"Народные праздники на Руси" сценарная наработка
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

"Народные праздники на Руси" сценарная наработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_prazdniki_na_rusi.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка д/с №96  Фрунзенского района

Районный этап Всероссийского творческого конкурса
«Растим патриотов России»

В номинации «Сценарная наработка (непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы)»

«Народные праздники на Руси»

Составитель:
Стрелкова Татьяна Николаевна
воспитатель первой категории
ГБДОУ ЦРР д/с №96 Фрунзенского района
Дунайский просп., 37, к. 2
тел. 8(911)129 51 89

Санкт-Петербург
2014

Пояснительная записка


Номинация: «Сценарная наработка (непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы)»

«Народные праздники на Руси»

Беседа с детьми о русских народных праздниках.


Цель: Развитие ценностного отношения к родной культуре.

Образовательные задачи: формировать представление детей о праздниках на Руси (Рождество, Святочные гадания, Коляда, Сороки, Жаворонки), об обычаях и традициях нашего народа, познакомить с русскими традициями праздников, истории появления.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.

Воспитательные задачи: прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры, воспитывать желание, дарить близким людям и своим друзьям подарки.
 
Словарная работа
: обычай, благая весть, коляда, козули, святки, ряженые, колядовщики.

Используемый материал: русские народные костюмы, иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Святочные гадания, Коляда, Сороки, Жаворонки, календарь народных праздников, открытки, тихая музыка, «Звон колоколов», русская народная песня «Улетай на крыльях ветра», цветные карандаши, бумага.

Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Предварительная работа: учение наизусть колядок, стихов о народных праздниках.

Область применения: непосредственная образовательная деятельность с детьми

Формы и методы реализации: беседу с детьми о русских народных праздниках я решила провести в форме путешествия в прошлое, т. к это способствует  созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослым.
Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребенка - питании его души. 

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. 
Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом: 
Духовность- это состояние близости души, внутреннего мира человека.
Нравственность- это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести(добронравие).
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой- служение добру ,служение людям.

Возраст: дети подготовительной группы 5-6 лет

Для достижения цели будет необходимым использовать такие методы и приемы как:  наглядный метод (иллюстрации народных праздников), словесный метод (беседа о традициях, обрядах на Руси), практический метод (рисование праздничных открыток), прием эмоциональной заинтересованности (вернуться в настоящее из прошлого), игровой прием (путешествие на волшебных санях), использование звуковых эффектов (колокольчики).


Ход:
Воспитатель:  Русские люди очень любили и любят праздники. С удовольствием готовились к приходу гостей. В гости ходили целыми семьями. Гостей встречали поклонами, здоровались, а с самыми близкими целовались. Любили угостить гостей сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами»,

«Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья». Пели песни, плясали.

Ребята,  вы любите праздники? Почему?  Какие вы знаете праздники?

Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки? (ответы детей)

Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды (показывает иллюстрации), по особенному готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте звон колоколов. (Звучит запись звона колоколов).

Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю путешествие на волшебных санях назад в прошлое. Поехали!

Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей). На пороге большой христианский праздник – Рождество.
Один из самых известных и любимых праздников.  А почему этот праздник так называется?  (Ответы детей).
А сейчас я вам расскажу историю.
(Выключается верхний свет, зажигаются свечи, звучит тихая музыка. Воспитатель садится за стол, на котором горит свеча. Дети садятся рядом полукругом.)
Воспитатель: Рождество - это религиозный праздник. Само слово Рождество говорит о том, что кто - то родился. Рождение ребенка – это всегда благая весть. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий.
Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Прочтение стихотворения «Рождество»  Г. Лонгфелло.

Кругом рождественская мгла.
Во мгле гудят колокола,
И с ними в лад
Слова звучат:
«Мир на земле и счастья всем!».
Я чувствовал, как в этот день,
Жизнь городов и деревень,
Объединив, звучит призыв:
«Мир на земле и счастье всем!»

Ребята, а теперь расскажите мне, о чем это стихотворение? Что самое главное на земле? Что означает само слово Рождество? А вы знаете другие традиции этого праздника?  (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

Воспитатель: Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, в нечистую силу: Бабу-Ягу, кикимору и др. Группами они ходили по домам, поздравляли  с праздником, желали наилучшего специальными песенками - колядками.
Я знаю, что вы подготовили колядки. Прочтение наизусть колядок детьми.

Коляда, коляда.
Накануне Рождества,
Тетенька добренька
Пирожка-то сдобненька.
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай!

