«Роль декоративного рисования в развитии детей дошкольного возраста»
консультация по рисованию (старшая группа)

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Роль декоративного рисования в развитии детей дошкольного возраста»

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творчески способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

  • В предварительном создании эскизов на бумаге;
  • В продумывании элементов узора;
  • В расположении их на объемах;
  • В создании предметов декоративного характера;
  • Умения найти способ изображения и оформления предмета;
  • В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.

Декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей – ненцов.

Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов Крайнего Севера. Также дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

«Развивающая предмет но-прост ранст веннаясреда, как средст во развит ият ворческой акт ивност и детей»

Развитие ребенка зависит от того,как осуществляется процесс его воспитания,как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется,в каком окружении он находится - в монотонном, однообразном,стандартном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном,изменяющемся, динамичном.Личностная и профессиональная позиция педагога заключается в том, чтобыспособствовать полноценному психическому развитию ребенка.Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитиетворчества во многом зависит от организации предметно - развивающейсреды в ДОУ.Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальныхобъектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическоеразвитие.По мнению исследователей, предметно - развивающая среда должнаобъективно, через свое содержание и свойства, создавать условия длятворческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формируетвоображение, становится материальной основой мыслительного процесса.Среда развития ребенка в детском саду - важный компонент дошкольногообразования. Непременным условием построения развивающей средыявляется опора на личностно-ориентированную модель взаимодействиямежду людьми, которая реализует ряд принципов.Уважение интересов и потребностей: предполагает предоставлениесвободы исследования, резерв свободного места и времени.Для этого требуется соблюдать следующие условия:- разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметнойсреды, окружающей ребенка;включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;предоставление свободы исследования (в обиходе называемого "ломанием");резерв свободного места и времени для разворачивания игр (свободноепространство в приемной, спальной комнате);возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними пособственному усмотрению;определение максимального уровня размещения игрового и дидактическогоматериалов согласно росту;универсальность предметно-игровой среды, позволяющей самим детям ивместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее всоответствии с видом игры и содержанием;- учет прежнего опыта, способности к комбинированию, созданию нового.Уважение мнения и личностной позиции: заключается в созданииатмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся такиеспособы общения, как понимание, признание личности ребенка, способностьвзрослого стать на его позицию и др. Этот принцип находит свое отражениев следующих идеях:- невмешательство педагога в дела, которыми увлеченно занят ребенок, еслион не обращается за помощью или не вступает в контакт;создание в детском саду такой психологической атмосферы, при которойкаждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы,чувствовать, что педагог принимает и любит его таким, каков он есть;отказ от высказывания личностных оценок и критики в адрес ребенка;представление о том, что у детей есть права и обязанности, которые никто нев праве нарушить.Среда в группе детского сада, по сравнению с обычной семейнойобстановкой, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующейвозникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевыхкачеств, эмоций, чувств. Предметно-пространственная среда обеспечиваетвозможность создания непересекающихся сфер активности детей. Этопозволяет дошкольникам в соответствии со своими интересами и желаниямиодновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая другдругу.На каждом возрастном этапе педагог стимулирует адекватную данномупериоду детства творческую активность. Среди разнообразных способовстимулирования творческой активности, возможно, выделить такие, которыемаксимально отвечают законам развития творчества в дошкольном возрасте:- обогащение окружающей среды предметами, объектами и стимулами,максимально усиливающими любознательность дошкольника;поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;создание условий для реализации творческих идей на практике;использование системы вопросов проблемного характера из различныхобластей знаний ребенка;использование личного примера творческого решения проблем;создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к активнойпознавательной деятельности детей. Федеральные государственные образовательные стандартыдошкольного образования ставят в центр внимания ребёнка с егоиндивидуальными и возрастными особенностями развития.Одним из пяти направлений развития детей является художественно -эстетическое.Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений обэстетических признаках объектов окружающего мира, развитиелюбознательности, способности видеть красоту природы, любоваться ею, атак же формирование первых технических навыков и умений визобразительной деятельности происходит уже в младшем дошкольномвозрасте. Поэтому важным моментом в работе педагогов является созданиеразвивающей среды, которая обеспечит единство различных форморганизации изобразительной деятельности в ДОУ.