Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет "Школа песка"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Жирнова Анжелика Анатольевна

Программа дополнительного образования предназначена для занятий с детьми 3-4 лет и расчитана на один год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_shkola_peska.docx72.77 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент по социальным вопросам

Администрация Заводоуковского городского округа

Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – Детский сад «Светлячок»

Принята на заседании                                                                                            Утверждаю Педагогического совета____                                                          директор Е.В.Бушмелёва

От «___ » _______ 2021 года                                                         Детский сад « Светлячок»

Протокол № ___                                                                           «___» _________ 2021 года

                    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Школа песка»

                                                                                                       

                                                                                                       Возраст обучающихся: 3-4 года

                                                                                                   Срок освоения программы: 1 год

                                                                                                             Объем программы: 94 часа

                                                     

                                                               

                                                               

                                                              Автор-составитель: Жирнова Анжелика Анатольевна, воспитатель

г. Заводоуковск, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка        3
  2. Учебно-тематический план…        8
  3. Содержания курса Программы…        9
  4. Планируемые результаты освоения Программы…        9
  5. Календарный учебный план        10
  6. Диагностический инструментарий…        11

7. Информационно-методическое обеспечение Программы…        22

8. Список литературы……………………………………………………………………23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа песка» (далее по тексту – Программа) направлена на решение задач художественно-эстетического развития детей 3-4лет.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года);

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  (в обновленной редакции от 30.12.2015);
  • Конвенцией ООН «О правах ребенка», ст.29, в которой говорится о необходимости воспитания, уважения к культурной самобытности страны в которой ребенок проживает, языку, национальным ценностям, к цивилизациям, отличным собственной;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • Материалами заседания Правительства РФ о развитии дополнительного образования от 21 января 2016 г.;
  • Распоряжением от 24 апреля 2015 года №729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015–2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации

от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

Программа разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей 3-4 лет

Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей: физической, психической и эмоциональных сферах. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту к структуре дошкольного образования, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формирование общей культуре дошкольника, о воспитании целостной, творческой личности ребенка.

Рисование на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя

картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не

простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Главное достоинство рисование на песке заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Рисование песком для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорике, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Рисование песком - искусство относительно молодое. Зародилось оно в 70-х годах прошлого столетия. Основоположником этой техники стала американский аниматор Кэролайн Лиф, создавшая первый песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк".

Наиболее известная работа Кэролайн - анимационный фильм "Улица", вышедший в 1976 г Фильм, созданный в технике рисования маслом по стеклу под камерой "ожившей живописи", включен в десятку лучших анимационных произведений за всю историю анимации. Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, в том числе Ференц Чако, который попробовал создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании. Его успешный опыт положил начало новому виду искусства - рисованию песком. У искусства рисования песком множество названий - песочные картины, рисунки песком, песочное шоу, картины из песка, sand art, шоу песчаных картин. Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка.

Актуальность создания дополнительной общеразвивающей программы «Песочная фантазия» во-первых, продиктована требованиями общества к личности человека, ребенка. Рисование на песке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Во – вторых, актуальность обусловлена тем, что в настоящее время организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении – неотъемлемый компонент

социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

Новизна Программы:

  • создание системы работы по использованию рисование песком в развивающей деятельности в условиях дошкольного учреждения и ее внедрение в работу с детьми. Эта система включает в себя разработку этапов работы в соответствии с возрастными особенностями детей, структуру занятий, овладение техническими элементами рисования песком;
  • предоставляются широкие возможности для развития способов умственной деятельности, инициативы, самостоятельности воспитанников,
  • индивидуальность и занимательность содержания образовательного процесса;
  • использование в образовательной деятельности проектной и исследовательской деятельности
  • сетевое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры и дополнительного образования;
  • результативная совместная творческая деятельность всех участников образовательного процесса.

Практическая значимость Программы: рисование песком не только интересная, увлекательная, занимательная деятельность, которая развивает творческий потенциал ребенка, но и повышает самооценку, уверенность в себе, развивает психические функции, мелкую моторику рук. Развивающие занятия открывают возможности для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что подтверждают ФГОС ДО.

