Рабочая программа 2022-2023 уч.г.
рабочая программа по рисованию

Прожирко Ольга Юрьевна

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность

 

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей. Являясь наиболее доступным для детей, изобразительное искусство обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

В программе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности. В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях.

Неизменным в программе осталось: концептуальная основа, принципы и содержание методологической установки программы И.А. Лыковой, указывающей на самоценность изобразительного искусства как процесса и результата художественного творчества, посредством которого ребёнок познаёт окружающий мир и себя в этом мире (И.А. Лыкова), а так же основное целеполагание и задачи занятий изобразительным искусством в ДОУ.

Модифицированная программа так же сохраняет основную идею тематического планирования занятий в ИЗО студии по И.А. Лыковой и основывается на методических рекомендациях И.А. Лыковой.

Новым в модифицированной программе является концентрический способ её построения: один и тот же учебный материал изучается воспитанниками в течение трёх лет трижды, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Программа рассчитана на занятия с детьми 3-х возрастных групп по трём концентрам, разработанным с учётом специфики возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов:

  • 1-й концентр – для детей 4-5 лет (средняя группа) – ознакомительный этап, на котором происходит начальное знакомство с нетрадиционными техниками рисования, особенностями и возможностями изобразительного искусства, с изобразительными формами самовыражения;
  • 2-й концентр – для детей 5-6 лет (старшая группа) – развивающий этап, на котором происходит овладение различными техниками изобразительного искусства на более высоком уровне, овладение выразительными средствами изобразительной деятельности, способами самовыражения посредством художественного образа;
  • 3-й концентр – для детей 6-7 лет (подготовительная группа) – исследовательский этап, на котором воспитанникам предоставляется максимальная свобода выбора методов, способов, приёмов самовыражения в изобразительной деятельности, в воплощении творческих замыслов.

Такое построение программы позволяет воспитаннику приступить к обучению с любого концентра, так как учитывает накопленный ребёнком практический опыт (занятия по ИЗО в группах в соответствии с ООП) и возрастные особенности.

Так же, отличительной чертой модифицированной программы является то, что практикуются темы по овладению нетрадиционными видами изодеятельности, изучаются техники декоративно-прикладного искусства:

  • Воспитанники 1-го концентра знакомятся с такими техниками, как рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном, мятой бумагой, шаблонами, пробками; тычок жёсткой полусухой кистью; рисование ватными палочками.
  • Воспитанники 2-го концентра знакомятся с такими техниками, как рисование восковыми мелками + акварель; рисование свечой + акварель; отпечаток листьев; рисование мыльными пузырями; кляксография; пластилинография; монотопия, папье-маше.
  • Воспитанники 3-го концентра знакомятся с такими техниками, как монотопия пейзажная; граттаж; скатывание бумаги; набрызг; ниткография, рисование по мокрому листу, предметная и декоративная лепка из глины.

Кроме того модифицированная программа предусматривает введение ряда тем регионально-национального компонента.

Актуальность модифицированной программы состоит в том, что она является комплексной по набору техник работы с различными материалами и предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

Программа акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний, но и на воспитательный и нравственный аспекты в работе с воспитанниками. Программа составлена с учетом требований ФГОС ДО и возрастных особенностей детей и предлагает комплекс различных видов ИЗО деятельности (изобразительное искусство, аппликация, лепка, прикладное творчество, конструирование из бумаги), т.е. является парциальной, что способствует развитию разных граней детского творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник изобразительного творчества, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_22-23.docx79.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

ПРИНЯТО:

Протокол

Педагогического совета №    

  «    »                           2022 г.                                                

УТВЕРЖДАЮ:  

Заведующий МБДОУ

детский сад «Радуга»     _____________О.В.Синельникова

«    »                                       2022 г.

                                                                                                                                     

                           

                                                  

                                     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

 «Путешествие цветных ладошек»

для развития творческих способностей детей

среднего и старшего дошкольного возраста

2022- 2023 учебный год

Разработчик:

педагог дополнительного образования:

Прожирко Ольга Юрьевна

п. Тазовский

2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка……………………………………………………

            3

1.1. Направленность программы..............................................................................................

3

1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность………………………….

4

1.3. Цель  и  задачи Программы...............................................................................................

5

1.4. Основные формы и  принципы  реализации программы ...............................................

5

1.5. Реализация регионального компонента………………………………………………….

6

1.6. Ожидаемые результаты освоения программы и способы

определения их результативности.............................................................................................

6

2. Учебно-тематический план программы………………………………………..

10

3. Содержание программы…………………………………………………..

11

3.1. Средний дошкольный возраст 4 -5 лет.............................................................................

11

3.2 .Старший дошкольный возраст 5-6 лет..............................................................................

16

3.3 Подготовительная к школе группа 6-7 лет........................................................................

22

4. Методическое обеспечение программы…………………………………

28

4.1. Программно-методическое обеспечение..........................................................................

28

4.2. Перечень средств обучения, оборудования.......................................................................

28

5. Список использованной литературы……………………………………

40

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1.  Направленность программы

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в желании что-то создавать своими руками.  В настоящее время развитие творческих способностей и самостоятельности детей является социально значимой для общества. В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Занятия прикладным творчеством способствуют развитию фантазии, воображения, творческой и самостоятельной деятельности ребенка, воспитанию трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового.

В дополнительной образовательной программе «Путешествие цветных ладошек» (далее – Программа) определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности. В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях.

Модифицированная программа дополнительного образования «Путешествия цветных ладошек» является программой художественно-эстетического развития детей 4-7 лет, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Программа разработана на основе   следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Программа разработана на основе авторской парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» И.А. Лыковой  и, в частности, раздела данной программы «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени» и рассчитана на 3 года обучения.

Программа направлена на:

  • Развитие творческих способностей детей, фантазии, художественного вкуса;
  • Приобретению навыков и умений работы с различными материалами;
  • Организацию детей в совместной деятельности с педагогом;
  • К стимулированию творческой активности, самостоятельности.

