"Танцующие краски"
проект по рисованию

Рудова Елена Геннадьевна

Долгосрочный проект: рисования на воде, для детей с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Танцующие краски»

Воспитатель: Рудова Е.Г.

ЦельСформировать у дошкольника способность к восприятию   окружающего мира и выражению своих впечатлений через художественное - эстетическое творчество, совершенствовать интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Образовательные задачи: Познакомить дошкольника с нетрадиционной техникой рисования – «эбру». Сделать танцующие краски на воде в условиях детского сада и домашних условиях.

Развивающие задачи: Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; развивать творческие способности, воображение через продуктивную деятельность.

Воспитательные задачи: Познакомить детей с техникой рисования на воде и её приёмами. Ввести понятие Эбру. Познакомить с историей появления такого способа рисования. Учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета. Закреплять знания о безопасности при экспериментировании, умение пользоваться красками, веерной кисточкой, шилом, гребенкой.

Рисование на воде (Эбру) как новый вид арт-терапии – очень бережный и безопасный метод терапии. Эбру – это уникальная техника рисования, которая предполагает создание узоров на воде и дальнейшее их перенесение на какую-либо поверхность, например, на бумагу или ткань.

Рисование на воде- относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это отличный способ расслабиться, остановить поток мыслей, дать возможность левому полушарию отдохнуть, активировать работу правого, тем самым освобождая доступ к собственному внутреннему миру, его ресурсным состояниям. Рисование на воде Эбру, как и любой вид искусства, привлекает возможностью принять участие в процессе творения, стать созидателем, создателем прекрасного. Для детей с особенностями в развитии это особенно актуально. Ведь такой ребенок не всегда имеет возможность увидеть результат своего труда в целом.                                                                                                                                                История возникновени Эбру.

История возникновения Эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин датируется XI веком, но искусствоведы утверждают, что эта картина написана в условиях, когда искусство уже было отточено, а значит, появилось намного раньше самого изображения.

    Также невозможно определить, где именно зародилось Эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: Эбру является характерным восточным искусством с его плавностью и медитативностью, необходимостью обладать терпением и тонкостью движений. Откуда бы ни пришло Эбру в Османскую империю, но именно там оно прижилось, получило свое развитие, и в наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде.                                                                                           Каких только романтических эпитетов не придумали люди на Востоке для этого необычного вида искусства. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование».   

 Материал

Все компоненты для Эбру обязательно натуральные. Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов (мышьяк, синька, сажа, карбонат свинца, оксид железа), смешанной с бычьей желчью. Они очень жидкие, практически разноцветная вода. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Помимо кистей, для создания Эбру еще используют шило, которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры, и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор.

Техника рисования эбру.

Смысл техники уникального рисунка на воде – эбру, заключается в специальных красках, которые не растворяются в воде. Желчь крупного рогатого скота - очень важный элемент в изготовлении красок. Она обеспечивает нахождение краски на поверхности и преодоления краской поверхностного натяжения воды. Капли краски наносят на предварительно немного загущенную воду в специальной емкости. На сегодняшний день достаточно добавить специальный загуститель.                                                                                      Затем, используя различные инструменты (спицы, шила, гребни), рисуют узоры и рисунки на поверхности воды. Шило и гребень – важные части инструментов. Шило должно быть разных форм для более тонких и толстых контурных линий. Гребень служит для того, чтобы рисунок был ровным. Мастера при помощи гребня контролируют узор изображения. Один из самых главных инструментов - кисточка для разбрызгивания краски по воде. Для "вытягивания" краски в узор используются металлические палочки различной толщины и конский волос. Для узора, равномерного по всей поверхности жидкости, используются металлические "расчески" с различной толщиной зубчиков и расстоянием между ними.                                                                                                                                 После создания на поверхности воды, узор переносится на бумагу. Для этого чистый лист прикладывают к поверхности воды на несколько секунд и поднимают. Затем просушивают картину в сухом проветриваемом помещении. Картина, изготовленная в технике эбру, готова радовать, завораживающей причудливостью линий и узоров.

