«Знакомство с Городецкой росписью».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Ануфриева Полина Николаевна

Тема занятия: «Знакомство с Городецкой росписью».

Возрастная группа: старшая группа.

Цель занятия: ознакомление с основами Городецкой росписи, её элементами и техниками выполнения узоров, развитие художественного вкуса и интереса к народному творчеству по средствам экспериментирования.

Задачи занятия: Образовательные задачи: познакомить с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка), учить выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом).

Развивающие задачи: развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества, мелкую моторику, координацию движений, глазомер; пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка). 

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народным мастерам и народному творчеству.

Дополнительные задачи:

Дидактическая: закрепить знания об отличительных элементах городецкой росписи.
Игровая: подобрать пару к каждой картинке с народной городецкой росписью.

Словарная работа: Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка.

Планируемый результат занятия: Дети познакомятся с основами Городецкой росписи, узнают, что это такое и где она используется, сформируется общее представление о народном искусстве и его значении в культуре. Разовьют мелкую моторику через рисование и раскрашивание. Дети смогут проявить свою фантазию и креативность, создавая уникальные узоры и композиции, возникнет интерес к рисованию и художественному творчеству. Разовьют навыки общения, обсуждая свои работы и идеи с воспитателем и сверстниками. У детей будет возможность выразить свои эмоции и чувства через творчество, смогут испытывать радость от создания чего-то нового и красивого. Получат представление о русском народном искусстве и традициях, что поможет развить уважение к культуре своей страны. Закрепят знания о цвете – если отсутствует нужный цвет, то можно получить его путем смешивания базовых цветов.

Эти результаты помогут дошкольникам не только развивать художественные навыки, но и обогатить их культурный опыт.

Подготовительная работа: Предварительная работа воспитателя - подбор стихотворений, иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства с городецкой росписью, изготовление образца.

Предварительная работа с детьми - рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, знакомство с легендой Городецкой росписи.

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал - выставка изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации), образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа, палитра.

Раздаточный материал - бумага формата А4, гуашь, кисти (белка №2), клеенки, стаканчики с водой, ватные палочки, полоски бумаги в форме закладок, салфетки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного занятия

ФИО обучающегося: Ануфриева Полина Николаевна.

Образовательные области: познавательная, художественно – эстетическая, социально-коммуникативная.

Тема занятия: «Знакомство с Городецкой росписью».

Возрастная группа: старшая группа.

Цель занятия: ознакомление с основами Городецкой росписи, её элементами и техниками выполнения узоров, развитие художественного вкуса и интереса к народному творчеству по средствам экспериментирования.

Задачи занятия: Образовательные задачи: познакомить с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка), учить выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом).

Развивающие задачи: развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества, мелкую моторику, координацию движений, глазомер; пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка). 

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народным мастерам и народному творчеству.

Дополнительные задачи:

Дидактическая: закрепить знания об отличительных элементах городецкой росписи.
Игровая: подобрать пару к каждой картинке с народной городецкой росписью.

Словарная работа: Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка.

Планируемый результат занятия: Дети познакомятся с основами Городецкой росписи, узнают, что это такое и где она используется, сформируется общее представление о народном искусстве и его значении в культуре. Разовьют мелкую моторику через рисование и раскрашивание. Дети смогут проявить свою фантазию и креативность, создавая уникальные узоры и композиции, возникнет интерес к рисованию и художественному творчеству. Разовьют навыки общения, обсуждая свои работы и идеи с воспитателем и сверстниками. У детей будет возможность выразить свои эмоции и чувства через творчество, смогут испытывать радость от создания чего-то нового и красивого. Получат представление о русском народном искусстве и традициях, что поможет развить уважение к культуре своей страны. Закрепят знания о цвете – если отсутствует нужный цвет, то можно получить его путем смешивания базовых цветов.

Эти результаты помогут дошкольникам не только развивать художественные навыки, но и обогатить их культурный опыт.

Подготовительная работа: Предварительная работа воспитателя - подбор стихотворений, иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства с городецкой росписью, изготовление образца.