Программа предназначена для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в условиях конкретного ДОУ – «Детский сад «Радуга»». Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей. Являясь наиболее доступным для детей, изобразительное искусство обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

В программе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности. В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях.

Неизменным в программе осталось: концептуальная основа, принципы и содержание методологической установки программы И.А. Лыковой, указывающей на самоценность изобразительного искусства как процесса и результата художественного творчества, посредством которого ребёнок познаёт окружающий мир и себя в этом мире (И.А. Лыкова), а так же основное целеполагание и задачи занятий изобразительным искусством в ДОУ.

Модифицированная программа так же сохраняет основную идею тематического планирования занятий в ИЗО студии по И.А. Лыковой и основывается на методических рекомендациях И.А. Лыковой.

Новым в модифицированной программе является концентрический способ её построения: один и тот же учебный материал изучается воспитанниками в течение трёх лет трижды, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Программа рассчитана на занятия с детьми 3-х возрастных групп по трём концентрам, разработанным с учётом специфики возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов:

  • 1-й концентр – для детей 4-5 лет (средняя группа) – ознакомительный этап, на котором происходит начальное знакомство с нетрадиционными техниками рисования, особенностями и возможностями изобразительного искусства, с изобразительными формами самовыражения;
  • 2-й концентр – для детей 5-6 лет (старшая группа) – развивающий этап, на котором происходит овладение различными техниками изобразительного искусства на более высоком уровне, овладение выразительными средствами изобразительной деятельности, способами самовыражения посредством художественного образа;
  • 3-й концентр – для детей 6-7 лет (подготовительная группа) – исследовательский этап, на котором воспитанникам предоставляется максимальная свобода выбора методов, способов, приёмов самовыражения в изобразительной деятельности, в воплощении творческих замыслов.

Такое построение программы позволяет воспитаннику приступить к обучению с любого концентра, так как учитывает накопленный ребёнком практический опыт (занятия по ИЗО в группах в соответствии с ООП) и возрастные особенности.

Так же, отличительной чертой модифицированной программы является то, что практикуются темы по овладению нетрадиционными видами изодеятельности, изучаются техники декоративно-прикладного искусства:

  • Воспитанники 1-го концентра знакомятся с такими техниками, как рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном, мятой бумагой, шаблонами, пробками; тычок жёсткой полусухой кистью; рисование ватными палочками.
  • Воспитанники 2-го концентра знакомятся с такими техниками, как рисование восковыми мелками + акварель; рисование свечой + акварель; отпечаток листьев; рисование мыльными пузырями; кляксография; пластилинография; монотопия, папье-маше.
  • Воспитанники 3-го концентра знакомятся с такими техниками, как монотопия пейзажная; граттаж; скатывание бумаги; набрызг; ниткография, рисование по мокрому листу, предметная и декоративная лепка из глины.

Кроме того модифицированная программа предусматривает введение ряда тем регионально-национального компонента.

Актуальность модифицированной программы состоит в том, что она является комплексной по набору техник работы с различными материалами и предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

Программа акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний, но и на воспитательный и нравственный аспекты в работе с воспитанниками. Программа составлена с учетом требований ФГОС ДО и возрастных особенностей детей и предлагает комплекс различных видов ИЗО деятельности (изобразительное искусство, аппликация, лепка, прикладное творчество, конструирование из бумаги), т.е. является парциальной, что способствует развитию разных граней детского творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник изобразительного творчества, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.

1.3. Цель,  задачи и принципы реализации Программы

Целью программы является формирование творческих способностей, художественного вкуса, развитие эстетических чувств и представлений в процессе художественно-творческой деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Знакомить с нетрадиционными техниками изобразительного искусства как возможностями творческого самовыражения;
  • Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всём ее многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания. (И.А. Лыкова).

Развивающие:

  • Развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого». (И.А. Лыкова)
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер;
  • Способствовать развитию внимания, пространственного воображения и фантазии;
  • Развивать образное восприятие, творческую активность;  
  • Расширять коммуникативные способности, умение работать в коллективе.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству;
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов;
  • Воспитание трудовой культуры воспитанников.

Основные дидактические принципы реализации программы:

  • доступность и наглядность;
  • последовательность и систематичность обучения;
  • путь от простого к сложному;
  • принцип тематических циклов;
  • индивидуального подхода.

1.4. Основные формы и режим занятий

Основные принципы программы «Путешествие цветных ладошек»:

  1. Учёт возрастных возможностей детей. При выборе тематики и содержания занятий для детей средней, старшей и подготовительной к школе группы учитывались доступность для восприятия приемов изобразительного творчества детьми данного возраста и возможности детей для реализации художественно-изобразительных задач в рисовании, лепке, аппликации.
  2. Интеграция различных видов детской деятельности. Занятия включают в себя познавательный (приобретение знаний), игровой (создание игровой ситуации, инсценировки, пантомимы, настольный театр и т.п.) и художественно-продуктивный (лепка, роспись) компоненты. Также на занятиях организуется речевая деятельность детей: описание предметов народного творчества, придумывание коротких сказок об изображаемом персонаже, рассказ о собственной деятельности (предстоящей или состоявшейся), высказывание эстетических оценок о произведениях народного искусства и детских работах.
  3. Активное включение детей в изобразительную деятельность. На занятиях по изобразительной деятельности ребенок является не объектом обучения, а полноправным и активным участником процесса творчества. Для того чтобы подготовить детей к восприятию и активному включению в собственно художественную деятельность каждое занятие начинается с организационного момента, направленного на активизацию внимания и пробуждение интереса к предстоящей деятельности.
  4. Индивидуальный подход к детям. Данный принцип реализуется в организации индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий, в учете индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей в процессе создания художественных образов.