Маленьких хлопчик
Сел на снопчик,
В дудочку играет
Коляду потешает.

Авсень, Авсень,
Завтра новый день!
Не стой у ворот,
Завтра Новый год!

Воспитатель: Колядующие непременно получают что-то съедобное: сладости, орехи и особые обрядовые печенья, их называли козули – их обязательно готовили в каждом доме на этот случай. Эти фигурки из теста надо съесть тут же, загадав желание.

(Слышится веселая песенка колядовщиков.)

Воспитатель: Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их. Входят колядовщики: Медведь, Коза, Цыганка поют песенку.

Коляда, коляда,
открывай ворота,
Кто даст пирога
Тому полон хлев скота,
овин с овсом.
Жеребца с хвостом.
Сеем веем посеваем
с Новым годом поздравляем.


Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые. Вот вам угощение: сыр да печенье, пряники, конфеты. Дети угощают ряженых конфетами.

Воспитатель: А давайте поиграем в русскую народную игру, которая называется «Иван»
Для этой игры используется специальная считалка для выбора водящего:

Иван с косой,
Не ходи босой,
А обутый ходи,
Себе лапти сплети.
Если будешь ты обут -
Волки, лисы не найдут,
Не найдет тебя медведь,
Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палочку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе.


«Звери» переговариваются с ним:
- Иван-косарь, что ты делаешь?
- Траву кошу.
- А зачем косишь?
- Коров кормить.
- А зачем коровы?
- Молочко давать.
- А зачем молочко?
- Сырцы делать.
- А зачем сырцы?
- Охотников кормить.
- А зачем охотников кормить?
- В лесу зверей ловить!

«Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей», он должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей».

Воспитатель: Мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа, о народном христианском  календаре. Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике, об угощении, которое готовилось в этот праздник. Посмотрите, пожалуйста, на доску (изображение - жаворонок). Как называется эта птица? (ответы детей). А ведь это не просто птица-это память о погибших воинах.  В марте есть народный христианский праздник, посвященный жаворонку.  22 марта - « Сороки».  Почему Сороки? (Демонстрация иллюстраций: воины Древней Руси). Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и  тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда любил народ, и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков. В этот день - 22 марта вспоминают всех погибших воинов.
А хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков», с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям.

Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.

А сейчас мы с вами сыграем в игру «Жаворонок».

По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик.

Он входит в круг, который образует играющие, и бегает в нём. Все говорят:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза.

«Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком». Ребята, а теперь расскажите мне, почему этот праздник называют «Сороки-Жаворонки»? Что символизирует жаворонок?  Что пекли хозяйки в честь этого праздника? Какие традиции люди соблюдают в этот праздник? Что вы узнали из легенды, которую я вам рассказала?

Итог:
Воспитатель: Ну, ребята, молодцы. Поиграли от души!
А сейчас пришло время возвращаться из прошлого  в настоящее. Усаживайтесь в наши волшебные сани, которые помчат нас в наш любимый детский сад. (Звучит музыка колокольчиков). И вот мы снова в нашем саду.
А теперь, расскажите мне, вам понравилось наше путешествие в прошлое? Как вы будете отмечать Рождество? Какие вы будете дарить подарки друзьям? Какие добрые и теплые слова вы будете говорить своим близким?
А сейчас давайте нарисуем поздравительную открытку своим друзьям и близким.
 (Сделать выставку открыток, объяснить содержание своего рисунка). А в следующий раз я вам расскажу о народном празднике «Масленице». До встречи! (Звучит русская народная музыка «Улетай на крыльях ветра» )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по народной педагогике. посвященный народному празднику "Егорий Вешний" , подготовительная группа

В конспекте использованы: художественное слово, материал для знакомства ,как праздновали этот праздник в старину, пальчиковая и подвижная игра.Заканчивается занятие лепкой из соленого теста овечек....

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

реализация проекта "Календарь народных праздников ". Информация на стенд "Зимние народные праздники"

Информация для родителей на стенд "Музыкальная минутка". Реализация проекта "Календарь народных праздников....

Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны

Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...

Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» - Весенний праздник "Прилет птиц!" 22 марта

Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» в разновозрастных группах (4-7лет) «Почемучка» и "Непоседы"...

Русско-народный праздник "Сороки или Прилет жаворонков и казахский народный праздник Наурыз (22 марта)

Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта. В православном церковном календаре это день почитания памяти сорока мучеников Севастийских – воинов-христиан, принявших мученическую с...