Сценарий культурно-досугового мероприятия «Осенние посиделки»
методическая разработка на тему

Жалялетдинова Екатерина Александровна
Цель: формировать представление о необходимости гармоничного соотношения труда и отдыха  в жизни через приобщение к народной традиции русских посиделок; воспитывать интерес к здоровому образу жизни, активным формам отдыха; воспитывать уважение к национальному наследию, стремление сохранять культурные общечеловеческие ценности.
Персонажи: Ведущая, Хозяйка, Старушка-Ворчушка.
Оборудование: название мероприятия на стену, распечатки поговорок и пословиц о труде и отдыхе (на стены зала), оборудование для проведения игр и конкурсов, костюмы для персонажей.  
План: 
1.Понятийный блок.  
Активизация опыта детей, освоение новых знаний.
2. Игровой блок.  
Закрепление понятий, развлекательно-познавательные игровые элементы.
3.Рефлективный блок.  
Проверка уровня усвоения новых знаний и понятий.
4. Подведение итогов.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osennie_posidelki.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий культурно-досугового мероприятия

«Осенние посиделки»

Цель: формировать представление о необходимости гармоничного соотношения труда и отдыха  в жизни через приобщение к народной традиции русских посиделок; воспитывать интерес к здоровому образу жизни, активным формам отдыха; воспитывать уважение к национальному наследию, стремление сохранять культурные общечеловеческие ценности.

Персонажи: Ведущая, Хозяйка, Старушка-Ворчушка.

Оборудование: название мероприятия на стену, распечатки поговорок и пословиц о труде и отдыхе (на стены зала), оборудование для проведения игр и конкурсов, костюмы для персонажей. 

План: 
1.Понятийный блок.  
Активизация опыта детей, освоение новых знаний.
2. Игровой блок.  
Закрепление понятий, развлекательно-познавательные игровые элементы.
3.Рефлективный блок.  
Проверка уровня усвоения новых знаний и понятий.
4. Подведение итогов. 

Ход мероприятия:
Звучит негромкая народная музыка

1.Понятийный блок.  Активизация опыта детей, освоение новых знаний.
Ведущий:
 - Здравствуйте, ребята! Вот и настал новый день, друзья, а дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории, какие? (будни и праздники) Будни отданы труду и ученью, а праздники? (отдыху)
  - Хорошо потрудившись, выполнив все свои дела можно и отдохнуть.
Недаром, в народе говорят: «Сделал дело – гуляй смело».
 - А что же такое отдых? Как вы умеете отдыхать? Как отдыхать лучше? (…)
 - Отдых может быть активным, развеселым или спокойным, пассивным.

Отдых – это проведение времени для восстановления сил
и без обычной работы.

   - Сегодня мы познакомимся с одной из старых русских традиций отдыха – традиции посиделок. А, что такое посиделки, вы когда-нибудь слышали? (…)
  - И действительно, когда заканчивались напряженные летние и осенние работы, урожай был собран и уложен на хранение, люди собирались на совместное веселье в чьей либо избе. Но не только весельем было наполнено это время, девушки обычно, рукодельничали – пряли, вязали, вышивали.
Потому как не всегда работа в тягость – бывает работа и в радость…

   - А давайте, и мы проведем посиделки!? Думаю, у вас появился вопрос «зачем?». Ведь теперь столько возможностей свободное время провести – отлежать бока на диване пересматривая все сериалы телеканала, горбиться полдня за компьютером, слушать у экрана сладкоголосых певцов и артистов.

   - У наших прабабушек и прадедушек такой возможности не было…  
И все же, говорят, они бы счастливее нас – потому что на самом деле умели отдыхать и веселиться по-настоящему, от души! Потому что делали все сами! Сами пели, и других слушали; сами танцевали и на других смотрели; играли, шутили – все сами! Так и говорилось «других посмотреть и себя показать». Вот такая хорошая традиция посиделок.  Ну, что, ребята, устроим посиделки?

