Консультация для педагогов " Учим детей рисовать правильно"
консультация по рисованию (подготовительная группа)

Учим детей рисовать правильно.

Цель:  создание социальной ситуации развития посредством художественно-эстетической деятельности.

Задачи:  создать условия для:

Предметное рисование:

- развития умения изображать предметы по памяти и с натуры;        

- развития умения замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка;

- развития умения свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка;

- развития умения осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами;

- развития умения видеть красоту созданного изображения;

- развития представления о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты;

- развития умения  различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивает восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений;

- развития у детей художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.

Сюжетное рисование:

- развития умение размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением;

- развития умения передавать различия в величине изображаемых предметов;

- развития умения строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра;

- развития умения передавать в рисунках, как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов);

- проявления самостоятельности в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Декоративное рисование:

- развития умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и другое);

- развития умения выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;

- развития умения создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки;

- развития умения при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sunchugasheva_n.v._risovanie.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Учим детей рисовать правильно.

Цель:  создание социальной ситуации развития посредством художественно-эстетической деятельности.

Задачи:  создать условия для:

Предметное рисование:

- развития умения изображать предметы по памяти и с натуры;        

- развития умения замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка;

- развития умения свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка;

- развития умения осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами;

- развития умения видеть красоту созданного изображения;

- развития представления о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты;

- развития умения  различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивает восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений;

- развития у детей художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.

Сюжетное рисование:

- развития умение размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением;

- развития умения передавать различия в величине изображаемых предметов;

- развития умения строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра;

- развития умения передавать в рисунках, как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов);

- проявления самостоятельности в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Декоративное рисование:

- развития умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и другое);

- развития умения выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;

- развития умения создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки;

- развития умения при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Организация и проведение занятий по рисованию

Подготовка занятия

Для успешного проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная подготовка его. Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя.

Подготовка материала

К подготовке материала относится следующее:

1 Подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера для рисования красками, карандашами.  Бумага нарезается самой различной формы и величины в зависимости от того, что дети на ней будут изображать. Декоративная композиция «Поднос» в подготовительной группе потребует большого листа бумаги овальной формы, тонированная и т. д., т. е. буквально для каждого занятия требуется бумага определенной формы, цвета и размера, и в этом не может быть никакого трафарета. Надписываются листы до занятия, на оборотной стороне, в левом верхнем углу, причем обязательно пишется имя и начальная буква фамилии ребенка, а также дата проведения занятия. При заготовке бумаги всегда следует иметь 5-—10 листов запасных. Она дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать, что они хотят. Иногда приходится сменить лист ребенку, нечаянно залившему бумагу краской и т. д.

2. Подбор красок и приготовление цветов и оттенков, необходимых для данного занятия. Разлив приготовленных красок в чашечки и установка их в палитры. Все краски во флаконах необходимо заранее проверить и, если требуется, залить водой.

При приготовлении красок накануне занятия нужно в каждую из них добавлять чайной ложкой воду и размешивать щетинной (клеевой) кистью до тех пор, пока не получится ровная сплошная масса консистенции жидкой сметаны. Как составляются различные оттенки и новые цвета – это отдельная тема.

3. Проверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок

для воды, наполнение баночек водой.

Воду в банки следует наливать утром в день занятия. Уровень воды не должен превышать верхнего изгиба банки, т. е. быть примерно на 3—4 см ниже верхнего края горла банки. Если воды налить больше, до самого горлышка, то дети при промывании кистей невольно будут расплескивать ее, пачкая рисунки и столы; при малом же количестве воды она быстро загрязняется от красок и ее приходится менять.

4. Проверка и заточка цветных и графитных карандашей (при рисовании карандашом) .

5. Подготовка материала для демонстрации во время объяснения воспитателя. Сюда может входить:

а) подбор натуры или модели;

б) приготовление образца;

в) материал для показа приемов рисования, вырезывания или лепки (бумага, большая кисть, краски, уголь, сангина, глина, большие ножницы, пластилин, кнопки) .

Весь перечисленный материал, как для работы детей, так и для показа воспитателем должен быть заранее хорошо продуман и тщательно подготовлен.

Заготовка материала к таким занятиям, как рисование красками 5—10 цветов, требует очень много времени, и поэтому ее нельзя оставлять' на утро, непосредственно перед занятием, тем более что эти часы обычно бывают заняты утренней гимнастикой, индивидуальной работой с детьми или прогулкой. Поэтому готовить материал нужно, как правило, накануне, а иногда и еще раньше. Наутро же можно оставить лишь такие мелкие дела, как надписывание листов бумаги, разлив приготовленных красок в чашечки.

К подготовке материала следует постепенно привлекать и детей, что даст им определенные знания и умения, будет воспитывать элементы трудолюбия.

Организация процесса занятия

Процесс занятия делится на 3 части:

1) вступительная часть — указания воспитателя, беседа с детьми;

2) руководство процессом выполнения работы и

3) заключительная часть — просмотр и оценка детских работ.

Первая часть занятия. Указания даются на каждом занятии изобразительной деятельностью, будь то рисование с натуры, по замыслу, сюжетное рисование, декоративная работа. В зависимости от того, насколько хорошо подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия. Поэтому в каждом случае она должна быть заранее продумана и отработана. Структура этой части занятия примерно такова:

1. Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.

2. Анализ изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение текста. Беседа с детьми.

3. Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

Не рекомендуется начинать каждое занятие одними и теми же словами: «Дети, сегодня вы будете рисовать. » и т. д. Однообразие снижает восприимчивость детей, а, следовательно, и интерес к занятию.

