кружок "Акварелька"
методическая разработка по рисованию

Ольга Витальевна Юрченко

Разработка программы по нетрадиционному рисованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_akvarelka.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

  1. Пояснительная записка                                                                 2
  2. Цель и задачи программы                                                             3

2.1.Формы и режим занятий                                                         4

  1. Ожидаемые результаты и способы определения                        5          
  2. Формы подведения итогов                                                            6
  3. Учебно – тематический план                                                        6
  4. Содержание образовательной программы                                  8
  5. Методическое обеспечение программы                                    10
  6. Система оценки достижений воспитанников                            11

8.1. Критерии и показатели уровней                                          13

8.2 Уровни развития изобразительных                                   13

  1. Список литературы                                                                      17

Программа кружка дополнительного образования «Акварелька»

  1. Пояснительная записка

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным, творческим началом «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет…

Программа «Акварелька» направлена на развитие у дошкольников художественно – эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства творческого подхода, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел. Программа носит инновационный характер, т.к. в системе  работы   используются    нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. Занятия развивают не только художественные способности, умения и навыки, но и нестандартность мышления, творческое отношение к окружающему миру, способствуют снятию психического и эмоционального напряжения, развитию уверенности в себе.

Новизна образовательной программы заключается в том, что

художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста, следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка и представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира. Художественная деятельность воспитывает у детей такие качества как эмоциональную отзывчивость, остроту видения, правдивость, искренность, глубину впечатлений, содержательность, яркость, красочность.

Актуальность программы в том, что занятия в кружке позволяют развивать у детей коммуникативные навыки в процессе рисования. В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями.

Содержание  данной программы насыщено, интересно, эмоционально значимо для  дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации

своих художественных желаний и возможностей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: формировать художественное мышление, нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  1. Учить детей знакомить с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
  2. Знакомить детей с универсальным «языком» искусства – средствами художественно – образной выразительности;

Развивающие задачи:

  1. Развивать изобразительные способности, художественный вкус, эстетические чувства;
  2. Развивать моторику пластичность, гибкость рук и точность глазомера;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к искусству, пониманию прекрасного;
  2. Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, развивать коммуникативные навыки.

Отличительной особенностью  программы, является обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно – чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными, выразительными средствами.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства в эстетической деятельности.

Кружок художественного творчества «Акварелька»  включает в себя не только  работу по рисованию, но  лепке, аппликации нетрадиционными способами, что позволят более глубже обогатить воображение, творчество, мышление маленьких художников, а также развивает умения, навыки в работе с различными материалами (бумагой, глиной, пластилином,

мелками, гуашью, акварелью и т.д), воспитывает художественный

вкус и чувство гармонии.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы  4-6 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет 10 человек.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа рассчитана на 1 год обучения, на  24 занятия.

2.1.Формы и режим занятий

Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Формы проведения занятий: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. На занятиях используются различные методы работы: беседы, игры, экскурсии, конкурсы, викторины, практические и тренировочные упражнения, просмотры видеоматериалов, практикумы.

  1. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

 К концу года дети

овладеют:

- методикой комментированного рисования:

будут знать:

- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;

 - свойства и особенности различных природных материалов, техники работы с ними;

- смысловую связь элементов;

будут уметь:

-пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями;                                 - использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния выделение главного;

- использовать различные по характеру линии для передачи наибольшей выразительности образа;

- самостоятельно составлять композиции на заданную тему из природного и художественных материалов, овладеют бумажной пластикой, рисованием кляксографией, рельефной лепкой и. т.д;

- владеет средствами выразительности;

- передавать пространственное положение объектов;

у них будут развиты:

- воображение, творческая активность;

- умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;

- умение анализировать, давать оценку;

будут обладать следующими качествами:

- быстрота - скорость выполнения работы;

- самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;

- ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;

- владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми.

  1. Формы подведения итогов

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Спектр способов и форм выявления результатов

Спектр способов и форм выявления фиксации результатов

Спектр способов и форм предъявления результатов

Беседа, опрос, наблюдение;

Открытые и итоговые занятия;

Диагностика;

Анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности;

Анализ приобретённых навыков общения;

Самооценка воспитанников.

Грамоты;

Дипломы;

Готовые работы;

Тестирование;

Фото;

Отзывы (детей и родителей);

Портфолио;

Видеозапмсь.

Открытые занятия;

Защита творческих работ;

Выставки;

Фестивали;

Конкурсы;

Готовые изделия;

Ведение журнала: учёт посещаемости.

        

  1. Учебно – тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Выполнение наброска и раскрашивание пластилином собаки.

0,5

0,5

1

2.

Рисование «Загадки с грядки»

0,5

0,5

1

3.

Аппликация « Веселые портреты»

0,5

0,5

1

4.