  1. Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству. Реализация данного принципа способствует осознанию ребенком ценности собственной деятельности и ее результатов, что, в свою очередь, стимулирует появление потребности в самореализации через творчество. Детские работы активно включаются в жизнь детского сада: оформление выставок, украшение групповых комнат, используются в оформлении к детским праздникам, используются в сюжетно-ролевых и дидактических играх со сверстниками, становятся «дорогими» подарками родным и друзьям. Для полноценной реализации данного принципа проводится соответствующая работа с родителями воспитанников. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал бережное и уважительное отношение к своему творчеству и дома, в кругу семьи. Детские работы должны не только вызывать естественное восхищение со стороны близких, но и найти практическое применение: украшение интерьера квартиры, использование по назначению (разделочная доска, солонка, гриб-копилка, елочные украшения и т.д.)

Организация занятий

Программа «Путешествие цветных ладошек» рассчитана на детей 4-7 лет, продолжительность обучения - 3 года, но не исключает начало обучения с любого концентра. Программа реализуется с 15 сентября по 31 мая, по одному занятию в неделю в средних группах, всего 36 занятий в год и по два занятия в старших и подготовительных группах, всего 72 занятия в год. В начале года проводится диагностическое обследование воспитанников на предмет уровня усвоения программы,

Продолжительность занятий:

  • 1. Первый год обучения, дети 4-5 лет (средняя группа) - 20 мин.
  • 2. Второй год обучения, дети 5-6 лет (старшая группа) - 25 мин.
  • 3. Третий год обучения, дети 6-7 лет (подготовительная группа) - 30 мин.

Группы формируются в течение первых двух недель сентября из расчета не более 12 человек в группе из детей одной возрастной категории сугубо по интересам воспитанников и их родителей в количестве не менее 52 человек. Форма занятий – групповая, по подгруппам, по индивидуальному образовательному маршруту, который разрабатывается в процессе обучения воспитанников на основе интересов и потребностей ребёнка, а также индивидуальные консультации. Занятия проводятся в специализированном кабинете во второй половине дня.

Формы и методы контроля:

  • Диагностика проводится (2 раза в год) в начале года и в конце, по результатам которой корректируется индивидуальная работа с детьми на следующий год обучения (Приложение 1);
  • Сотрудничество с родителями и приглашение их на совместную деятельность.
  • Участие в выставках детского сада и муниципальных конкурсах.

1.5.  Реализация регионального компонента

Региональный компонент программы «Путешествие цветных ладошек» реализуется через принцип этнокультурной соотнесенности, то есть приобщение воспитанников к быту ненецкого народа, его традициям и культуре в разных видах художественной деятельности. Содержание и объем регионального компонента определяется природно-экологическим, этническим и историко-культурным своеобразием региона.

        Основные задачи:

• Ознакомить детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка с рождения;

• Приобщение к быту, традициям и культурному своеобразию коренного населения региона (ханты, манси) в продуктивных видах деятельности.

   Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры воспитанника, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Реализация регионального компонента:

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

Средняя

Старшая

Подготовительная

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1.6. Ожидаемые результаты освоения программы

и  способы определения их результативности

В результате освоения дополнительной образовательной программы ребенок 1-го года обучения знает и умеет:

  • Рисует по образцу и показу предметы, узоры, явления природы, растения, животных и др.;
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного и декоративно-прикладного искусства;
  • Самостоятельно занимается изобразительной деятельностью и выделяет конкретную цель («Хочу нарисовать машину, сделать коллаж» и т.д.);
  • Изображает знакомые предметы и явления (бытовые, природные, социальные), самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, фигурке, конструкции простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, предавая при этом свое отношение к окружающему миру;
  • В создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), уверенно владеет разными художественными техниками; начинает понимать «язык искусства»;
  • Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.

В результате освоения дополнительной образовательной программы ребенок 2-го года обучения знает и умеет:

  • В самостоятельной изобразительной деятельности выделяет конкретную цель («Хочу нарисовать машину» и т.д.); рисует несложные сюжеты по замыслу;
  • Правильно использует материалы и инструменты;
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства;
  • С интересом овладевает разными художественными техниками;
  • С помощью педагога в рисовании передает форму, пропорции предметов (соотносит их по величине);
  • Рисует по образцу и показу предметы, узоры, явления природы, растения, животных и др.;
  • Увлеченно рассматривает произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  • Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов;
  • Экономно расходует материалы.

В результате освоения дополнительной образовательной программы ребенок 3-го года обучения знает и умеет:

  • Выполнять работу в технологическом порядке;
  • Подбирать необходимые виды бумаги и инструменты;
  • Самостоятельно использует различные приемы при работе с бумагой;
  • Подбирать цветовую гамму. В рисовании умеет располагать предметы на всем листе бумаги; передает расположение предметов вдали и вблизи, располагая их на широкой полосе земли «ближе» и «дальше»;
  • Определяет для себя конкретную цель, не выпускает ее из виду во время работы и возвращается к ней в случае прерванной работы, доводит ее до конца, фиксирует конечный результат в речи;
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства;
  • В рисовании передает форму предмета, пропорции и динамику;
  • По собственной инициативе рисует, создает подарки родным, предметы украшения интерьера и пр., используя освоенные технологии изодеятельности.

Для определения результативности ожидаемых результатов освоения дополнительной образовательной программы проводится педагогической диагностика освоения программы каждым воспитанником. В диагностике используются специальные задания, с помощью которых можно отследить изменения и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по реализации программы.

