Технологическая карта занятия «Картинная галерея» Название: «Портрет «Стрекоза» И. Е. Репина».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Новоселова Юлия Геннадьевна

Технологическая карта занятия 

Образовательная область «Художественное-эстетическое развитие»

Раздел «Приобщение к искусству»

Подготовительная группа № 3

Тема: «Картинная галерея»

Название: «Портрет «Стрекоза» И. Е. Репина».

Цель: Составление описательного рассказа по портрету, с опорой на таблицу – алгоритм.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умение детей самостоятельно описывать портрет по алгоритму;

- учить детей понимать замысел картины;

-  обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, образными выражениями.

Развивающие:

- развивать устную и связную речь детей в монологической и диалогической форме;

- развивать интерес к портретной живописи.

Воспитательные:

- воспитывать художественно-эстетический вкус;

 

- воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta._kartina.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка», корпус 2

Технологическая карта занятия  

Образовательная область «Художественное-эстетическое развитие»

Раздел «Приобщение к искусству»

Подготовительная группа № 3

Тема: «Картинная галерея»

Название: «Портрет «Стрекоза» И. Е. Репина».

Составила: воспитатель Новоселова Ю.Г.

г. Югорск, 2024 г.

Цель: Составление описательного рассказа по портрету, с опорой на таблицу – алгоритм.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умение детей самостоятельно описывать портрет по алгоритму;

- учить детей понимать замысел картины;

-  обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, образными выражениями.

Развивающие:

- развивать устную и связную речь детей в монологической и диалогической форме;

- развивать интерес к портретной живописи.

Воспитательные:

- воспитывать художественно-эстетический вкус;

- воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Материалы и оборудование: репродукция картины И. Е. Репина «Стрекоза»; алгоритм «Описание портрета» в виде карточек, алгоритм «Описание портрета» в виде карточек, алгоритм «Описание портрета» в виде таблицы по количеству участников, мольберт, магниты.

Предварительная работа - игры с портретами, рисование портретов людей.  

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога, месторасположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, месторасположение

Организационный этап

(3 мин.)

Развитие устной и связной речи детей в монологической и диалогической форме.

Игра «Да-нетка»

Воспитатель сидит на стуле.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется …(портрет)

- Молодцы!

- Да, ребята, мы с вами уже рисовали портреты. А сегодня мы поиграем с ним.

- Давайте сыграем в игру «Да-нетка». Я загадала портрет. Отгадайте, кто изображен на нем?

- Правильно! Это портрет девочки. Автор этого портрета Илья Ефимович Репин. Давайте поиграем с этим портретом, используя алгоритм.

Итак, вот портрет. Воспитатель выставляет репродукцию картины И.Е. Репина.

Воспитатель предлагает подойти поближе к портрету.

Дети сидят на стульчиках.

- Портрет!

Вопросы детей:

— Это мужчина?

— Это женщина?

— Это ребенок?

— Это девочка?

Дети встают полукругом у репродукции картины и рассматривают изображение.

Расширение имеющихся представлений

(15 мин.)

Закрепление умения детей самостоятельно описывать портрет по алгоритму.

Понимание замысла картины.

Обогащение словарного запаса детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, образными выражениями.

Развитие устной и связной речи детей в монологической и диалогической форме.

Развитие интереса к портретной живописи.

Воспитание художественно-эстетического вкуса.

Воспитание умения выслушивать ответы сверстников.

Беседа по картине

Игра «Подзорная труба»

Игра «Сыщики»

Воспитатель выкладывает на доске карточки алгоритма.

Первая карточка нашего алгоритма что обозначает?

- Назовите, кто изображен?

- Этот объект реалистичного или фантастического мира?

- Кем приходится девочка автору?

Я вам открою секрет, эта девочка приходится старшей дочерью художника.

- Как вы думаете, какого возраста она?

Следующая карточка: части. Давайте достанем свои подзорные трубы и внимательно посмотрим в них.

- Как изображена девочка? Только по пояс или нет?

- Во что одета девочка? Какие цвета использовал художник?

- А можно узнать по одежде, как давно написана картина? Почему?

- Какие особенности ее внешности вы заметили?

 Следующая карточка: место. Снова нам понадобятся наши подзорные трубы. Давайте рассматривать картину дальше.

- Что вы можете сказать о местности, какие объекты вы увидели? Что ее окружает?

- Сама девочка на картине на каком плане нарисована? Почему?

 Следующая карточка: время.

- Когда происходит это? Почему вы так решили?

Воспитатель предлагает присесть на стульчики.

Следующая карточка: действие.

- Что делает девочка на картине? Зачем? Что она делал до этого момент, как выдумаете?

- Покажи позу девочки?

Следующая карточка: анализаторы.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сыщики». Вы должны описать свои ощущения используя различные анализаторы. Давайте снова примем позу девочки. Что вы почувствовали?

-Как вы думаете, что она делала до того, как ее начал рисовать папа?

- Есть ли у нее какая-нибудь проблема? (карточка)

-Что она будет делать потом?

Следующая карточка: эмоции героя.

- Какое настроение у девочки?

- Какие краски использовал художник?

- Какие эмоции вызывает картина у вас? Почему?

- А любил ли Илья Ефимович Репин свою дочь? Почему вы так решили?

- Как вы думаете, зачем художник нарисовал этот портрет? Что он хотел передать через эту картину? (Карточка со знаком вопроса)

Следующая карточка: назови картину и автора.

-Как бы вы могли назвать эту картину?

- Илья Ефимович Репин Назвал свою картину «Стрекоза». Как вы думаете, почему именно так? Какой была его дочь?

Дети стоят полукругом у картины.

