Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
консультация по рисованию

Консультация для воспитателей по нетрадиционному рисованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:

1. Развивать художественное творчество, воображение, фантазию детей. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;

2. Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.

Задачи:

1. Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;

2. Знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования; находить нестандартные способы изображения предметов и явлений;

3. Развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;

4. Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных техник рисования к более сложным);

5. Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;

6. Расширять представление о прекрасном через наблюдение в природе, иллюстраций в книгах, прослушивание классической музыки и т.д.;

7. Сплотить детский коллектив путём совместного творчества;

8. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;

9. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

10. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

11. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

- способствует снятию детских страхов;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- развивает в детях способность свободно выражать свой замысел;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- развивает умение детей работать с разнообразным материалом;

- развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности и воображение;

- во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

- рисование пальчиками;

- рисование ладошками;

- рисование ватными палочками;

- рисование методом «тычка»;

- рисование штампами.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- рисование восковыми мелками + гуашью;

- рисование свечой + акварелью;

- рисование волшебными верёвочками.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные  техники:

- рисование солью, песком, манкой;

- рисование мыльными пузырями;

- кляксография;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- граттаж.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать его на активную деятельность.

При организации развивающей  предметно-пространственной среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно и самостоятельно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.

Методы, которые необходимо применять в изобразительной деятельности:

1. Информационно рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; проблемное изложение материала.

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приёмы: рассматривание; наблюдение; экскурсия; беседы; слушание музыкальных произведений; чтение художественной литературы; показ воспитателя.

2. Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Другими словами, это владение техникой рисования. Техника рисования – это язык художника, не владеть техникой рисования, значить не уметь передавать свои впечатления и ощущения в рисунке. Этот метод упражнений, доводящие изобразительные навыки до автоматизма.

3. Эвристический метод направлен на самостоятельность в выполнении рисунка, проявление творчества, фантазии в художественной деятельности.

4. Исследовательский метод направлен на развитие у детей познавательной активности и умение экспериментировать с художественным материалом и техниками в изобразительном творчестве.

5. Метод проблемного изложения материала заключается в нахождении решений в проблемной ситуации или в вопросе. Эту проблемную ситуацию перед детьми создаёт педагог.

Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая, которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их);

- сюрпризный момент (любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает детей отправиться в путешествие);

- просьба о помощи (ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми);

- создание проблемной ситуации;

- музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т.д.;

- эмоциональное объяснение детям способов действий с нетрадиционным материалами и показ разных приёмов нетрадиционного изображения.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Если чрезмерно активный ребёнок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Художественное творчество очень важно при подготовке ребёнка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определённое положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определённое время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по-особенному смотреть на всё их окружение, прививать любовь ко всему живому.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребёнок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению всё новых и новых техник в рисовании.

В итоге, от нетрадиционного рисования ребёнок получает лишь пользу. Рисование тесно связано с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, на фоне положительных эмоций, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику, учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию всесторонне развитой, уверенной в своих силах творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Наблюдения за эффективностью рисования  в детском саду  приводят  к...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение ...

Консультация для воспитателей. «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

1.Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов ...

Консультация для воспитателей " Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

laquo;Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный возраст — это тот период, когда из...