Сценарий культурно-досугового мероприятия «Осенние посиделки»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennie_posidelki.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий культурно-досугового мероприятия
«Осенние посиделки»
Цель: формировать представление о необходимости гармоничного соотношения труда и отдыха в жизни через приобщение к народной традиции русских посиделок; воспитывать интерес к здоровому образу жизни, активным формам отдыха; воспитывать уважение к национальному наследию, стремление сохранять культурные общечеловеческие ценности.
Персонажи: Ведущая, Хозяйка, Старушка-Ворчушка.
Оборудование: название мероприятия на стену, распечатки поговорок и пословиц о труде и отдыхе (на стены зала), оборудование для проведения игр и конкурсов, костюмы для персонажей.
План:
1.Понятийный блок.
Активизация опыта детей, освоение новых знаний.
2. Игровой блок.
Закрепление понятий, развлекательно-познавательные игровые элементы.
3.Рефлективный блок.
Проверка уровня усвоения новых знаний и понятий.
4. Подведение итогов.
Ход мероприятия:
Звучит негромкая народная музыка
1.Понятийный блок. Активизация опыта детей, освоение новых знаний.
Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Вот и настал новый день, друзья, а дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории, какие? (будни и праздники) Будни отданы труду и ученью, а праздники? (отдыху)
- Хорошо потрудившись, выполнив все свои дела можно и отдохнуть.
Недаром, в народе говорят: «Сделал дело – гуляй смело».
- А что же такое отдых? Как вы умеете отдыхать? Как отдыхать лучше? (…)
- Отдых может быть активным, развеселым или спокойным, пассивным.
Отдых – это проведение времени для восстановления сил
и без обычной работы.
- Сегодня мы познакомимся с одной из старых русских традиций отдыха – традиции посиделок. А, что такое посиделки, вы когда-нибудь слышали? (…)
- И действительно, когда заканчивались напряженные летние и осенние работы, урожай был собран и уложен на хранение, люди собирались на совместное веселье в чьей либо избе. Но не только весельем было наполнено это время, девушки обычно, рукодельничали – пряли, вязали, вышивали.
Потому как не всегда работа в тягость – бывает работа и в радость…
- А давайте, и мы проведем посиделки!? Думаю, у вас появился вопрос «зачем?». Ведь теперь столько возможностей свободное время провести – отлежать бока на диване пересматривая все сериалы телеканала, горбиться полдня за компьютером, слушать у экрана сладкоголосых певцов и артистов.
- У наших прабабушек и прадедушек такой возможности не было…
И все же, говорят, они бы счастливее нас – потому что на самом деле умели отдыхать и веселиться по-настоящему, от души! Потому что делали все сами! Сами пели, и других слушали; сами танцевали и на других смотрели; играли, шутили – все сами! Так и говорилось «других посмотреть и себя показать». Вот такая хорошая традиция посиделок. Ну, что, ребята, устроим посиделки?
- Тогда устроим все «чин по чину», ведь и в посиделках свой порядок есть.
Хозяйкой посиделок была владелица избы, но чаще ею становилась самая находчивая и веселая молодуха (как называли в старину молодых женщин). Она рассаживала приходящих гостей, руководила, когда-чем заниматься: когда просто играть, когда сказки говорить, когда песни петь - кадриль водить, а когда гадать–ворожить. Если же становилось неинтересно – выбирали другую Хозяюшку. Так и нам без Хозяйки нельзя, как же быть…
2. Игровой блок. Закрепление понятий, развлекательно-познавательные игровые элементы, в промежутках песенные выступления детей.
Входит Хозяйка: Здравствуйте, вы ко мне в зал на посиделки? Очень рада вас видеть, дорогие мои! Чего хотите раньше игру или песню?
Музыкальный номер №1.
1.Игра «Тяни холсты» под музыку (Количество участников – любое)
- На посиделках девушки украшали вышивкой полотенца - рушники.
Игровая пауза.
Загадки о труде, инструментах, отдыхе.
Хозяйка: - А вы ребята, дома по хозяйству помогаете?
Или труда, да инструментов совсем не знаете?
1.Его можно найти и упустить; потратить и даже убить; оно то убегает, то тянется; его то много, то мало; а когда и пробежит незаметно. О чем речь?
2.Ей набили мясом рот, И она его жует,
Жует-жует и не глотает, в тарелку рядом отправляет. (Мясорубка)
3.Я по лысине бегу, кудри с лысины стрегу. (Рубанок)
4.Идет мужик по лесу, несет зеркало за поясом. (Топор)
5.То назад, то вперед. Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе, продырявишь море! (Утюг)
6. Смотри, они раскрыли пасть - В нее бумагу будем класть,
Бумага в этой пасти, Разделится на части. (Ножницы)
7. Две стройные сестрицы В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки …И вот он шарф у Петеньки! (спицы)
8. В брюхе баня, В носу – решето,
Пуговка на голове, Ручка – одна, да и та на спине. (Чайник)
9. Весь мир наряжает, сама голая гуляет. (Иголка)
10. По полотняной дорожке скачет на одной ножке. (Швейная машинка)
Хозяйка: - А может, посоревнуемся, скороговорки поговорим?
Скороговорки
1.Коси коса, пока роса, | 2.Из печи калачи, |
Музыкальный номер № 2.
Загадки «Урожайно - огородные»
- Встречайте, достижения народные - загадки урожайно-огородные!
