Программа "Цветные ладошки"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Программа по дополнительному образованию для дошкольников
«Цветные ладошки»
(Образовательная область – «художественно-эстетическое развитие»,
срок реализации программы – 1 год)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида «Малыш» г. Данилова Ярославской области
ПРИНЯТА Протокол заседания педагогического совета от#8470;__1____ | УТВЕРЖДЕНА Приказом заведующего Крымовой Т.Ю. от#8470;_______ |
Программа по дополнительному образованию для дошкольников
«Цветные ладошки»
(Образовательная область – «художественно-эстетическое развитие»,
срок реализации программы – 1 год)
Составитель:
Мясникова Алена Андреевна
воспитатель группы «Пчелки»
2023
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………. 3 стр
- Организационный раздел……………………………………………. 6 стр
- Содержательный раздел…………………………………………….. 7 стр
- Календарно-тематическое планирование………………………….. 9 стр
- Список литературы………………………………………………… 15 стр
- Пояснительная записка
Нормативно - правовой аспект. Дополнительная программа «Цветные ладошки» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный уровень
- Федеральный закон «Об образовании в РФ».
- Нормы СанПиН "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" .
- Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательная программа ДО.
Локальные акты
- Устав МБДОУ д/с «Малыш».
- Программа развития МБДОУ д/с «Малыш».
- Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с «Малыш».
Программа дополнительного образовательного развития по нетрадиционной технике рисования «Цветные ладошки» для детей 4-5 лет имеет художественно-эстетическую направленность. Программа реализуется в рамках проекта «Успех каждого ребенка».
Возможность применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками помогает в развитии воображения, творческого мышления, творческой активности и развития мелкой моторики. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Программа дополнительного образования «Цветные ладошки» направлена на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей знакомит с нетрадиционными техниками рисования, демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов, формирует навыки работы с различным материалом
Актуальность программы
Рисование является одним из самых увлекательных занятий для детей дошкольного возраста.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и к детской неуверенности.
Решить данную проблему помогают нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита. Оно позволяет обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально-положительное отношение к рисованию, способствует эффективному развитию детского творчества.
Цель и задачи программы
Цель: развитие художественно – творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;
- Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности;
- Совершенствовать умения и навыки в экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках;
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- Совершенствовать мелкую моторику рук, развивать сенсорные восприятия в процессе работы с различными материалами;
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам, используемым в работе;
- Воспитывать усидчивость, целеустремленность, активность, самостоятельность, умение работать коллективно.
Принципы работы с детьми:
- доступность отбираемого материала;
- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- индивидуальный подход к детям.
- Организационный раздел
Сроки реализации программы:
Программа «Цветные ладошки» рассчитана на 1 год и реализуется на бюджетной основе.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май.
Продолжительность занятий 20-25 мин.
Общее количество занятий - 36.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Численность в группе составляет до 12 детей.
Материалы и оборудование:
- Бумага для рисования
- Бумага цветная
- Картон
- Гуашь
- Акварель
- Восковые карандаши, цветные карандаши, фломастеры
- Кисточки
- Пластилин
- Ножницы
- Клей
- Ватные диски
- Ватные палочки
- Нитки
- Вилки пластиковые
- Салфетки бумажные
- Клеенка
- Кисти для клея
- Крупы, природный материал
- Содержательный раздел
Уровень освоения содержания программы: ознакомительный (стартовый).
Методы и формы работы
Занятия проводятся в интегрированной форме, предполагая совместную деятельность педагога и детей, а также их самостоятельную творческую деятельность.
Наглядный метод: показ способов действия с инструментами и материалами.
Словесный: объяснение способа действия с инструментами и материалами,
анализ выполненных работ, использование художественного слова.
Практический: обучение способам нетрадиционного изображения, индивидуальный подход к детям.
Игровой: сюрпризные моменты, игровые ситуации.
Формы подведения итогов реализации программы: в течение учебного года планируется организовывать выставки детских работ.
Ожидаемые результаты:
- Знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования;
- Приобретение практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- Умение и навыки в экспериментировании с материалами;
- Развитие творческих способностей и фантазии;
- Развитие мелкой моторики рук и сенсорного восприятия;
- Воспитание аккуратности и бережного отношения к материалам;
- Воспитание усидчивости, целеустремленности, активности, самостоятельности, умения работать коллективно.