Предварительная работа с детьми - рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, знакомство с легендой Городецкой росписи.

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал - выставка изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации), образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа, палитра.

Раздаточный материал - бумага формата А4, гуашь, кисти (белка №2), клеенки, стаканчики с водой, ватные палочки, полоски бумаги в форме закладок, салфетки.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно – мотивационный этап

Создать эмоционально – положительный настрой у детей. Активизировать внимание детей.

«Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).»

В.: Сегодня мы с вами побываем на выставке, где познакомимся с изделиями городецких мастеров. Давайте внимательно рассмотрим эти предметы, их прислали на нашу выставку мастера городецкой фабрики.

Словесный, игровой метод и метод приветствия.

Дети встают в круг, приветствуют друг друга. Дети активно учувствуют.

Дети настроены на позитивный лад, готовы к занятию. Дети активизируют свои знания о городецкой росписи.

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию, мотивировать детей на поиск решения задачи.

Ребята, мне пришло письмо от Кота Леопольда, он пишет: «две хулиганистые мыши – Митя и Мотя украли изображения городецкой росписи из моей галереи. Ребята, помогите восстановить ее.» Ребята, мы поможем Леопольду?

Сюрпризный момент.

Дети знакомятся с проблемой. Готовы помочь сказочному персонажу.

Дети замотивированы на работу.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Познакомить с Городецкой росписью

Звучит русская народная мелодия.

В.: я расскажу вам об истории промысла.

        Наша страна Россия богата народными умельцами. На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город – крепость. Много-много лет назад в городе возник промысел. Умельцы-мастера делали из дерева все: от детских игрушек до предметов мебели. Все эти деревянные изделия мастера украшали нарядными, яркими узорами. Отсюда и название Городецкая роспись.                                   Утонул в лесах зеленых

Город – сказка – Городец

В нем открыт для всех друзей

Замечательный музей.

        Тут и блюда расписные

        Что известны в целом мире

        Поставцы и сундучки

        Коромысла с ведрами,

        Доски яркие, цветные

        И солонки расписные.

Я всегда, признаться, рада

Съездить в город Городец.

Там в цехах фабричных чистых

Трудится народ – творец.

        Розы, травки и купавы

        Вырастают из-под рук

        Взглянешь – и полюбишь сразу

        И изделия, и краски

        Словно взятые из сказки.

Оригинальны изделия мастеров Городца: прялки, лубяные короба, детская мебель, игрушки, декоративные панно. Традиционная Городецкая роспись изображает различные жанровые сцены из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующих коней и всадников, птиц с распущенными хвостами. Бытовые картины дополняются пышными яркими цветами и ветками. Элементы в росписи – розан, ромашка, купавка, бутон, глазки, дужки.

Если вы обратите внимание, то увидите, что городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись – розан, ромашка, купавка, бутон, листик. Ромашку узнать легко, у нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен. Яркие красные, розовые, синие, голубые, зеленые краски резко выделяются на золотистом или другом цветном поле изделия, придавая ему радостный, праздничный вид. 

Воспитатель: Какие краски используют мастера?

Рассказ, использование художественного слова.

Дети слушают рассказ.

Дети: розовую, красную, голубую, зеленую, белую, черную, оранжевую.

Дети знакомятся с историей промысла городецкой росписи.

2.3

Этап практического решения проблемы

Научить детей рисовать растительные узоры, используя различные техники и приемы.

Стимулировать творческое мышление и индивидуальность детей в создании уникальных закладок.

Способствовать взаимодействию между детьми, поощряя их обсуждать свои работы и помогать друг другу.

Воспитатель: Вот, посмотрите, какую красивую закладку для книг мы изготовим сегодня своими руками. На ней растительный узор из листьев и ромашки.

Рассматривание образца воспитателя.

ВоспитательДавайте теперь поможем нашим пальчикам подготовиться к рисованию.

Физминутка

Держим кисточку вот так:

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом,

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идёт тычок!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, как мы будем рисовать листики и ромашку.

Показ воспитателя.