Система оценки достижений воспитанников направлена на выявление следующего:

  • в какой степени ребенок освоил технологии, умение пользоваться необходимым оборудованием;
  • - какова степень освоения ребенком навыков и практических умений в различных видах аппликаций,
  • - в какой степени у ребенка сформированы изобразительные навыки и умения и как он применяет их в самостоятельной творческой деятельности.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

№п/п

Тема раздела

Количество часов

1-й концентр

(1-й год обучения)

2-й концентр

(2-й год обучения)

3-й концентр

(3-й год обучения)

1

Путешествие с палитрой

«Цветной мир» (вводные занятия)

8

2

3

2

Путешествие босиком

«Мир творчества»

12

12

10

3

Путешествие в тапочках

«Мир детства»

10

16

8

4

Путешествие в сандалиях

«Жаркие страны»

8

8

6

5

Путешествие в валенках

«Холодные страны»

10

8

11

6

Путешествие в бескозырке

 «Мир моря»

6

8

12

7

Путешествие в машине времени

«Древний мир»

-

-

6

8

Путешествие в скафандре

«Мир космоса»

-

8

10

9

Путешествие на ковре-самолёте

 «Мир сказки»

18

12

6

Итого:

72

72

72

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. 1-й год обучения (4-5 лет)

п/п

Тема занятия

                

Вид изобразительной деятельности

Задачи

Примечание

I. Путешествие с палитрой «Цветной мир» (вводные занятия)

1

Рисование предметное по замыслу с элементами аппликации

«Картинки для наших шкафчиков»

Рисование предметное по замыслу с элементами аппликации

 (педагогическая диагностика)

Учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Создать условия для самостоятельного творчества – рисовать предметную картинку и обрамлять рамочкой из цветных полосок. Воспитывать интерес к детскому саду

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

2

«Овощи и фрукты»

Рисование гуашью

Учить детей рисовать круглые и овальные предметы с натуры простым карандашом и закрашивать гуашью с помощью кисточки; рисовать предметы крупно, располагая их на всем листе. Закреплять умение различать фрукты и овощи

Д. Н. Колдина

с. 12

3

«Кисть рябинки, гроздь калинки…»

Рисование модульное (ватными палочками или пальчиками»

Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

4

«Красивые цветы»

Рисование на воде

(акваанимация)

Знакомство с техникой рисования на воде, используемыми инструментами и материалами. Способствовать развитию интереса к новой технике, развитию творческого воображения.

II. Путешествие в тапочках «Мир детства»

5

«Бабушка рядышком с дедушкой»

Рисование с помощью шаблона

Освоение техники рисования фигуры человека на основе готовых форм (круг, овал, вытянутый прямоугольник), передача движения.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

6

Оригами «Собачка»

Складывание бумаги в технике оригами

Знакомство с техникой оригами. Учить складывать бумагу по шаблону

Оригами для самых маленьких С.В. Соколова

7

Лепка декоративная по мотивам народной пластики

Филимоновские игрушки-свистульки

Знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного-декоративно прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

8

«Такие разные часы»

Лепка с элементами конструирования с помощью шаблона для вырезания форм

Создание образов бытовых предметов в детской дизайн-деятельности по мотивам декоративно-прикладного искусства.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

9

«Колыбелька (ненецкая)»

Лепка миниатюр в спичечном коробке

Поиск способов лепки миниатюрных игрушек (пеленашек) и вариантов преобразования спичечного коробка в колыбельку, знакомство с жизнью и бытом коренных народов Севера.

Региональный компонент

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

10

«Посуда для праздничного стола»

Лепка из солёного теста элементами декоративного украшения

Освоение техники пластической лепки, создание образов бытовых предметов в детской дизайн-деятельности, развитие фантазии.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

III. Путешествие босиком «Мир творчества»

11

«Друг детства»

Рисование с натуры (плюшевый медвежонок)

Освоение этапов рисования с натуры. Знакомство с эскизом, как этапом планирования работы, передача цветом фактуры материала.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

12

«Чудо-рыбки»

Рисование на воде

(акваанимация)

Закреплять умение рисования на воде. Учить составлять рисунок и переносить его на бумагу.

13

«Ёлочные игрушки»

Бумагопластика, конструирование

Создание ёлочных игрушек из бумаги и бросового материала в детской дизайн-деятельности.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

14

«Праздничная ёлочка»

Рисование с элементами аппликации

Рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приемов работы в зависимости от общей формы художественного объекта.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

15

«Избушка ледяная и лубяная»

Аппликация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Создание образов сказочных избушек – лубяной для зайчика и ледяной для лисы

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

IV. Путешествие в сандалиях «Жаркие страны»

16

«Черепахи и змеи ползают в пустыне»

Аппликация

Творческое применение различных аппликативных техник

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

17

«Кактусы зацвели»

Лепка сюжетная, коллективная

Создание творческой композиции «Кактусы зацвели», развитие навыков сотворчества.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

18

«Корабли пустыни (караван идёт)»

Рисование в технике печать.

Знакомство с явлением контраста, освоение рациональных способов изображения нескольких одинаковых животных и техники печати шаблонами.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

19

«Полосатая зебра»

Аппликация

Создание оригинальных образов зебры в полосатой тельняшке из готовых форм (овалы разного размера, тонкие полоски бумаги).

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

V. Путешествие в валенках «Холодные страны»

20

«Житель тундры в теплой одежде»

Рисование

Создание образа коренного жителя тундры, орнаментирование одежды с помощью геометрических элементов.

Региональный компонент

21

«Северное сияние»

Освоение техники кляксография

Создание художественного образа на основе собственных впечатлений

22

«Дуют ветры в феврале…»

Аппликация

Создание поздравительной открытки к 23 февраля для пап, дедушек, братьев.

23

«Стойбище в тундре»

Конструирование из бумаги (коллективная работа).

Создание сюжетной композиции на основе обогащения представлений о жизни людей в тундре, формирование навыков сотворчества, изготовление чума из бумаги, палочек, пластилина.

Региональный компонент

24

«Красивые салфетки»

Рисование декоративное с элементами аппликации

Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые).

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

VI. Путешествие в бескозырке «Мир моря»

25

«Я рисую море – голубые дали»

Рисование

Экспериментирование с бытовыми предметами для изображения волн (моря) разными способами.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

26

«По морям, по волнам»

Аппликация

Создание сюжетной композиции по замыслу, свободные сочетание художественной техник (аппликация и рисование).