   - Тогда устроим все «чин по чину», ведь и в посиделках свой порядок есть.
Хозяйкой посиделок была владелица избы, но чаще ею становилась самая находчивая и веселая молодуха (как называли в старину молодых женщин). Она рассаживала приходящих гостей, руководила, когда-чем заниматься: когда просто играть, когда сказки говорить, когда песни петь - кадриль водить, а когда гадать–ворожить. Если же становилось неинтересно – выбирали другую Хозяюшку. Так и нам без Хозяйки нельзя, как же быть…

2. Игровой блок.  Закрепление понятий, развлекательно-познавательные игровые элементы, в промежутках песенные выступления детей.

Входит Хозяйка: Здравствуйте, вы ко мне в зал на посиделки? Очень рада вас видеть, дорогие мои! Чего хотите раньше игру или песню?

Музыкальный  номер №1.

1.Игра «Тяни холсты» под музыку (Количество участников – любое)
- На посиделках девушки украшали вышивкой полотенца - рушники.

Игровая пауза.

Загадки о труде, инструментах, отдыхе.
Хозяйка: - А вы ребята, дома по хозяйству помогаете?
Или труда, да инструментов совсем не знаете?

1.Его можно найти и упустить; потратить и даже убить; оно то убегает, то тянется; его то много, то мало; а когда и пробежит незаметно. О чем речь?
2.Ей набили мясом рот, И она его жует,
Жует-жует и не глотает, в тарелку рядом отправляет.
(Мясорубка)
3.Я по лысине бегу, кудри с лысины стрегу.
(Рубанок)
4.Идет мужик по лесу, несет зеркало за поясом.
(Топор)
5.То назад, то вперед. Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе, продырявишь море!
(Утюг)
6. Смотри, они раскрыли пасть - В нее бумагу будем класть,
Бумага в этой пасти, Разделится на части.
(Ножницы)
7. Две стройные сестрицы  В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки …И вот он шарф у Петеньки!
(спицы)

8. В брюхе баня, В носу – решето,
Пуговка на голове, Ручка – одна, да и та на спине.
(Чайник)

9. Весь мир наряжает, сама голая гуляет. (Иголка)
10. По полотняной дорожке  скачет на одной ножке. (
Швейная машинка)

Хозяйка: - А может, посоревнуемся, скороговорки поговорим?

Скороговорки

1.Коси коса, пока роса,
Роса долой и мы домой.

2.Из печи калачи,
В окошко мечи.

Музыкальный  номер № 2.

Загадки «Урожайно - огородные»
- Встречайте, достижения народные - загадки урожайно-огородные!

А  на  этой  грядке

Толстые  загадки.

Сам  алый, сахарный.

Кафтан  зелёный,  бархатный.

(Арбуз)

А на  этой  грядке

Длинные  загадки.

В  этой  грядке  Дед  Мороз

Прячет  летом красный  нос.

(Морковка)

Сидит бабка,
Вся в заплатках,
Кто заплатку оторвет,
Тот заплачет и уйдет.

(Лук)

Вырос  в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном,
Да на стебле золотом.
(Рожь, пшеница, другие зерновые)

Рос ребенок – не знал пеленок,
Стал стариком – сто пеленок на нем.
(капуста)

Над землей трава -
Под землей – красная голова.
(Свекла)

Лежат Егорки под межой,
накрыты зеленой фатой.
(Огурец)

Висит зеленая ветка -
На ней красные детки.
(Помидоры)

Хозяйка: - А вы знаете, что в старину жили большими дружными семьями? В избе находились несколько поколений людей: прабабки и прадеды, деды и бабушки, мамы, папы и ребятня. И куда все помещались!
Но как ни странно, никто никому не мешал, только веселее жить было людям. (
Стук упавшего тяжелого предмета) Ой, Хозяйка, кто это у вас с печки свалился?

Входит Старушка - Ворчушка, потирает «ушибленный бок»:
-
 Ладно-ладно. Делу время – потехе час!  Ишь, распелися. А потрудиться вы умеете? А то может, зазря тута баклуши бьете! Эй-х, вы и слов таких-то не слыхивали, что значит «бить баклуши»? (бездельничать)

Конкурсы   от Старушки - Ворчушки.
Первый конкурс «Портняжка»(по 2 чел): кто больше пуговиц на нитку наденет под счет до …? (на счет до 10 или 20, как решить).
Оборудование: много пуговиц с крупными дырками, 2 толстые нитки с большими узелками, длиной около полметра.
Второй конкурс «Ведро яблок» (по 2 чел): кто быстрее соберет яблоки? 
Оборудование:
 2 ведра, наполненные одинаковым количеством бумажных комков.
Третий конкурс «Цветочные узоры» (по 2 чел): кто быстрее и красивее заполнит лист цветами (рисовать с помощью шаблона)?
Оборудование: 2 листа бумаги, два шаблона цветка простой формы, два маркера (фломастера).