Рисование песком - это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Целью программы является: развитие тактильной чувствительности, творчества и воображения создание положительного эмоционального настроя детей посредством работы в технике рисования песком.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать комплекс задач:

Образовательные:

  1. Формировать умение у детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
  2. Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
  3. Продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).
  4. Формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
  5. Дать представления об окружающем мире.

Развивающие:

  1. Развивать познавательные процессы у детей (память, внимание, мышление, воображение).
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильные ощущения, посредством определённых игровых упражнений;
  3. Развивать умение совместно работать со сверстниками в группах, умение действовать по инструкции, планировать деятельность.

  1. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы и тактильно - кинестетической чувствительности.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к рисованию песком на стекле.
  2. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
  3. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

Основные принципы Программы:

Программа        разработана        с        учетом        основных        принципов        ФГОС        ДО        и        принципов художественно-эстетического развития:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • учёт возрастных и психологических особенностей детей;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • игровая форма подачи материала;
  • сотрудничество ДОУ с семьей;
  • создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход;

  • «Оживление» абстрактных символов: геометрических фигур, предметов, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем;
  • Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот;
  • игровая форма подачи материала;
  • принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
  • принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
  • принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
  • принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
  • принцип динамичности (от самого простого до сложного);
  • принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
  • принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  • принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);

  • принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
  • принцип интегративности (синтез искусств).

Реализация Программы включает следующие направления: воспитанники-педагоги- родители (законные представители) - социум.

Программа реализуется в форме игры и творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. В Программе учтен принцип системности и последовательности обучения. Последовательность в обучении поможет дошкольникам применять полученные знания и умения в изучении нового материала.

Структура Программы включает следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки воспитанников; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса.

Занятия включают теоретическую и практическую направленность.

Содержание Программы составляют темы, которые разработаны исходя из возрастных возможностей детей. Темы занятий распределяются по принципу возрастающей сложности работы. Программа рассчитана на один год обучения воспитанников в возрасте 3-4 лет. Объединение принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы создаются группы численностью 7 – 8 человек.

Образовательная деятельность, организованная в рамках Программы, осуществляется во вторую половину дня для воспитанников 3-4 лет 2 раза в неделю. Занятия включают теоретическую и практическую направленность. В Программе учтен принцип системности и последовательности обучения. Последовательность в обучении поможет дошкольникам применять полученные знания и умения в изучении нового материала.

Содержание Программы составляют темы, которые разработаны исходя из возрастных возможностей детей.

Форма проведения занятий

Программа предусматривает подгрупповую форму обучения. Занятия позволяет педагогу построить образовательную деятельность в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Продолжительность занятия устанавливается на основании Письмо Министерство образования Российской Федерации от 14 марта 2000 года №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». Длительность занятий составляет 15 мин. Контроль знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май месяцы).

Методы обучения

В реализации Программы используются сочетание традиционных и не традиционных форм, методов и приемов в образовательном процессе, стимулирующих познавательную, творческую, социальную активность воспитанников.

  • наблюдение;
  • словесные (объяснение, описание,        поощрение,        убеждение,        использование скороговорок, пословиц и поговорок);
  • наглядные (показ педагога, пример, помощь);

  • практические (самостоятельное и совместное выполнение задания, рисование цветным песком, просыпание цветной морской солью);
  • игровой (игры – коммуникации; познавательные игры);
  • элементы сказкотерапии.

Использование методов и приемов способствуют успешному освоению воспитанниками познавательного материала, повышению качества образовательной деятельности, детской активности в процессе познания и творчества.

Предполагаемый результат реализации Программы

  • приобретение навыков рисования на световых столах, освоение техники рисования песком;
  • выраженность творческой направленности личности каждого ребенка.
  • использование кинетического песка для создания различных фигур, ситуативных моментов, изображений;
  • освоение приёмов создания фигур, изображений из песка;
  • умение различать приёмы        рисования по песку (расчищение, вырезание, линейный, вертикальное, горизонтальное положения);
  • умение        последовательно        создавать        картины,        используя        различные        приемы        и рассказывать об их сюжете.
  • развитие мелкой моторики рук;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Уровень сложности

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Волшебный мир песка

24

5

19

2

Пальчики-фантазеры. В гостях у песочной феи.

