Праздник "Здравствуй, Масленица"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Шамардина Наталья Васильевна

 

Для выполнения основных задач духовно-нравственного воспитания очень важно  сделать родителей  и членов семей соучастниками воспитательного процесса. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи воспитание духовной будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ребенка в детском саду и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в жизнь детского сада становится для ребенка подтверждением значимости его деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка познавать новое, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

В новом образовательном стандарте обозначены базовые национальные ценности российского общества такие, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, традиционные религии России и т.д. Воспитанию этих качеств способствует нравственно-патриотическое воспитание.

Представленная разработка проведения праздника «Масленица» основывается на личностно ориентированной направленности современного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya.docx106.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад «Снежинка»

Праздник «Здравствуй, МАСЛЕНИЦА!»

Из курса духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе

         

Шамардина Наталья Васильевна

Воспитатель

2012 г.

Актуальность

Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношение к  детям.

        То,  что  мы  заложим в  душу  ребенка  сейчас, проявится  позднее, станет его  и  нашей  жизнью.

В  настоящее  время  материальные  ценности доминируют  над духовными,  поэтому  у  детей искажены представления о  доброте, милосердии, великодушии,  справедливости, гражданственности  и патриотизме.

Дошкольный  возраст – период  активного познания  мира  и человеческих  отношений, формирования основ  личности будущего гражданина.

Чем  младше  ребенок,  тем  большее  влияние  можно  оказать  на  его чувства  и  поведение.

Современных  детей  характеризует  эмоциональная,  волевая  и духовная незрелость.

Продолжается разрушение  института семьи: через  активное  половое просвещение у  детей  формируется  внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.  Постепенно утрачиваются  формы  коллективной деятельности.

 «Нынешнее  поколение  растет  с  пеленок  воспитывается  в безстержневой, безграмотной атмосфере». Структурность  жизни,  обычаи, границы  любого  рода – внешние  рамки, в которых  возможно произрастать росткам  ответственности  в  современном  обществе, безжалостно ликвидированы.

Все  изложенное  свидетельствует  о  кризисе  в  отечественном образовании  и воспитании.

Издавна  в  отечественной педагогики  тесным  образом  связывалось с развитием  духовно-нравственной  сферы  сознания человека, имело основную цель: воспитывать  человека  существом  мыслящим, добродетельным, милосердным,  совестливым,  верящим  в  возможность совершенствования мира  и  людей,  честным  и  трудолюбивым,  скромным, уважительным.

Нравственность  и христианство  у  каждого  народа  имеют  свои отличия,  в каждом  народе проявляются благотворительность,  почтение  к родителям,  к  старшим,  вежливость. Эти  духовно-нравственные особенности возникают  и  растут  под  сенью  семьи,  общества, государства. Духовно-нравственное  воспитание  на основе  православных традиций  формировало ядро личности, благотворно  влияя на все  стороны и формы  взаимоотношений человека  с миром;  на  его  этическое  и эстетическое  развитие, мировоззрение и  формирование  гражданской позиции, патриотическую  и семейную ориентацию,  интеллектуальный потенциал, эмоциональное  состояние  и общее  физическое  и  психическое развитие.

        Пояснительная записка

Для выполнения основных задач духовно-нравственного воспитания очень важно  сделать родителей  и членов семей соучастниками воспитательного процесса. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи воспитание духовной будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ребенка в детском саду и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в жизнь детского сада становится для ребенка подтверждением значимости его деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка познавать новое, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

В новом образовательном стандарте обозначены базовые национальные ценности российского общества такие, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, традиционные религии России и т.д. Воспитанию этих качеств способствует нравственно-патриотическое воспитание.

Представленная разработка проведения праздника «Масленица» основывается на личностно ориентированной направленности современного воспитания.

Цель:

познакомить детей с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой;

Задачи:

  • познакомить детей с народными традициями проводов зимы празднования Масленицы
  • развивать интерес к истории праздников,
  • воспитывать уважения к семейным ценностям и традициям.

Методические задачи:

  • Показать связь традиций семьи с культурой народов малой Родины.
  • Показать возможность творческой деятельности на практике.

