Конспект занятия по рисованию «Городецкая роспись»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Навроцкая Наталья Юрьевна

Обучение декоративному рисованию включается в себя обязательное знакомство воспитанников с образцами народной орнаментальной живописи. Это развивает чувство прекрасного у детей, вызывает уважение к труду других людей, воспитывает любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodetskaya_rospis_1.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению детей

с народным искусством (рисование) «Городецкая роспись» в старшей группе «Непоседы».

Цель: создать благоприятные условия для детского творчества и усвоения этапов городецкой росписи, продолжать знакомить детей с городецкой росписью, учить детей раскрашивать узор по мотивам городецкой росписи, закрепить умение рисовать всей кистью и её концом, развивать чувство композиции, воспитывать любовь и интерес к народному искусству, эстетическое восприятие.

Задачи:

Образовательные: 1)продолжать знакомство с народными ремёслами России: городецкой росписью, этапами её создания; 2) учить смешивать краски; 3) закрепить правила нанесения оттенёвки и оживки в подмалёвок.

Развивающие: 1) развитие познавательной активности, творческой фантазии, художественного вкуса; 2) стимулировать стремление своими руками создавать красоту; 3) совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов городецкой росписи.

Воспитательные: 1) воспитывать интерес к искусству городецких мастеров, уважение к творческому наследию; 2) формировать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; 3) дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Материалы: гуашь, кисть №6, №1, баночка с водой, палитра, салфетка, шаблоны посуды, выставка городецких изделий, презентация, ленточки, фартучки, образец поэтапного выполнения росписи.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Становятся в круг.

Воспитатель: В  нашей группе светло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим. Ребята, отгадайте загадку:

Из липы доски сделаны,

И прялки и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

(Городецкая роспись)

Воспитатель: А ведь в нашей группе тоже есть изделия, расписанные городецкой росписью. Пройдите, рассмотрите нашу выставку. Посмотрите сколько здесь красоты. На что вы обратили своё внимание? (ответы детей). Ларец расписной. А давайте его откроем?  Ой, ребята, а здесь послание какое-то! Прочитаем? (ответы детей).

Первое послание

Я волшебный ларец

Приглашаю в Городец,

Если вы туда хотите,

Значит, дружно

атрибуты разберите

(дети разбирают ленты).

Вокруг себя обернитесь

И в Городце окажитесь!

- Ребята! Посмотрите на экран! Вот мы и оказались в Городце.

II. Основная часть

Воспитатель: Есть в России удивительные места, ожидают там нас чудеса. На берегу Волги – великой русской реки, есть город Городец. Мы по городу пройдём, чудеса с вами найдём. Вот городецкая резьба, на многих

домах она видна. Крыши, ставни, ворота украшает, своеобразием удивляет.

 С помощью стамески и долота городецкие резчики создают чудеса. Пряничные доски вырезают, затейливыми рисунками их украшают. Пекари на досках пряники печатные пекут, всем желающим продают.

Городецкие женщины золотой нитью вышивают, золотой вышивкой одежду украшают. 

Талантливый народ в Городце живёт, чудеса творить не перестаёт. Деревянные изделия изготовляют, чудесными сюжетами украшают, городецкие цветы добавлять не забывают.

   Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. И название роспись получила от названия города Городец. Роспись городецкую трудно спутать с какой-нибудь  другой – так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов, цветов.  

Воспитатель: Ребята, какие элементы в росписи используют мастера?

Дети: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы.

Воспитатель: Существует несколько видов композиций. Какие композиции вы знаете?

1. Цветочная роспись

2. Цветочная роспись с включением мотивов коня и птицы.

3. Сюжетная сценка. 

Воспитатель: А сейчас нам (имя ребёнка) расскажет стихотворение о городецкой росписи? 

Кто рисует Городец

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

Воспитатель: Спасибо! Ах, ребята, мы же тоже с вами молодцы! Вспомним этапы создания городецкого узора. Что мастера делают сначала?

Дети: Наносят фон.

Воспитатель: Какого цвета фон используют мастера и почему?

Дети: Жёлтый, так как раньше изделия окрашивали луковой шелухой, а она даёт жёлтый оттенок.

Воспитатель: Назовите следующий этап работы.

Дети:  Подмалёвок.

Воспитатель: Какие цвета мы будем использовать для подмалёвка?

Дети: Розовый, голубой, зелёный.

Воспитатель: Что мастера наносят на высохший подмалёвок? Какие цвета используются на этом этапе?

Дети:  Мастера наносят оттенёвку, здесь используются более тёмные краски красного или синего цвета.

Воспитатель: Назовите последний этап работы.

Дети: Оживка.

Воспитатель: Каким цветом её выполняют?