24

5

19

3

Удивительная песочная страна – творим, фантазируем, рисуем.

46

12

34

Итого часов

94

22

72

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ

В Программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет воспитанникам применять полученные знания и умения в изучении нового материала.

Программа включает темы, разработанные с учетом возрастных возможностей воспитанников. Формирование у них умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами материалов, до самостоятельного составления и решения в материале работы с целостным композиционным решением.

Теоретическая работа предполагает знакомство с песком, его свойствами, с искусством рисования песком. Практическая работа основана на применении теоретических знаний, навыков в учебном и творческом опыте.

Все занятия направлены на развитие творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, активизируя воображение; реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Раздел 1: «Волшебный мир песка»: Знакомство со световыми столами, свойства песка; тактильные ощущения. Обучение взаимодействию с песком на световых столах. Формирование навыков по взаимодействию с песком, упражнения для развития навыков рисования песком.

Раздел 2: «Пальчики - фантазеры. В гостях у Песочной Феи»: Знакомство с техническими элементами и приемами рисования песком. Выстраивание композиции на песке по образцу, с учетом ритма, симметрии. Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Раздел 3: «Удивительная песочная страна - творим, фантазируем, рисуем!»: Создание песочной сказки; доброе волшебство сказочных героев, связанных с созидательной системой жизненных ценностей: как управлять своими желаниями, что такое зависть, лень, дружба, добро; как поверить в себя, научиться управлять страхом; воспитание нравственных качеств. Закрепление технических элементов. Снижение психофизического напряжения, конфликтности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К концу курса обучения воспитанники должны Знать:

  • приёмы создания фона (наброс и насыпание);
  • приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка)
  • материалы, инструменты и оборудование, необходимые для рисования;
  • технику безопасности при работе с песком.

Уметь:

  • использовать световой стол и песок для создания изображений;
  • работать кистью и пальцами обеих рук;
  • рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете;
  • организовать свое рабочее место;
  • самостоятельно выбирать расположение и формат работы в зависимости от содержания, составить композицию.

В конце учебного года, дети смогут создать итоговую историю, серию работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов), смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования на песке и лепки, что использованы на заданном им образце).

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН        

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Кол-во

часов

Содержание  занятия

(раздел подготовки, тема, форма занятия, форма контроля и т.д.)

Мероприятия за рамками учебного плана

Сентябрь

15.30

8

Раздел 1. Волшебный мир песка

1.Тема: Знакомство с песком. Техника безопасности при работе с песком.

- пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»;

- знакомство с песочными столами, обсуждение техники безопасности при работе с песком;

- экспериментирование с песком: пересыпание, разглядывание с помощью лупы, сравнение свойств сухого и влажного песка.

2. Тема: Свойства песка.

- экспериментирование с песком: заполнение форм; разбрызгивание воды на поверхность. Впитывание воды в песок; рассматривание песчинок с помощью лупы;

- дидактическая игра «Найди все предметы»;

- упражнение «Собери песок в кучку»;

3. Тема: Отпечатки на песке.

- пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик»;

- равномерное засыпание поверхности песком, выравнивание поверхности;

- игра-экспериментирование «Оставь отпечаток»;

- упражнение «Дождик»

4. Тема: Прямые линии

- пальчиковая гимнастика «Паровоз»;

- засыпание поверхности стола песком, выравнивание;

- рисование на песке пальцами прямых вертикальных и горизонтальных линий (железная дорога);

- упражнение «Дорисуй лучики солнцу»;

- сгребание песка в кучку ребром ладони.

5. Тема: Песочные узоры

- рассматривание изображений простых орнаментов:

- засыпание поверхности песком, выравнивание;

- рисование по образцу простого орнамента (чередование точек и линий);

- творческое задание: «Укрась коврик» (самостоятельное рисование);

- дидактическая игра «Один-много»

6. Тема «Следы на песке»

- пальчиковая гимнастика «Кошка»;

- дидактическая игра «Кто здесь прошел?»;

- игра-экспериментирование «Такие разные отпечатки» (с использованием различных предметов);

- рисование следов с различным положением пальцев по показу воспитателя.