Четвертый конкурс «Рыболов» (по 2 чел): кто быстрее поймает рыбку?
Оборудование: две палочки, связанные толстой тесьмой, на середине закреплена рыбка из картона.

Игровая пауза.

2.Игра «Крепость» под музыку (Количество участников – любое)

3.Игра «Кошки - мышки» (Количество участников – нечетное)

4.Игра «Ручеек» под музыку (Количество участников – нечетное)

3.Рефлективный блок. 

Ведущая: - Ребята, хорошо провели мы время на посиделках?
Поблагодарим Хозяйку за радушный прием? (...)
Так как можно отдыхать, чему у наших мудрых предков поучится? (…)
- А
пословицы и поговорки народные о труде и отдыхе, какие знаете? (…)
В мой компьютер вирус попал и я для вас распечатала  какие-то странные карточки.  Разберемся вместе, поправим?

Поправим пословицы и поговорки (карточки-перекидушки)

Делу время – потехе сутки (час)
Сделал дело – гуляй отсюда (смело)
В субботу – на работу, а в воскресенье в поход ( на веселье)
Одна голова хорошо, а две – некрасиво
(лучше)
Труд человека кормит, а лень поит
(портит)
Скучен день до вечера, коли делом заняться
(нечего)
мало хотеть, надо выпрашивать
(уметь)
Землю красит солнце, а человека парикмахер
(труд)
Кто мало говорит, тот много кушает
(делает)

4. Подведение итогов. 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1.Игра «Тяни холсты» под музыку 
(кол-во участников – любое, полотно длиной около 5м)
Правила игры:. Участники становятся в круг; по диаметру, между стоящими напротив натягивается длинное полотенце; под музыку концы полотенца передаются рядом стоящему по часовой стрелке.  Игровые слова: «Тяни холсты потягивай, в коробочку закладывай». Когда музыка смолкает, участники с концами полотенца начинают перетягивание, кто кого в центр круга вытянет. Звучит музыка, полотенце передается, игра продолжается.

2.Игра «Крепость» под музыку (кол-во – любое)

3.Игра «Кошки - мышки» (кол-во учас-в – нечетное)
Правила игры: участники делятся на пары, берут стулья и составляют в круг.
«Мышки» садятся на все стулья, кроме одного. «Кошки» стоят за стульями. «Кошка» за стулом без «мышки» подмигивает-приманивает чужих «мышек», а «кошки» своих «мышек» стерегут – слегка держат за плечи. Естественно, «мышки» очень ловкие, перебегают. Через некоторое время участники меняются местами.

4.Игра «Ручеек» под музыку традиционная (кол-во участников – нечетное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Широкая масленица" Сценарий культурно - досугового развлечения для детей всех возрастных групп ДОУ

Сценарий культурно-досугового развлечения "Широкая масленица" для детей всех возрастных групп ДОУ...

Сценарий культурно - досугового развлечения на улице для всех детей ДОУ «Проводы Масленицы»

Сценарий культурно - досугового развлечения на улицедля всех детей ДОУ«Проводы Масленицы»...

Сценарий культурно-досугово мероприятия "А-ты, баты шли солдаты"

Культурно досуговое мероприятие для пап и детей ,посвященное Дню защитника отечества....

Культурно-досуговое комплексное мероприятие с использованием АМО "В гостях у Данилы-мастера" (ознакомление с окружающим и лепка)

Мероприятие проводилось в подготовительной к школе группе.Конспект НОД соответствует программным требованиям для данного возраста. Составлен по технологии модерации с использованием АМО.При отборе сод...

Сценарий культурно-досугового мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья «Лучики солнца»

Сценарий культурно-досугового мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Сценарий мероприятия "Осенние посиделки" старшая группа

Сценарий мероприятия "Осенние посиделки" старшая группа...