Праздничное занятие, посвященное Дню Защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста. «Богатырская тема в искусстве».
методическая разработка по сценарий праздника (старшая группа) по теме

Цель данного мероприятия - воспитание чувства патриотизма; расширение знаний у воспитанников о русских богатырях, о былинах. Также данное мероприятие способствует расширению кругозора детских познаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatyrskaya_tema_v_iskusstve_hih_veka_isp.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Праздничное занятие, посвященное Дню Защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста.

«Богатырская тема в искусстве».

Музыкальный руководитель: Веретенникова Валентина Сергеевна.

Цель: воспитание чувства патриотизма; расширение знаний детей о русских богатырях, о былинах; развитие детского кругозора.

Ход занятия

Много прекрасных слов есть на земле: мама, вера, небо, отец, друзья. И только в русском языке есть необыкновенное слово – Отечество. А что такое Отечество? (ответы детей).

Правильно – это наша Родина, это наш город, это дом, в котором ты живешь, это наша земля.

Все может родная земля: она накормит тебя вкусным хлебом, напоит родниковой водой, удивит своей красотой и только защитить себя она не сможет. И поэтому защита Отчества – наш долг, долг тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой. А есть ещё одно прекрасное слово – патриот. Кто это? (ответы).  Каких настоящих патриотов нашей страны вы знаете? (Ответы).

        Сегодня мы поговорим о том, как патриотическая тема нашла свое выражение в искусстве ХIХ века. И перенесемся мы в стольный Киев-град. Каждый из вас на уроках литературы  и истории читал о подвигах богатырей, которые защищали землю русскую. Как называются такие песенные сказания о богатырях? (былины, старины). Какой древний инструмент сопровождал былины?  (гусли).

        Посмотрите на картину В.М. Васнецова «Гусляры» и послушайте песнь Бояна «Дела давно минувших дней» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Представьте себя на пиру у князя Владимира. Настроил гусли Баян и полилось сказание о богатырских подвигах. Давайте вспомним имена русских богатырей (за каждый ответ – очко).

        А вот и богатыри, имена которых известны всем с детства. Их изобразил на знаменитом полотне великий русский художник, назовите его. (Виктор Михайлович Васнецов).

        Демонстрируется репродукция картины. Как называется картина? «Богатыри».

Давайте же поговорим об этих богатырях. Сначала рассмотрим снаряжение русского богатыря.

  1. Как называется головной убор богатыря?   (Шлем)
  2. Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец?  (кольчуга)
  3. Какое рубящее  холодное оружие было у богатыря? (Меч)
  4. Если воины сходились в поединке один на один, то с какого оружия начиналось сражение? (Копье, пика)
  5. Чем прикрывает себя богатырь от ударов врага? (Щитом)
  6. Как называется оружие – тяжелый с шипами шар на рукоятке?  (Булава)
  7. Сами найдите на картине ещё один вид оружия, его нетрудно изготовить самостоятельно? (Лук и колчан со стрелами)
  8. Помимо воинского снаряжения найдите на картине совершенно мирный предмет, притороченный к богатырскому седлу? (К седлу Алеши прикреплены гусли)

На высоких горах стоит Киев-град. Под Киевом трудились пахари, на речных берегах корабельщики стоили челны, на лугах паслись стада. И вот, чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи богатырские заставы.

Звучит музыка «Богатырской симфонии» А.П. Бородина

        Разъезжали по степи богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль: не видать ли вражеских огней; вслушивались – не слыхать ли вражеских коней?

        Богатырскую поступь, силу, широту мы услышали в «Богатырской симфонии» А.П. Бородина, который жил во второй половине ХIХ века. Название «Богатырской» дал симфонии знаменитый критик В. Стасов. И сам Бородин был похож на богатыря – высокий, красивый, статный и в тоже время очень добрый и деликатный человек. И ещё необыкновенно талантливый. Он был не только композитором, но и великим ученым химиком. Он буквально разрывался между музыкой и химией. Наверно поэтому его яркая жизнь была такой короткой. В «Богатырской» 2 темы: 1-ая – главная – богатырская, мощная, героическая; 2-ая – лирическая, песенная.

        А теперь опять вернемся к картине «Богатыри».

  1. Назовите имена богатырей, изображенных на картине? (Илья, Добрыня, Алеша)
  2. Почему у Ильи такое прозвище – Муромец? (Из того ли из города из Мурома)
  3. Какому князю служили богатыри и в каком городе он правил? (Князю Владимиру Киевскому)
  4. С кем сражался Илья Муромец? (С Соловьем-разбойником, чудищем Поганым, с собакой – царем Калином)
  5. Что обычно служило дорожным указателем для богатырей? (Камень с надписью; картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье»)

И в конце, мы послушаем ещё одно музыкальное произведение на богатырскую тему. Оно так и называется «Богатырские ворота в Киеве». Это заключительная часть сюиты «Картинки с выставки» композитора  М. Мусоргского. Мусоргский был товарищем Бородина. Оба они входили в петербургский музыкальный кружок «Могучая кучка», который пропагандировал русскую национальную музыку. Сейчас мы послушаем «Богатырские ворота» и вы расскажите, что представляете под эту музыку, какое настроение она у вас вызывает (ответы детей).

        Вот такие они – богатыри, люди исключительные, наделенные невиданной силой, мужеством и храбростью. Они передали свою великую силу нашим воинам. Давайте помнить и гордиться их подвигами и свершениями.

Музыкальная викторина

  1. П.п. Лирическая
  2. Песнь Бояна из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»

«Богатырская симфония» А. Бородина.

  1. «Богатырские ворота» М. Мусоргского

Оформление: репродукции картин В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Гусляры».

Музыка: песнь Бояна из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»

2-ая («Богатырская») симфония А. Бородина.

  1. «Богатырские ворота» М. Мусоргского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический досуг посвященный Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал содержит сценарий тематического досуга посвященного Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста...

Спортивно-развлекательная игра, посвященная Дню защитника Отечества, для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. (Методический материал)

Спортивно-развлекательная игра,  посвященная Дню защитника Отечества,  для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.  (Методический материал)Цель: Создание доброжелательной, п...

Сценарий физкультурного развлечения, посвященного Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста

На Руси всегда были в почете солдаты, несущие воинскую службу. И, конечно же, большнство детей хотят быть похожими на них: смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолевать любые трудности и прегра...

Конспект тематического занятия ко Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Вот он какой, мой папа дорогой»

Разработан материал тематического занятия ко Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Вот он какой, мой папа дорогой!"...

Сценарий спортивно-музыкального праздника посвященного Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «А ну-ка, мальчики!»

Сценарий спортивно-музыкального праздника посвященного Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей  «А ну-ка, мальчики!»...

Сценарий спортивного праздника посвященного Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста «Юные защитники больной страны».

Цели:Формировать бережное отношение к своей Родине, стране.Вызывать положительные эмоции от музыкально спортивного развлечения.Продолжение обучения согласованного движения с музыкой, развитие чувства ...

Конспект торжественного занятия, посвященного Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Конспект торжественного занятия, посвященного Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возрастаБОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ  Цель: расширить представления детей дошкольного возраста ...