7.Тема: «Овощи»

- пальчиковая гимнастика «Капуста»;

- дидактическая игра «Что растет на грядке?»;

- аппликация песком «Помидор»;

8. Тема: «Фрукты»

- дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»;

- отгадывание загадок о фруктах, рисование фруктов на песке пальцами;

- творческое задание: нарисуй фрукт заданной формы.

Октябрь

15.30

8

9. Тема: «Умелые ладошки»

- чтение стихотворения А. Барто «Петушок»;

- рисование отпечатком ладони не песке «Петушок»;

- творческое задание: дорисовывание сюжетной картинки по замыслу детей;

10, 11, 12  Тема: «По морям, по волнам»

- пальчиковая игра «Лодочка»;

- просмотр презентации на тему «Морские обитатели»;

- дидактическая игра «Кто где живет»;

- рисование на песке волнистых линий тремя пальцами одновременно (морские волны);

- обыгрывание изображения с помощью мелких игрушек;

- рисование «Осьминог»  (рисование туловища насыпанием, щупальца выкладываются пуговицами);

- рисование «Медуза»  (щупальца изображаются цветной тесьмой);

- рисование «Водоросли» (изображение вертикальных волнистых линий)

13. Тема: «Птицы осенью»

- пальчиковая игра «10 птичек — стайка»;

- беседа на тему «Перелетные птицы»;

- рисование на песке «Птичка» ;

- дидактическая игра «Найди птичку»

14, 15 Тема: «Осенние листья на землю летят»

- пальчиковая игра «Осенние листья»;

- рассматривание листьев разных деревьев;

- дидактическая игра «Найди пару»;

- рисование осенних листьев пальцами;

- аппликация «Кленовый лист» (цветная манная крупа);

16. Тема: «Ветка рябины»

- рассматривание ветки рябины;

- рисование по образцу «Ветка рябины» (листья изображаются пальцами, ягоды — пуговицами);

- творческое задание - «Дорисуй вазу»

Ноябрь

15.30

8

17, 18  Тема: «Животные осенью»

- беседа на тему «Как животные готовятся к зиме»;

- рисование «Медведь в берлоге»;

- отгадывание загадок о диких животных;

- конструирование из влажного песка «Зайчик»

19, 20 Тема: «Кусты и деревья»

- рассматривание изображений деревьев и кустарников;

- дидактическая игра «Найди отличия»;

- рисование на песке «Дерево»;

- упражнение «Назови части дерева»;

- рисование куста  (насыпание песка из кондитерского мешочка)

21. Тема: «Подарок маме»

- беседа на тему «День матери»;

- рассматривание открыток;

- создание открытки (аппликация песком) «Цветок для мамочки»)

22. Тема: «Узоры на песке»

- пальчиковая игра «Замок»;

- рассматривание простых орнаментов;

- рисование на песке по образцу (отпечатки пальцем, щепотью, рисование колец, волнистых линий);

- творческое задание «Нарисуй узор»

23. Тема: «В гостях у сказки». Рисование по мотивам сказки «Колобок»

- просмотр мультипликационного фильма «Колобок»;

- дидактическая игра «Что бывает такой формы»;

- рисование насыпанием «Колобок», добавление деталей пальцем.

24. Тема: «Подарок Мишутке»

- беседа на тему «День рождения Мишутки»;

- дидактическая игра «Найди сюрприз»;

- рисование на песке «Конфета» (способ «отсечение лишнего»);

- творческое задание — украшение конфеты бусинами и пуговицами.

Декабрь

15.30

8

Раздел 2. Пальчики-фантазеры. В гостях у песочной феи.