Праздник «Масленица»

Цель:

познакомить детей с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой;

Задачи:

  • познакомить детей с народными традициями проводов зимы празднования Масленицы
  • развивать интерес к истории праздников,
  • воспитывать уважения к семейным ценностям и традициям.

Методические задачи:

  • Показать связь традиций семьи с культурой народов малой Родины.
  • Показать возможность творческой деятельности на практике.

Ожидаемый результат:

  1. Активное участие воспитанников в мероприятии
  2. Участие родителей
  3. Сплочение участников

Участники праздника

  1. Дети подготовительной группы
  2. Родители детей

Предварительная подготовка:

  • Воспитатель с детьми проводит ознакомление с праздником Масленицы.
  • Оформление  зала.
  • Приглашение родителей, гостей.
  • Подготовка презентации.

Оборудование: компьютер, презентация, костюмы для детей, блины, чучело Масленицы.

Ход мероприятия

Ребята собираются в зале, где уже все готово к празднованию Масленицы. На стенах развешаны улыбающиеся солнечные круги, в центре зала стоит стол, украшением которого является расписной самовар. Ребята рассаживаются. Звучит фонограмма веселой плясовой песни, и в центр зала выбегает скоморох.

Первый скоморох:

А мы Масленицу повстречали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

На широк двор зазывали!

Выбегает второй скоморох.

Второй скоморох:

Ах, ты Маслена, дорогая,

Дорогая, лёли, дорогая,

К нам в гости приезжала, приезжала,

Лёли, приезжала.

Скоморохи рассаживаются возле стола с блинами. Появляется Сказительница. Она несет расписной поднос, на котором лежат ароматные блины.

Сказительница:

Масленицу величаем и чего только ей не обещаем:

Реки сметаны, горы блинов, лишь бы скорее приехала она.

Сказительница ставит в центр стола блины и обращается к скоморохам.

Сказительница:

Здравствуйте, добры молодцы! Приехала Масленица, приехала сырная, а вы сидите и молчите, народ не веселите!

Первый скоморох:

Считалось на Руси, что, если плохо отпраздновать Масленицу, придется жить в горькой нужде.

Второй скоморох:

На Масленицу было принято обжорство, что символизировало сытую жизнь в течение года.

Сказительница (обращается к ребятам)

Здравствуйте, люди добрые! Мы рады, что вы пришли по старинному обычаю Зимушку-зиму проводить, а Весну-красну встретить.(слайд 1) Наша Масленица пришла к нам на праздник из далеких времен. Народ величал се ласково: «веселая касатка», «перепелочка», «ясочка».

 Сказительница (слайд  2)

 В конце зимы люди праздновали веселый праздник Масленицу. Масленица – самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий народный праздник.

(слайд  3)

Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление.

Сказительница. 

Дорогие гости! Я напекла для праздника блины, а вот и самовар не закипел! Давайте с вами сядем за стол и отведаем блинов! Но, прежде чем сесть за стол, я хочу убедиться, что мои гости знают праздник Масленицы. Ребята, кто нам сможет рассказать об этом празднике?

Ребята начинают со своих мест по очереди рассказывать все, что они знают о празднике Масленицы.

Сказительница.

Я вижу, что вы очень хорошо подготовились к приходу праздника. Ребята, скажите мне хором, кто главный гость на нашем празднике?

Ребята (хором). Масленица!

Сказительница. Где же наша Масленица? Скоморохи, найдите нам ее, скажите, что ребята ждут ее. Пора песни петь, блины есть!

Скоморохи убегают, а Сказительница начинает рассказывать о празднике Масленицы.

Сказительница. 

Масленица, ребята, относится к одному из самых древних народных праздников. Она появилась задолго до празднования Нового года, но продолжает оставаться любимым народным праздником.

Праздник Масленицы относится к переходным праздникам. Начинают праздновать Масленицу на последней неделе Великого поста, который длится 7 недель и заканчивается праздником Пасхи.

В народе Масленицу называют сырной неделей или блинной неделей. Я думаю, что вы, ребята, должны догадаться, откуда взялись эти названия. Так почему Масленичные недели имеют такое название?

Ребята поднимают руки и высказывают свои версии названий недели.

Сказительница.