Воспитатель: А теперь посмотрите на расписанное городецкое панно  и обратите внимание как по-разному можно расположить гирлянды. Где они расположены?

Дети: «По центру», «По бокам», «Сверху и снизу», «Полукругом», «По углам».

У всех этих гирлянд в центре красуется большой цветок - розан, с разных сторон от цветка рисуются цветы среднего размера - ромашки, купавки.

Воспитатель: Что же ещё есть в нашем ларце?

Второе послание.

Вы по городу идите

И внимательно смотрите

Игру «Сложи узор найдите».

Ветер в городе бывал

Все узоры раскидал.

Игра «Собери узор».

Воспитатель: Какие чудные узоры! Ну, вы у меня настоящие мастера! Ребята, а тут в ларце есть ещё одно, последнее послание.

Третье послание.

Если справились с заданьем

И собрали вы узор.

В мастерскую вы пройдите,

Превратитесь в мастеров

И изделие оживите

Чудесной росписью цветов!

Проходите ребята в городецкую мастерскую. Прошу вас, оденьте фартуки. Выбирайте любое понравившееся изделие для работы. И проходите на свои места. 

III. Практическая работа

(Во время работы детей звучит негромкая музыка на тему русских народных песен).

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Вы можете придумать свой узор, не похожий на другие, но не забудьте основные приёмы рисования Городецкой росписи. Давайте вспомним их.

1. В основе каждого цветка лежит круг.

2. Для «купавок» рисуем большие круги, а для бутонов – поменьше.

3. Для подмалевка используем розовую и голубую краски, а для прорисовки цветов – синюю и красную. Как будем смешивать краски?

Дети: Сначала белую краску наносим на палитру, затем к белой краске добавляем красную или синюю. Получаем розовый или голубой цвет.

Воспитатель:              Краску лишнюю на кисти

Очень долго не держи.

Чтоб не капнула на листик,

О край баночки сними.

Кисть промой водою чистой,

О салфетку промокни,

Новой краски набери. 

После первого этапа

Воспитатель: Пока подсыхают краски, предлагаю немного отдохнуть. Вставайте возле своих стульчиков, проведём физкультминутку.

Физкультминутка:

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(расставить руки в стороны)

Вас бы это рассердило

Или радовало это? 

(наклоны головы вперед-назад

и повороты головы вправо-влево)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным 

(руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным! 

(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).

Воспитатель: Мы немножко отдохнули, а теперь второй этап. Присаживайтесь на стульчики и продолжаем работать.

После второго этапа

 Воспитатель: Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска. Разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Городецкие узоры хороши! – (сжимают пальчики в ладошке)

Погляжу я на картинки, - (показывают на ладошки)

Улыбаюсь от души! – (самомассаж уголков губ)

Розовые, жёлтые, синие, зелёные – (прищипывают пальчики на правой и левой руке)

Распустились розаны – (раскрыли ладошки)

На доске берёзовой. – (сложить ладошки тыльной стороной)

А купавки нежные – (нажимают поочерёдно на серединку ладошки)

Кажется, качаются, - (раскачивают ручками)

А бутоны толстые распускаются! – (показывают раскрывшийся бутон)

IV. Итог

Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями и высказывают свои пожелания о том, какой элемент росписи они бы хотели научиться выполнять на следующих занятиях.

Воспитатель: Молодцы, ребята, у всех получились замечательные работы! Давайте вернёмся на городецкую площадь. Девочки хотят рассказать нам  стихотворения о городецких узорах.

Городецкие узоры,

сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы,

может быть и среди нас.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Воспитатель: Ребята, а в ларце ещё что-то есть, посмотрите! (дети заглядывают в ларец и разбирают угощения). Ну, вот нам и пора возвращаться в нашу группу, закрываем глазки и произносим волшебные слова:

Вокруг себя обернитесь

И в свою группу вернитесь.

На этом наше занятие окончено. Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по рисованию «Городецкая роспись»

Конспект ООД по рисованию «Городецкая роспись»...

Конспект занятия по рисованию «Городецкая роспись» в старшей группе

Цели и задачи:- учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме.- закреплять знания детей о...

Конспект занятия по рисованию "Городецкая роспись" старшая группа

Конспект занятия по рисованию "Городецкая роспись" старшая группа...

Конспект занятия по рисованию "Городецкая роспись"

Конспект занятия по рисованию «Городецкая роспись» в старшей группеЦели и задачи:- учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Развивать чувство композиции,...

Конспект занятия по рисованию "Городецкая роспись"

Тема: «Роспись доски городецким узором» в подготовительной группе для детей 6-7 лет. Мотивационный прием- подарок для мамы к празднику «День матери»Методические приемы.1. ...

Конспект занятия по рисованию «Городецкая роспись» в старшей группе

Цели и задачи:- учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме.- закреплять знания детей о г...