Технология изготовления эбру в условиях детского сада:

Изучив технологию рисования эбру, мы решили попробовать провести эксперимент: нарисовать картину в условиях детского сада несколькими способами:

Опыт №1 рисования на воде:

Приготовили воду, добавили крахмал и сварили кисель. Кисель должен быть не слишком густой.

Взяли акриловые краски и разбавили чуть –чуть водой.

В специальный лоток налили раствор из киселя.

Осторожно капали кисточкой краску на поверхность воды.

С помощью спицы попробовали нарисовать различные линии.

Опыт № 2 рисования на воде:

Приготовили воду, добавили глицерин. Раствор также должен быть не слишком густой.

Взяли акриловые краски и разбавили чуть –чуть водой.

В специальный лоток налили раствор из воды и глицерина.

Осторожно капали кисточкой краску на поверхность воды.

С помощью спицы попробовали нарисовать различные линии.

Опыт № 3 рисования на воде:

Приготовили воду, добавили загуститель. Раствор должен быть не слишком густой.

Взяли специальные краски эбру для рисования на воде.

В специальный лоток налили раствор из воды.

Осторожно капали кисточкой краску на поверхность воды.

С помощью спицы, шила, гребней попробовали нарисовать различные линии.

Этапы реализации проекта:

СРОК

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СЕНТЯБРЬ- ОКТЯБРЬ

2021 года

Подготовительный   этап

1.Изучение и анализ литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме. 2. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

НОЯБРЬ- ДЕКАБРЬ

2021 года

Основной

1.Знакомство с историей возникновения «Эбру».

2. Подготовка материала для проекта.

3. Рисование натуральным материалом.

4. Выставки своих работ.

ЯНВАРЬ-МАЙ

2022 года

Эксперементирование в приготовлении растворов.                           Опыт № 1

Выставка работ на стенде группы.

СЕНТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ

2022 года

Эксперементирование в приготовлении растворов.                           Опыт № 2

1.Выставка работ на стенде группы.

2.Подарок мамом.

ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ

2023 года

Эксперементирование в приготовлении растворов.                           Опыт № 3

Освещение данной темы на своем сайте, пополнение электронного портфолио и публикации на персональной страничке в социальной сети.

Май 2023 года

Заключительный этап

Мастер-класс для родителей

Список литературы и интернет ресурсов.

1. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/Л. Д. Лебедева - СПб: «Речь», 2003.

2. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру. [Текст]// Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.

3. О. А. Могильченко Дополнительная образовательная программа по арт – терапии «Чудесные превращения»

http://топ-школа. рф/innovatsionnyj-proekt-tantsuyushhie-kraski/

4. Е. В Бажанова, И. И. Поташова, «Эбру-терапия как инновационная технология реабилитации детей с нарушениями развития» Статья.

5. http://preo.ru/novosti/risovanie-na-vode-drevnejshee-iskusstvo-ebru/

6. Видео мастер класс для детей https://www.youtube.com/watch?v=iXqz4ddwGqc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс .Эбру - танцующие краски.

нетрадиционные техники в рисовании...

Мастер класс для педагогов и специалистов ДОУ по теме: «Танцующие краски»

ЦЕЛЬ: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования,   профессионального мастерства  , получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.З...

Конспект мастер-класса с воспитанниками старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности и их родителями «Танцующие краски ЭБРУ» (Нетрадиционная техника рисования на воде, как новый вид арт-терапии )

Данная практика содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Таким образом, рисование становится Арт-терапией, где каждый участник процесса чувствует себя настоящим творцом и ...

Конспект по нетрадиционному рисованию в технике эбру на тему "Танцующие краски"

Конспект предназначен для детей подготовительной к школе группы...

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы «Танцующие краски Победы»

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования «Эбру»....

Буклет "Танцующие краски на воде - эбру"

буклет для родителе об использовании техники "Эбру" в домашних условиях...