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

27

«На дне морском»

Лепка сюжетная

Создание сюжетной композиции на основе обогащения представлений о морских обитателях (раковины, крабы, звёзды).

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

VII. Путешествие на ковре-самолёте «Мир сказки»

28

«Бабушкины сказки»

Лепка сюжетная по мотивам народных сказок

Лепка сказочных персонажей по мотивам русских народных сказок, развитие способностей к сюжетосложению.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

29

«Домик с трубой и сказочник-дым»

Рисование-фантазирование

Создание оригинальных контурных рисунков в технике «Живая линия» (линия не прогулке).

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

30

«Три поросёнка с друзьями»

Рисование кисть+ ватные палочки +отпечаток пробками.

Создание композиции по мотивам английской сказки, освоение новых техник и их сочетание с традиционными, развитие фантазии.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

31

«Лужи-тучи для весёлых поросят»

Аппликация-мозаика

Свободное сочетание аппликативных техник: вырезывание по контуру, обрывная и модульная мозаика.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

32

«Ягода-голубика»

Лепка сюжетная

Создание пластической композиции по мотивам ненецкой сказки, сочетание техник лепки и конструирования.

Региональный компонент

33

«Вкусный сыр для медвежат»

Аппликация с элементами конструирования

Творческое сочетание техник аппликации и конструирования на основе математического представления о части и целом.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

34

«Фантастические цветы»

Рисование по замыслу

Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

35

«Цветы – сердечки»

Лепка рельефная декоративная из пластилина или солёного теста

Создание рельефных картин из глины (солёного теста). Изучение способов, материалов при создании рельефных картин

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

36

«Радуга-дуга»

Рисование по замыслу

Создание собирательного образа сказочной радуги, развитие творческого воображения и фантазии.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

3. 2. 2-йгодобучения

п/п

Тема занятия

Вид изобразительной деятельности

Задачи

Примечание

I. Путешествие с палитрой «Цветной мир» (вводные занятия)

1

«Путешествие в мир красок»

Рисование по замыслу, диагностика

Формирование представлений о различных техниках рисования, воплощение фантазийных замыслов.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

2

«Лето красное прошло»

(Краски лета)

Рисование декоративное

Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

II. Путешествие в тапочках «Мир детства»

3

«Кошки на окошке»

Силуэтная аппликация и декоративное рисование

Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

4

«Городецкие узоры – сколько радости для глаз!»

(городецкий узор на кухонной доске»

Рисование декоративное

Расширять представления о том, что одинаковые изделия можно украшать по разному, учить самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске. Закреплять умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов.

Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство»

Н.В.Ермолаева

5

«За чаем не скучаем» (по И.А. Лыковой).

Папье маше

Освоение новой техники – подготовка материала, выкладка материала на заготовленную форму, роспись готового изделия.

6

«Мои любимые домашние растения»

Рисование фантазийное

Знакомство с техникой кляксография, развитие творческого восприятия мира, фантазии.

7

«Игрушки не простые – глиняные, расписные»

Лепка из глины по мотивам народных игрушек

Знакомство с дымковской игрушкой как видом ДПИ. Лепка лошади из цилиндра, роспись изделия

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

8

«Узорчатые полотенца»

Аппликация

Создание образов красивых домашних вещей с ленточным орнаментом, развитие чувства ритма и композиции.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

9

Копилка с монетками (по И.А. Лыковой).

Лепка на готовой форме

Создание образов функциональных бытовых предметов на основе готовой формы (банки, коробки, упаковки).

10

Наши любимые игрушки (по И.А. Лыковой).

Лепка

Создание пластических образов по замыслу с передачей особенностей внешнего вида любимых игрушек и своего к ним отношения.

III. Путешествие босиком «Мир творчества»

11

«Чудесные превращения кляксы»

Рисование - экспериментирование

Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами.

12

«Чудо – цветы»

Рисование на воде

(акваанимация)

Знакомство с техникой рисования на воде, используемыми инструментами и материалами. Учить переносить рисунок на бумагу

13

«Гжельские                                                                                                                                                                          фигурки»

Аппликация с элементами бумажной пластики

  Закрепить знания детей о гжельском промысле и его характерной особенности росписи. Учить подбирать цвета красок. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

14

«Посмотри в своё окно»

Рисование по замыслу

Поиск «видов» за окном и самостоятельный выбор изобразительно-выразительных средств для создания пейзажа.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

15

«Детки из чума» (кукла в ненецкой национальной одежде)

Рисование с натуры

Знакомство с национальной одеждой коренных народов Севера, изображение ненецких детей в национальной одежде, ненецкий орнамент и его применение.

Региональный компонент

16

«Золотая хохлома и золотой лес»

Рисование декоративное по мотивам народной росписи

Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов по мотивам хохломской росписи

17

«Морозные узоры»

Рисование на воде

(Акваанимация)

Продолжать знакомиться с техникой рисования на воде, используемыми инструментами и материалами.

18

«Новогодние игрушки»

Аппликации нитками, роспись

Создание оригинальных ёлочных украшений.

19

«Звонкие колокольчики»

Лепка из солёного теста (тестопластика)

Создание объёмных полых поделок из солёного теста и декоративное оформление по замыслу

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

IV. Путешествие в валенках «Холодные страны»

20

«Волшебные снежинки»

Рисование декоративное

Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам

21

«Птичий базар»

Лепка из пластилина

Лепка птиц Севера в движении и создание коллективной композиции с использованием элементов конструирования

22

«Животные тундры зимой»

Аппликация (коллаж)

Создание сюжетной композиции в технике коллаж, расширение возможностей бумажной пластики

Региональный компонент

23

«В гостях у народов Севера»

Рисование карандашами

Учить создавать сюжет, соблюдать композицию расположения рисунка на листе

Региональный компонент

24

«Зимние цветы»

Рисование на воде

(акваанимация)

Учить рисовать цветы на воде, используя холодные цвета. Продолжать знакомиться с техникой рисования на воде.