Обстановка в группах должна быть создана таким образом, чтобыпредоставить ребёнку самостоятельно сделать выбор, чем он будетзаниматься. Помещение каждой группы должно быть разделено на несколькоцентров, в каждом из которых содержится достаточное количествоматериалов для исследования, продуктивной деятельности и игры.Центр художественного творчества способствует формированию творческойличности, развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка.Основная цель создания Центров творчества заключается в активизациидетского художественно-эстетического творчества, обогащении опытатворческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данныйцентр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельностидошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой,музыкальной). Материалы для развития изобразительной деятельностирасполагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именноигровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке,лепке, конструировании. Созданный рисунок или работа часто обыгрываютсядетьми. В уголке должно быть достаточно свободного пространства дляорганизации самостоятельной детской деятельности. Здесь воспитатель всвободное время вместе с детьми рисуют, лепят, создают аппликацию.В соответствии с Методическими рекомендациями по организациипредметно - развивающей среды пространственной среды ДОО в условияхподготовки к введению ФГОСДО материалы и оборудование дляпродуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами:материалами для изобразительной деятельности и конструирования;оборудование общего назначения.Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной)деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации.Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работпо лепке и др.) являются обязательными и используются при реализацииобразовательной программы.В группах должен быть предусмотрен стеллаж для расположения исистематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитнаядоска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и другихматериалов, доска для рисования цветным мелом. В старшем возрастедолжна быть предусмотрена возможность трансформации и изменениярасположения некоторых предметов мебели в центре искусства по меренеобходимости.Дидактические игры, наглядный материал могут находится в тумбах,выдвижных шкафах. Детские работы (рисунки, поделки, коллажи)выставляются в группе на всеобщее обозрение на стенде "Цветная палитра","Стена успеха" и др., к которым есть свободный доступ. На таких стендахможно организовать выставку работ того или иного ребёнка.Для развития художественно-эстетического восприятия Центризобразительного искусства должен быть оснащен предметами народногоискусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка,матрешки), репродукциями живописных произведений, привлекательнойвыразительной скульптурой малых форм. Игрушки располагаются на фонекартин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрыватьпредставленные материалы, что важно в среднем дошкольном возрасте.Важным для детей дошкольного возраста является фонд сенсорныхматериалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры,наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных длятактильного обследования и игры "Чудесный мешочек". Есть игры,способствующие развитию точности и дифференцированности восприятия;игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки ипредметы для декорирования и обыгрывания, а также представлениеизображения (информации, предметов) по принципу контраста.Обогащение развивающей среды находится в прямой зависимости отсодержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности.Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создаёт образтого или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечиваетгармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром,предоставляет ему свободу выбора, оказывает влияние на мироощущение,самочувствие, здоровье.При проектировании педагогического процесса в соответствии сконтингентом воспитанников, их индивидуальными особенностями дляуспешной реализации целей и задач основной образовательной программыдошкольного образования обеспечивается интегративный подход корганизации развивающих центров активности детей. Такая интеграция обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействияотдельных образовательных областей содержания дошкольного образования,обеспечивающие целостность познавательно - речевого, физического,художественно - эстетического и социально - личностного направленийразвития ребёнка.Центр художественного творчества может взаимодействовать с другимицентрами:Центром прикладного искусства, где дошкольников знакомят ссамобытностью национальной культуры русского народа. Здесь размещеныметодические и наглядные материалы по народно - прикладному творчеству,куклы в национальных костюмах и т.п.;Центром книги. Рисование по произведениям, создание рукописной книги,выпуск литературного журнала - эффективные методы развитияхудожественных и литературно - творческих способностей;Центр драматизации. Театр воздействует на воображение ребёнкаразличными средствами, в том числе и через изобразительное искусство.Дети совместно с взрослым придумывают декорации, костюмы к спектаклям;Центр Музыки. Дети рисуют настроение, которое они почувствовали,прослушав музыкальное произведение, песню.Содержание предметно - развивающей среды должно соответствоватьинтересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться,постоянно обогащаться материалом интересным для детей,ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда в ДОУиграет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка.Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоциональноположительное отношение к детскому саду, желание посещать его,обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активнойтворческой деятельности.