1. Тема: «Такие разные снежинки»

- коллективное рисование «Снег кружится» (рисование пальчиками);

- творческое задание - «Нарисуй снежинку» (насыпание щепотью);

- пальчиковая гимнастика «Снежок»

2. Тема «Снеговик»

- дидактическая игра «Зимние забавы»;

- рисование «Снеговики» (отпечатки, насыпание кулачком);

- дорисовывание деталей сюжета (по замыслу детей);

3. Тема «Елочка»

- пальчиковая игра «Елка»;

- рисование двумя пальцами обеих рук одновременно по показу «Елочка»;

- творческое задание - «Наряди елку» (украшение рисунка с помощью тесьмы, бусин, пуговиц)

4,5. Тема «Елочные игрушки»

- беседа на тему «Скоро, скоро Новый год»;

- рассматривание елочных игрушек;

- рисование двумя пальцами обеих рук одновременно «Серпантин»;

- творческое задание - «Елочные шары» (способ выбирают дети);

- аппликация цветным песком «Шар на елку»

6. Тема «Снегурочка»

- просмотр мультипликационного фильма «Новый год»;

- рисование по образцу «Снегурочка» (рисование пальцами, украшение костюма отпечатками);

- речевая игра «Назови ласково»

7,8. Тема «Новогодние чудеса»

- совместное рисование «Я начну, а ты продолжи»;

- отгадывание загадок по теме;

- дидактическая игра — рисование «Нарисуй такую же рукавичку Дедушке Морозу»;

- игра «Угадай на ощупь»

Январь

15.30

6

9. Тема: «Новогодний праздник»

- беседа на тему «Как мы отмечали Новый год»;

- сюжетное рисование «Веселый праздник»;

- дидактическая игра «Угадай по описанию»

10, 11 Тема «Зимний пейзаж»

- рассматривание картин по теме;

- рисование пейзажа  (сочетание разных техник);

- рисование «Домик» (отсекание лишнего картоном, дорисовка деталей);

- обыгрывание картины с помощью игрушек.

12,13 Тема «Зимний лес»

- беседа на тему «Кого можно встретить зимой в лесу?»;

- заучивание стихотворения А. Барто «Сова»;

- рисование по показу «Сова»;

- сюжетное рисование «Зайчик под деревом» (сочетание разных способов);

- дидактическая игра «Угадай, кто прошел»

14. Тема «В гостях у сказки». Рисование по мотивам сказки «Теремок»

- чтение сказки «Теремок»;

- рассматривание иллюстраций к сказке;

- рисование «Теремок» (сочетание способов отсекания картоном и рисования пальчиками);

- драматизация сказки с использованием игрушек.

Февраль

15.30

8

15, 16. Тема: «Транспорт»

- просмотр презентации по теме;

- отгадывание загадок о транспорте;

- дидактическая игра «Летает, плавает, ездит»;

- рисование по образцу «Кораблик» (рисование волнистых линий двумя пальцами, рисование кистью, добавление деталей отпечатками);

- рисование «Воздушный шар» (насыпание, украшение пуговицами, бисером, мелкими камнями).

17, 18. Тема «Наша армия сильна»

- беседа о Российской армии и родах войск;

- речевая игра «Кто больше»;

- аппликация манной крупой «Самолет» (подарок папе);

- рисование на песке «Танк» (рисование пальцами)

19, 20. Тема: «Народная игрушка»

- рассматривание матрешек и изображений матрешек;

- рисование на песке с помощью трафаретов «Русская матрешка»;

- дидактическая игра «Найди пару»;

- пальчиковая игра «Игрушки»

- просмотр презентации «Дымковская игрушка»;

- рисование на песке «Дымковский козлик»;

- украшение игрушки пуговицами. Лентами и бисером.

21, 22. Тема: «Мамин праздник»

- заучивание стихотворения Е. Благининой «Мамин праздник»;

- аппликация песком «Подарок маме»;

- рисование на песке «Цветы для мамочки» (по показу);

- творческое задание «Портрет мамы»

Март

15.30

8

23. Тема: Волшебный магнит»

- игра-экспериментирование «Найди предметы, не прикасаясь к песку» (знакомство со свойствами магнита);

- обсуждение на тему: «Почему не все предметы нашлись?»;

- рисование на песке «Нарисуй предмет, который магнит притянуть не может»

24. Тема: «Животные севера»

- просмотр презентации по теме;

- дидактическая игра «Кто на севере живет»;

- сюжетная игра «Рассели животных по их домам»;

- отгадывание загадок по теме.

