Консультация для родителей (законных представителей) «Нетрадиционные техники рисования»
консультация по рисованию (младшая группа)

Санько Екатерина Владимировна

Рисование для малыша – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66,

detsad-53-2011@mail.ru

Консультация для родителей (законных представителей) «Нетрадиционные техники рисования»

Подготовили:

Санько Екатерина Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории

город Рубцовск,

2024 год

Я рисую – руки в краске, это мелочь для меня,

Я рисую яркой краской, посмотрите на меня!

Цель: повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасности, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей.

Рисование для малыша – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности.

Почти все дети в детском саду любят рисовать, хотя рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И.Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Однако рисование кистью и карандашами требуют от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформулированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками.

На помощь в таком случае приходит нетрадиционное рисование.

В рисовании с детьми раннего возраста воспитатель использует нетрадиционные техники изображения. Что может обозначать слово нетрадиционно?

Нетрадиционно – это не основываясь на традиции, отличаясь оригинальностью; нестандартно.

Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость.

Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественного материала. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачами, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. А сколько вокруг ненужных и интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д! И все они пригодятся в развитии малыша.

Занятия рисованием с использованием нетрадиционных техник:

· Способствует снятию детских страхов;

· Развивает уверенность в своих силах;

· Развивает пространственное мышление;

· Учит детей свободно выражать свой замысел;

· Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

· Учит детей работать с разнообразным материалом;

· Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

· Развивает мелкую моторику рук;

· Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

· Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

С детьми раннего возраста рекомендуется использовать:

· рисование пальчиками;

· оттиск печатками из картофеля;

· рисование ладошками;

· тампование.

Рассмотрим некоторые из этих техник подробнее:

«Рисование ладошкой»:

ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям взрослого образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам взрослый, показывая своим примером принцип изображения. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

«Рисование пальчиком»:

ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

В ходе занятии рисованием пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакиванне, которые взрослый сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Как выбрать краски для рисования пальцами?

Важнейший критерий выбора красок для рисования пальцами – безопасность. Маленькие дети все любят пробовать на вкус, поэтому при их производстве используют только пищевые красители. По этой же причине в краски добавляют соль, чтобы у ребенка не возникало желания попробовать их еще раз. Если Вы все же не решаетесь допустить ребенка к фабричной краске, то существует рецепт, по которому можно сделать краски для пальчикового рисования самостоятельно.

Рецепт пальчиковых красок: 0.5 кг муки, 5 ст. ложек соли, 2 ст. ложки растительного масла, красители (сок моркови, свеклы, петрушки, вода.

Все ингредиенты засыпаем в миску и перемешиваем миксером - до консистенции густой сметаны, затем полученную массу разливаем в отдельные баночки, добавляем пищевой краситель (свекольный или морковный сок, как вариант – пасхальные наборы, перемешиваем до однородной массы.

«Оттиск печатками из пробки, картофеля или ластика»:

ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты - печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоте 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.

«Тампонирование или оттиск»:

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всею подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

«Рисование мыльными пузырями»:

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

«Рисование нитками» (ниткография):

Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится.

Каждая из техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Творческих успехов!

Литература:

  1. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб. : КАРО, 2009 г
  2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб. : КАРО, 2010 г.
  3. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
  4. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
  5. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
  6. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией  Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования"

Уважаемые родители! Предлагаем Вам познакомиться с необычнымми техниками для рисования. Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если Вы будете предлагать ему новые  ма...

Консультация для родителей на тему:"Нетрадиционные техники рисования".

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции....

Консультация для родителей на тему: "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей".

Консультация для родителей на тему:  "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"....

Энциклопедия для родителей (законных представителей) «Нетрадиционные техники рисования»

Энциклопедия для родителей  (законных представителей) «Нетрадиционные техники рисования»...

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

Цель: привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей, к пользе нетрадиционных техник рисования.  Задачи: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисова...

Мастер-класс для родителей (законных представителей) "Нетрадиционные техники аппликации"

Вовлечение родителей (законных представителей) в совместнуюдеятельность с детьми....

Семинар практикум для родителей (законных представителей) «Нетрадиционные техники рисования для всестороннего развития детей»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается  её  развитие  с  дошкольного  возр...