25

«Галстук для папы»

Аппликация предметно-декоративная

Освоение и сравнение разных способов изготовления и оформления галстука из цветной бумаги с использованием различных декоративных элементов

V. Путешествие в сандалиях «Жаркие страны»

26

«Жостовские подносы»

Рисование пальчиками

Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закреплять умение составлять узор на круге, овале, заполняя середину и края.

«Эстетическое воспитание дошкольников через ДПИ»

Н. В. Ермолаева

27

«Жираф заболел»

Лепка

Создание оригинальных образов заболевшего жирафа с акцентом на длинной шее (шарф, компресс.воротник).

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

28

«Весёлые обезьянки на пальмах»

Аппликация с элементами конструирования

Создание коллективной аппликации «Остров в море» с ловкими, быстрыми обезьянками на стройных пальмах.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

29

«Фантастические цветы»

(создание открыток)

Рисование на воде (Акваанимация)

Рисование фантазийных цветов на воде. Освоение приёмов видоизменения и декорирования лепестков с использованием шила. Учить переносить рисунок на бумагу

30

«Водоноски у колодца»

Лепка декоративная по мотивам Дымковской игрушки

Знакомство с Дымковской игрушкой. Лепка фигурки на основе юбки-колокола (полого конуса)

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

VI. Путешествие в бескозырке «Мир моря»

31

«Я рисую море…»

Рисование-экспериментирование

Создание образа моря различными нетрадиционными техниками: экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

32

«Морские коньки играют в прятки»

Аппликация с элементами детского дизайна

Развитие владения техникой аппликации – вырезывание по нарисованному или воображаемому контуру.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

33

«Стайка дельфинов»

Аппликация

Освоение новой техники аппликации – симметричное вырезывание по нарисованному или воображаемому контуру.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

34

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

Лепка из глины

Создание фигурок рыб на плоской основе. Знакомство с приёмами рельефной лепки

VII. Путешествие в скафандре «Мир космоса»

35

«Летающие тарелки и пришельцы из космоса»

Рисование мыльными пузырями

Знакомство с новой техникой рисования, создание оригинальных образов космических объектов по замыслу, развитие навыков творчества.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

36

«Звёзды и кометы»

Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги

Создание панорамной композиции в технике коллаж из разных материалов, вырезывание звёзд по опорной схеме.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

37

«В далёком космосе»

Лепка рельефная (панорама)

Совершенствование техники рельефной лепки, передача пластики, движения и колорита космических объектов.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

38

«Рисуем инопланетянина»

Рисование по морфологическим таблицам

Знакомство с новой техникой рисования, создание оригинальных образов инопланетян с использованием морфологических таблиц

VIII. Путешествие на ковре-самолёте «Мир сказки»

39

«Тили-тили-тили бом»

Лепка сюжетная

Создание коллективной композиции по мотивам народной потешки – лепка персонажей с передачей движения.

40

«Жар-птица»

Аппликация с элементами рисования и письма

Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

41

«Перо Жар-птицы»

Рисование с элементами письма

Свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление перьев жар-птицы.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

42

«Змей Горыныч»

Лепка сюжетная по замыслу

Лепка сказочных персонажей в движении по мотивам русских народных сказок, творческое сюжетосложение.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

43

«Избушка на курьих ножках»

Аппликация сюжетная

Создание образа сказочной избушки, самостоятельный выбор изобразительно-выразительных средств.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

44

«Сказочное болото для Царевны Лягушки»

Лепка рельефная декоративная

Знакомство с изразцом как видом декоративно-прикладного искусства, лепка по его мотивам.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

45

«Сказки моего народа»

Рисование сюжетное (восковые мелки + акварель)

Знакомство с сочетанием техник рисования, создание собирательного образа сказок народов мира, фантазийный сюжет по представлению.

Региональный компонент

3. 3. 3-й год обучения

п/п

Тема занятия

Вид изобразительной деятельности

Задачи

Примечание

I. Путешествие с палитрой «Цветной мир» (вводные занятия)

1

Путешествие с палитрой

 

Рисование цветовой гаммы

Экспериментирование с цветом. Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

2

«Улетает наше лето»

Рисование сюжетное по замыслу

Создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений (самостоятельность, оригинальность, выбор изобразительно-выразительных

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

3

«Осенний листопад»

Рисование на воде

(акваанимация)

Знакомство с техникой рисования на воде, используемыми инструментами и материалами. Учить подбирать теплые оттенки для передачи осеннего колорита

II. Путешествие в тапочках «Мир семьи»

4

«Кто-кто с нами рядом живёт»

Рисование по представлению

Развитие приёмов реалистичного рисования домашних животных с натуры (фотографии, картинки), развитие восприятия.

5

«Чайный сервиз»

Лепка из глины. Роспись

Обобщить и расширить знания детей о гжельском промысле. Закрепить умение передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего)

Эстетическое воспитание дошкольников через ДПИ.

Н.В. Ермолаева

6

«Мама милая моя»

Рисование с натуры (фотографии)

Осуществление творческого замысла домашнего очага, главным персонажем которого является мама.

7

«За праздничным столом»

Аппликация, коллаж

Творческий поиск изобразительно-выразительных средств для создания макета домашней обстановки во время праздника.

8

«Красивые салфетки для кафе»

Рисование декоративное

Создание образов красивых домашних вещей с центрическим орнаментом, развитие чувства ритма и композиции.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

9

«Ваза для цветов»

Контурная мозаика

Познакомить детей с техникой бумажной мозаики. Учить создавать узнаваемый выразительный образ в технике обрывной аппликации. Развивать фантазию и творческое видение дошкольников

«Художественный труд в детском саду»

Ю.А.Бревнова

III. Путешествие босиком «Мир детства»

10

«Что-что с нами рядом растёт»

Рисование на воде

(акваанимация)

Продолжить знакомство с техникой рисования на воде, используемыми инструментами и материалами. Учить переносить рисунок на бумагу

11

«Мои друзья-товарищи»

Рисование человека с натуры

Развитие приёмов реалистичного рисования портрета человека, знакомство с выразительными средствами в изображении лица человека.