Целесообразно предложить детям встать из – за столов и убрать индивидуальное оборудование, а затем тут же собрать их полукругом (или опять посадить на места) около стенда и дать оценку проделанной работе. Очень активно и плодотворно анализ проходит после прогулки, занимает он всего 5 – 7 минут, что не нарушает общего режима детской жизни.

Вопросы, задаваемые воспитателем при анализе, должны быть разнообразными. Нельзя все сводить к "правильно " или "неправильно".

При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой – либо работе.

  В подготовительной к школе группе большое место отводится рисованию с натуры.  Дети 6-7 лет способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные её особенности. Дети могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе зрительного восприятия предложенного и знакомого ранее предмета. В изобразительном  искусстве рисунок начинается с лёгкого наброска – положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что часто ведёт к нарушению пропорций. Поэтому следует учить ребят воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.

Сначала дети учат анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно они начинают делать это самостоятельно. На первых занятиях воспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основное правило – наметить лёгкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Педагог помогает лишь сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

 В подготовительной группе разнообразны и натура, и её постановка. Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. В качестве натуры могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Ценность такой «индивидуальной» натуры позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях. Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке три ответвления, на другой – два, у одной – все листики смотрят вверх, а у другой – в разные стороны. На это различие и обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия дети находят натуру по рисунку или наоборот. При таком анализе работ у ребят повышается внимание ко всем деталям натуры.

 Рисование с натуры развивает чувство композиции при передаче пространства. Дети овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней – река, далее – поле, а там, где небо сходится с землей, видна узкая полоска леса и нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Пустота между землей и небом исчезает.

  Картина как средство обогащения представлений и знаний детей широко используется в подготовительной группе в предварительной работе перед началом рисования. Воспитатель обращает внимание на то, как художник разделил картину на две части – землю и небо; как изображены предметы в нижней части; почему отдельные предметы рисуются выше, почти без деталей. Ребята разделяют лист тонкой линией и начинают рисовать.

 На картине они видят разнообразные оттенки неба, и после показа воспитателем приема размыва краски сами стараются нарисовать небо с облаками, тучами, восходом и заходом солнца.

 Произведения искусства развивает у детей способность связывать воспринимаемое в жизни с художественным образом, который концентрирует самое важное, специфичное для данного явления. Рекомендуется использовать на занятиях картины и репродукции картин известных художников, доступных детям по содержанию и изобразительным средствам.

  Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного прикладного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, цветом, различными элементами росписи. Образец дается, если надо выделить для показа какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения.     

  Например, воспитателю надо научить детей рисовать завиток – непременный элемент хохломской росписи. Он рисует на полоске узор, состоящий из одних завитков, и предлагает детям скопировать его. Иногда образец может быть использован при предметном и сюжетном рисовании, для обогащения рисунков детей разнообразными деталями формы.

   Показ приемов рисования в подготовительной  группе проводится реже, чем в других группах, т.к. дети могут усвоить на основе словесного объяснения. Воспитатель может частично показать приемы рисования, если это необходимо. Он может частично показать изгиб ноги в колене при ходьбе или беге. При обучении новым техническим приемам показ необходим. Воспитатель учит детей работать красками и карандашами, например, размывать краски на большой поверхности, накладывать мазки или штрихи по форме предмета, пользоваться новыми материалами – сангиной, пастелью.

         Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя, т.е. сам процесс работы над ним.

  В подготовительной группе больше возможностей в использовании художественных образов. Воспитатель подбирает такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко.

Дети приобрели некоторый жизненный опыт и овладели определенными навыками, поэтому литературный образ (без наглядного пособия) у них вызывает работу мысли и воображения.

Изобразительные умения позволяют ребятам использовать литературные образы не только для создания отдельных персонажей, но и в сюжетном рисовании с большим количеством объектов, передачей окружающей обстановки. Изобразительные приемы, использованные автором, помогут детям сделать рисунок образным, выразительным.

Ребята подготовительной группы способны с небольшой помощью педагога создать образ, соответствующий литературному, почувствовать и передать настроение произведения, используя различные цветовые сочетания. Большое место в работе с детьми 6-7 лет отводится рисованию по замыслу, где ребенок сам выбирает тему и приемы работы, педагог с помощью вопросов активизирует мысль детей, помогая в осуществлении задуманного.

  При анализе рисунков дети в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале педагог спрашивает ребят, правильно ли выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки. У ребят появляется самокритичность.

       Воспитатель поощряет в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, т.е. то, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе и, в частности, к обучению в школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учите детей рисовать правильно"

Настоящий рисунок может получиться не только после усвоения стандартных приемов изображения, а после обследования изображаемого объекта. Не заставляйте ребенка рисовать зеленую траву, голубые облака и...

Консультация для родителей "Дети рисуют музыку"

Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто ее создал, мысли и чувства тех, кого она изображает (в песне, танце, опере, симфонии). Сравните звуки в музыке с красками и в живописи или мелод...

Консультация для воспитателей "Как рисуют мальчики, как рисуют девочки?".

Особое место в жизни ребенка занимает рисование. Рисование- любимое занятие детей,  на котором они через образы познают окружающий мир....

Консультация для родителей по подготовке детей к обучению в школе "Учим детей рисовать по клеточкам"

Актуальной проблемой современной педагогики является подготовка детей к обучению в школе. Одним из условием по подготовке к школе является развитие зрительно-моторной ориентации на листе в клетку....

«Учите детей рисовать нетрадиционно» Консультации для родителей детей раннего возраста

Развитию детского изобразительного творчества способствует использование приёмов нетрадиционного рисования. Вот некоторые из них:* «Пальцевая живопись» — краска наносится пальцами, р...