Блокада глазами детей
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Королёва Ольга Дмитриевна

Конспект занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_2015.odt13.63 КБ

Предварительный просмотр:


Сегодня мы с вами вспомним  о самой страшной войне из всех войн когда-либо происходивших на нашей планете, об очень трагической странице в истории этой войны-о блокаде Ленинграда.

 А знаете ли вы, ребята, как называется это война? (желательно услышать ответы). Есть такая страна-Германия. В те далёкие времена Германией правил очень плохой, злой человекАдольф Гитлер. У него был злой, жестокий замысел: он хотел завоевать весь мир, все страны. Часть городов разрушить до основания-стереть с лица Земли. Людей , которые не захотят ему подчиниться, уничтожить. Остальных сделать рабами.  Многие страны, города капитулировали-т.е.сдавались гитлеровской армии даже не пытаясь оказывать сопротивление.  И очень быстро Гитлер оказался у границы нашей Родины. В  июне 1941 года фашистская Германия во главе с Гитлером напала на нашу страну.

(Звучит голос Левитана)

Летней ночью на рассвете, когда мирно спали дети

Гитлер дал войскам приказ, и послал солдат немецких

Против всех людей советских- это значит- против нас.

Он велел, чтоб разгромили, растоптали и сожгли,

Все, что дружно мы хранили, пуще глаза берегли.

Чтобы мы нужду терпели, наших песен петь не смели

Возле дома своего.

Чтобы было все для фрицев, для фашистов-иноземцев,

А для русских ничего.

Плакат «Родина-мать зовет». Звучит песня «Вставай, страна огромная»

Вся страна, все граждане от мала до велика встали на защиту Родины. Враг был очень силен. Гитлеровская армия наступала на нашу землю, захватывая все больше и больше городов, сел, деревень. Гитлер хотел закончить войну за 4 месяца, и уже в ноябре устроить парад на Красной площади. Он разрушал города и сёла, убивал мирных людей. Нашему солдату пришлось нелегко на этой войне, нужно было отстаивать каждый клочок нашей земли. Это были жестокие бои за город и сёла, за деревни, и даже за каждый дом.

Гитлеру для полной победы не хватало захватить два самых важных города — Москву и Ленинград (так раньше назывался наш город). И осенью 1941 года враг подошел к стенам нашего города, окружив его плотным кольцом. Началась блокада Ленинграда.  Ребята, а вы знаете, что значит слово блокада ?  (ответы детей).

- Да, для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Это вой серены, голод, летящие с неба бомбы, холод.

Да это кольцо блокады, длиной 900 дней и ночей. В кольце оказалось очень много жителей нашего города. Это было очень тяжелое время. Зима выдалась очень холодной. В результате сиьнейших морозов и обстрелов был разрушен водопровод. Люди остались без тепла и воды.

Ребята, а как вы думаете, где ленинградцы брали воду?

Ребята, как вы дамаете, как согревались люди в домах? Что нужно было делать? (печка-буржуйка, спали в одежде и т. д.). В буржуйках жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. Деревянные дома разбирали на дрова. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев.  Теперь для того, чтобы добраться до работы или до Невы, например, людям приходилось тратить по несколько часов времени-весь путь туда и обратно ослабевшие люди преодолевали пешком.

Но самой большой проблемой для блокадного Ленинграда и его жителей стал голод. Ведь фашисты бомбили склады с продавольствием-с каждым днем запасов еды в городе становилось все меньше,и меньше. Для того, чтобы продовольствия хватило на больший срок, постоянно снижались нормы суточного пайка. А сейчас дети посмотрите на этот маленький кусочек чёрного  хлеба (показываем хлеб):

 - В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм. (Ирина Михайловна)

 Единственным продуктом питания был вот такой кусочек чёрного хлеба, который выдавали по карточкам, но и его не хватало.


Фашисты хотели, чтобы люди не выдержали и сдались. Но ленинградцы обладали стойкостью духа, мужеством, волей к победе. Ленинград не сдавался. В городе работали заводы, на которых производили танки, самолеты, оружие для солдат. Вместо отцов и дедов, ушедших на фронт, к станкам встали женщины и дети. Многие из детей не доставали до станков, и для этого им ставили скамейки. В блокадном городе работали школы, детские сады. Чтобы поддержать ленинградцев, их боевой дух, в городе работали театры, концертные залы. Единственным сообщнием с внешним миром у ленинградцев остался репродуктор-так раньше называлось современное радио. Оно работало и днем, и ночью. По нему ленинградцы слушали концерты, сообщения с фронтов. По радио сообщали о начале обстрелов города. Все понимали-пока работает радио, город жив! Сердце бьется!Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. 

(Звучит метроном «Воздушная тревога»)

 

Правительство стало думать каким образом восстановить хоть какое-то сообщение с городом, чтобы иметь возможность пополнять запасы продовольствия, вывозить из Ленинграда детей и наиболее ослабленных жителей. Выход был найден: по льду Ладожского озера был проложен автомобильный маршрут-в город машины везли хлеб, а из города эвакуировали людей. Никакие муки и лишения не смогли сломить мужества и стойкости защитников Ленинграда, не смогли поколебать веры ленинградцев в победу над фашизмом. 
Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года.Эта дорога была очень опасной -ведь немцы вели обстрел наших машин с воздуха. Часто машины проваливались под лед. Но для многих и многих людей дорога по льду Ладожского озера оставалась последним шансом на спасение. Поэтому она получила название Дорога Жизни.   Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город до 6—7 тысяч тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов. 

Дорогой жизни шел к нам хлеб, 
Дорогой дружбы многих к многим. 
Еще не знают на земле 
Страшней и радостней дороги. 

Бои за освобождение Ленинграда от фашистской блокады шли очень долго. Только 27 января 1944 года удалось полностью прорвать кольцо. В честь победы, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучали залпы торжественного салюта. 
 
Улицы, ограды, парапеты,

Толпы… толпы… Шпиль над головой.

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.

Лица… лица. Выраженья глаз.

Счастье, радость… Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город.

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил!

Город выстоял! Он выжил и получил почетное звание «Город герой». Прошли годы! И еще пройдет время! Но героические дни Ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени. Оно не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда.

Ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград — символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира. 

Мы никогда не забудем тех, кто защищал наш город! Тех, кто проложил дорогу жизни и спас жителей блокадного Ленинграда ценою собственной жизни.

Люди!

Покуда сердца стучат, -

Помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, -

Помните!

О тех кто уже никогда не споет, - помните!

Детям своим расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди земли!

Убейте войну!

Прокляните войну!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните.

Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю: Помните!

Прошу всех встать и почтить память погибших МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.

Вот и окончена наша беседа о блокадном Ленинграде.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "900 дней Блокады глазами детей"

предлагаю вашему вниманию презентацию "900 дней Блокады глазами детей"...

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Блокада Ленинграда, дети блокады. История Великой Отечественной войны.

Блокада Ленинграда, дети блокады... Эти слова слышал каждый. Одна из самых величественных и в то же время трагичных страниц в архивах Великой Отечественной войны. Эти события вошли в мировую историю к...

Проект "Блокада Ленинграда глазами детей"

АктуальностьВеликая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитниковРодины, отстоявших родную землю, гордиться мужеством, героизмом, стойкостью сов...

СЦЕНАРИЙ ДОСУГА ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ “БЛОКАДА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ”

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну. Задачи: формирование представления о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне; воспитание у детей чувства сопереживания жертвам блок...

Блокада глазами детей

За свой недолгий путь земнойУзнал малыш из ЛенинградаРазрывы бомб, сирены войИ слово страшное – БЛОКАДА      27 января в подготовительной группе Детского сада №1 прошло ...