Роль сенсорного воспитания в развитии у дошкольников способностей к изобразительной деятельности.
статья по рисованию (подготовительная группа)

Современное общество ставит перед собой цель воспитать активную, адаптированную, творческую личность, способную устанавливать бесконфликтное общение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль сенсорного воспитания в развитии у дошкольников способностей к изобразительной деятельности.

  Современное общество ставит перед собой цель воспитать активную, адаптированную, творческую личность, способную устанавливать бесконфликтное общение.

  Общение является одним из важнейших условий развития личности ребенка. В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывают тревогу у педагогов и родителей. Причиной того, что современные дети испытывают сложности в общении друг с другом является чрезмерная «технологизация» нашей жизни. Лучшими друзьями ребенка зачастую становятся телевизор и компьютер, а любимым занятием – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Попадая в свой первый детский коллектив, группу детского сада, ребенок сталкивается с проблемой нахождения общего языка со своими сверстниками. В период адаптации к детскому саду у детей часто наблюдается плаксивость, конфликтность, драчливость, а иногда отрешенность, уход в себя, нежелание вступать в контакт с другими детьми и педагогом. В этот период на помощь детям должен прийти чуткий педагог, который научит их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, научит легко и правильно выходить из конфликтных ситуаций, которые неизбежно возникают между такими разными детьми. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, наиболее эффективными и доступными подходами для формирования коммуникативных навыков дошкольников считаются игровые.

   Для сближения детей друг с другом помогут такие игры – упражнения, как: «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Передай игрушку по кругу», «Комплименты», «Ласковое имя». Они способствуют повышению уровня адаптации, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

  Для развития эмоционального интеллекта, т.е. понимания чужих эмоций и выражения собственных, можно применить мимические и пантомимические упражнения: «Тренируем эмоции» (хмуримся, радуемся, злимся и т.д.), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций по фотографии», «Ролевая гимнастика» («Походи как младенец / как старик / как солдат» и др.).

  Существуют множество игровых упражнений для того, чтобы научить детей выходить из конфликтных ситуаций: «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Поможем близкому», «Чудесный терем дружбы», «Что можно сделать для друга». Ежедневно обсуждая и поигрывая с детьми межличностные конфликтные ситуации, анализируя их поведение, педагог учит детей разрешать конфликты без применения силы, с помощью высказывания своих мыслей и чувств.

  Очень важно научить ребенка принимать во внимание точку зрения другого, структурировать представление о себе и о другом ребенке, формировать оценочное отношение к себе и к своим сверстникам. Для реализации этой задачи помогут такие игровые упражнения, как «Комплименты», «Подумай и ответь, за что тебя можно похвалить или пожурить?», «Какой я?», «Какой мой друг?» и т.п.

 Для совершенствований коммуникативных навыков воспитанников также применяются такие различные приемы и методы, как:

- проведение сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр

- путешествий для закрепления правил поведения;

- чтение художественной литературы для развития сопереживания сказочным персонажам;

- проведения нравственно-эстетических бесед, направленных на формирование моральных форм поведения, развитие самоконтроля и самооценки;

- использование игровых упражнений в стихотворной форме «Мирилки», «Коврик злости», где можно высказать свои претензии, «Подушку-колотушку», где можно выплеснуть свой гнев и торжественно отправится на «Островок дружбы».

  От того, как сложатся у ребенка отношения в его первом в жизни коллективе, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. А значит и его дальнейшая судьба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль сенсорного воспитания в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешностью ум...

Из опыта работы. «Развитие художественно - творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников»

1. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО.2. Парциальная образовательная программа художествен...

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей дошкольника.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей....

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именн...

Статья: Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста...

«Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей»

Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие данных процессов является необходимой предпосылкой познавательных психических процессов (памяти, воображения мышления). ...

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей ребенка с ЗПР.

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей ребенка с ЗПР....