Сценарий НОД «Бабушкина история о куклах»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Бадаева Ольга Очировна

НОД был использован в проекте " Куклы из бабушкиного сундука". Цели: познакомить детей  с историей и видами народных кукол: игровыми, обереговыми, обрядовыми.

Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами; эстетическое отношение и творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: познавательной, музыкальной, продуктивной.

Изготовить традиционную народную куклу-оберег «Пеленашка».

Совершенствовать мелкую моторику (сворачивание, заматывание, завязывание узлов).

 Расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе, через приобщение к народным традициям. Развить фантазию, мышление, внимание, познавательно -речевую активность детей.

 Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от   результатов своего труда. Привить уважительное отношение к культурным традициям своего народа и предметам, созданными руками человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_babushkina_istoriya_o_kuklah.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

                           Конспект НОД в старшей группе  

                           « Бабушкина история о куклах»

Автор: Бадаева Ольга Очировна, воспитатель дошкольный групп

МБОУ « СОШ с. Восток» МО « Енотаевский район».

Цели.: познакомить с историей и видами народных кукол: игровыми, обереговыми, обрядовыми.

Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами; эстетическое отношение и творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: познавательной, музыкальной, продуктивной.

Изготовить традиционную народную куклу-оберег «Пеленашка».

Совершенствовать мелкую моторику (сворачивание, заматывание, завязывание узлов).

 Расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе, через приобщение к народным традициям. Развить фантазию, мышление, внимание, познавательно -речевую активность детей.

 Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от   результатов своего труда. Привить уважительное отношение к культурным традициям своего народа и предметам, созданными руками человека.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, двигательная

Вид НОД: интегрированная

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация ,музыка.

Форма НОД : экскурсия – посиделки.

Оборудование: тряпичные куклы ,куклы для выставки ,аудиозаписи, ИТК средства: проектор, компьютер, презентация: «Народные тряпичные куклы», атрибуты русской избы, набор заготовок-кукол « Пеленашек »,костюмы детей.

Предварительная работа : разучивание русских  народных игр; чтение рассказа М. Рыминой  «Куклы наших бабушек»; беседа « Моя любимая игрушка»; изготовление кукол из ложек ,ниток; д/и « Подбери матрешкам ножки» ; просмотр слайдов «Национальности Астраханской области».

 Словарная работа :  тряпичная, обереговая, игровая, обрядовая.

Кол-во детей : 10 детей (девочек)

Место проведения: музыкальный зал.

                           Содержание организованной деятельности детей.

Дети и воспитатель (хозяйка- бабушка) под русскую народную мелодию входят в зал и становятся в полукруг.

Хозяюшка: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

 Дети: Здравствуйте, гости дорогие!  (отдают низкий поклон)

Хозяюшка: А теперь приглашаю вас в мою горницу. Приходите, присаживайтесь, всем места хватит. Посидим рядком и поговорим ладком. Какие вы все красивые, на кукол похожи , с куклами. А откуда они у вас?

Дети : Родители подарили.

Хозяюшка: А где они их взяли?

Дети: В магазине купили

Хозяюшка: А где их делают?

Дети: На фабрике игрушек.

Хозяюшка: Правильно, на фабрике. А когда – то, давно, когда ваши прабабушки были маленькими, кукол было мало и их родители сами мастерили им кукол из того, что было в избе. Вот печку чем топили?

Дети: Дровами

Хозяюшка: Осталось поленьице, завернули в тряпочку, надели косынку, получилась какая куколка?

Дети: Деревянная.

Хозяюшка: Назвали ее « Полешкой»( слайд 1). Печка потрескалась от жара, дым в избу валит, надо  замазать щели глиной. Глина осталась, слепили куколку. Какая кукла получилась?

Дети: Глиняная (слайд 2)

Хозяюшка: Пора кашу варить. Взяли горшок, посмотрели на него и сшили куклу

«Кубышку» (слайд 3),похожую на горшок. Кашу поели, а ложку в тряпочку завернули, поиграли (слайд4) Из веточек для растопки печки куклу « Рогатку» ( слайд5) смастерили. Из шерсти связали теплые вещи ,а из остатков ниток намотали кукол «Мотанок» ( слайд 6).

