Программа коррекционной работы по художественно - эстетической направленности
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Бессчастнова Алёна Николаевна

подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrek.rab_._hud.est_.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»

410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru   

ИНН 6432003994   КПП 645101001  ОГРН 1036403201592

Программа коррекционной работы по художественно – эстетической направленности для детей подготовительной группы.

Разработчики:

Рахматалиева Х.А

Бссчастнова А.Н.

2023г. – 2024г.


СОДЕРЖАНИЕ.

Наименование раздела

Стр

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

Актуальность

1.3

Цели программы

2

1.4

Задачи программы

2

1.5

Предполагаемые результаты

4

II

Содержательный раздел

2.1

Календарно - тематическое планирование

5

III

Организационный раздел

3.1

Учебный план

6

3.2

Список литературы

7

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка.

Программа «Юный художник» предназначена для детей старшего дошкольного возрастаодарённых в области изобразительного искусства.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

  1.  Актуальность.

Одарённые дети, ценная, но хрупкая часть нашего общества один из важнейших ресурсов. Законом «Об образовании» РФ предусмотрена работа с одаренными детьми дошкольного возраста. Одарённые дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наша культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по прежнему остаётся актуальной и требует дальнейшего разрешения. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося, вреда. Данная программа включает методы и приёмы, которые будут использованы по развитию детской одарённости:

1.3. Цель программы:

  • создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их

самореализации в соответствии со способностями;

  • совершенствование художественных навыков и умений, заложенных в ребёнке.

1.4. Задачи программы:

  • учить детей видеть красоту окружающего мира;
  • учить детей выражать свои чувства через творчество;
  • развивать цветовое восприятие;
  • способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые предметы могут быть разного цвета;
  • развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения

предметов на листе бумаги с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и

величине;

  • формирование элементов самостоятельной деятельности, положительного отношения к себе, человеку.

1.5. Предполагаемые результаты:

Инструменты мониторинга.

Мониторинг целевых ориентиров проводится два раза в год: вводный с 01.09.

(две недели) и итоговый (последние две недели мая) каждого учебного года.

Инструментарий педагогической диагностики:

  • Ребёнок создаёт модели одного и того же предмета из разных материалов

по рисунку и словесной инструкции педагога.

Основные диагностические методы педагога:

  • наблюдение
  • проблемная ситуация
  • беседа

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Календарно – тематическое планирование

Период

Тема

Цель

Октябрь

2023 г.

«Золотая осень»

Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит; закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов (темно – коричневый, темно – серый, черный, зеленовато – серый)и приемы работы кистью(всем ворсом и концом); учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее; развивать творчество.

«Ветка рябины»

Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.

«Нарисуй свою любимую игрушку»

Учить рисовать по памяти любимую игрушку, передавая отчетливо форму основных частей и характерные детали; закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать изображение на листе; учить оценивать свой рисунок в соответствии с замыслом; развивать воображение, творчество.

«Комнатное растение»

Учить передавать в рисунке характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Формировать умение видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки, умение удачно располагать изображение на листе.

Ноябрь 2023г.

«Родная улица моя»

Закреплять умение рисовать поезд, передавая форму и пропорции вагонов; продолжать закреплять навыки и умения в рисовании; развивать пространственные представления, умение продумывать расположение на листе; развивать воображение.

«Декоративное рисование в квадрате»

Учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

«Автобус»

Закреплять умение детей оформлять декоративную композицию на квадрате, используя цветы, листья, дуги; упражнять в рисовании кистью разными способами (концом, плашмя и т.д.); учить использовать удачно сочетающиеся цвета, составлять на палитре оттенки цвета; развивать эстетические чувства, воображение; воспитывать инициативу, самостоятельность, активность

«Сказочный дворец»

Учить детей создавать в рисунках сказочные образы. Закреплять умение рисовать основу здания и придумывать украшающие детали. Учить делать набросок простым карандашом, а затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения.

Декабрь 2023 г.

«Зимний пейзаж»

Учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений; выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные особенности. Закреплять приемы работы красками, умение красиво располагать изображение на листе. Развивать воображение.

«Сказка о царе Салтане»

Воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина, стимулировать желание нарисовать иллюстрации к его сказке. Учить выбирать эпизоды сказки, передавать волшебный колорит.

«Цветы гжели»

Углубить и закрепить знание о гжельской росписи в сине-голубой гамме; развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов; формировать умение передавать элементы росписи; воспитывать интерес к народному декоративному искусству; закреплять умение рисовать акварелью; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

«Морозные узоры»

Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения; расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.); совершенствовать технику рисования концом кисти; развивать чувство формы и композиции.

Январь 2024 г.

«Елочка»

Учить рисовать дерево, правильно располагать ветки, прорисовывать мелкие детали.

«Новогодний праздник в детском саду»

Учить передавать в рисунке настроение праздника; воспитывать положительные эмоции к окружающей обстановке и людям, которые находятся рядом; формировать умение оценивать свои работы.

