«Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
статья по рисованию (младшая группа)

Шулюмова Ольга Михаловна

 

«Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей   дошкольного возраста»

     «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                                                В.А. Сухомлинский

        Рисование - одно из самых любимых занятий в детском саду, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как терпение, усидчивость, воображение, внимательность, а так же способность мыслить. Рисование, не та область, где нужно следовать правилам.

      Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир. В своей работе на занятиях по изобразительному  искусству я использую технику нетрадиционного рисования, так как считаю , что эта техника больше привлекает внимание детей. Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поэтом необходимо, как можно раньше дать возможность детям проявить таланты на практике, в реальной жизни. Такое рисование интересно  детям всех возрастов, оно  позволяет им раскрыть свой потенциал во время процесса. Ребята с большим удовольствием выполняют заданную работу, в тоже время идет знакомство с материалом и живописью. Ребенок в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа. Такое рисование позволяет быстро достичь желаемого результата.

       Главное в работе педагога, что бы занятия приносили детям только положительные эмоции. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

- снимает детские страхи;

- увеличивает уверенность в своих силах;

- формирует пространственное мышление;

- подталкивает детей к творческим поискам и решениям;

- знакомит с разными материалами;

- развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности, воображение и воображение.

- формируется эстетическое восприятие. Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия.                                                                                                 

      Для занятий с использованием нетрадиционных техник рисования можно применять разнообразные материалы, доступных практически всем: бумага разной формы и размера, цвета; краски разного вида, кисти разного размера, кисти из щетины, восковые и цветные мелки, маркеры, фломастеры, тестеры, простые и цветные карандаши, графитный карандаш, уголь, свечи и др

     С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем рисунке через визуальные ощущения. Ребенку иногда  не нужны краски, кисточки, карандаши, малыши рисуют пальчиками, палочками, ладошками на песке, мелом на асфальте, составляют свои картины камешками и бусинками, листочками и цветочками, как и на земле, и скамейке, и на столе. То есть всем тем, что может оставить видимый след. При этом дети не только отражают, что видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дети, имея навыки и умения рисования традиционным способом, начинают искать новые приемы отражения окружающего мира в собственном художественном творчестве. В этот момент можно знакомить детей с нетрадиционными техниками, включая в учебный процесс самые необычные средства изображения: восковые мелки, нитки, ватные палочки, пакеты, поролон и др.

       В методической литературе отмечено большое количество разновидностей нетрадиционных техник рисования. Рассмотрим некоторые из них.             

       «Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.

       «Рисование ладошкой или пальчиками». Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

       «Оттиск смятой бумагой». Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

       «Скатывание бумаги». Берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

      «Рисование ватными палочками». Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобиль, куклу. Главное в этом деле – желание!

      «Кляксография» заключается в том, чтобы научить ребенка  рисовать с помощью клякс. Даже младший дошкольник может смотреть на кляксы и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?", «Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение, а также речь дошкольника. После этого, не заставляя ребенка, а показывая, необходимо перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет

      «Тычок жесткой полусухой кистью». Оборудование: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или можно использовать форму какого-нибудь животного. Дошкольник макает в краски кисть и опускает ее на бумагу, при этом кисть держать  вертикально. При работе кисть в воду нельзя опускать. И так заполняется весь лист бумаги, контур или шаблон. Получается фигура животного.                                                                              

     «Набрызг»  как вид нетрадиционной техники рисования предполагает использование бумаги, гуаши, жесткой кисти, кусочек плотного картона или пластика. Дети набирают краску на кисть и ударяют кистью о картон, который держат над бумагой, потом закрашивают все красками в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на по бумаге.                                                                                                                                                                  

     «Метод волшебного рисунка". Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят.                                                                                                                            

 

     «Ниткографии». Сначала делают из картона экран величиной 25х25 см. На картон наклеивается бархатистая бумага либо однотонная ткань. К экрану хорошо бы подготовить красивый мешочек с комплектом шерстяных или полушерстяных ниток разных цветов. К фланели или бархатистой бумаге притягивается ниточки. Необходимо присоединить их легкими движениями указательного пальца. Из подобных ниток можно выполнять увлекательные сюжеты.     

      Любая техника рисования построена на том, что в работе используется необычные сочетания  материалов и инструментов.  "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

       Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованные, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Не бойтесь творить и экспериментировать со своими воспитанниками!

                                                              

 

 

 

.

Литература

  1. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2008. -96 с.                                                                                  2.  Журнал «Воспитатель ДОУ». -2009 -№3(21). Практический журнал для воспитателей ДОУ. ООО «ТЦ Сфера», 2009. с. 93- 96.                                                                                                        3.Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. / Под ред. Н.А  Ветлугиной.- М.:  Просвещение, 1974                                                                             4. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя сада.- М.:Просвещение, 1985.-192с.                                                                                                                                                       5. Как воспитывать в ребенке творческую личность?/ Серия «Мир вашего ребенка» - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.-224с.                                                                                                                                                                           6. Комарова Т.С  Как можно больше разнообразия. // Дошкольное воспитание.-1991. -№9                 7. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание.-2004

8.Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г. Г. Григорьева. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 272 с.

            9. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные                                         техники, планирование, конспекты занятий. — М.: Просвещение, 2013. — 125 с.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...

Нетрадиционная техника рисования и её роль в развитии детей дошкольного возраста.

Нетрадиционная техника рисованияи её роль в развитии детей дошкольного возраста....