Особенности сюжетного рисования в дошкольном возрасте
консультация по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. В свою очередь, содержание рисования всегда является некий сюжет.

Известно, что все окружающие предметы находятся в установленной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможность определения смысловых связей между различными предметами и явлениями, как и любая другая закономерность, развивается у ребенка постепенно. В связи с этим, сюжетное рисование в плане учебной деятельности вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

По свидетельству большинства исследователей детского изобразительного творчества (Е.К. Ривина, О.А. Куревина, Н.В. Квач, У.А. Карамзин и др.), ребенок уже с первостепенных этапов своего развития начинает использовать некоторые средства изобразительного языка.

Безусловно, детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже передавали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.

По мнению Косминской В.Б., умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятия и аналитико-синтетического мышления. У маленького ребенка эти навыки развиты еще слишком поверхностно. Это значит, что сначала ребенок воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно так же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи достаточно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.

Так же в трудах Косминской В.Б. есть мысль о том, что важной задачей сюжетного рисования является верная передача пропорциональных соотношений между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, имеющуюся между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенку нужно овладеть такими умениями как сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

Дошкольнику при построении сюжетного образа нужно всегда выделять композиционный центр, так как это то главное, что определяет содержания образа. Ребенка следует знакомить с разнообразными средствами выразительности художественных образов, которые показывают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (в центре). Без передачи главного трудно понять содержание рисунка.

При овладении композицией сюжетного рисунка как средством выразительности важно показать действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей. Все эти средства выразительности, хотя и доступны дошкольникам, однако процесс их усвоения довольно сложен и трудоемок.

Исследования показывают, что при активной работе над композиционными умениями дошкольники достигают более высоких результатов в освоении пространственных представлений. В частности, они способны передавать в рисунках пространство, изображая предметы на разном удалении от переднего план. Сакулина Н.П. утверждает, что освоение визуальных пространственных отношений может быть доступно детям не только после 9-10 лет, но и может быть достигнуто в 7-8 лет, но при условии педагогической организации соответствующих наблюдений. А усвоение дошкольниками новой, более высокой ступени передачи пространства в рисунках, естественно, ведет к новым возможностям в организации всей работы, к изменению строя композиции. Многоплановое построение рисунка позволяет по-иному расставить объекты изображения и придает большую выразительность композиции.

Затрудняются дети и в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движения появляются рано. Флерина Е. А. отметила, что на первых порах ребенок передает движение, динамику реальным моторным действием, словом, игрой. Такой способ воплощения динамичного образа для него даже более убедителен, чем изобразительный. Позднее самостоятельные поиски изобразительного пути передачи движения редко заканчивается успехом. Это связано с той же особенностью, о которой говорилось ранее: трудностью восприятия детьми изменчивой динамичной формы.

В деятельности дошкольников наряду со слабостями восприятия сказывается и несовершенство зрительного контроля в процессе рисования, неумение распределить внимание, видеть изображаемый предмет расчленено и одновременно целостно. Поэтому всё чаще встречаются погрешности в передаче пропорций движения. Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребенком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику справиться со многими трудностями. Однако следует при этом помнить о его потенциале и мере необходимости в создании нужных педагогических условий.

Содержание сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно обогащается за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку.

Комарова Т. говорила о том, что тематика сюжетного рисования в старшей группе обусловливаться теми впечатлениями, которые ребенок принимает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например «Праздник». Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.

При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, детям предлагается изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка», когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Ребята рисуют сказочные образы, но с теми же округлыми частями и простой конструкцией. В соответствии с сюжетом далее определяется цветовое решение композиции.

Кириллова упоминала так же, что в этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу определить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему «Строительство дома» дети самостоятельно решают вопрос, какой дом, кто его строит, где и т. д. В рисовании на тему сказок «Гуси-лебеди», «Морозко» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.

Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Если выбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисунке предметы и действия, не совпадающие во времени. Не умея разделить произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят о том, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства, передающего только один момент действия, а не всю его последовательность во времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

что нужно знать об особенностях рисования детей дошкольного возраста

Каким должен быть рисунок ребенка-дошкольника? Соответствует ли рисунок Вашего ребенка его возрасту? Как различить проявления индивидуальных особенностей и признаки отставания в развитии?...

Консультация для воспитателей "Сюжетное рисование в дошкольном возрасте:его особенности и значение".

Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности.Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отнош...

Особенности развития рисования в дошкольном возрасте

Интерес к рисованию у детей появляется еще в раннем детстве. Выделяют два периода развития: доизобразительный и изобразительный...

Обучение сюжетному рисованию детей дошкольного возраста

Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет. В сюжетном рисовании ва...

Статья "Особенности мотивации детей старшего дошкольного возраста к речевой деятельности в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине"

Аннотация: в данной статье представлены приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста, которые воспитатель может применять в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине....

Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольного возраста

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые ...