Дидактические игры по "художественно-эстетическому развитию"
картотека по рисованию (старшая группа)

Пацина Светлана Александровна

Дидактические игры по "художественно-эстетическому развитию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud.estet_.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

                               КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО ХУДОЖЕСТВННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ.

(старшая  группа)

                                                                                                            Воспитатель: Волобуева Т.В.

   1. «На что похожи облака?»

Цель: формировать умение видеть в неживой природе изображение и фантазировать.

Материалы: карточки с облаками разной формы

Содержание.

Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по  цвету, но и по форме.

Воспитатель обращает внимание на то,  что когда на небе много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.

   2. «Портрет заговорил»

Цель: продолжить знакомство с детскими портретами, формировать умение  составлять связный рассказ.

Материалы: различные репродукции картин.

Содержание.

 Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картины о себе.

   3. «Угадай настроение»

Цель: формировать умение описывать настроение человека по выражению лица.

Содержание.

Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя, передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т.д.

   4. «Отгадай и отойди»

Цель: формировать умение определять на слух и восстанавливать в памяти предмет объёмного или плоскостного вида. Находить предмет и проверять себя методом обследования - обойди этот предмет.

Содержание.

Педагог называет слова, а дети говорят, объёмный или плоскостной предмет. При этом они должны показать это руками (если объёмный – руки, как бы обнимают предмет, если плоскостной – руки его показывают движениями по  плоскости стола).

   5. «Найди недостаток в портрете»

Цель: формировать умение  видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями.

Материалы: картинки с изображением одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей), черные фломастеры или карандаши.

Содержание.

Детям раздаются изображения лица. Педагог предлагает определить недостающие части и дорисовать их графитным материалом – чёрным фломастером.

 

   6. «Составь натюрморт»

Цель: закрепить знания детей о натюрмортах.

Материалы: изображения неживой и живой природы.

Содержание.

1вариант. Детям даются плоскостные изображений неживой и живой природы. Дети составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру, и дают название своей работе.

2вариант. Предлагается составить натюрморт из разных предметов (посуда, продукты, цветы, игрушки, а также фон для натюрморта. Дети составляют натюрморт, и объясняют, почему они взяли предметы определённого вида, дают название работе.

   7. «Художники – реставраторы»

Цель: продолжить знакомство детей с разными жанрами живописи и работой художников.

Материалы: разрезная на несколько частей репродукцию картины или иллюстрации.

Содержание.

Дети восстанавливают разрезанную на несколько частей репродукцию картины или иллюстрацию (по количеству детей). По окончании работы называют её жанр.

   8. «Найди картину на палитре»

Цель: развивать у детей художественное восприятие, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины, соотношение его цветовой палитры (холодно, тёплой, контрастной) и находить картину, в которой звучит соответствующее палитре настроение.

Материалы: репродукции картин с палитрой холодных, теплых цветов.

Содержание.

Воспитатель поочерёдно показывает детям палитры с холодной, тёплой и контрастной гаммой и предлагает найти картины, написанные этими цветосочетаниями. Дети объясняют свой выбор.

   9. «Волны»

Цель: формировать  умение представлять образы выполняемых действий.

Содержание.

Дети садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается  «купанием в море»: один из игроков становится в центре круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

   10. «Шторм»

Цель: развивать наблюдательность, фантазию.

Материал: для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей.

Содержание.

Воспитатель говорит: «Беда тому кораблю, который окажется во время шторма в море: огромные волны грозят перевернуть его, ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы волны. Вы можете радостно гудеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами.

   11. «Чего не стало?»

Цель: развивать наблюдательность, внимание.

Материалы: несколько репродукций картин.

Содержание.

Педагог закрывает на репродукции картины, какую – то деталь одежды, предмета или сам предмет, а дети должны отгадать чего на картине не стало.  

   12. «Скульптор и глина»

Цель: закрепить знания детей о скульптурах, о профессии скульптора.

Содержание.

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды – одна скульпторы, друга глина. Скульпторы должны «вылепить» какую-нибудь фигуру, и рассказать о ней. Затем дети меняются местами. Педагог напоминает, что глина не может разговаривать.

   13. «Найди эмоцию»

Цель: формировать умение выделять картины по настроению.

Материалы: пиктограммы с эмоциями на каждого ребенка, разные по жанру репродукции картины.

Содержание.

Воспитатель раздаёт детям  пиктограммы с эмоциями и выставляет разные по жанру и настроению репродукции картин, а затем предлагает подобрать к каждой репродукции пиктограмму. Дети обосновывают свой выбор и рассказывают, какие эмоции они испытывают, глядя на картину.

   14. «Опиши соседа»

Цель: формировать умение  внимательно рассматривать человека, давать словесный портрет.

Содержание.

Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и описать своего соседа. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки рамку или обруч, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину.

   15. «Волны шторма»

Цель: формировать умение показывать руками «волны» с разной амплитудой движения (первые волны можно изображать сидя).

Материалы: репродукция картины И.Айвазовского «Девятый вал».

Содержание.

Дети вместе с педагогом показывают высоту волн  -  каждого вала; называют словами « первый вал», « второй вал»……..  «девятый вал» (перед упражнением рассматривается репродукцию картины).

   16. «Алёнушка»

Цель: продолжать знакомить детей со сказочным жанром живописи. Показывать  настроение переданное художником на картине, а также позу и эмоциональное состояние.

Материалы: репродукция картины В.М. Васнецова «Алёнушка и братец Иванушка».

Содержание.

По желанию ребёнок изображает позу девушки изображённой на картине и её настроение, и затем  предлагает свой вариант её действий дальше.

   17. «Найди в природе яркие и блеклые цвета»

Цель: формировать умение находить цветовые контрасты в окружающей природе, называть их.

Содержание.

Педагог предлагает подойти всем детям к окну и найти в «Пейзаже из окна» яркие и блёклые цвета в предметах, растениях, природных явлениях.

   18. «Иду, вижу, рассказываю сам себе»

Цель: формировать умение погружаться в сюжет картины. Ощущение её деталей как частей целой композиции.

Материалы: репродукции картин.

Содержание.

Начать можно так: Иду я вижу в картине «Рожь» …Далее ребёнок рассказывает, что он увидел бы, зайдя в пространство картины.

   19.  «У кого такой цвет?»

Цель: обеспечить развитие умений точно узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Содержание.

Педагог показывает детям, например, зеленый квадрат из бумаги, Дети называют не цвет, а предметы того же цвета: трава, свитер, шляпа и пр.

   20. «Цветные часы»

Цель: систематизировать знания детей о названии цветов.

Содержание.

Круг из картона разделен на 4-6-8 частей. Каждая часть другого цвета. В середине прикреплена вращающаяся стрелка.

Каждый ребенок должен заполнить цвет по указанию педагога. Кто-нибудь из детей двигает стрелку по кругу. Когда стрелка останавливается, например, на секторе красного цвета, ребенок, запомнивший красный цвет, говорит: «Красный», и т.д

   21. «Закрой картой»

Цель: систематизировать знания детей о геометрических формах и цвете.

Материалы. 2 больших цветных квадрата из толстой бумаги, краски, карандаш, линейка, ножницы. Площадь одного квадрата разделена карандашом на квадратики со стороной 10 см. В квадратиках по очереди рисуются три синих круга или один желтый треугольник, 2 синих и 2 красных круга и пр. На другом квадрате все изображения повторяются, но все квадратики вырезаются и складываются, как карты.

Содержание.

Педагог кладет большой квадрат на стол. Вызывает несколько детей и раздает им карты, при этом показывает, что рисунки на большом и маленьких квадратах одинаковы. Затем педагог говорит: «Найди два желтых круга и закрой их правильной картой!». Вызванные дети находят карточку и накрывают изображение. Остальные проверяют, правильно ли выполнено задание. (Задания можно усложнять, в зависимости от возраста детей).

   22. Найди предмет той же формы.

Цель: уточнить представления о форме предметов.

Материалы. Картинки с изображением предметов разной формы: круглые (мяч, колесо, глобус и пр.), овальные (яйцо, огурец, слива, лист фикуса и пр.), четырехугольные (окно, книга и пр.), треугольные (крыша, колпак и пр.). Каточки с начерченными геометрическими фигурами.

Содержание.

Педагог раздает детям картинки, а карточки оставляет, Затем кладет на стол карточку, на которой начерчен круг, и говорит: «У кого есть круглые предметы?». Каждый ребенок ищет среди своих рисунков круглые предметы и, когда находит их, кладет под карточку с соответствующей геометрической формой. Игра кончается, когда все картинки разложены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)

Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"...

Дидактическое пособие «Сказка про Топтыжку» (дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)

Использование в работе  дидактического пособия  «Сказка про Топтыжку» педагога Мрочковской Е В,  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада...

Интерактивная дидактическая игра по познавательному развитию для детей 4-7 лет "Дидактические игры"

Участие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — одно из новых и актуальных направлений в отечественной дошкол...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Дидактические игры по речевому развитию детей в группе раннего возраста. Дидактические игры "Отгадай, кто к нам пришел?" и "Чудесная коробка".

Тема: "Планирование и проведение занятия по речевому развитию". Представлены дидактические игры по речевому развитию детей в группе раннего возраста. Дидактические игры "Отгадай, кто к ...