Конспект занятия "Жостовский поднос"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Худи Юлия Николаевна

1. Обучающая: закрепить знания у детей выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов; 
2. Познавательная: закрепить знания у детей о традициях и особенностях росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией; 
3. Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами.
4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhostovskaya_rospis.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» города Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Конспект организованно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (Рисование) в подготовительной группе «Б»:

«Жостовский поднос»

Подготовила: воспитатель

Худи Юлия Николаевна

Надым, 2024 г.

Тема: Жостовский поднос

Возраст детей: Подготовительная группа «Б», 6-7 лет

Цель: закрепить знания детей о народных промыслах России, умение вписывать узоры и силуэты в жостовские подносы.

Задачи: 
1. Обучающая: закрепить знания у детей выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов; 
2. Познавательная: закрепить знания у детей о традициях и особенностях росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией; 
3. Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами.
4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству. 
Материал:

1. Гуашь разных цветов и оттенков;

2. Кисти;

3. Палитры, баночки с водой;

4. Бумажные шаблоны подносов;

5.  Презентация.

Предварительная работа: рассматривание презентации о жостовских подносах.

Художественный ряд: стихи о Жостове.

Методические приёмы: беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса, рассматривание подносов.

Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.

Словарная работа: композиция, замолёвок, блики, тенёвка, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

В: Здравствуйте ребята! Сегодня утром, когда я выходила из дома, то заглянула в почтовый ящик и увидела там письмо. Оно показалось мне каким-то странным, потому что буквы иностранные. Ребята, посмотрите, узнаете язык? (Ответы детей).

Письмо написано на английском языке, а вы сможете прочитать это письмо на иностранном языке? (Ответы детей) давайте я вам прочту.

Воспитатель зачитывает письмо:

- Дорогие друзья! Пишу вам письмо из маленького городка, который находится в Англии. Мне очень нравится русская культура и я был в Москве в музее, где видел очень много выставок, и на одной из выставок мне понравился поднос, но вот забыл, как называется роспись в которой он был расписан. Хочу вас попросить о помощи. Нас учили рисовать хохломскую роспись и под гжель, а эта роспись другая. Как же она называется? Помогите мне пожалуйста вспомнить и отправьте мне по почте. Я хотел бы порадовать себя и друзьям рассказать и показать, но сам я не умею использовать такую роспись, еще не научился. Мы в детском саду еще такое не проходили. Помогите мне пожалуйста.

Воспитатель: Ребят, как вы думаете, мы сможем помочь нашему другу из Англии? А про какую роспись он спрашивает? А мы сможем нарисовать такой поднос?

II. Основная часть.

Дети: -Жостовская роспись.

Воспитатель:: -Ребята, давайте мы с вами сегодня вспомним о знаменитом Жостовском промысле. Как называется деревня в которой делают такие знаменитые подносы?

Дети: -Жостово

Воспитатель:- А где она находится?

Дети: -Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины.

Воспитатель:: -Правильно ребята! И хотя в округе много и других деревень и больше этой возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А чем ребята знаменита деревня?

Дети: -Жостовскими подносами.

Воспитатель:- Давайте мы с вами отправимся в виртуальный музей и сможем рассмотреть внимательно, наши жостовские подносы! Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?

Дети: -Формой, размером, на подносах разный фон.

Воспитатель: -Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?

Дети: -Цветы. Букеты из цветов.

Воспитатель: -А какие цветы вы знаете?

Дети: -Ромашки, пятилистники, розы….

Воспитатель загадывает загадки о цветах.        

       Стоят в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка... (роза)

Воспитатель: -Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.

Вот жостовский черный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотой по краю сверкает.

Воспитатель: -Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены?

Дети:  -Висит на стене. Стоит самовар.

Воспитатель: -Подносы можно использовать, как украшение интерьера, так и использовать в быту.

Физминутка “Цветки”.

Наши алые цветки,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают.

   Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки
  Медленно разгибаем пальцы из кулачков
 Покачиваем кистями рук вправо влево

  Медленно сжимаем пальцы в кулачки 

  Покачивание кулачками вперёд - назад

Воспитатель: -создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы знаете. Как он называется?

Дети: -Замолевка.

Воспитатель. -Следующий этап – бликовка подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет. Дети садятся за стол. Вы уже сделали первый этап – замолевку. Теперь вам надо продолжить работу. Прописать цветы на подносе.

Дети садятся и приступают к работе. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется. Заканчивают работу.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи правильные, красивые. Ребята, что мы с вами сегодня делали? (Ответы детей)

А кому мы помогали? Мы вспомнили, как называется роспись?

Что вам больше понравилось в работе? Какие элементы росписи мы вспомнили?

Теперь давайте мы с вами положим наши подносы в коробочку запакуем ее и отправим ее с вами. А куда мы отправим? Все верно, в Англию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Аппликация" "Овощи лежат на круглом подносе"

ЦЕЛЬ. Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами,называя ее (круглый помидор,овальный огурец и др.). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обра...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Роспись подноса, используя элементы хохломской росписи"

Как дети учились расписывать поднос, используя элементы хохломской росписи....

Конспект занятия.Роспись Жостовского подноса.

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.Закреплять умение вписыва...

конспект занятия в средней группе по изобразительному творчеству "Узоры на подносе"

конспект занятия по изобразительному творчеству (нетрадиционная техника)...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по пластилинографии «Жостовский поднос» (подготовительная группа)

Цель: -знакомство и закрепление знаний детей о художественном промысле Жостово; Задачи: 1. Обучающая: научить детей рисовать пластилином  и выполнять несложные элементы «жостовског...