Предметная лепка. « Наши любимые игрушки»

0,5

0,5

1

5.

Изображение дерева (акварель).

0,5

0,5

1

6.

Аппликация из осенних листьев «Осенние сюжеты и букеты»

0,5

0,5

1

7.

Сюжетная лепка. «Кто под дождиком промок»

0,5

0,5

1

8.

Декоративное рисование « Золотая хохлома»

0,5

0,5

1

9.

Отрывная аппликация.» Зимние березы»

0,5

0,5

1

10.

Лепка- эксперементирование. « Глиняный кувшин»

0,5

0,5

1

11.

Декоративное рисование. « Волшебные снежинки»

0,5

0,5

1

12.

Комбинированная лепка рыб.

0,5

0,5

1

13.

Ленточная Аппликация.» Дружные ребята»

0,5

0,5

1

14.

Рисование кляксографией с трубочкой  « Ваза с цветами».

0,5

0,5

1

15.

Лепка по замыслу. « Ходит дрема возле дома.»

0,5

0,5

1

16.

Рисование методом тычка «Елочка».

0,5

0,5

1

17.

Декоративная аппликация « Солнышко улыбнись»

0,5

0,5

1

18.

Коллективная лепка.» Плавают по морю киты и кашалоты»

0,5

0,5

1

19.

Рисование – эксперементирование « Я рисую море»

0,5

0,5

1

20.

Рисование пальчиком «Мухомор»

0,5

0,5

1

21.

Цветы луговые. Коллективная аппликация

0,5

0,5

1

22.

Лепка с применением природного материала

0,5

0,5

1

23.

Рисование ладошкой « Рыбки в аквариуме»

0,5

0,5

1

24.

Итоговое занятие. Рисование по замыслу.

0,5

0,5

1

ИТОГО:

12

12

24

  1. Содержание образовательной программы кружка «Акварелька»

п/п

Тема

Теория

Практика

1.

Выполнение наброска и раскрашивание пластилином собаки.

 Просмотр  иллюстраций, обсуждение  характера собаки. Рассказ  детям об этой породе. Напоминание детям правил  работы с пластилином. Отбор лучших работ и  выставка.

Рисование  мультипликационного героя – собаки. Обучение  технике раскрашивания пластилином.

2.

Рисование «Загадки с грядки»

Беседа с детьми об овощах. Рассматривание картинок. Чтение стихов.

Рисование овощей с грядки, правильно подбирать цвет и форму.

3.

Аппликация   «Веселые портреты»

Беседа  о настроении детей. Показ  с  помощью мимики:  радости, грусти, печали  у человека.

 Аппликацию  « веселые портретики».

4.

Предметная лепка.     « Наши любимые игрушки»

Беседа с детьми об игрушках.

Лепка  любимой игрушки.

5.

Изображение дерева (акварель).

Экскурсия в парк, сопровождается беседой о красоте русского леса. Рассматривание формы дерева, цвета.

Рисование кроны дерева простым карандашом с легким нажимом, раскрашивание акварелью.

6.

Аппликация из осенних листьев         « Осенние сюжеты и букеты»

Рассматривание  листьев, которые заранее засушили для работы, беседа о красоте осени.

Оформление  осеннего сюжета.

7.

Сюжетная лепка.  «Кто под дождиком промок»

Беседа с детьми об осенней погоде. Чтение стихотворения  А. Барто      « Зайку бросила хозяйка»

 Создание  сюжета  осенней погоды, лепка зайчика.

8.

Декоративное рисование « Золотая хохлома»

Беседа о  декоративной росписи - хохлома.

Роспись разделочной доски  в стиле « Золотая хохлома»

9.

Кляксограффия «Зимние деревья»

Наблюдение  за первым снегом, за зимними березками. Рассматривание  картин с зимним пейзажем.

Изображение кроны дерева методом обрывания.

10.

Лепка- экспериментирование. « Глиняный кувшин»

Рассматривание глины и песка,  сравнение сухого и мокрого материала.

Лепка  кувшина из мокрой глины ( по желанию украсить)

11.

Декоративное рисование. «Волшебные снежинки»

Наблюдение на прогулке за снежинками, на одежде, на варежках. Чтение стихотворения  о  снежинке.

Рисование снежинок гуашью.

12.

Комбинированная лепка рыб.

Рассматривание книги          « Рыбы морей»

Лепка  рыбок .

13.

Ленточная аппликация. «Дружные ребята»

Беседа  о дружбе детей. Пение песни о дружбе.

Аппликацию   ленточную способом.

14.

Рисование кляксографией с трубочкой  «Волшебная лампа».

Беседа, объяснение нового материала.

Рисование помощью с трубочки.

15.

Лепка по замыслу.     «Мои сказочные герои»

Чтение сказки « Колобок», беседа по сказке.

Лепка любимого персонажа из сказки.

16.

Рисование методом тычка «Елочка».