«Пир на весь мир»

Учить детей рисовать посуду по мотивам гжели, дополнять изображение сказочных яств и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию (праздничный стол); развивать чувство формы и композиции; воспитывать интерес к народному искусству.

Февраль 2024 г.

«Снежная королева» (создание обложки)

Закреплять знания о роли и особенностях обложки для книги; совершенствовать стремление создавать в рисунке образы сказочных героев, используя определенную цветовую гамму; добиваться соответствия сюжета рисунка определенному моменту литературного произведения

«Букет в холодных тонах»

Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности. Совершенствовать плавные, слитные движения.

«Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи»

Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма; умение передавать колорит хохломы.

«Уголок групповой комнаты»

Развивать наблюдательность, умение отражать увиденное в рисунке, передавать относительную величину предметов и их расположение в пространстве (выше, ниже, правее, левее, посередине), характерный цвет, форму и строение, детали обстановки. Учить контролировать свою работу, добиваться большей точности. Закреплять умение оценивать свои рисунки и рисунки товарищей в соответствии с задачей передать реальную обстановку.

Март 2024 г.

«Нарисуй, что хочешь»

Продолжать формировать умение детей видеть и оценивать красоту окружающего мира, стремление передавать красивые предметы, явления в своей творческой деятельности. Формировать умение объяснять свой выбор. Развивать способность оценивать свой выбор содержания изображения, выбор и оценку выразительного решения темы другими детьми. Закреплять умение использовать выразительные средства разных изобразительных материалов

«Кем ты хочешь быть?»

Учить передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображать людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с атрибутами. Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки. Оценивать свои рисунки в соответствии с заданием.

«Коняшки гуляют»

Продолжать учить рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора; упражнять в способе рисования фигуры слитной линией

«Олешки – золотые рожки»

Закреплять умение рисовать контур игрушки слитной линией; учить создавать декоративную композицию.

Апрель 2024 г.

Декоративная композиция «Боярыни»

Продолжать учить внимательно рассматривать игрушки; развивать умение составлять узор на юбке боярышни из знакомых элементов, чувство цвета, ритма в узоре; учить самостоятельно выбирать цвета для узора.

«В синем небе голосок, будто крошечный звонок…»

Учить рисовать жаворонка, выстраивая изображение из составных частей; воспроизводить в рисунке птицу в движении; развивать навыки рисования цветными карандашами.

«Пожарная машина спешит на пожар»

Уметь отражать в рисунке эпизод из жизни города – изображать пожарную машину возле здания, охваченного огнем; познакомить детей с расположением цветов в спектре, учить выделять теплые цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, использовать их для изображения пламени; закреплять умение закрашивать небо в цвета вечернего заката акварельными красками по-мокрому; учить передавать пропорции между зданием и автомобилем

«Мой любимый сказочный герой»

Учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа. Закреплять умение рисовать акварельными красками. Развивать образные представления, воображение.

Май 2024 г.

«Весна»

Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Учить создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме(теплой или холодной). Закреплять умении работать всей кистью и ее концом, передавать оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

«Перо Жар – птицы»

Учить сочетать в одном художественном образе аппликативных, графических и каллиграфических элементов; освоение приемов штриховки цветными карандашами.
Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции.

«Сирень в вазе»

Учить понимать жанровые особенности натюрморта и пейзажа, рассматривать картину, передавать характерные особенности цветов сирени, используя прием накладывания краски несколькими слоями; развивать навыки смешивания краски для получения нужного оттенка.


III. Организационный раздел


3.1.  Учебно-тематический план.

Вид организованной образовательной деятельности

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательных ситуаций

Форма организации образовательного процесса

Возраст детей

Художественно – эстетическое развитие

35

1

20

подгрупповая, индивидуальная.

5-7 лет

3.2. Литература:

  1. И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (методические рекомендации) Москва «Цветной мир» 2013г.
  2. И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (парциальная программа) Москва «Цветной мир» 2015г.
  3. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа Москва «Цветной мир» 2013г.
  4. Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать. Карапуз,1999.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Карапуз - Дидактика, 2007.
  6. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. Серия «Дошкольное образование».
  7. Журавлёва И. В. Программа индивидуального сопровождения по изобразительной деятельности с одарёнными детьми. - М. : ТЦ Сфера, 2010.-36 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...

Образовательная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности « Веселые краски »

   Кружок «Веселые краски» проводится на базе старшей и подготовительной к школе группе ДОУ .  Кружковой работой охвачены дети , которые имеют художественные способности и желани...

Образовательная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности « Веселые краски »

   Кружок «Веселые краски» проводится на базе старшей и подготовительной к школе группе ДОУ .  Кружковой работой охвачены дети , которые имеют художественные способности и желани...

Программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности "Вдохновение"

Дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, способствующей самовыражению, самоутверждению личности ребенка.    Творчество  детей  дошкольного...

Программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес" (работа с фетром)

Реализуемая цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации, через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и и...

Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»

В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...

Программа по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Таланты без границ» (нетрадиционные технологии рисования) подготовительная группа оздоровительной направленности

Программа «Таланты без границ» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду&ra...