль в воспитании и развитии ребенка отводится семье. Индивидуальной особенностью семейного воспитания признается эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. 

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее воспитание и развитие ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в детском саду. 

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет взаимодействие семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Таким образом, бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье… Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. Но вместо того, чтобы ругать малыша, постарайтесь направить его творческую деятельность в нужное русло. Вы спросите: «Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете?» Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий массу удовольствий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребёнка-дошкольника

Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребёнка-дошкольника...

Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребёнка-дошкольника

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566314","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566320","at...

Изобразительная деятельность как средство психического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Взгляды ученых на необходимость занятий изобразительной деятельностью дошкольников с ЗПР....

Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. В настоящее врем...

Роль игрушки в психическом развитии ребёнка.

Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста...

Роль игры в психическом развитии ребёнка

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное зн...

Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка.

СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различ...