Беседа  о приближающем празднике. Чтение стихотворений  о елочке. Исполнение песни.

Рисование елочки  методом тычка.

17.

Декоративная аппликация                 «Солнышко улыбнись»

Наблюдение за солнцем.

 Аппликация  «улыбающегося» солнца.

18.

Коллективная лепка.  «Плавают по морю киты и кашалоты»

Чтение сказки «Доктор Айболит»

Лепка морских животных.

19.

Рисование  –экспериментирование «Я рисую море»

Рассматривание  картины с изображением моря. Беседа  о цвете моря.

Рисование волн на море, посыпание волн солью.

20.

Рисование пальчиком «Мухомор»

Беседа с детьми о грибах. (съедобных и несъедобных) Загадки о грибах.

Рисование  пальчиком.

21.

Цветы луговые. Коллективная аппликация

Рассматривание картин о весне. Поговорить о цветах.

 Рисование  цветов  с помощью шаблонов.

22.

Лепка с применением природного материала

Беседа о богатстве леса, о дарах природы.

Самостоятельная работа детей.

23.

Рисование ладошкой «Рыбки в аквариуме»

Наблюдение  за рыбками в аквариуме. Беседа.

Рисование  рыбок с помощью ладошек.

24.

Итоговое занятие. Рисование по замыслу.

Беседа. 

Выставка рисунков.

Самостоятельная работа детей.

  1. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
  1. Наличие утвержденной программы.
  2. Методические разработки по разделам  программы.
  3. Наглядные пособия, образцы изделий.
  4. Специальная литература (книги, пособия, справочная

        литература).

  1.      Диагностический инструментарий                                                        

Руководитель кружка  пользуется учебным материалом методических пособий (используемая литература указана в списке литературы в приложениях).  Учебный план рассчитан на 1 год обучения. Занятия  проводятся не более 1 раза в неделю во второй половине дня.

Занятия проходят в виде игры.

Образовательный   процесс  по  кружковому направлению осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с сентября по апрель). Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.

Методы, приёмы и формы  учебно-воспитательного процесса:

Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.

Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя.

Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).

Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению учащимися знаний и навыков, развитию творческих способностей.

При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения:

  • практические занятия (направлены на отработку умений выполнения различных видов деятельности).
  • творческая мастерская (по изготовлению художественных изделий)
  • экскурсии
  • конкурсы
  • выставки

Техническое оснащение занятий: (жесткая  кисть, сухие  листья, акварельные краски, гуашь, ватные палочки, коктельные трубочки, матерчатые салфетки, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти разных номеров, глина, мелки, пластилин, цветная бумага, гофрированная бумага и т.д)

Дидактический материал: игрушки животных, картины, муляжи фруктов, грибов, овощей, наборы дидактических картинок:  деревьев, цветов, росписей, животных, насекомых, обитателей подводного мира)

  1. Система оценки достижений воспитанников

Мониторинг детского развития и образовательного процесса проводится два раза в год: сентябрь, май.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и формулируется в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за 24 активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности.

Результаты изобразительной деятельности, конструирования и художественного труда материализуются в форме конкретного продукта (рисунка, коллажа, модели), объективно отражают динамику художественного и общего развития детей, визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребенка.

Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, цвет, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.

Для отслеживания результатов детского творчества в течение года проходят конкурсы, викторины, тестирование, беседы с детьми; изготавливаются подарки и сувениры к праздникам; детские работы используются в оформлении интерьере детского сада.

 Работы воспитанников представляются на городские и региональные конкурсы.

 Идея программы «Акварелька» состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях восприятии, исполнительства, творчества – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.

Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.

В коллективной художественно – продуктивной деятельности дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. В совместной деятельности дошкольники осваивают правила поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества, дружеское расположение друг к другу, отзывчивость, забота, стремление к сотрудничеству, достижению общих целей, готовность прийти на помощь.

8.1. Критерии и показатели уровней развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

1. Технические умения

  • умение пользоваться карандашом;
  • умение пользоваться кисточкой и красками;
  • владением формообразующими движениями.

2. Умение перевода реального объекта в графический образ

умение передавать форму;  умение правильно передавать пропорции предмета;  умение правильно передавать строение, пространственное положение предмета и его частей.

3. Самостоятельность замысла

умение самостоятельно замыслить и получить результат.