Раздел 3. Удивительная песочная страна – творим, фантазируем, рисуем.

1, 2. Тема: «Животные жарких стран»

- просмотр обучающего видео «Животные жарких стран»;

- отгадывание загадок по теме;

- речевая игра «Мамы и детки»;

- рисование отпечатком ладони, ребром ладони «Страус»;

- сюжетная игра «Айболит в Африке»;

- рисование на песке «У жирафа пятна»

3, 4. Тема: «Аквариум»

- просмотр обучающего видео «Стеклянный дом»;

- беседа на тему «Как ухаживать за обитателями аквариума»;

- рисование на песке «Аквариум»;

- творческое задание: «Заселите в аквариум жильцов» ;

- дидактическая игра на развитие ориентировки в пространстве «Где спряталась рыбка»

5, 6. Тема «Весна идет, весне дорогу»

- рассматривание картин на тему «Весна»;

- беседа на тему «Что изменилось в природе с приходом весны»;

- рисование «Сосульки» (насыпание из кондитерского мешочка);

- повторение техники безопасности на прогулке;

- сюжетное рисование «Весенний день» (рисование пальцами, ребром ладони, отпечатками)

Апрель

15.30

8

7, 8. Тема: «Птицы весной»

- пальчиковая игра «Десять птичек — стайка»;

- беседа о перелетных птицах, рассматривание иллюстраций;

- рисование «Грачи прилетели» (по образцу);

- конструирование из песка «Гнездышко»;

- дидактическая игра «Большие и маленькие»

9. Тема «Космос»

- рассказ о первом космонавте;

- рассматривание картин по теме;

- сюжетное рисование «Ракета в космосе» (сочетание разных техник);

- речевая игра «Какой, какие?»

10, 11. Тема: «Животные весной»

- просмотр обучающего видео «Животные весной»;

- речевая игра «Мамы и детки»;

- дидактическая игра «Найди маму малышу»;

- рисование на песке «Зайчиха с зайчонком»;

- творческое задание: «Нарисуй любое животное»

12. Тема: «В гостях у сказки». Рисование по мотивам сказки «Заюшкина избушка»

- чтение сказки «Заюшкина избушка»;

- обсуждение поступков героев сказки;

- рисование на песке с использованием трафарета «Лисичка»

13. Тема: «Подснежники»

- чтение стихотворения Н. Железковой «На лесной проталинке»;

- беседа на тему «Почему цветок так называется?»;

- аппликация манной крупой «Подснежник»

14. Тема: «Угощение для кукол»

- сюжетная игра «Кукла Маша принимает гостей»;

- конструирование из влажного песка «Торты и пирожное»;

- беседа на тему «Как нужно вести себя в гостях»

Май

15.30

8

15. Тема: «Праздничный салют»

- беседа на тему «Воины-победители»;

- рисование цветным песком «Праздничный салют» (сочетание насыпания и набрасывания песка);

- чтение стихотворения О. Высотской «Салют»

16. Тема: «Яблоня в цвету»

- беседа о красоте природы весной;

- рассматривание картин по теме;

- рисование по образцу «Яблоня в цвету» (украшение дерева цветами из бумаги)

17. Тема: «В гостях у сказки». Рисование по мотивам сказки «Три медведя»

- чтение сказки «Три медведя»;

- упражнение  «Разложи по размеру»;

- рисование «Три тарелочки» (рисование подушечками пальцев, украшение орнаментом)

18. Тема: «Дом, в котором я живу»

- рассматривание изображений с разными домами;

- беседа на тему «Какие бывают дома»;

- рисование на песке «Мой дом» (сочетание техники рисования картоном ,выдувания и рисования пальцами)

19, 20, 21. Тема «Домашние животные»

- просмотр презентации о домашних животных;

- беседа на тему «Какую пользу приносят домашние животные»;

- речевая игра «Чем я гостя угощу»;

- отгадывание загадок по теме;

- пальчиковая игра «Кошка»;

- рисование на песке «Кошка»;

- рисование «Барашек»;

- сюжетная игра «Домик для собаки»

22. Тема: «День защиты детей»

- рассказ о празднике;

- аппликация цветным песком «Воздушные шары»;

- дидактическая игра «Дорисуй предмет»

Июнь

15.30

8

23, 24. Тема: «Лето»

- просмотр презентации «Вот и лето пришло»;

- беседа на тему «Почему я люблю лето»;

- рисование на песке «Летний пейзаж»;

- рисование на песке «Цветочная полянка» (сочетание техники насыпания и отпечатков);

- дидактическая игра «Когда это бывает?»

