МАСЛЕНИЦА
материал по рисованию

Савина Ирина Владимировна

Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством.

Воспитывать интерес к искусству народных мастеров, интерес к русским обычаям и традициям празднования Масленицы.

Развивать умение  ориентироваться в различных видах росписи: хохлома, городец, гжель;  различать характерные особенности каждого вида росписи: элементы узоров, закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику её выполнения.

Формировать стремление к самостоятельному созданию изделий в традициях гжельской росписи.

Учить выполнять двойной мазок, в рисовании гжельских узоров, ритмично располагать композицию на круге.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_izo_maslenitsa.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:


Занятие по ИЗО  ( воспитатель БАРАНОВА И.В.)
                                        
МАСЛЕНИЦА 

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством.

Воспитывать интерес к искусству народных мастеров, интерес к русским обычаям и традициям празднования Масленицы.

Развивать умение  ориентироваться в различных видах росписи: хохлома, городец, гжель;  различать характерные особенности каждого вида росписи: элементы узоров, закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику её выполнения.

Формировать стремление к самостоятельному созданию изделий в традициях гжельской росписи.

Учить выполнять двойной мазок, в рисовании гжельских узоров, ритмично располагать композицию на круге.

Материал и оборудование:

 

предметы декоративно-прикладного искусства – хохлома, городец, гжель; плоскостные силуэты изделий расписанные в технике городец, хохлома, гжель и разрезанные на несколько частей; гуашь синяя, белая; палитра, кисть, ватные палочки, вода, салфетки, блюда из бумаги, образцы элементов гжельской росписи, русские народные мелодии. 

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, на этой неделе мы отмечаем праздник – Масленица. В эти дни люди веселятся, ходят в гости, устраивают ярмарки. Я приглашаю вас посетить сегодня ярмарку, на которой представлены изделия народных мастеров.

(звучит русская народная мелодия)

Ребенок: Ярмарка! Ярмарка!

У нас сегодня ярмарка!

Гуляй кому захочется,

собирайся, наряжайся!

На ярмарку отправляйся!

Ребенок: Там товары продают,

Песни звонкие поют.

Будет всем вам угощенье

Игры, шутки и веселье!

Воспитатель: - Народ собирается,

Наша ярмарка открывается!

- Сегодня в нашем детском саду ярмарка народных мастеров, здесь народ собирается, чтоб себя показать, да на других посмотреть. Давайте пройдём по ярмарке и посмотрим на изделия умельцев (Дети с воспитателем подходят к изделиям городецких мастеров).

- Какая красота! Как будто в сказке оказались. Откуда эти умельцы? (из Городца)

- Чем украшены городецкие предметы? (цветами, птицами, конями).

- Какие цвета любят городецкие мастера? (розовый и красный, голубой и синий, черный, белый, зелёный).

Ребенок: - Из глины доски сделаны,

И прялки и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники

Жар-птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

(Дети с воспитателем переходят к изделиям из хохломы)

Воспитатель: - Посмотрите на эти необычные предметы. Откуда они? Из чего сделаны? (сделаны из дерева, украшены хохломской росписью)

-В своей росписи мастера отражали красоту родной природы. Какими элементами украшены узоры? (узоры украшены ягодами, цветами, травой, завитками, листьями, веточками).

- Какие цвета использовали мастера в своей работе? (золотой, красный, черный, немного зеленого).

Ребенок: Хохломская роспись

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой травы!

Воспитатель: - Обращаю ваше внимание на посуду из Гжели.

Ребенок: - Ай, да посуда, что за диво, хороша и та, и та

Вся нарядна и красива, расписная вся в цветах

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести!

 Воспитатель: - Где сотворили эту посуду? (в Гжели)

- Гжель всем нравится своим синим цветом. Сами Гжельцы говорят, что небо у них синее-синее. Вот и надумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

- Чем украшены предметы из Гжели? (цветами, веточками, листьями, птицами, фигурками людей).

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (здесь используется только синяя краска на белом фоне).

- Друзья мои! Я несла на ярмарку посуду, да вот по дороге она выскользнула из рук и разбилась, одни осколки остались (показываю «разбитую» посуду). Помогите собрать осколки, и вы узнаете, откуда эта посуда.

(Дети собирают и называют, какая посуда откуда)

- Молодцы! Помогли мне собрать посуду.

- Вот мы и посмотрели изделия народных мастеров, а теперь можно и поиграть.

Физминутка  Игра - «Веснянка!»

Солнышко, солнышко

Золотое донышко

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло

Побежал в саду ручей

Прилетели сто грачей

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Воспитатель: - Ребята, на ярмарке не только любуются красивыми изделиями мастеров, но и показывают своё мастерство. Хотите показать свое умение расписывать блюдо по мотивам гжельской росписи? (да)

- Проходите в художественную мастерскую.

(рассматривание узоров гжельских мастеров)

- Гжельская роза – один из любимых узоров. Она рисуется большими и широкими мазками, а украшена тонкими усиками, веточками, точками, которые рисуются тонкой кистью. У нас нет тонкой кисти, чем мы можем заменить её? (ватными палочками)

- Из каких элементов состоит цветок? (из лепестков)

- Как рисовать лепестки розы? (двойным мазком)

- Чтобы нарисовать мазок, нужно положить синюю краску на палитру, набрать краску с палитры одним краем кисти и наносить мазок, поворачивая кисть при симметричном рисовании в одну, затем в другую сторону, получается цветок (показ).

- Дети, работу лучше начинать с самых крупных элементов узора. Где бы вы разместили, крупные элементы? (в середине)

- Чем можно украсить, края блюда? (каймой, бордюром)

- Каким цветом любят рисовать гжельские мастера? (синим, голубым, белым)

- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета, у вас есть? (нет голубого)

- Верно, не хватает голубого цвета. А как получить голубой цвет? (нужно смешать белую и синюю краску)

- Сначала поупражняйтесь рисовать цветочек на листочке, а затем приступайте к росписи блюда.

Под спокойную музыку дети расписывают заготовки блюд.

Ребенок: - Синяя сказка – глазам загляденье

Словно весною капель

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая Гжель!

Воспитатель: - Какие красивые у вас получились блюда! Кто трудился от души – веселись теперь, пляши! А для веселья есть повод, ведь мы отмечаем Масленицу, а это радостный и сытный праздник. И ваши блюда будут украшением нашего стола.

- А какое главное угощение на Масленицу? (блины)

- А вы хотите блины? (да)

- Давайте попросим Масленицу.

Ребенок: - Наша Масленица годовая, она

Гостья дорогая!

Угости нас Масленица блинами,

А мы тебя величать, прославлять будем!

 Под песню «Блины» выходит девушка в сарафане с подносом, на котором лежат блины. Угощает гостей и детей блинами.

Ребенок: - Ешьте гости блиночки – круглые, румяные, как наше Солнышко!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ

В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.

Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...

Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.

Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...

Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка

В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...

«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.

♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...