«Инновационные техники в рисовании»

Период дошкольного детства является сензитивным, для развитиятворческого потенциала ребёнка. С учётом требований современного мираразвитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньевсовременного образования.Искусство – это форма познания мира, которая вызывает сильныйэмоциональный отклик, оказывает огромное влияние на формированиеличности ребёнка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубжепознавать окружающую жизнь, разнообразие её проявлений, увидеть её красотуи неприглядные стороны. Работая педагогом по изобразительной деятельности,отмечаю, что дети выполняют программу по изобразительной деятельности,умеют пользоваться изобразительными материалами, но в их работах неттворческого подхода. Чаще всего, в детских работах можно наблюдатьсовершенно одинаковые рисунки с отсутствием индивидуальности, ониповторяют образец педагога или своего «соседа», который сидит рядом.Поэтому для того чтобы дети учились мыслить творчески, педагогамнеобходимо решать следующие задачи:1) разбудить фантазию, воображение ребёнка;2) научить пользоваться различными изобразительными средствами,нетрадиционными изобразительными техниками.Главным в развитии детского воображения, считаю применениенетрадиционных технологий и техник в разных видах изобразительнойдеятельности.Для развития воображения, фантазии и творческих способностей большиевозможности дают творческие задания с элементами технологии ТРИЗ:- задания на «дорисовку», где в соединении хаотично расставленных точек,ребёнок учится видеть какой-нибудь образ и дорисовать его;- игры с линией позволяют проявить фантазию и в маленькой закорючкеувидеть птиц, зверей либо предмет;- игра «Волшебная клякса» помогает превратить обычную кляксу вфантастическое существо;- задания «Нарисуй настроение радуги», «Рисую, чем пахнет радуга»,«Мои цветные сны» помогают ребёнку передать на бумаге состояние своеговнутреннего мира;- для того чтобы уйти от стереотипности в изображении, например,домика, поможет творческое задание «Такие разные домишки», где детямпредлагается изобразить свой дом в виде какого-нибудь объекта (грибок,яблоко, цветок, посуда и т.д.).Возможно использование во время образовательной деятельностиэлементов арт-терапии, например, дети перевоплощаются в деревья, цветы,животных, от их лица рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Этотприём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живыхобъектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов пририсовании. В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные чертыхарактера ребёнка. Мальчик нарисовал себя в образе кота с растопыренными лапами, большими глазами, заявляя: «Я очень сильный, большой, меня всебоятся».Неоценимое значение для развития творчества дошкольника имеет сказка,т.к. она по своей сути наиболее близка ребёнку. Во время образовательнойдеятельности по рисованию можно использовать «авторские» сказки –придуманные педагогом с детьми прямо во время образовательнойдеятельности, или перед ней. Использование таких сказок расширяетпредставления ребёнка об окружающем мире, вызывает позитивные эмоции ижелание придумать продолжение. Рисунки во время такой образовательнойдеятельности отличаются индивидуальностью и творческим подходом визображении.Очень привлекают детей и нетрадиционные изобразительные техники. Детипринимают всегда с радостью интересные, ранее неизвестные им способыизображения одних и тех же объектов.Раскроем тему «Природа» - рисование деревьев. В каждой возрастнойгруппе можно использовать разные техники рисования. В средней группеподходит пальчиковая живопись, где разноцветные осенние листочки детиизображают пальчиком, используя для каждого цвета другой пальчик.С детьми старшего дошкольного возраста:- восковыми мелками и оттиском мятой бумаги рисуем «Осеннее дерево»;- применяя технику кляксография, изображаем «Грустное дерево»;- используя технику оттиска поролоном, изображаем «Яблоню срумяными яблочками»;- с помощью техники монотипия рисуем «Дерево, отражающееся в воде»;- в технике цветной или чёрно-белый граттаж, дети изображают«Волшебный лес».Выполняя рисунки по теме «Цветы», кроме традиционного примакиванияи тычка, можно использовать:-печать ластиком и рисованием пальчиком при рисовании «Ветка рябины»;-печать трафаретом, изображая «Тюльпаны»;-набрызг при изображении «Осеннего букета в вазе» (в разных вариациях);-печать штампами при рисовании узора в полосе «Узоры»;-рисование свёрнутой газетой «Розы»;Дети, ознакомившись с разными изобразительными техниками, не боятсясамостоятельно получать новые оттенки красок при их смешивании, создаютнеповторимые, и не похожие друг на друга рисунки. Старшие дошкольникиуже не говорят «Я не умею рисовать», «Помогите мне».Свободный выбор изобразительных материалов даёт возможность оценитьребёнка, проследить какой техникой он пользуется свободно, а в применениикакой ему необходима помощь.Работа по развитию творческих способностей детей в процессеизобразительной деятельности не должна ограничиваться образовательнойдеятельностью - в группах должна быть создана развивающая предметнопространственная среда, включающая мини-центры по развитию детскоготворчества. В них должны быть расположены все необходимые материалы для самостоятельной деятельности детей. Всё в рабочем состоянии в достаточномколичестве, в удобном для детей месте.Работы ребят можно использовать для украшения интерьера групповыхкомнат и фойе нашего учреждения.Развитие умения замечать и ценить прекрасное в окружающей жизни, привитиеэстетического вкуса нашим воспитанникам начинается с детского сада.Изобразительная деятельность как средство развития творчествадошкольника должна входить в жизнь детей с раннего возраста.А использование нетрадиционных техник рисования, доставляет детям многоудовольствия и даёт простор для творчества.

