Картотека по теме: Нетрадиционные техники рисования. Всю картотеку с картинками, можно скачать по ссылке в облаке - https://cloud.mail.ru/public/Qwxv/HzsbBVk3z
картотека по рисованию

Мухаметдинова Алиса Сергеевна

Картотека по теме: Нетрадиционные техники рисования. 

Цель: научить детей новым техникам рисования с элементов аппликации, для развития их творческих способностей, инициативы и фантазии.

 

Задачи:

  1. Формировать способности детей к разным видам творческой деятельности; Расширить границы фантазии при рисовании.
  2. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику детей, речь.
  3. Воспитывать способность выполнять работу аккуратно и убирать после себя рабочее место.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_netraditsionnyh_tehnik_risovaniya.docx265.42 КБ

Предварительный просмотр:

Шаблон рамки сделанный пятен краски Иллюстрация вектора - иллюстрации  насчитывающей гранж, падение: 71441322

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 44

664009, г. Иркутск, ул. Советская 63-а, тел. (факс) 29-04-67, 20-40-71

e-mail: svetlanadozorova@mail.ru

Картотека по теме:

Нетрадиционные техники рисования

                                                                                          Разработала: воспитатель

                                                                                МБДОУ г. Иркутск

                                                                           Детский сад №44

                                                                                         группы №4: «Сыроежки»

                                                                                 Мухаметдинова А.С.

Иркутск 2022

Актуальность:

Изобразительная деятельность всегда играла важную роль в развитии детей. Она помогает детям формировать способности к мотивации, самоконтролю, развитию моторики детей, что в будущем очень важно для успешного обучения детей в школе. Внедрение в изобразительную деятельность нетрадиционных техник рисования, позволит педагогам не только в большой степени сформировать у детей творческие способности, но и улучшит способ рисования детей, поможет их фантазии развиться в большой степени, что также повлияет на их внимания и мышления. На сегодняшний момент, расширения новых техник и использование их в рисовании, позволят в значительной мере улучшить занятия по изобразительной деятельности, сделает их более интереснее и запоминающееся, а полученные на основе них работы, смогут на долгое время храниться в домах детей и радовать их родителей.

Искусство играет огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. С помощью рисования дети могут выразить свои переживания, проблемы, внутренние противоречия. Нетрадиционное рисование в свою очередь, имеет целый ряд преимуществ, по сравнению с обычными занятиями: это и работа с необычными материалами, позволяющая детям ощутить незабываемые эмоции, развитие творческих способностей ребёнка, его креативность, способствует общему психическому и личностному развитию ребёнка: Развивает мелкую моторику, проявляет характер ребёнка, его индивидуальность.

При детальном изучении данной темы в разных источниках, нами были собраны наиболее интересные нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста на занятия изобразительной деятельности. Для исполнения техник, могут использоваться разные способы рисования и материалы, помимо распространённого рисования, кистью или карандашами. Чтобы процесс творческой деятельности был ещё более увлекательный для детей, особенно по мере взросления ребёнка, а сами поделки имели аккуратный и интересный вид,  можно также использовать сочетание двух техник, например - Рисование с элементами аппликации. При таким комбинированном способе творческой деятельности, вы можете использовать рисование обычными или нестандартными техниками с использованием разных материалов и приклеиванием вырезанных из цветной бумаги фрагментов картины. И при всём этом, такой способ рисование можно использовать не только с взрослыми детьми, но и иногда и с малышами, которые ещё не умеют рисовать сложных объектов, но уже научились клеить бумагу. Но следует вырезать им сложные фигурки из бумаги заранее.

Самое главное при использовании нетрадиционных техник рисования, это подбирать их с соответствием возрасту и способностям детей; подготовить материалы заранее; хорошо и точно объяснить, и показать им процесс рисования. После проделанной работы, также следует поговорить с детьми об их впечатлениях, рисунке, который у них получился, похвалить детей за их старания и выставить работы на стенд.

Цель: научить детей новым техникам рисования с элементов аппликации, для развития их творческих способностей, инициативы и фантазии.

Задачи:

  1. Формировать способности детей к разным видам творческой деятельности; Расширить границы фантазии при рисовании.
  2. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику детей, речь.
  3. Воспитывать способность выполнять работу аккуратно и убирать после себя рабочее место.

Тип проекта: групповой.

По содержанию: творческо-экспериментальный

Участники проекта: дети 4 группы детского сада №44, воспитатели.

Формы работы с родителями:

· Консультации;

· Беседы;

· Наглядная информация: буклеты, памятки;

· Привлечение родителей к пополнению среды;

· Участие в конкурсах, выставках.

Предполагаемый результат:

· Дети должны научится самостоятельно или под руковством педагога делать творческие работы;

· Развить чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательная координация детей;

· Улучшить развитие творческого мышления детей, внимания и речи;

· Сформированы практичесие навыки работы с бумагой, гуашью и разными материалами.