25, 26,27. Тема: «Насекомые»

- речевая игра «Услышишь название насекомого — хлопни»;

- аппликация песком «Бабочка»;

- рисование на песке «Божья коровка» (насыпание и украшение пуговицами);

- рисование на песке «Стрекоза»;

- дидактическая игра «Найди отличия»

28,29. Тема: «Ягоды»

- дидактическая игра «Что лежит в моей корзинке»;

- рисование точками «Малинка»;

- речевая игра «Свари компот из ягод»;

- рисование пальцами «Лесная земляника»

30. Тема: «Воздушный змей»

- беседа на тему «Летние забавы»;

- рассматривание изображений воздушных змеев;

- рисование на песке «Воздушный змей» (техника отсекания лишнего, украшение лентами и бусинами)

Июль

15.30

8

31, 32. Тема: «Цветы»

- рассматривание живых цветов, беседа на тему «Части цветка»;

- игра-соревнование «Угадай по описанию»;

- рисование «Красивый цветок» (способ выбирают дети);

- аппликация манной крупой «Ромашка»

33. Тема: «Улитка»

- чтение стихотворения  Е. Долгих «Улитка»;

- пальчиковая игра «Улиточка»;

- рисование на песке «Улитка» (рисование пальцами)

34. Тема: «Юные туристы»

- просмотр картин по теме;

- отгадывание загадок о туристических принадлежностях;

- сюжетное рисование «Как мы в поход ходили»

35.Тема: «Радуга-дуга»

- чтение стихотворения Л. Огурцовой «Радуга»;

- беседа на тему «Когда появляется радуга»;

- рисование цветным песком «Радуга» (техника насыпания)

35.Тема: «Летний дождь»

- пальчиковая игра «Дождик»;

- прослушивание музыкальной композиции «Шум дождя»;

- рисование «Дождь идет» (рисование пальцами набрызг водой)

36. Тема: «Паучок»

- пальчиковая игра «Паучок»;

- рассматривание паука, беседа на тему «Чем паук отличается от жука»;

- рисование «Паук на паутинке»

37. Тема: «Узоры на песке»

- рисование по замыслу детей (сочетание тазных техник по выбору детей)

Август

15.30

8

38. Тема: «Мухомор»

- отгадывание загадок о грибах;

- рассказ о мухоморе, его вреде и пользе;

- рисование на песке «Мухомор»;

39. Тема: «В гостях у сказки». Рисование по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом»

- чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»;

- рассматривание иллюстраций к сказке;

- рисование на песке «Гриб»;

- драматизация сказки с использованием мелких игрушек.

40. Тема: «Флаг России»

- рассказ о празднике «День Флага»;

- рассматривание флага, рассказ о значении каждого цвета;

- рисование «Флаг России» (насыпание цветным песком)

41. Тема: «Лебедь»

- просмотр презентации «Водоплавающие птицы»;

- беседа о красоте лебедей;

- рисование ладонью «Лебеди»;

- творческое задание: «Дорисуйте картину»

42. Тема: «Корабли»

- рассматривание изображений водного транспорта;

- пальчиковая игра «Лодочка»;

- рисование на песке «Парусник» (рисование пальцами и ребром ладони»

43. Тема: «Остров сокровищ»

- сюжетная игра «Пираты»;

- дидактическая игра «Сундук с сокровищами»;

- поиск предметов, изображенных на карточках;

44, 45. Мониторинг

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Оценка индивидуального развития воспитанников может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А, О. М. Дьяченко, В. Мытацин.

