Статья "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"
статья по рисованию (старшая группа)

Зубкова Елена Анатольевна

Статья содержит материалы из опыта работы по  использованию нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Зубкова Е.А.,

структурное подразделение

МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2»-

«Детский сад»

Белгородская область, Ровеньский район, п. Ровеньки

Аннотация:

Изобразительная деятельность – является наиболее интересным видом детской деятельности. Каждый ребенок – это творец своего мира. Дети индивидуальны и каждый видит мир по-своему интересно. Как правило, творческие возможности ребенка дошкольного возраста не совсем раскрыты и не всегда проявляются в процессе освоения образовательной программы. Таким образом, ребенок взяв в руки краски и кисть начинает творить, выражать свои впечатления и эмоции в создаваемых им образах и сюжетах.

Ключевые слова: ребенок, творить, краски, кисть, впечатления.

Дети дошкольного возраста очень разносторонние и развиваются в различных  направлениях, но самым любимым занятием у всех детей является рисование. Каждый ребенок – это индивидуальная личность, имеющая свое мнение и взгляды. Познавая окружающую среду, он отражает ее в своих играх и рассказах, в лепке и рисовании – все это раскрывает внутренний мир ребенка. В процессе рисования дети опираются не только на то, что они видят вокруг, но и на собственную фантазию.

Творческая деятельность способствует хорошему развитию талантов у детей. Разнообразие условий, формирующих творческую среду, приведет к проявлению художественных способностей ребенка.

Наряду с  традиционными методами рисования многие воспитатели используют и нетрадиционный метод, то есть ребенок рисует с помощью различных средств. Такое решение в большей степени привлекает внимание малышей. Это интересно детям разных возрастов и дают полную свободу эмоциям, позволяют раскрыть свой потенциал во время необычного творческого процесса. Для ребенка рисование не является сложной работой, поэтому он с удовольствием приобретает навыки работы с различными материалами.

Нетрадиционное рисование – это изображение предмета или объекта с помощью различных материалов. В процессе рисования ребенку дается возможность выбрать самостоятельно технику и материал для работы. Также у него формируется наблюдательность, восприятие, художественный вкус и эмоции. Рисуя, ребенок сам себя развивает, а именно зрительную самооценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувство подбора цветов. Развиваются физические возможности: зрительная координация, моторика, усовершенствуется владение кистью руки, что будет полезно в будущем. Кроме этого, рисование положительно влияет на эмоциональный фон ребенка, поднимает настроение и успокаивает.

Не все дети дошкольного возраста имеют хорошие навыки рисования, потому нетрадиционное рисование делится на виды по категориям возрастам. Для хорошего результата рекомендуют начинать работу с трех лет, но перед этим нужно провести диагностическое обследование. Обследование  покажет трудности детей в направлении рисования:

 ребенку трудно держать карандаш;

 затрудняются в нанесении линий, пятен, штрихов;

 ребенок рисует только в одной части листа, а не на всем листе.

Для начала малыш осваивает самую простую технику рисования «Пальчиковую живопись», благодаря которой научились:

 рисовать примакивая кончиками пальцев рук к поверхности листа бумаги;

 научились рисовать прямые линии в разных направлениях.

Вторым этапом для малышей 3–4 лет является освоение более сложной техники нетрадиционного рисования – «Печать от руки» (отпечатки ладошек) и рисование деревянной палочкой. Немного позже дети ознакомятся со следующей техникой рисования – «Оттиск печатками из картофеля». Такая техника научит ребенка:

– получать отпечаток, держа печатку тремя пальцами;

 использовать один предмет, составлять из него узоры и композиции.

Подводя итог, дети младшего возраста научились правильно держать карандаш, с легкостью изображали линии, наносили мазки и пятна, располагают рисунок по всему листу, а не в одном месте.

Дети среднего дошкольного возраста более умелые и их можно ознакомить со сложными техниками рисования: – печать поролоном; – тычок жесткой полусухой кистью; – печать пробками; восковые мелки и акварель; – свеча и акварель; – отпечатки листьев; – рисунки ладошками; – рисование ватными палочками и ватными дисками; – кляксография.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут рисовать используя трудные методы и техники: – рисование песком; рисование мыльными пузырями; – рисование мятой бумагой; – печать по трафарету;                                  –  пластилинография.  

Использование каждой из этих техник – это маленькая игра для ребенка. Они позволяют детям чувствовать себя рискованнее, смелее, дают полную свободу воображения и помогают самовыражаться. Нетрадиционные техники не утомляют детей, а наоборот способствуют их активности на протяжении долгого времени.

Занятий с участием нетрадиционного рисования строятся на следующих принципах:

 От простого к сложному, то есть занятия идут по возрастанию сложности.

 Принцип наглядности, он заключается в том, что у детей больше развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, следовательно, малыш опирается на восприятие и представление.

 Принцип индивидуализации, представляет собой индивидуальный подход к каждому ребенку для вовлечения его воспитательный процесс.

 Связь обучения с жизнью: изображение должно исходить от впечатлений, полученных ребенком от окружающего мира.

Методы и приемы, используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию следующие:

 Воспитатель создает игровую ситуацию, она складывается из путешествия, художественного слова и эмоционального настроя. 

  Путешествия. Воспитатели часто делают занятия в форме путешествий, потому что ребенка влечет все новое и не стандартное. 

 Художественное слово. Используя сказки, в образовательном, воспитателю легче донести до ребенка те или иные знания и умения, да и ребенку проще запомнить что-либо.

 Эмоциональный настрой. Известно, что музыка положительно влияет на настроение и работоспособность ребенка, поэтому включая ее на занятиях, дети себя чувствуют увереннее и комфортнее.

 Показ воспитателем. Изначально на занятии все внимание детей переводится на то, как воспитатель обобщенно показывает, объясняет процесс выполнения работы.

 Использование движения рук. Воспитатель детально показывает ребятам, как происходит нанесение определенной техники нетрадиционного рисования: как правильно держать предмет рисования, какое надо сделать действие, чтобы получился штрих, мазок или отпечаток.

 Выбор детьми материала для рисования. Ребенок делает выбор материала, который его больше всего заинтересовал или понравился и приступает к выполнению задания.

 Нетрадиционные техники положительно влияют на детей, а именно снимают страхи, ребенок становится уверенным в своих силах, развивается мышление, ребенок свободно выражает свой замысел, развивает мелкую моторику, копит навыки работы с разнообразными материалами, учится фантазировать и воображать.

 В процессе творчества малыши учатся создавать все своими руками – это является неотъемлемой частью обучения и развития ребенка.

 В заключении можно сказать, что использование нетрадиционных техник в педагогической деятельности помогает воспитателю пробудить творческую личность в ребенке, придать уверенности в своих способностях и научить ребенка находить  применения своим знаниям и умениям в различных жизненных ситуациях.

Литература

  1. Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2016 г.
  2. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2015.
  3. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. 
  4. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2017.
  5. Ларина О.В. Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников / О.В. Ларина, Г.Л. Стешенко // Молодой ученый. – 2017.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...