Продукт проектной деятельности: выставки детских работ на стенде.

Виды нетрадиционныхтехник рисования:

1.        Рисование пальчиками - при котором ребёнок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая рисунок из точек.

2.        Рисование ладошкой – ребёнок опускает всю ладонь в мисочку с гуашью, разведённой водой и делает отпечаток на бумаге внутренней стороной ладони. Далее, отпечаток можно украсить глазками и сделать из него зверят, деревья или любую другую композицию.

3.        Рисование ватными тампоном – где ребёнок держит тремя пальцами поролоновой тампон за кончик, а другой его конец опускает в гуашь, разведённую водой и затем рисует им линии или закрашивает предмет внутри контура. Также можно использовать обычную вату, для изображения некоторых объектов, например, облаков.

4.        Рисование ватными палочками –где ребёнок вместо кисти при рисовании красками использует одну или множества связанных ватных палочек, для изображая ровные маленькие круги, линии или другой закадычный узор.

5.        Рисование губками – вырезаем из тонкой поролоновой губки различные фигурки (звёздочки, сердечки, квадратики, круги и ромбики). Потом опускаем в мисочку с гуашью и отпечатываем на бумаге.

6.        Рисование воском – берём свечку и начинаем рисовать фигурки животных или узоры. После этого закрашиваем листок и волшебным образом наш рисунок воском проявляется.

7.        Гратаж – ребёнок разрисовывает лист бумаги красками или карандашами разного цвета, натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносит тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой вишкрябуеться рисунок.

 

8.        Оттиски печатками картофеля, яблока, моркови, перцем – ребёнок берёт овощи или фрукты за кончик, опускает другой её конец в гуашь и прижимает к бумаге для получения отпечатка, потом берёт другую печатку и делает новые оттиски другого цвета.

9.        Рисование дном бутылки– в данном случае, материалом может выступать разные предметы, которые оказались у вас под рукой, напримерпластиковая бутылка. Её горлышком ребёнок может создавать ровные цветные круги, при макании его в миску с водой, разведённой краской. С помощью них можно также создавать интересные узоры. Дно бутылки подойдёт для создания быстрых и простых цветов. При обрезании бутылки по верху, подрезании её краёв и сгибая их, чтобы получилось подобие медузы, можно изобразить цветы с множественными лепестками или даже фейверк, при макании в мисочку с добавлением большого количества цветов.

10.        Печать пластилином или листом – простой и лёгкий способ рисования, при котором можно сделать рисунок из красивых, цветных отпечатков листа или изображений из штампика пластилина с разными выемками.

11.        Штампики из ниток - для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

12.        Рисование надувным шаром – необходимо надуть небольшой шарик и окунуть его в заранее подготовленную чашечку с краской. А после опечатать шарик на листе.

13.        Рисование в воде или на мокрой бумаге – данная техника, также позволит получить ребёнку незабываемые эмоции от процесса, в результате которого, ребёнок учится смешивать краски, получать при рисовании узоры. Для рисования в воде понадобится ёмкость, желательно прозрачная и не большими стенками. На дно нужно налить чуть-чуть воды и рисовать красками, чем только вздумается, пальцами, ладошками, кистью губкой, ватными палочками, мыльными пузырями и т.д. Для рисования на влажной бумаге, нужно лишь слегка смочить её влажной и затем выжитой ватой.

14.        Рисование на песке – один из способов рисования, при котором рисунок нельзя сохранить детально, только лишь на фотографии. При таком способе рисования ребёнок получает возможность воспользоваться новым материалом, получить положительные эмоции и приятные ощущения от процесса.

15.        Рисуем вилкой - предварительно необходимо развести гуашь в блюдце, затем приступаем к рисованию. Опускаем вилку в блюдце с краской и наносим оттиск на бумагу. После просыхания можно дорисовать рисунок.

16.        Рисуем кусочками льда – в ёмкости для льда, необходимо развести краску разного цвета в воде и поставить в холодильник, до полного замораживания воды. Далее готовые кусочки льда кладём на бумагу с рамочкой, можно взять крышку от коробки для обуви. После этого плавно поворачиваем крышку с листком в разные стороны, чтобы от подтаявшего льда получился рисунок.

17.        Двойной просвеченный рисунок – предлагаем ребёнку нарисовать два рисунка, например на первом будет остров, а на втором его жители, пальмы и домики. После того, как рисунки будут готовы, можно соединить их скрепкой и поднести к лампе.

18.        Рисование мыльными пузырями - рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

 

19.        Набрызг – ребёнок набирает краску на кисть и ударяет её об картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Кисть можно заменить зубной щёткой.

20.        Рисование смятой бумагой - смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.

Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.  

21.        Рисование солью - соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

22.        Монотипия - это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

Существует два вида монотипии.