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. Выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
Высокий уровень:
- Ребенок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования
- Знает характерные особенности нетрадиционных техник рисования
- Аргументирует выбор той или иной техники и правильно называет ее
- Располагает изображение по всему листу, цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла
- Выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого
Средний уровень:
- Ребенок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования
- Не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники
- Не всегда располагает изображение по всему листу, цветовое решение соответствует замыслу
- Выполняет задание с небольшой помощью взрослого
Низкий уровень:
- Ребенок не проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования
- Не знает характерные особенности той или иной техники
- Не умеет располагает изображение по листу, цветовое решение не соответствует замыслу
- Не может самостоятельно выполнить задание
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | Название темы | Техника выполнения | Образовательные задачи |
Мое настроение | Рисование на манке. | Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, воображение. | |
Осеннее дерево | Печатание листьями. | Развивать ориентировку в пространстве, познакомить детей со способом печати | |
Осенний лист | Рисование по трафарету (4-5 лет) Рисование с натуры (6-7 лет). | Учить рисовать осенние листья по контуру и с натуры, передавая их форму и колорит. | |
Овощи с грядки | Рисование по содержанию загадок и стихов. | Развивать воображение, учить рисовать по описанию. | |
Кисть рябины | Рисование ватными палочками. | Познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками: рисование ватными палочками. | |
Золотой подсолнух | Аппликация из осенних листьев и семечек. | Формировать умение создавать композиции из разных материалов. Развивать чувства ритма и композиции. | |
Золотая береза | Обрывная аппликация | Познакомить детей с методом обрывной аппликации. Воспитывать умение работать в паре, учить работать аккуратно. | |
Мухомор | Пластилинография | Учить использовать в работе приемы «отщипывание», «скатывание», размазывание, «вдавливание». Развивать мелкую моторику рук. | |
Цветные зонтики | Аппликация | Формировать умение безопасно пользоваться ножницами. Учить вырезать купол зонтика приемом закругления уголков у квадрата. | |
Ежик на опушке | Оттиск смятой бумагой. | Способствовать развитию умения рисовать в технике «печать смятой бумагой». | |
Необычные животные | Кляксография. | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксография. Развивать воображение, творчество в дорисовывании предметов. | |
Мои руковички | Рисование по контуру. | Формировать графическое умение – кисти руки с удерживанием карандаша без отрыва от бумаги. Учить создавать орнамент (узор) на руковичках. | |
Морозные узоры | Рисование свечкой. | Познакомить детей со способом получения изображения с помощью свечи и акварели. Учить смешивать краски для получения разных голубых оттенков. | |
Новогодняя открытка | Рисование по контуру солью. | Познакомить с нетрадиционными техниками рисования – рисование солью. Продолжать развивать воображение, развивать мелкую моторику рук. | |
Наша елочка | Рисование с элементами аппликации. | Развивать у детей чувство цвета и формы. | |
Северное сияние | Рисование по мокрому. | Формировать умение рисовать изображения способом цветовой растяжки «по -мокрому». | |
Снеговик | Аппликация из ватных дисков и ваты | Учить создавать силуэт из ватных дисков. Развивать чувство композиции. Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность и усидчивость в работе. | |
Пушистая елочка | Ниткография. | Познакомить детей с новой техникой рисования «ниткография». Учить заполнять контур ниточками. Совершенствовать мелкую моторику. | |
Веселые картинки | Пластилинография. | Продолжать учить работать в технике «пластилинография», используя приемы отщипывания, скатывания, размазывания. Развивать мелкую моторику. | |
Мимоза | Печатание ватными палочками | Развивать умение удачно располагать изображение на листе. Учить работать веерными кисточками. | |
Цыпленок | Рисование крупой | Продолжать совершенствовать приемы нерадиционной техники «рисование крупами». Развивать мелкую моторику и координацию движения рук. Развивать внимание, фантазию. | |
Рыбки в аквариуме | Отпечатывание ладошек. | Закреплять умение рисовать ладошками, совершенствовать умение дорисовывать их до определенного образа. | |
Тюльпаты | Рисование вилкой. | Познакомить детей с новым способом «рисование вилкой». Закреплять умение дорисовывать у цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
Радуга-дуга, не давай дождя | Рисование губкой. | Формировать представления о красивых природных явлениях, Развивать чувства цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе. | |
Звездное небо | Набрызг. | Познакомить детей с техникой «набрызг», закрепить умение самостоятельно придумывать узоры. | |
Пожар | Рисование мокрой пленкой. | Способствовать формированию умения рисовать мокрой плёнкой и гуашью. Закреплять знания детей о правилах безопасности. | |
Космос | Восковые карандаши и акварель | Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Воспитывать умение работать аккуратно. | |
Пушистые картины | Ниткография. | Продолжать закреплять умения работать в технике ниткография. | |
Первые цветы | Рисование пальчиками. | Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать вообржение. | |
Цветочная поляна | Рисование по трафарету. | Учить детей самостоятельно отбирать содержание своей работы. | |
Мир, в котором мы живем | Акварель, печать салфеткой. | Показать целостность окружающего мира, раскрыть образ природы. Обратить внимание на разнообразие цвета и цветовых оттенков. | |
Наш аквариум | Коллективная работа, аппликация. | Учить составлять гармоничный образ рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников); Закреплять знания работы с ножницами. | |
Бабочка-красавица | Лепка и аппликация. | Формировать представления о красоте. Продолжать учить придумывать и создавать узоры. | |
Голубь победы | Аппликация . | Развивать чувство композиции. Развивать воображение. | |
Праздничный салют | Оттиск смятой бумагой. | Продолжать учить рисовать смятой бумагой, создавая определенный образ. Развивать чувство композиции, художественный вкус. | |
Итоговая работа | Техника по выбору. | Продолжать формировать умение рисовать по замыслу. Самостоятельно выбрать технику нетрадиционного рисования. Развивать творческие способности детей. |
- Список литературы
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
- Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно –эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру).-М.:ИД «Цветной мир», с. 15-е издание, перераб. и доп.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа.(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»).-М.: Издательский дом « Цветной мир», #1089;., перераб. и доп.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)учебно-методическое пособие.-М.: Издательский дом « Цветной мир», с., 7 изд-ние перераб. и доп.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)учебно-методическое пособие.-М.: Издательский дом « Цветной мир», с., перераб и доп.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)учебно-методическое пособие.-М.: Издательский дом « Цветной мир», #1089;., перераб и доп.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»; Академия развития 2006г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»
Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе
Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"
Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"
Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы
Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»
Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка
Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....