Ребята, вы все правы. Названиям недели дали обычаи, пришедшие к нам из далекого прошлого русского народа. По православному обычаю на этой неделе уже нельзя есть мясо, его исключают из пищи, но можно продолжать употреблять молоко и молочные продукты. Поэтому на Руси сложился обычай печь в эти дни масленые блины.

Каждый день Масленичной недели имеет свое собственное название. Давайте познакомимся с ними! (слайд 4)

Сказительница.

Блин был символом Масленицы. Круглый, румяный, он символизировал солнце, которое почитали еще древние славяне, связывая его с культом бога Ярило. На Руси начало весны начиналось с праздника Масленицы. Считалось, что именно в этот день все живое пробуждается ото сна.

В комнату входят скоморохи. Они несут чучело Масленицы.

Сказительница. 

Вот и наш самый дорогой гость пожаловал. Ребята, давайте крикнем, как в старину: «Масленица приехала!»

Масленицу устанавливают в зале. Возле нее рассаживаются скоморохи.

 (слайд 5)

«Вторник». Второй день Масленицы — «Заигрыш» В этот день на Руси проходили самые смешные и веселые игры.

Сказительница:

Ребята, давайте с вами тоже сыграем в игру. Для игры нам понадобятся четыре человека, которые должны будут накормить друг друга блинами при помощи китайских палочек.(игра)

«Среда». Среда по масленичному календарю — это «Лакомка». В среду готовились самые вкусные блюда. Каждая русская хозяйка в этот день старалась приготовить самое свое любимое блюдо, та­кое, что ни у кого на столе не встретишь. В этот день продолжали выпекать блины. Блины были и тонкие, и толстые, с начинкой и без начинки. Ели блины все с большим удовольствием!

(слайд 6)

Сказительница. 

На Руси существовал обычай делать блины с начинкой. Начинкой могли быть сметана, яйца, икра.

«Четверг». Четверг — это день-«разгуляй». В этот день на Руси катались на лошадях строго по движению солнца, чтобы помочь солнышку прогнать зиму лютую. В этот день строились снежные горки и снежные крепости, которые штурмом брали молодые ребята. (слайд 7)

Игра «Петушиный бой» 

Начинается игра «Бег в мешках».

Сказительница. 

А вот в пятницу были так называемые тещины вечера. В этот день зять должен был прийти к теще на блины, а та его угощала да потчевала. (слайд 8)

Сказительница идет к чучелу Масленицы и встает рядом с ним.

Первый скоморох. 

Суббота — это «Золовкины посиделки». В этот вечер все ходят в гости к родственникам, вместе с которыми угощаются блинами.( слайд 9)

Сказительница:

В Маслену неделю полагалось

Есть – до икоты,
Орать – до хрипоты,
Петь – до надсаду,
Плясать – до упаду!

Эй, девчата-хохотушки!
Запевайте-ка частушки!

Частушки: (минусовка),(текст частушек)

Второй скоморох. 

В воскресенье наступал Прощеный день. В этот день все просят прощения друг у друга независимо от того, совершал человек плохой поступок или нет. (слайд 10)

Сказительница:

В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.  (слайд 11)

Когда горела Масленица, замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле – это был признак неурожая.

Пепел же от чучела развевали над полями - "на богатый урожай".

Сжигали Масленицу под слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
В небе птички летят, колокольчики звенят.
Солнышко, посвети, ясное, посвети!

Празднуют  Масленицу испокон века сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет. Вот какие поговорки  придумал народ: «Масленица – объедуха, деньгам – приберуха». «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».

Первый скоморох:

А всего милее Масленице
Угощенье – блины вкусные,
Блины вкусные, румяные,
С яйцом, с маслом, со сметаною.

Ведущий. Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

Исполняется русская народная песня "Блины".

Сжигание чучела Масленицы и исполнение песни   (текст )  

Пышные гуляния

Ярмарка венчает.
До свиданья,

Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу

Снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать! ( Слайд 12)

Сказительница.

Ребята, мне осталось только пригласить вас к столу, чтобы отведать настоящие русские блины!

Ребята рассаживаются вокруг стола. Начинается чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ

В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.

Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...

Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.

Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...

Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка

В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...

«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.

♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...