А на этой грядке Толстые загадки. Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз) | А на этой грядке Длинные загадки. В этой грядке Дед Мороз Прячет летом красный нос. (Морковка) |
Сидит бабка, | Вырос в поле дом, |
Рос ребенок – не знал пеленок, | Над землей трава - |
Лежат Егорки под межой, | Висит зеленая ветка - |
Хозяйка: - А вы знаете, что в старину жили большими дружными семьями? В избе находились несколько поколений людей: прабабки и прадеды, деды и бабушки, мамы, папы и ребятня. И куда все помещались!
Но как ни странно, никто никому не мешал, только веселее жить было людям. (Стук упавшего тяжелого предмета) Ой, Хозяйка, кто это у вас с печки свалился?
Входит Старушка - Ворчушка, потирает «ушибленный бок»:
- Ладно-ладно. Делу время – потехе час! Ишь, распелися. А потрудиться вы умеете? А то может, зазря тута баклуши бьете! Эй-х, вы и слов таких-то не слыхивали, что значит «бить баклуши»? (бездельничать)
Конкурсы от Старушки - Ворчушки.
Первый конкурс «Портняжка»(по 2 чел): кто больше пуговиц на нитку наденет под счет до …? (на счет до 10 или 20, как решить).
Оборудование: много пуговиц с крупными дырками, 2 толстые нитки с большими узелками, длиной около полметра.
Второй конкурс «Ведро яблок» (по 2 чел): кто быстрее соберет яблоки?
Оборудование: 2 ведра, наполненные одинаковым количеством бумажных комков.
Третий конкурс «Цветочные узоры» (по 2 чел): кто быстрее и красивее заполнит лист цветами (рисовать с помощью шаблона)?
Оборудование: 2 листа бумаги, два шаблона цветка простой формы, два маркера (фломастера).
Четвертый конкурс «Рыболов» (по 2 чел): кто быстрее поймает рыбку?
Оборудование: две палочки, связанные толстой тесьмой, на середине закреплена рыбка из картона.
Игровая пауза.
2.Игра «Крепость» под музыку (Количество участников – любое)
3.Игра «Кошки - мышки» (Количество участников – нечетное)
4.Игра «Ручеек» под музыку (Количество участников – нечетное)
3.Рефлективный блок.
Ведущая: - Ребята, хорошо провели мы время на посиделках?
Поблагодарим Хозяйку за радушный прием? (...)
Так как можно отдыхать, чему у наших мудрых предков поучится? (…)
- А пословицы и поговорки народные о труде и отдыхе, какие знаете? (…)
В мой компьютер вирус попал и я для вас распечатала какие-то странные карточки. Разберемся вместе, поправим?
Поправим пословицы и поговорки (карточки-перекидушки)
Делу время – потехе сутки (час)
Сделал дело – гуляй отсюда (смело)
В субботу – на работу, а в воскресенье в поход ( на веселье)
Одна голова хорошо, а две – некрасиво (лучше)
Труд человека кормит, а лень поит (портит)
Скучен день до вечера, коли делом заняться (нечего)
мало хотеть, надо выпрашивать (уметь)
Землю красит солнце, а человека парикмахер (труд)
Кто мало говорит, тот много кушает (делает)
4. Подведение итогов.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
1.Игра «Тяни холсты» под музыку
(кол-во участников – любое, полотно длиной около 5м)
Правила игры:. Участники становятся в круг; по диаметру, между стоящими напротив натягивается длинное полотенце; под музыку концы полотенца передаются рядом стоящему по часовой стрелке. Игровые слова: «Тяни холсты потягивай, в коробочку закладывай». Когда музыка смолкает, участники с концами полотенца начинают перетягивание, кто кого в центр круга вытянет. Звучит музыка, полотенце передается, игра продолжается.
2.Игра «Крепость» под музыку (кол-во – любое)
3.Игра «Кошки - мышки» (кол-во учас-в – нечетное)
Правила игры: участники делятся на пары, берут стулья и составляют в круг.
«Мышки» садятся на все стулья, кроме одного. «Кошки» стоят за стульями. «Кошка» за стулом без «мышки» подмигивает-приманивает чужих «мышек», а «кошки» своих «мышек» стерегут – слегка держат за плечи. Естественно, «мышки» очень ловкие, перебегают. Через некоторое время участники меняются местами.
4.Игра «Ручеек» под музыку традиционная (кол-во участников – нечетное).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Широкая масленица" Сценарий культурно - досугового развлечения для детей всех возрастных групп ДОУ
Сценарий культурно-досугового развлечения "Широкая масленица" для детей всех возрастных групп ДОУ...
Сценарий культурно - досугового развлечения на улице для всех детей ДОУ «Проводы Масленицы»
Сценарий культурно - досугового развлечения на улицедля всех детей ДОУ«Проводы Масленицы»...
Сценарий культурно-досугово мероприятия "А-ты, баты шли солдаты"
Культурно досуговое мероприятие для пап и детей ,посвященное Дню защитника отечества....
Культурно-досуговое комплексное мероприятие с использованием АМО "В гостях у Данилы-мастера" (ознакомление с окружающим и лепка)
Мероприятие проводилось в подготовительной к школе группе.Конспект НОД соответствует программным требованиям для данного возраста. Составлен по технологии модерации с использованием АМО.При отборе сод...
Сценарий культурно-досугового мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья «Лучики солнца»
Сценарий культурно-досугового мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Сценарий мероприятия "Осенние посиделки" старшая группа
Сценарий мероприятия "Осенние посиделки" старшая группа...