Кружок рисования "Волшебные краски"
материал по рисованию (средняя группа)

Идрисова Ильмира Ахатовна

Программа дополнительного образования художественно - эстетического развития детей "Волшебные краски" среднего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида»

Высокогорского муниципального района Республики Татарсан.

Утверждаю

заведующий МБДОУ «Красносельский детский сад

«Тургай» комбинированного вида»

_______________ Л.Ш.Гатина.

Программа дополнительного образования

художественно-эстетического развития детей

«Волшебные краски»

среднего дошкольного возраста.

Составила воспитатель

Идрисова И.А.

2024-2025 учебный год.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих

ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие,

художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей 4-5 лет средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Обучающие:

 учить приемам работы кистью, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);

Развивающие:

 Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавании нового.

 Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.

Воспитательные:

 Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

 Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Участники: дети средней группы

Режим занятий: средняя группа – количество занятий в неделю 1, в месяц

4 занятия. Длительность занятия 20 мин.

Ожидаемый результат:

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

 развитию мелкой моторики рук;

 обострению тактильного восприятия, улучшению цветовосприятия,

концентрации внимания;

 повышению уровня воображения и самооценки;

 расширение и обогащение художественного опыта;

 формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;

 сформируются навыки трудовой деятельности, умение находить новые

способы для художественного изображения;

 умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:

 Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.

 Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.

 Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

Принципы проведения занятий:

• системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

• наглядность в обучении – осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

• цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

• доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого – к сложному);

• проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

• развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

План работы кружка «Волшебные краски» в средней группе.

Месяц

Тема, цель занятия.

1

Сентябрь

«Мухомор»
Нетрадиционная техника: Рисование пальчиками, фон – монотипия.
Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки.

2

Сентябрь

«Ветка рябины»
Нетрадиционная техника: Рисование пальчиками, фон – пастель.
Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, пастель, трафарет листьев рябины, фломастеры или карандаши (для закрашивания листьев), салфетки.

3

Сентябрь

«Яблочный компот»
Нетрадиционная техника: Штамп, рисование ватной палочкой.
Задачи: Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку.
Оборудование: Вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма.

4

Сентябрь

«Деревья осенью»
Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.
Задачи: Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага для оттиска, салфетки.

5

Октябрь

«Осенний лес» (коллективная работа)
Нетрадиционная техника: Рисование с использованием салфеток.
Задачи: Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику.
Оборудование: Лист бумаги, тонированный в желтый цвет (А-3), салфетки (красные, желтые), вырезанные силуэты деревьев, клей, кисти, тряпочки, фломастеры (для дорисовки).

6

Октябрь

«Листопад» (коллективная работа)
Нетрадиционная техника: Пуантилизм (рисование точками).
Задачи: Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения.
Оборудование: Лист бумаги, тонированный в синий цвет (А-3), гуашь, ватные палочки, вырезанные силуэты листьев, клей, кисти, тряпочки.

7

Октябрь

«Фрукты» (натюрморт)
Нетрадиционная техника: Рисование с использованием ватных дисков.
Задачи: Познакомить с техникой рисования с использованием ватных дисков. Научить составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные диски, кисти, салфетки.

8

Октябрь

«Паутина»
Нетрадиционная техника: Рисование окрашенным шариком.
Задачи: Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение, творчество.
Оборудование: Листы бумаги, крышка от коробки, гуашь, шарики.

9

Ноябрь

«Белочка в дупле»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошкой, пальчиками.
Задачи: Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки.

10

Ноябрь

«Моя любимая игрушка»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм.
Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета.
Оборудование: Листы бумаги с изображением игрушек, гуашь, ватные палочки.

11

Ноябрь

«Волшебные зонтики»
Нетрадиционная техника: Пластилинография.
Задачи: Знакомить с техникой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы цветного картона, пластилин.

12

Ноябрь

«Котенок»
Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью. Задачи: Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь, салфетки.

13

Декабрь

«Домик»
Нетрадиционная техника: Оттиск пенопластом.
Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, штампы из пенопласта.

14

Декабрь

«Зимнее дерево»
Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой.
Задачи: Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Цветной картон (черный, синий), зубная паста, салфетки.

15

Декабрь

«Елочка»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками.
Задачи: Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки.

16

Декабрь

«Укрась елочку бусами»
Нетрадиционная техника: Рисование палочками, оттиск пробкой.
Задачи: Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания пробкой. Учить чередовать бусинки по цвету.
Оборудование: Изображения елок (предыдущее занятие), гуашь, пробки, салфетки.