8.2 Уровни развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста

Уровень

Описание изобразительных умений

Высокий уровень

  •  Ребенок умеет правильно держать карандаш, кисть, правильно пользоваться акварельными красками, гуашью.
  •  В работе с карандашом сознательно применяет выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряженность и характер линий); регулирует нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения, получения интенсивного цвета и оттенков; регулирует силу нажима и направление движения кисти при передачи изображения. Линии мягкие, используют мелкие штрихи, различные сочетания линий, умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг овал, многоугольники.  
  • В работе с акварельными красками умеет правильно накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность; умеет размывать и смешивать краски для получения других цветов и оттенков цвета, добавляя белила; умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Реагирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии мягкие, использует мелкие штрихи, различные сочетания линий.
  • Форма сложная, передана точно; пропорции предмета соблюдаются. Правильно определяется величина изображения в зависимости от размера листа. Соблюдаются пропорции между элементами сюжетных изображений; части предмета верно расположены.
  • Правильно передано в рисунке пространство (близкие предметы расположены ниже на бумаге, дальние - выше, переднее - крупнее равных по размеру, но удаленных).
  • Проявляют самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Изображает человека и все, что его окружает. Задания выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращаются с вопросами.

 Средний уровень

  • Ребенок не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется акварельными красками и гуашью.  
  • В работе с карандашом слабо владеет техникой карандашного рисунка (тонировка, штрих, напряженность и характер линий); не всегда может регулировать нажим и направление штриховки. Закрашивает изображение крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура, линия дрожащая, слабая.
  • В работе с акварельными красками не всегда умеет правильно использовать кисть для передачи изображения.
  • Форма простая, есть незначительные искажения. Ребенок делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали; есть искажения пропорциональности предметов. Не всегда ровно определяет величину изображения в зависимости от размера листа и пропорций между элементами сюжетных рисунков; расположение частей предметов немного искаженно. Есть ошибки в изображении пространства.
  • Замысел основан на наблюдениях, но не отличается самостоятельностью, в процессе рисования может меняться. Ребенок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями. Обращается к педагогу за помощью в решении изобразительных задач.

Низкий уровень

  • Ребенок не умеет правильно держать карандаш и кисть, пользоваться акварельными красками и гуашью.
  • В работе с карандашом не владеет техникой карандашного рисунка (графические приемы использует несознательно); использует карандаш без регулировки нажима и направления штриховки, закрашивает беспорядочными линиями, не умещающимися в пределах контура.
  • В работе с акварельными красками не владеет элементарными навыками пользования кисти. Не владеет техникой работы с художественными материалами для получения оттенков цвета; закрашивает беспорядочными мазками, не умещающимися в пределах контура. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику.
  • Форма не удалась, искажения значительны. Объект не узнаваем. Пропорции предмета переданы не верно. Не учитывается размер листа при определении величины предмета. При сюжетном единстве изображения пропорции не соблюдаются; части предмета расположены не верно.
  • Отсутствие ориентировки изображения как в отношении пространственной ориентации листа, так и в расположении изображаемых предметов по отношению друг к другу.
  • Замысел стереотипный. Ребенок изображает отдельные, не связанные между собой предметы (предметный мир).
  • Не проявляет самостоятельности и инициативы. Выполняет работу так, как указывает взрослый. С вопросами к педагогу не обращается, нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого.

 Таким образом, на основе суммирования баллов по данным критериям можно выразить степень развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста. Система оценок, которые мы используем для определения уровня изобразительных умений в рисовании:

 2 балла - у ребенка развитые изобразительные умения.

1 балл - у ребенка недостаточно развиты изобразительные умения, ребенок справляется с заданием по каждому из критериев с небольшими ошибками или с помощью взрослого.

0 баллов - у ребенка не развиты изобразительные умения, ребенок не справляется с заданием и допускает много ошибок.

Полученные оценки, за каждое задание, суммируются и соотносятся соответственно с тремя уровнями развития изобразительных умений в рисовании:

 Высокий уровень - 12 - 10 баллов

 Средний уровень - 9 - 7 баллов

 Низкий уровень - 6 - 0 баллов

Со старшими дошкольниками проводятся три серии диагностических заданий с интервалом в 2-3 дня. Первая серия заданий предназначена для 28 выявления у детей уровня умений, связанных с техникой использования орудий деятельности, владение формообразующими движениями. Вторая серия заданий - для выявления у детей уровня умений переводить реальный объект в графический образ. Третья серия направлена на выявление самостоятельности замысла. Ниже приводится описание диагностических заданий.

  1. Список литературы

  1. Иванов Д. Юный художник. – «ЭКСМО»., 2007
  2. Казакова Р.Т. Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционная форма). – «Сфера»., 2006
  3. Лыкова И.А. Цветные ладошки. – «Карапуз – Дидактика».,1996
  4. Лыкова И.А. Пластилиновый остров. – «Карапуз – Дидактика».,2006
  5. Людвиг-Кайзер У. Мои первые уроки рисования. – «Питер»., 2012
  6. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми – по ступенькам творческого роста: Дополнительное образование, 2004. №7.
  7. Трофимова М.В. И учёба и игра. – Я., «Академия развития».,1997
  8. Тарабарина Т.И. Изобразительное искусство. - «Академия развития».,1997
  9. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – «Владос».,2008