«Методика обучения рисованию в подготовительнойк школе группе детского сада»

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию являетсянаглядность: ребѐнок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление,которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, чѐткиепредставления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых назанятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словеснымиобъяснениями. В подготовительной к школе группе большое место отводитсярисованию с натуры.Дети 6-7 лет способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные еѐособенности. Дети могут дать анализ общей формы, частей, их положения наоснове зрительного восприятия предложенного и знакомого ранее предмета. Визобразительном искусстве рисунок начинается с лѐгкого наброска – положениявсего предмета, его частей, их пропорций. Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой,что часто ведѐт к нарушению пропорций. Поэтому следует учить ребятвоспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделатьсамостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точныхформ и деталей. Сначала дети учатся анализировать объект с помощью воспитателя, затемпостепенно они начинают делать это самостоятельно. На первых занятияхвоспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основноеправило – наметить лѐгкой линией общий контур натуры без деталей,необходимость показа воспитателя отпадает. Педагог помогает лишь сравниватьрисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления. В подготовительной группе разнообразны и натура, и еѐ постановка.Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят нарасстоянии для всей группы, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. Вкачестве натуры могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды,игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкоерасположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает еес рисунком. Ценность такой «индивидуальной» натуры позволяет сосредоточитьвнимание на ее характерных особенностях. Воспитатель подбирает однороднуюнатуру с небольшими вариациями: на одной веточке три ответвления, на другой –два, у одной – все листики смотрят вверх, а у другой – в разные стороны. На эторазличие и обращается внимание детей при объяснении задания и анализенатуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ееузнать. В конце занятия дети находят натуру по рисунку или наоборот. При такоманализе работ у ребят повышается внимание ко всем деталям натуры. Рисование с натуры развивает чувство композиции при передачепространства. Дети овладевают умением располагать предметы на большомпространстве вблизи и вдали при рисовании натуры окружающей природы.Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумядеревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней – река, далее – поле, атам, где небо сходится с землей, видна узкая полоска леса и нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащихпредметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Пустота между землей инебом исчезает. Картина как средство обогащения представлений и знаний детей широкоиспользуется в подготовительной группе в предварительной работе передначалом рисования. Воспитатель обращает внимание на то, как художникразделил картину на две части – землю и небо; как изображены предметы внижней части; почему отдельные предметы рисуются выше, почти без деталей.Ребята разделяют лист тонкой линией (линия горизонта) и начинают рисовать. На картине они видят разнообразные оттенки неба, и после показавоспитателем приема размыва краски сами стараются нарисовать небо соблаками, тучами, восходом и заходом солнца. Произведения искусства развивает у детей способность связыватьвоспринимаемое в жизни с художественным образом, который концентрируетсамое важное, специфичное для данного явления. Рекомендуется использовать назанятиях картины и репродукции картин известных художников, доступныхдетям по содержанию и изобразительным средствам. Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное,чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметынародного прикладного искусства, на которых дети знакомятся с композицией,цветом, различными элементами росписи. Образец дается, если надо выделитьдля показа какой-либо элемент узора из общей композиции для показаособенностей его исполнения. Например, воспитателю надо научить детей рисовать завиток – непременныйэлемент хохломской росписи. Он рисует на полоске узор, состоящий из однихзавитков, и предлагает детям скопировать его. Иногда образец может бытьиспользован при предметном и сюжетном рисовании, для обогащения рисунковдетей разнообразными деталями формы. Показ приемов рисования в подготовительной группе проводится реже,чем в других группах, т.к. дети могут усвоить на основе словесного объяснения.Воспитатель может частично показать приемы рисования, если это необходимо.Он может частично показать изгиб ноги в колене при ходьбе или беге. Приобучении новым техническим приемам показ необходим. Воспитатель учит детейработать красками и карандашами, например, размывать краски на большойповерхности, накладывать мазки или штрихи по форме предмета, пользоватьсяновыми материалами – сангиной, пастелью. Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисуноквоспитателя, т.е. сам процесс работы над ним. В подготовительной группе больше возможностей виспользовании художественных образов. Воспитатель подбирает такие сказки,стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко. Дети приобрели некоторый жизненный опыт и овладели определенныминавыками, поэтому литературный образ (без наглядного пособия) у них вызываетработу мысли и воображения. Изобразительные умения позволяют ребятам использовать литературныеобразы не только для создания отдельных персонажей, но и в сюжетномрисовании с большим количеством объектов, передачей окружающей обстановки.Изобразительные приемы, использованные автором, помогут детям сделатьрисунок образным, выразительным. Ребята подготовительной группы способны с небольшой помощьюпедагога создать образ, соответствующий литературному, почувствовать ипередать настроение произведения, используя различные цветовые сочетания.Большое место в работе с детьми 6-7 лет отводится рисованию по замыслу, гдеребенок сам выбирает тему и приемы работы, педагог с помощью вопросовактивизирует мысль детей, помогая в осуществлении задуманного. При анализе рисунков дети в состоянии дать оценку качествувыполненной работы. Вначале педагог спрашивает ребят, правильно ли выполненрисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную иотрицательную оценки. У ребят появляется самокритичность. Воспитатель поощряет в работах ребят выдумку, фантазию, способностьмыслить самостоятельно, т.е. то, без чего невозможно сознательное, творческоеотношение ко всякой работе и, в частности, к обучению в школе.