12

«Детский сад мы строим сами…»

Аппликация, рисунок, коллаж

Освоение способа модульной аппликации (мозаики); планирование работы и технологическое осуществление творческого замысла

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

13

«Детская площадка»

Аппликация сюжетная с элементами лепки

Творческий поиск изобразительно-выразительных средств для создания макета детской игровой площадки.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

IV. Путешествие в валенках «Холодные страны»

14

«Полярное сияние. Белый мишка на льдине любуется полярным сиянием»

Рисование пастелью. Торцевание.

Освоение нового художественного материала (пастель), создание колористических нефигуральных композиций.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

15

«Олени»

Лепка коллективная

Лепка оленей в движении и создание коллективной композиции с использованием элементов конструирования.

Региональный компонент

16

«Дремлет лес под сказку сна…»

Рисование по мотивам литературного произведения

Создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

17

«Цветочные снежинки»

Рисование на воде

(акваанимация)

Изображение образа снежинки с использованием холодных оттенков. Учить использовать шило для создания рисунка

18

«Новогодние игрушки»

Декоративно-оформительская деятельность

Создание объемных игрушек из цветной бумаги и картона. Развитие пространственного мышления и воображения.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

V. Путешествие в сандалиях «Жаркие страны»

19

«Топают по Африке слоны, носороги и бегемоты»

Лепка

Создание оригинальных образов крупных животных на основе обобщённого способа лепки.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

20

«Золотые облака»

Рисование пастелью

Знакомство детей с художественным материалом – пастелью. Освоение приёмов передачи нежных цветовых нюансов.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

21

«Чудо-букет»

Лепка рельефная, декоративная

Создание декоративных цветов пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжение освоения техники рельефной лепки

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

VI. Путешествие в бескозырке «Мир моря»

22

«На дне морском»

Лепка сюжетная по представлению

Создание пластичных образов подводного мира по представлению. Обогащению и уточнение зрительных впечатлений.

23

«Чудесные раковины»

Рисование с натуры

Создание реалистичного природного образа с натуры.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

24

«Рыбки играют, рыбки сверкают…»

Рисование с элементами аппликации и письма

Самостоятельное и творческое отражение представления о природе разными изобразительно-выразительными средствами

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

25

«Я с папой»

Рисование по представлению

Рисование парного портрета в профиль, отражение особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретных людей (себя и папы)

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

26

«Конфетница для мамочки»

Лепка декоративная модульная из глины

Лепка декоративных предметов; моделирование формы изделия за счет изменения длины исходных деталей – «валиков» (кольца разного диаметра)

VII. Путешествие в машине времени «Древний мир»

27

«Наскальная живопись»

Художественное экспериментирование

Создание оригинальных контурных рисунков в большом масштабе, развитие творческого воображения.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

28

«Динозаврики»

Лепка сюжетная

Моделирование фигурок динозавров по представлению, создание сюжетной композиции «Это было давным-давно».

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

29

«Папортниковый лес»

Аппликация с элементами бумажной пластики

Создание многоплановой коллективной композиции.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

30

«Динозавры и динозаврики»

Аппликация силуэтная

Вырезывание фигурок разных динозавров с помощью шаблона или трафарета, создание сюжетных композиций.

VIII. Путешествие в скафандре «Мир космоса»

31

«Покорители космоса – наши космонавты»

Лепка сюжетная

Моделирование фигуры человека в движении и характерной экипировке.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

32

«Звёздное небо»

Рисование способом набрызга

Освоение новой техники рисования, самостоятельный поиск сюжета и изобразительно-выразительных средств для передачи впечатлений о космическом пространстве.

33

На далёкой, неизведанной планете (по И.А. Лыковой).

Рисование по замыслу

Создание оригинальных сюжетных композиций по замыслу, развитие творческого воображения.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

34

«Инопланетяне»

Рисование по морфологическим таблицам

Создание образа инопланетянина с помощью таблиц. Учить пользоваться игральным кубиком и таблицей

IX. Путешествие на ковре-самолёте «Мир сказки»

35

«Оформление книжки-самоделки»

Знакомство с книжной графикой

Оформление книжек-самоделок, знакомство со структурой детской художественной книги и спецификой её оформления.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

36

«Заря алая разливается»

Рисование на воде

(акваанимция)

Создание изображения зари с использованием техники рисования на воде

37

«Там ступа с Бабою Ягой идет-бредёт сама собой»

Рисование по мокрому листу

Экспериментирование с акварельными красками, трансформация образа Бабы Яги в ступе (выглядывает, прячется, сгорбилась и т.п.)

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

38

«Терем-теремок»

Лепка сюжетная (коллективная композиция)

Создание инсталляции  по сюжету сказки А.С. Пушкина, развитие способности к композиции и сюжетированию.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

39

«Тридцать три богатыря»

Рисование, пейзажная монотопия.

Знакомство с новой техникой рисования, развитие творческого воображения.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

40

«Дерево жизни»

Лепка рельефная из соленого теста или глины

Создание композиции из теста. Развитие способности к композиции. Совершенствование техники рельефной лепки.

Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1. Программно-методическое обеспечение 

Педагогические условия для реализации программы:

  • Создание художественно-развивающей среды в детском саду (изобразительная студия);
  • Разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация;
  • Взаимодействие с родителями и педагогами.

Кроме основных занятий практикуются следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др.