- Объект

- Девочка

- Реалистичного

- Может быть незнакомая девочка...

- Наверное, нашего возраста

Дети складывает из пальцев «подзорную трубу»

- Во весь рост

-Девочка одета в пестрое платье, желтые колготки, черные ботинки на шнуровке и шляпке

- Платье нарисовал пестрыми красками: желтой, голубой, зеленой и есть немного черной и коричневой краски.

- Такой головной убор, ботинки сейчас не носят. Значит, картина написана давно.

- Девочка с убранными в хвостик темными волосами. Она прищурила лазки. На ее лице легкая улыбка. Ноги ее свисают с забора, не достают до земли.

- На картине художник нарисовал забор, на котором сидит девочка. Над ней спокойное голубое небо с небольшими белыми облаками. А внизу картины нарисованы травинки, за спиной девочки ничего нет. Наверное, это где-то на лугу.

- Девочка нарисована на переднем плане, потому что это портрет. А на портрете объект всегда изображается на переднем плане.

— Это происходит летом. Девочка легко одета, растет трава.

Дети присаживаются на стульчики.

- Девочка сидит на заборе, болтает ногами в воздухе и смотрит куда-то вдаль.

Дети принимают позу девочки.

- Мне весело сидеть на заборе, я чувствую легкий летний ветерок, слышу, как шелестит трава на при дуновении ветра, стрекочут кузнечики в траве. Я легко болтаю ногами в воздухе. Я вижу, что вдалеке едет машина…

- Может она бегала на лугу за бабочками, устала и залезла отдохнуть. А пока сидит, смотрит по сторонам…

- Возможно она думает, что хочет пить и где бы ей взять воды…

- А может она хочет найти божью коровку или думает, чем бы ей заняться…

- А может она отдыхает на заборчике, чтобы потом пойти домой…

- Мне кажется, что шаловливая девочка... А настроение веселое и озорное...

- Художник использовал нежные оттенки голубого, зеленого, желтого цвета на заднем плане. А когда рисовал свою дочку он брал такие же краски, но ярче. Так он хотел передать веселый и озорной характер девочки.

- Картина вызывает тёплые эмоции. Краски, которые использовал художник, вызывают приятные воспоминания о лете.

- Я думаю, что Репин очень любил свою дочь, ведь он ее нарисовал, выделил красками на картине.

- Художник нарисовал этот портрет, чтобы передать свои чувства к дочери, чтобы осталась память, как они провели летний день.

- Я бы назвал картину «Девочка на заборе»

- «Летний день»

- Репин назвал картину «Стрекоза». Потому что девочка сидит на заборе, как на жердочке стрекоза. Это он так ласково ее назвал из-за сходства со стрекозой.

- Стрекозы очень непоседливые насекомые, все время летают. Наверное, и его дочь такая же непоседливая и неусидчивая, все время чем-то занята…

Физминутка

 (2 мин.)

Снятие усталости и напряжения.

Игра «Раз, два, три к портрету, где изображено… беги!»

Давайте поиграем в игру «Раз, два, три к портрету, где изображено …  беги».

-… где изображена зима беги!

-… где изображено спокойное и чистое небо беги!

-… где изображена большая вода беги!

-… где изображена любимая дочка художника беги!

Дети выполняют задание.

Расширение имеющихся представлений

(6 мин.)

Закрепление умения детей самостоятельно описывать портрет по алгоритму.

Понимание замысла картины.

Обогащение словарного запаса детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, образными выражениями. Воспитание умения выслушивать ответы сверстников.

Составление описательных рассказов

Ребята, мы очень хорошо рассмотрели картину. Давайте составим описательный рассказ по этой картине, опираясь на наш алгоритм. Кто желает первым попробовать?

Дети описывают картину, опираясь на алгоритм, выставленный на доске.

Заключительный этап. Рефлексия

(4 мин.)

Развитие устной и связной речи детей в монологической и диалогической форме.

Развитие интереса к портретной живописи.

Воспитание умения выслушивать ответы сверстников.

Заключительная беседа по этапам совместной деятельности.

Рефлексия.

Замечательные получились рассказы по картине.

 - Ребята, что мы сегодня рассматривали?

- Как называется картина? 

- А кто автор этой картины?

- Почему же Репин назвал картину «Стрекоза»?

- А как вас ласково называют родители?

- Понравилась ли вам картина? Чем?

Ребята, как вы думаете, ваши родители видели эту картину? Я предлагаю вам рассказать своим любимым мама и папам, как вы познакомились с этой картиной и рассказать, что на ней изобразил художник, ее название и автора. Вот вы их удивите…

Ответы детей.

- Картину

- «Стрекоза»

- Репин

И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание портрета «Стрекоза» И. Е. Репина

.   Продолжать развивать у детей интерес к портрету как жанру живописи, желание откликаться на настроение героини, сопереживать ей, соотносить изображенное с собственным опытом и чувствами, ...

Технологическая карта по ФЭМП "Порядковый счет, счет по названному числу; состав числа из двух меньших"

Технологическая карта направлена на закрепление порядкового счета; счета по названному числу; составом числа  из двух меньших....

Технологическая карта НОД "Социокультурные истоки". Название: "Мудрые люди"

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". Реализация программы духовно-нравственного воспитания "...

Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «Развитие речи» в старшей группе Название: «До чего дошёл прогресс».

Технологическая картапо образовательной области «Познавательное развитие»Раздел «Развитие речи»в старшей группеНазвание: «До чего дошёл прогресс»....

Технологическая карта по рисованию на тему "Портрет" в старшей группе.

Закрепить знания детей о жанре "Портрет". Воспитывать у детей чувство уважения к друзьям через общение с произведениями искусства....