Методы воздействия воспитателя,стимулирующие детей к творчеству

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт что-то новое, оригинальное, проявляя свое воображение,

реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Следует помнить, что все виды изобразительной деятельности объединяет образное отражение окружающей действительности.

К методам воздействия педагога, стимулирующим детей к творчеству, прежде всего, относятся наглядные, словесные, а также практические методы.

К словесным методам относятся беседы, которые помогают воспитателю обратить внимание детей на главное, научить ребят эмоционально воспринимать художественные образы. С этой целью также используется поэтическое слово, так как в нём иными художественными средствами переданы настроение, характер персонажа, явления природы. У детей необходимо формировать представление о различном подходе в передаче образа и поэтому желательно, во время беседы, рассматривать разные варианты изображения. Целесообразно перед проведением бесед устраивать в группе небольшие экспозиции репродукций картин, скульптуры малых форм, графики, декоративно - прикладного искусства. Устраивать также тематические выставки, итоговые беседы и итоговые выставки.

Также способствует развитию творчества детей наглядный метод наблюдения. Во время наблюдений в природе у детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что цвета в природе различны - не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков. В последствие, дети используют эти оттенки в своих рисунках. Воспитатель формирует у детей умение видеть, как изменяется форма, величина предмета в зависимости от освещения (так, например, вечером кажется всё более тёмным, днём, наоборот, ярким, красочным, предмет хорошо виден); анализирует с детьми предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные, подмечая выразительность очертания.

Следующим наглядным методом воздействия, способствующим развитию творчества у детей, являются различные экскурсии:

-на природу;

-в музеи;

-целевые прогулки,

а также организация праздников, развлечений, просмотр диафильмов, прослушивание музыки. Использование музыки необходимо на творческих занятиях, она способствует развитию воображения ребенка.

К группе практических методов воздействия педагога, стимулирующих детей к творчеству относится метод творческого задания.

Содержанием таких заданий могут быть явления действительности, общественные события, сказочные образы. В творческих заданиях детей ставят в необычные условия, им предлагается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель должен создать необычную ситуацию новизны. Поисковые ситуации заставляют детей идти от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы изображения. В заданиях творческого характера воспитатель обращает внимание детей на фон бумаги, который помогает создать цветовой образ рисунка.

При изображении природы воспитатель учит детей использовать разные цвета. Всё это в целом развивает у детей чувство цветовой гармонии.

Условиями, необходимыми для развития творчества детей, является:

- работа с разнообразными изо-материалами (гуашью, цветными карандашами, мелками; восковыми мелками, углём, сангиной и т. д.),

- знакомство ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования.

Одним из практических методов воздействия педагога, развивающих у детей творчество, является обучение детей изображению предметов различными способами, например, рисование травки штрихом, мазком, примакиванием, набрызгом и т.д.

Ну и конечно метод использования педагогом сюрпризного момента, игровой ситуации, создает мотивацию, вызывает желание у детей создать творческий образ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей дошкольного возраста

В нетрадиционных техниках нет единого и главного образца, каждая работа будет уникальна, что способствует развитию творчества, воображения, самостоятельности, инициативы и позволит проявить индивидуал...

Консультация для родителей по инновационной деятельности «Роль рисования в развитии детей дошкольного возраста»

И в десять лет и в семь и пятьВсе дети любят рисоватьИ каждый смело нарисуетВсе,что его интересует....

Консультация для педагогов «Роль декоративного рисования в развитии детей дошкольного возраста»

          Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение э...

«Роль декоративного рисования в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов о роли декоративного рисования в развитии детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Роль декоративного рисования в развитии детей дошкольного возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19444095","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"420","width":"480"}}]]...

Консультация для педагогов "Роль декаративного рисования в развитии детей дошкольного возраста"

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, ...

Консультация для родителей «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей  «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей дошкольного возраста»...