Применяется использование элементов педагогических технологий:

  • «Методы и приемы ТРИЗ технологии» (Альтштуллер Г.С.);
  • «Технология развивающего обучения» (Эльконин – В.В. Давыдов);
  • «Теория индивидуализации обучения» (И.М. Волков);
  • «Современные информационные технологии,сдоровьезберегающие технологии» («Я рисую успех и здоровье» Арт-терапия для всех. М. Шевченко).

4.2. Перечень средств обучения, оборудования

Перечень оборудования

Техническое обеспечение

1. Интерактивная доска QOMO QWB300EM-DP - 1 шт;

2. Компьютер - 1 шт.;

3. Мультимедийный проигрыватель - 1 шт.

4. Столы для акваанимации – 5 шт;

5. Камера для акваанимации - 1;

6. Гончарный круг – 1 шт.;

7. Гончарные круги детские – 7 шт;

8.Печь муфельная для обжига – 1 шт.

Изделия декоративно-прикладного творчества

Народное и декоративно-прикладное искусство:

  • коллекция народных игрушек;
  • коллекция кукол в народных костюмах;
  • коллекция изделий народных промыслов (гжель, хохлома, городец, дымковская и каргопольская игрушка);
  • коллекция материалов (дерево, керамика, металл, ткань, войлок, соломка, бумага);

Книжная графика (иллюстрации):

  • детские книги;
  • папки.
  • Живопись (в форме видеотеки):
  • Айвазовский И. (картины с изображением моря);
  • Боровиковский В., Крамской И., Василенко В. (портреты);
  • Васильев В., Волков Е., Шишкин И. (пейзажи);
  • Васнецов В., Врубель М. (герои сказок);
  • Куинджи А., Писахов С., Мунхалов А. (картины северной природы).

Материалы и инструменты

  • Глина голубая;
  • Шило для акваанимции;
  • Образцы готовых работ;
  • Схемы последовательного выполнения работы;
  • Шаблоны;
  • Конспекты занятий;
  • Альбомы иллюстраций работ по разным видам аппликаций;
  • Шаблоны, трафареты, схемы;
  • Фонотека.
  • Материалы и оборудование, необходимые для занятий с детьми:
  • Кисти трех размеров (беличьи или колонковые), палитра, салфетки, стаканчики-непроливайки;
  • Простые и цветные карандаши (12 цветов), фломастеры, мелки (восковые, пастельные, меловые), гуашь (не менее 6 цветов), акварель (8-12 цветов);
  • Альбомная и цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей, клеевые кисточки;
  •  Пластилин, солёное тесто, стеки;
  • Геометрические тела, предметы для натуры и обследования (пирамидка в цвета радуги, мягкие игрушки: котёнок, медвежонок, зайчонок и др);
  • Тычки разных размеров, поролон, трубочки для коктейля;
  • Природный материал, разноцветные пуговицы и шнурки, обрезки цветной ткани, ватные палочки, диски, зубные щётки.

Список используемой литературы

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.        
  2. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Комарова Т.С.Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  6. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе  группа.М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  7. Комарова Т.С. , ЗацепинаМ.Б.Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  8. Комарова Т.С.Школа эстетического воспитания.М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  9. КуцаковаЛ.В.Творим и мастерим. Ручной труд  в детском саду и дома.М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  10. КуцаковаЛ.В.Конструирование и ручной труд в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  11. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
  12. Лыкова И.А. «Изобразительноетворчествовдетскомсаду. Путешествиявтапочках, валенках, ластах, босиком, наковре-самолётеивмашиневремени». КонспектызанятийвИЗОстудии. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.
  13. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Дополнительные программы и технологии

  1. ГрибовскаяА.А.Народное искусство и детское творчество. М.: Просвещение, 2004.
  2. Гре Ольга Модульная аппликация. М.: Аст-Пресс, 2013.
  3. Дорожин Ю. Искусство детям. М.: «Мозаика-Синтез»,2013
  4.  Кудрявцев Е.В.  Игрушки из картона. М.: Аст-Пресс, 2013.
  5. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: Аст-Пресс, 2014.
  6. Саллинин Е.В. Занятия по изобразительной деятельности. СПб.: КАРО, 2015.
  7. Свербута А.В. Секреты аппликации. М.: «ЭКСМО», 2012.
  8. ШвайкаГ.С.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2008.

Литература для детей

  1. Позина Е. «Времена года в стихах, рассказах и загадках. М.: «Стрекоза», 2007.
  2. Табенкова А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение, 1988.
  3. ЛыковаИ.А.Журнал«Рисуемнатюрморт». М.:Издательскийдом«КАРАПУЗ», 2001 г.
  4. ЛыковаИ.А. Альбом«Цветныехвостики».М.:Издательскийдом«КАРАПУЗ», 2001 г.
  5. ЛыковаИ.А.// Альбом«Пестрыекрылышки». М.:Издательскийдом«КАРАПУЗ», 2001 г.
  6. КурочкинаН.А. «Знакомимснатюрмортом». Учебно-наглядноепособие.СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г
  7. КурочкинаН.А.«Знакомимскнижнойграфикой». Учебно-наглядноепособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г.
  8. КурочкинаН.А.// «Знакомимспейзажнойживописью". Учебно-наглядноепособие.СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2022-2023

Рабочая программаобразовательной деятельностив средней группе №41 «Крепыши»общеразвивающей направленностина 2022 – 2023 уч. г....

Рабочая программа 2022-2023

Рабочая программа для старшей группы на 2022-2023...

Рабочая программа 2022-2023 "Нетрадиционная техника рисования"

Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность ра...

Рабочая программа 2022-2023 Дом Радости

Рабочая программа разработана воспитателями ГБДОУ детский сад №75общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей старшей группы. Рабочая программа являет...

Рабочая программа 2022-2023 уч.год

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности от 1,5 - 3 лет...

Рабочая программа 2022-2023

Старшая группа...

Рабочая программа 2022- 2023 учебны год

рабочая программа разработана и используеться в работе...