Критериями анализа и оценки, созданных детьми изображений являются:

  • уровень активности и самостоятельность в рисовании:

а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась; б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю;

в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями;

  • эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения:

а) насколько ярко (сильно, слабо или никак внешне), эмоционально относится к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту своей деятельности и других детей;

  • какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного их выбора;
  • умение находить новые способы изображения;
  • уровень развития творческого мышления, воображения, восприятия;
  • уровень формирования мелкой моторики.

Тест "Силуэты" Педагог просит детей узнать, что изображено на предлагаемом рисунке. Затем они обводят предметы по контуру и раскрашивают карандашами. Время выполнения задания - 15 мин. Показатели для ребенка 3-4 лет: называет 4-5 предметов - высокий уровень; 3-2 предмета - средний; 1-0 предметов – низкий.

Тест "Дорисуй предметы" Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания - 10 мин. Показатели для ребенка 3-4 лет: называет 4-5 предметов - высокий уровень; 3-2 предмета - средний; 1-0 предметов – низкий.

Методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко)

Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение оригинальности решения задач на воображение.

Оборудование: Набор из карточек с нарисованными на них фигурами (контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок- голова с двумя ушами и т.д.), простые геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т.д.), цветные карандаши, бумага.

Порядок исследования: Ребёнку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась красивая картина.

Обработка и анализ результатов: Количественная оценка степени оригинальности производится подсчётом количества изображений, которые не повторялись у ребёнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки в которых разные эталонные фигуры

превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребёнок ещё не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).

  1. тип – ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное, лишённое деталей;
  2. тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;
  3. тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку);
  4. тип – Ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (н-р: девочка гуляет с собакой);
  5. тип – Заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребёнок (кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из второстепенных

элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей:

Низкий уровень – ребёнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на воображение;

Средний уровень - ребёнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение;

Высокий уровень - ребёнок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение.

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение:

  1. Водонепроницаемый деревянный ящик;
  2. чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика;
  3. цветной песок. Дошкольники эмоционально откликаются на яркие впечатления, следовательно, цветной песок необходим;
  4. цветная морская соль. Желательно крупная – её можно использовать для развития мелкой моторики;
  5. «коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см). В набор игрушек могут войти:
  • человеческие персонажи;
  • животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.);
  • транспорт (наземный, водный, космический, и др.);

-растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.); естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.);

  • сказочные герои (злые и добрые);
  • бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки);
  • пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).

Методические и учебные пособия:

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия».
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии».
  5. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
  6. Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб.-2013г.
  7. Соснина М.В. Метод sand-art. Ресурсы рисования песком СПб.-2012г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
  2. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников //Психолог в детском саду №3-2006. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб., 2005.
  3. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. - Ростов-на-Дону, 2004.
  4. Зинкевич Т.Д.- Евстигнеева. Практикум по сказотераппии. СПб.-2001г.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб., Издательство «Речь», 2005.
  6. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
  7. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.-2000г.
  8. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно- количественных представлений у дошкольников //Дошкольная педагогика №3-2005.
  9. Комарова        Т.С.        Детское        художественное        творчество:        Методическое        пособие        для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  10. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Сфера, 2008.
  11. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М.-2000г.
  12. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера,2005.
  13. Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб.-2013г.
  14. Соснина М.В. Метод sand-art. Ресурсы рисования песком СПб.-2012г.
  15. Семинар Никитиной О.Н.,Соснина М.В. Метод sand-art: Психотерапевтические ресурсы песочного рисования. Институт практической психологии « Иматон».- 2013г.
  16. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
  17. Жукова О. Тренируем пальчики. Обводим, рисуем, пишем. – М.: Астрель, 2010.
  18. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.-2002г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.sandpictures.ru
  2. http://www.jlady.ru
  3. http://www.u-sovenka.ru
  4. http://www.vita-studia.com
  5. http://www.mc-art.ru
  6. http://klubmama.ru/sovety.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет "От "А" до "Я"

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое  развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...

Спортивно-оздоровительная программа «МАУГЛИ» (программа дополнительного образования для детей в возрасте 4-7 лет)

Программа в области физической культуры "Маугли" (далее Программа) рассчитана на срок обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет и соответствует многолетней оздоровительной подготовке в течение...