Воспитатель: Обратите внимание, что величина листьев в узоре разная. Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

А теперь посмотрите, в какой последовательности мы рисуем ромашку:

1. Смешивание красок для получения нужного цвета.

2. Рисования основы – круга.

3. Рисования серединки белым цветом способом тычка.

4. Рисования лепестков способом бокового мазка (примакивания) при расположении кисти от центра к краю круга.

Вы помните, как сделать розовую, голубую и оранжевую краски?

Дети: Для получения голубого цвета нужно на палитре смешать синюю и белую гуашь, а для получения розового – красную и белую, для получения оранжевого - желтую и красную.

Воспитатель: Сначала давайте потренируемся рисовать листики и ромашку на отдельном листе бумаги, а потом на закладке.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя.

Звучит русская народная мелодия.

Воспитатель: Ребята, давайте подождем, пока наши работы подсохнут, чтобы нанести ромашку и оживку, и разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Чтоб  красиво  рисовать

Надо  с  пальцами  играть

Вот- большой ,вот этот –средний,

Безымянный  и  последний

Наш  мизинчик-малышок.

У-у-у указательный  забыли

Мы  рога  козы  покажем

И рога  оленя  даже,

Ушки  зайки не забудем,

Пальчиком  водить мы  будем.

Чтоб красиво рисовать,

Надо с пальцами играть

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя

(во время занятия обращает внимание на тех детей у кого не получается. Подбадривает. Помогает.). Звучит русская народная мелодия.

Наглядный, словесный и практический метод.

Дети внимательно смотрят на образец закладки и слушают объяснения воспитателя, тренируются рисовать листья и ромашку на отдельном листе бумаги, затем переносят свои навыки на закладку. Могут делиться своими впечатлениями о процессе рисования, обсуждая свои работы с воспитателем и друг с другом.

Дети смогут самостоятельно создать растительный узор на закладке, используя различные техники рисования.
Улучшение координации движений рук через рисование и выполнение гимнастики.
Каждый создаст уникальную закладку, отражающую его индивидуальность.
Дети научатся работать в группе, поддерживать друг друга и обмениваться опытом.
Повышение уверенности в своих силах через успешное выполнение творческого задания.

2.4

Этап проведения дидактической игры на ИКТ

Закрепление полученных знаний, формирование интереса к народному искусству.

Ребята, прежде чем мы начнем работать на волшебной доске, давайте вспомним правила пользования.
Перед вами полотно с карточками на которых изображены элементы городецкой росписи. Вам нужно подобрать пару.

Игровой метод, метод наглядности, прием сравнения.

Активное участие в игре, поиск пар изображений.

Дети смогут назвать основные элементы росписи, дети научатся работать в группе, делиться мнениями и помогать друг другу. У детей возникнет интерес к народному творчеству.

3

Заключительный этап

Подвести итоги занятия, закрепить полученные знания. Оценить достижения детей и дать обратную связь.

Ребята, мы помогли Леопольду? А как?
Что больше всего понравилось в процессе? Какие элементы росписи вы использовали? Ребята, вы большие молодцы. Сегодня мы узнали о Городецкой росписи, а теперь давайте рассмотрим наши работы.

Метод обсуждения, демонстрации.

Каждый ребенок может рассказать о своей работе, объяснить выбор цветов и элементов. Дети могут хвалить и предлагать идеи для улучшения своих работ и товарищей.

Дети смогут рассказать о Городецкой росписи и ее особенностях. У детей будет сформулировано представление о процессе создания росписи и применении различных техник. Формирование навыков самовыражения и уверенности в своих творческих способностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с городецкой росписью

Данный материал поможет воспитателю пошаговому ознакомлению с элементами городецкой росписи....

Тема занятия: «Знакомство с Городецкой росписью» (подготовительная группа)

Знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора....

Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью» (Статья)

Необходимым условиям построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культурыличности является использование народного искуства в педагогической работе с детьми....

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14844977","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Цель: Знакомство с народным промыслом Городца.Программные зада...

План - конспект " Знакомство с городецкой росписью"

Знакомство детей  с городецской росписью...