17

Январь

«Красивые снежинки»
Нетрадиционная техника: Свеча, акварель.
Задачи: Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.
Оборудование: Листы бумаги, свеча, акварель, кисти.

18

Январь

«Снеговик»
Нетрадиционная техника: Штамп, рисование ватными палочками.
Задачи: Совершенствовать умения в данной технике.
Оборудование: Листы бумаги синего цвета, штампы из моркови, ватные палочки, гуашь, кисти.

19

Февраль

«Укрась варежки»
Нетрадиционная техника: Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками.
Задачи: Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки.

20

Февраль

«Северное сияние»
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета.
Оборудование: Литы бумаги, акварель, кисти.

21

Февраль

«Придумай и дорисуй»
Нетрадиционная техника: Создание образов.
Задачи: Учить детей создавать новые образы. Развивать творческое воображение.
Оборудование: Листы бумаги с незаконченными рисунками, карандаши, восковые мелки.

22

Февраль

«Кораблик»
Нетрадиционная техника: Пластилинография
Задачи: Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Цветной картон, пластилин.

23

Март

«Цветок для мамы»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм.
Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные палочки.

24

Март

«Волшебный цветок»
Нетрадиционная техника: Рисование пастелью.
Задачи: Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета.
Оборудование: Листы бумаги, пастель.

25

Март

«Облака»
Нетрадиционная техника: Рисование по сырому.
Задачи: Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: Листы бумаги, акварель, кисти.

26

Март

«Весеннее солнышко»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками
Задачи: Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение.
Оборудование: Изображение неба, облаков (предыдущее занятие), гуашь, кисти.

27

Апрель

«Деревья смотрят в лужу»
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти.

28

Апрель

«Космос»
Нетрадиционная техника: Граттаж.
Задачи: Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения.
Оборудование: Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки.

29

Апрель

«Весенний пейзаж»
Нетрадиционная техника: Оттиск скомканной бумагой.
Задачи: Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. Развивать чувство цвета, композиции.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, бумага для оттисков.

30

Апрель

«Цветущая ветка»
Нетрадиционная техника: Выдувание трубочкой, аппликация.
Задачи: Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки, вырезанные цветы, клей, кисти для клея, тряпочки.

31

Май

«Праздничный салют»
Нетрадиционная техника: Восковые мелки, акварель.
Задачи: Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.
Оборудование: Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти.

32

Май

«Красивые бабочки»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошкой.
Задачи: Совершенствовать технику рисования ладошкой. Учить украшать бабочку, используя ватные палочки. Развивать чувство цвета.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки.

33

Май

«Бабочка»
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Задачи: Продолжать знакомить детей с данной техникой. Познакомить с симметрией (на основе бабочки). Развивать пространственное мышление.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти.

34

Май

«День защиты детей» (плакат)
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками.
Задачи: Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства.
Оборудование: Ватман, гуашь, кисти, салфетки, восковые мелки, пастель, карандаши, фломастеры.

Информационно- методическое обеспечение

1. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М., 2010г.

2. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,2003г.

3. Маслов Н. Я. Пленэр. – М.,2011г.

4. Межуева Ю. А. Сказочная гжель. – М.,2003г.

5. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,2000г.

6. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,2002г.

7. Одноралов Н. В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – .2006г.

8. Орлова Л. В. Хохломская роспись. – М.,2000г.

9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д.Щедрина.– М., 11г.

10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В. С.Кузин.

11. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2005 г.

12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 2013г.

13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 2013г.

14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 2013 г.

15. Стасевич В. Н. Пейзаж: картина и действительность.2009 г..

16. Хворостов А. С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок "Волшебные краски"

Рабочая программа  кружка "Волшебные краски" для детей средней группы....

Рабочая программа по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 6-7 лет Кружок «Волшебные краски»

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредс...

Кружок Волшебные краски

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерств...

Кружок «Волшебные Краски» (нетрадиционные техники художественного творчества)

Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества...

кружок"Чудесные краски"

кружок"Чудесные краски"...

Кружок "Веселые краски" для детей младшей группы

Кружок по нетрадиционной технике рисования в младшей группе: «Весёлые краски»(срок реализации 1 год)  Возраст детей с 3 до 4  летВоспитатель: Беллер Ирина ГеннадьевнаИЗО деятельность  п...

кружок "Веселые краски"

план, консультация и описаание работы кружка...