  • Монотипия на стекле - на гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

 

  • Монотипия предметная - необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

23.        Кляксография – для создания волшебной картинки потребуется

большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть в трубочку... до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

 24. Ниткография - техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направлении. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

25. Фроттаж - для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать не заточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

26. Метод: «Марблс». – при такой технике рисования, необходимы

 специальные шарики марблс, трафарет и краски. В самом простом варианте дети могут выкладывать камушки на трафарет или картинку, в результате чего получается яркая композиция. В другом случае дети окунают круглые камушки в краски, а потом кладут их в рамку и начинают катать в разные стороны, пока не получится интересный фон из цветных линий.

27. Рисование полосками малярного скотча – отрываем полоски

скотча и приклеиваем на плотный лист бумаги. Можно просто хаотично, либо создавая какой-то рисунок (домик, дерево и т.д). Далее разукрашиваем лист. А когда краска высохнет, аккуратно снимите скотч.

28. Раскрашивание каракуль – на листе бумаги рисуем

произвольные линии, любые каракули. Веселей это сделать с закрытыми глазами. Затем берём краски или карандаши и раскрашиваем наши каракули. А также в каракулях можно найти какой-нибудь образ и дорисовать его – шедевр готов!

29. Рисование на фольге – нарежьте фольгу на квадраты и пусть

дети выдавливают не ней рисунки округлым тонким стержнем (предварительно положив под фольгу пару слоев газет для мягкости).

Можно выдавить рисунок сначала на одной стороне, а потом повернуть и выдавить детали с другой. Далее, можно аккуратно украсить фольгу маркерами.

30. Рисование на наждачной бумаге – для начала предложите

ребёнку нарисовать мелками различные виды линий (волнистые, зигзагообразные, прерывистые), пусть ребёнок почувствует, как мелок скользит по наждачной бумаге. А потом давайте волю фантазии, рисуйте всё, придёт в голову.

31. Растирание мелков и карандашей – на листе бумаги натрите на

бумаге стержень цветного карандаша нужного цвета. Оторвите от салфетки кусочек и скатайте шарик (для каждого цвета берите чистый шарик). Разотрите цветную пыль по листу. «Цветную пыль», можно использовать для раскраски фона рисунка.

32. Сочетание нетрадиционных техник рисования, с элементами аппликации – в данном случае, вы можете использовать рисование с нестандартными техниками с использованием разных материалов при рисовании фона или дополнительных объектов рисунка. После того, как краска высохла, чтобы придать изображению интересный объёмный вид, необходимо приклеить вырезанные из цветной бумаги или картона фрагменты, которую вы хотите добавить в рисунок. Можно приклеить клеем или плотным двухсторонним скотчем, чтобы придать картинке эффект 3-де.

 

Заключение:

Используя нетрадиционные техники рисования можно сделать занятия с детьми намного интереснее, веселее и продуктивнее. У детей повысится заинтересованность в деятельности, даже тех, кто не сильно любит творческую деятельность. Данные техники, также помогут в развитии таких познавательных процессов, как: творческое мышление, внимание, речь, улучшится моторика рук и сформируются способности красиво и аккуратно рисовать. Рисунки будут выполнены с фантазией и большой оригинальностью и могут подойти, как для индивидуальной, так и групповой деятельности, по повседневным темам к занятиям, или для изготовления открыток на любой праздник.

Список литературы:

1. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству - Новосибирск, НГПИ -2013.

2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду - Москва; Просвещение – 2014.

3. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с

4. Горичева В.С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Ярославль «академия холдинг» - 2011.

5. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.

7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.

8. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников в 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 48 с.

9. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2006. - 192с.

10. ЕсафьеваГ.П.Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы. / Художник Афоничева Е.А. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 80 с.

11.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с., цв. вкл.

12. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. Сценарий заняти. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 48 с., цв. вкл.

13. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 2-3 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с., цв. вкл.

14. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с., цв. вкл.

15. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Гном и Дом, 2004. 10. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.

16. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.

17. Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.

18. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.

19. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994.

20. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. 144 с., переиздание дораб. и доп.

21. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2010. 144 с., переиздание дораб. и доп.

22. Петрова И.М. Объёмная аппликация. - Санкт - Питербург «Детство – пресс» 2012.

23. Пантиков В.А. Учимся рисовать - учимся творить. - Красноярск, 1993.

24. Ситникова Т. Рисуем пальчиками. - М, ООО «Стрекоза» - 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека идей по нетрадиционным техникам рисования

Подборка идей по нетрадиционной технике рисования. Легко, красиво, занимательно!...

Слова доклада для методического объединения, по теме - Нетрадиционные техники рисования. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/nmyM/QJStSedgJ

Слова доклада для методического объединения по теме - Нетрадиционные техники рисования объединении Мухаметдиновой А.С. по теме - Нетрадиционные техники рисования...

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»...

Выступление на Консультационном центре «Мой ребенок. Я могу ему помочь». Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования»

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенк...

Выступление на Консультационном центре «Мой ребенок. Я могу ему помочь» Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования»

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенк...