Проект «Пасха. От Вербного воскресенья до Красной горки»
проект (средняя группа) на тему

Кыргызакова Ангелина Владимировна

Краткосрочный проект который позволяет приобщить детей к традициям через знакомство с одним из народных праздников – Пасхой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Пасха. От Вербного воскресенья до Красной горки»

Разработала: Воспитатель МДОУ детский сад «Берёзка» с. Иогач

Кыргызакова А.В.

Тип проекта: информационно – игровой.

Продолжительность: краткосрочный.  

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Вступление.

Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью возрождения утраченных обычаев, культуры и  традиций народов России.

Гипотеза

 Данный проект  позволяет приобщить детей к традициям через знакомство с одним из народных праздников – Пасхой.

Цель: создание условий для знакомства детей с обычаями и традициями христианского праздника Пасха.

Задачи:

Систематизировать  и углубить представления детей о светлом празднике Пасха

Повысить интерес детей к обычаям и традициям, которые зародились много веков назад.

Познакомить с традиционной кухней Православного праздника.

Развивать музыкальную культуру.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Обогащать словарный запас.

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Ожидаемые результаты для детей:

- проявляет интерес к празднику Пасхи;

-отличает крашенки от писанок, знает их значение;

 - использует  различные виды художественного творчества при оформлении макета яйца;

-принимает активное участие  в проведении праздника

 

Ожидаемые результаты для родителей:

-проявляет интерес к совместной деятельности с ребёнком по данной теме;

-помогает развивать творческие способности ребёнка;

-изготавливает, совместно с ребёнком, поделку по теме;

-приобщает ребёнка к семейным традициям приготовления и празднования  Пасхи.

Финансово экономические обоснования.

Для реализации данного проекта понадобиться ноутбук, проектор с экраном, картон для изготовления макетов яиц, цветной картон, гофрированная бумага, коричневого цвета, ватные диски, рамка для картины,  для выполнения коллективной работы «Верба», презентация на тему «Крашенки и писанки» .

Этапы проекта.

1.Подготовительный:

Подбор информации по теме. Изучение воспитателем традиций и обычаев празднования Вербного воскресенья, Пасхи  и Красной горки на Руси и в наше время. Разработка сценария праздника, распределение ролей, репетиции песен, танцев и сценок.  Выявить степень заинтересованности детей и родителей в праздновании этих праздников. Определение уровня умений и знаний детей по теме. (Приложение1).  Формирование основной части проекта от интересов детей.

2.Основной.

Дни недели.

Тема и цель совместной деятельности.

Методы  и приёмы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Понедельник

«Скоро праздник Светлой Пасхи»

Цель: знакомство с традициями и обычаями проведения Пасхи

Наглядный метод

Беседа

Рассказ воспитателя

Выводит на экран картинку, где двое обмениваются крашенными яйцами.

Задаёт вопросы по содержанию.

Рассказывает о предстоящем празднике.

Рассматривают.

Отвечают на вопросы.

Слушают рассказ воспитателя

Вторник

Рассматривание веток вербы, подготовка к выполнению коллективной работы «Верба»

Цель: расширение знаний о значении вербы в быту христиан.

Домашнее задание «Поделка к Светлой Пасхи».

Цель: приобщение родителей как участников образовательных отношений к получению дополнительных знаний о празднике.

Наглядный

Беседа

Продуктивный метод

Работа с родителями

Показывает ветки вербы.

Предлагает выполнить коллективную работу « Верба», показывает, что для этого нужно.

Предлагает детям совместно с родителями сделать поделку.

Рассматривают, узнают с какого дерева ветки, трогают их, нюхают…

Скручивают из коричневой гофрированной бумаги веточки, вырезают из ватных дисков почки вербы.

Выполняют дома с родителями поделку.

Среда

Выполнение коллективной работы «Верба».

Цель: закрепление навыков работать коллективно.

Продуктивный метод

Контролирует процесс работы.

С помощью кисти и клея приклеивают бумажные ствол и ветки, по очереди наклеивают по несколько почек. Два ребёнка вырезают по облаку и приклеивают их. Несколько детей работают над солнцем из пшена.

Четверг

Презентация «Крашенки и писанки».

Окрашивание яиц к празднику.

Цель: ознакомление детей с некоторыми видами раскрашивания пасхальных яиц.

Опыт «Смешивание красок».

Цель: показать результат смешивания красной и синей красок.

Наглядный

Наглядно - продуктивный метод.

Наглядно - Исследовательский

Показывает и комментирует презентацию «Писанки и крашенки».

Показывает процесс покраски  яиц с помощью пищевой краски. (Зелёной, синей, жёлтой, красной).

Кладёт очередное яйцо в баночку с синей краской и «нечаянно» проливает туда красную краску.

Смешивает два оставшихся цвета (жёлтый и зелёный)

Смотрят  и выполняют задания: определяют где писанки, а где крашенки.

Наблюдают за процессом, вместе произносят «волшебные» слова: кручу верчу, красный (жёлтый, зелёный, синий) цвет получить хочу.

Наблюдают, определяют получившийся цвет воды и яйца. Делают выводы.

Предлагают смешать два оставшихся цвета, наблюдают за результатом, делают вывод, что при смешивании жёлтого и зелёного цвет остаётся зелёным, только более насыщенным.

Пятница

Праздник: «Пасха. От Вербного воскресенья до Красной горки».

Цель: создание условий для расширения знаний о традициях и обычаях празднования Пасхи, вызывать желание продолжать традиции. (Приложение 2)

Совместно со вторым воспитателем подготавливает всю атрибутику к празднику и оформляет зал.

Выступают в качестве ведущих.

Рассказывают стихи, поют песни, танцуют танцы подгруппами, показывают сказку, принимают участие в играх.

Понедельник

Раскрашивание макета яйца.

Цель: создание условий для реализации своих творческих способностей.

Беседа

Продуктивный метод

Спрашивает, как украшали на Пасху яйца дома?

Предлагает раскрасить макеты яиц по своему желанию.

Рассказывают о вариантах оформления яиц, рассматривают принесённые яйца.

Раскрашивают макеты яиц на своё усмотрение.

3.Заключительный.

1) Оформление выставки поделок на тему «Светлый праздник Пасха».

(Приложение 3)

2) Оформление презентации по итогам проекта.

Приложение 1.

Мониторинг знаний детей о празднике Пасха проводился с помощью вопросов в таблице.

Ф.И. ребенка

1. знает традиции и обычаи праздника.

2. знает и объясняет разницу между разными видами украшения пасхальный яиц.(писанки, крашенки, ) 

3. знает  народные приметы связанные  с праздником  пасхи.

4. знает стихи о Пасхе.

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Пасха. От Вербного воскресенья, до Красной горки. Конспект праздника в средней группе

Цель: расширение знаний детей о традициях и обычаях празднования христианского праздника Пасхи, начиная с Вербного воскресенья и, заканчивая Красной горкой.

Оборудование: лотки с товаром для ярмарки, 4 цветных платка, макеты раскрашенных яиц, ветки вербы, корзина с  крашенными яйцами, костюмы Бабки, Деда, Курочки-Рябы, Мышки, большое яйцо папье- маше, 2 желобка для катания яиц, яйца киндер-сюрприз на каждого ребёнка.

Ход мероприятия.

(Дети и гости сидят в зале. Выходят воспитатели в русских народных сарафанах).

Воспитатель. Читает стихотворение Т.Сикачёвой «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Воспитатель.

Здравствуйте, уважаемые гости! Поздравляем вас с праздником Святой Пасхи! Сегодня мы предлагаем вспомнить традиции этого праздника!

Как всем известно, за неделю до Пасхи празднуют Вербное воскресенье.

Посмотрите, ребята, на эти веточки. С какого они дерева? Правильно с вербы. С давних времён существует поверье, что это расцветающее, полное сил дерево может передавать здоровье, силу и красоту тем, кто его коснётся.

А веточки вербы, особенно распустившиеся почки, считались целебными, наделёнными особой силой.

(Дети прикасаются к веткам)

Воспитатель. Вот поэтому есть обычай в Вербное воскресенье хлестать с утра ветками друг друга, в первую очередь детей, приговаривая:

Верба, верба, верба хлёст,

Верба хлёст бьёт до слёз,

Верба синя  бьёт не сильно,

Верба красна бьёт напрасно,

Верба бела бьёт за дело,

Верба хлёст бьёт до слёз!

Не я бью, верба бьёт!

Верба хлёст бьёт до слёз!

Воспитатель. В народной медицине почки вербы дают пожевать от зубной боли и при лихорадке.

Воспитатель. На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары и ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить всевозможные сладости, игрушки,  а так же повеселиться.

(5 детей выходят к заранее подготовленным торговым лоткам)

Ребёнок.

У нашего Якова товару хватит всякого!

Тары-бары-растобары расторгуем все товары!

Ребёнок.

Нитки, катушки, селёдочные кадушки!

Красивые платочки, мелкие гвоздочки!

Ребёнок.

Вот орешки, хорошие орешки, вкусные на меду.

Давай в шапку накладу!

Ребёнок.

Подходи бедный, подходи богатый!

Подходи тонкий, подходи пузатый!

Ребёнок.

Пряники печатные, конфеты сахарные!

Как куснёшь, так и уснёшь!

Как вскочишь, так и захохочешь!

(Звучит музыка, «красны девицы» и «добры молодцы» гуляют по ярмарке. Воспитатель подходит к торговцам платочками и достаёт цветные платочки.)

Воспитатель. Ой, девочки, а вот платки разноцветные, да шёлковые – голубые, алые, лиловые…

(Девочки покупают платки .)

1Девочка. Вы подруженьки, любимые, вы красавицы – забавницы!

                 Сходитесь на лужок, да встанем все в кружок!

(Встают полукругом)

2Девочка. Как нам, девушкам, хоровод собирать?

                   Как нам танцы танцевать?

                   Без парней –то нам не весело!

(Под весёлую плясовую выходят мальчики важной походкой и встают к своей паре)

Танец с платками __________________________

Ребёнок. 

Золотая вербушка,

Не расти, верба, во ржи,

Расти в поле на межи.

Ветер вербу не берёт,

Соловей гнезда не вьёт

Воспитатель. 

Расти, верба, у наших ворот,

Для тебя танцевать пойдёт народ.

Танец – хоровод «Как у наших у ворот»

Воспитатель. Из собранных веточек вербы составляли букет и ставили в вазу, веря, что она сохранит здоровье в семье, принесёт семейное благополучие. А прошлогодний букет из вербы сжигали или отправляли вниз по течению с пожеланиями, что бы всё плохое уходило безвозвратно.

Танец с вербами под музыку «Светит месяц»._________________

Воспитатель. А вот и долгожданный день Святой Пасхи. Семья собирается возле накрытого стола, рассматривают крашенки, писанки,  играют ими и соревнуются на самое крепкое яйцо.

Воспитатель. Поздравив друг друга в семье, шли в гости к соседям, знакомым и славили приход Пасхи. Входящие говорили «Христос воскрес!», а домочадцы отвечали «Во истину воскрес!» Обменивались яйцами и трижды целовались.

Танец с макетами раскрашенных яиц._______________________________

(Включить тихонько колокольный звон, дети читают стихи.)

Ребёнок. 

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная Земля!

Тихая долина разгоняет сон

И за лесом синим замирает звон.

Ребёнок. 

В храмах радостный трезвон

Сообщает людям он,

Что настал великий час –

Праздник праздников у нас!

Ребёнок. 

Поселились птицы в гнёздах,

Снег растаял, как свеча,

 Пахнет сладким духом воздух

Золотого кулича.

Дождик солнечный закапал

В этот день святых чудес

И, меня целуя,  папа говорит:

«Христос воскрес!»

(Воспитатель читает стихотворение А.Майкова «Христос воскрес», дети  слова «ХВ» второй раз произносят вместе.)

Воспитатель. 

Повсюду благовест гудит, из всех домов народ валит.

Заря глядит уже с небес -  «Христос воскрес!»

(Вместе) «Христос воскрес!»

С полей уж снят покров снегов и реки рвутся из оков.

И зеленеет ближний лес – «ХВ!» (Вместе) «ХВ!»

Вот просыпается земля и одеваются поля.

Весна идёт, поля чудес «ХВ!» (Вместе) «ХВ!»

Песня о весне_____________________________________________

Сказка «Пасхальное яичко»

-А мы сейчас с вами посмотрим сказку. (За столом сидят дед и баба)

Воспитатель.

 Жили - были в одной деревушке

Старичок со своею старушкой.

Дружно жили они не тужили,

Вместе в церковь в субботу ходили,

Вместе хозяйство вели,

Вместе пекли пироги.

Баба : Дед, ты печку затопил?

Сегодня я затею пир.

Ведь праздник пасхи наступил.

Дед : А я уж выбился из сил.

Дров наколол, воды наносил,

Печку давно для тебя натопил.

Баба : Ай да, помощник! И я не дремала.

Тесто поставила, клюкву намяла,

Сахар насыпала. Вкусный пирог

В печку сажу я, поспеет он в срок.

Сладкого морса в кувшинчики налили.

Дед: Бабка, мы яйца покрасить забыли!

Баба : ну, это беда, не беда!

Курочка Ряба, иди к нам сюда!

(Появляется Курочка Ряба с золотым яйцом)

Курочка Ряба : Здравствуй, дед, и здравствуй баба!

Постаралась Кура Ряба.

Вы не слушали меня,

А говорила я не зря :

Ко Христову дню я яичко принесу.

Да яйцо - то не простое, принесла вам золотое!

Баба : Дед, яйцо горит, как жар.

Дед: Я подумал, что пожар!

Баба : Жалко красить золотое,

Пусть оно стоит такое,

А тебе, моя хохлушка,

Я зерна насыплю в кружку.

Дед: Ну а я воды налью,

Тоже Рябу похвалю.

(Дед, баба и довольно кудахтающая Курочка Ряба уходят. Появляется мышка.)

Воспитатель. 

Всё бы ладно, но детишки,

В доме том жила и мышка.

Она по полу бежала и яичко увидала.

Мышка:Что за странное яйцо?

Словно жар горит оно!

С ним немножко поиграю,

Лапкой трону, покатаю.

(Роняет и разбивает яичко). Ой, пока не видят дедка с бабой,

Мышке ноги делать надо!

(Убегает) .(Входят Дед и Баба. Замечают разбитое яйцо).

Баба: Вот так горе! Вот беда!

Это Мышка, Дед, она!

Дед: Что же делать? Как тут быть?

Баба: Будем, старый, слезы лить! (Дед и Баба плачут. Входит Курочка Ряба с корзиной, где  крашеные яйца).

К. Р. : Не плачь, Дед! Не плачь, Баба!

Принесла вам Кура Ряба Яички другие, не золотые, а цветные!

Дед, Баба :Спасибо, хохлатушка, Курочка Ряба!

К. Р. : Яйца катайте, Пасху встречайте!

Воспитатель.  Ребята, посмотрите, какие яйца принесла нам Курочка Ряба.  

Всю неделю ходили в гости и дарили  яйца которые могли быть настоящими, или деревянными, стеклянными и т.д. В конце недели, в следующее воскресенье праздновали «Красную горку». В этот  день принято было играть в разные игры и, обязательно, играли с яйцами.

Воспитатель.  

Девчонки и мальчишки, озорные ребятишки выходите поиграть, яйца красные катать.

1Игра «У кого дольше прокрутится яйцо»

2Игра «Мячом сбить яйца, выложенные в ряд»

3 Ирга «Катание яиц с горки» (чьё яйцо укатится дальше или перед горкой на ровной площадке разложить мелкие игрушки, н-р киндер-сюрпризы, дети катят яйцо, и если оно заденет игрушку, то ребёнок её забирает.)

Воспитатели вместе:   (С подносов в руках на котором кулич и крашенные яйца или киндер яйца)

Мы на Пасху идём, куличи в руках несём!

Ай, тари-тари-тари вам яичко принесли:

Жёлтые, красные, яйца-то разные.

Вы яйца съедайте, Пасху нашу вспоминайте!

(Дарят детям яйца)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вербное воскресенье. Вербный базар.

Развлечение для детей с использованием средств народной оздоровительной педагогики....

Проект "Пасха. Светлое Христово Воскресенье"

Участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства "Лучший проект - 2019"...

Обучаемся дистанционно Рекомендации родителям и фотоотчет по теме «Вербное воскресенье и Пасха»

Уважаемые родители! Пасха может стать очень ярким и интересным праздником для детей. Пасха для детей – это, прежде всего, знакомство с историей, которую они, возможно, еще не до конца понимают и...

С Вербным Воскресеньем и наступающей Пасхой

За неделю до Пасхи в  воскресенье празднуется праздник, иначе называемый Вербным воскресением....

Проект: " Пасха – Светлое Христово Воскресение»

Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но не все...

"Пасха. От Вербного воскресенья, до Красной горки"

quot; Пасха. От Вербного воскресенья, до Красной горки", в целях расширения знаний детей о традициях и обычаях празднования христианского праздника Пасха, начиная с «Вербного воскресе...