А вот у меня тут сундук стоит. Я уверена, много тайн он хранит. К сундуку я сейчас подойду, может, в нем что-нибудь найду. Хотите посмотреть? Показываю 1-ую куклу

«Купавка» ( слайд 7 ). Что это за кукла?

Милена: Купавка называется обрядовой куклой, потому что ее мастерили на праздник Ивана-Купалы. Делали ее из крестообразной палочки, наряжали в женскую одежду .а на руки вешали ленточки и загадывали желания, а потом отправляли плыть по реке. Ленточки забирали все несчастья  и невзгоды.

Показываю 2-ую куклу « Сонница – бессонница» (слайд 8).Что это за кукла?

Ксюша З.: В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2х лоскутков ткани куклу-обрег и бросала ее в колыбельку, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моим детяткой, а играй этой куколкой»

А эта кукла «Лихорадка» ( слайд 9). А ее для чего мастерили?

 Ксюша Г.: Она оберегала людей от болезни. Их делали 12.по числу месяцев в году. Спеленатые как младенцы, скрепленные вместе, помещали их за печку, чтоб никто не видел. Звали их по хворям ,от которых они охраняли хозяев дома.

Глухея- от глухоты. Глядея -от слепоты. Гнетея -от потери аппетита. Корчея -от того, что жилы сводит .Лидея -от озноба. Ломея- от ломоты в теле. Пухея-от отека. Трясея- от ознобы. Огнея- от температуры. Весной их  сжигали ведь летом болеть было некогда, много работы.

А эта кукла называется «Крупеничка» или «Травница» (слайд 10)

Оюна: Крупеничку заполняли зерном : овсом, пшеном, гречкой, горохом…И весной первым делом сажали зерно  из  этой куколки . Если куколка кругленькая достаток в семье, благополучие ,успех в работе.

А если худенькая- то, значит в семье трудности. Травницу заполняли лечебными травами и вешали над кроватью или дверью

Кукла « Колокольчик» (слайд 11)

 Динара: Она приносит в дом радость, хорошее настроение. Есть особенность у куклы. На ней юбок ровно 3: это счастье человека, символ веры, доброты. Для того, чтобы настроение было поднято всегда ,нужно чтобы в каждом доме это куколка была

Эта куколка «Многоручка»( слайд 12)

 Адина: У Многоручки 6-8 рук, чтобы помогала по хозяйству все успевать делать. А когда заканчивались работы в поле, огороде, то женщины садились за рукоделие, и кукла оберегала мастериц.

 «Сенокосница »( слайд13)

Зуля: Куклу делали виде козы- любительницы травы. Потом одевали в яркую   женскую одежду  и брали на покос, всем на показ.

«Неразлучница» ( слайд14)

Вика: Куклу дарили на свадьбу она как бы на одной руке, говорили: « Шли по жизни рука об руку». На поясе делали кисточки из ниток. Сколько ниточек- столько деточек.

Хозяюшка: «Матрешка»( слайд 15)

Русская, народная, росписная, деревянная игрушка! Чья подружка?

Ксюша Г.Ксюша З: Это наша подружка, приглашаем всех поиграть (Дети встают в круг)

М/п игра( Мы веселые подружки)

  1. Мы веселые матрешки (хлопают в ладоши)
  2. На ногах у нас сапожки (руки на поясе , поочередно выставляют ногу на пятку вперед.
  3. Сарафаны пестрые (руки на поясе повороты туловища налево- направо
  4. Яркие платочки (наклоны головой влево- вправо)
  5. Любим танцевать (топают ногами)
  6. Раскраснелись наши щечки ( потереть щеки)
  7. Мы веселые матрешки мы похожи словно сестры(хлопают в ладоши)

Хозюшка: Спасибо, матрешки, размяли наши ножки. А слышите, что это за перезвон?

Это мы, «Куклы- неваляшки (слайд 16) яркие рубашки ( поют куплет)

« Мы милашки»   (Музыка Зары Левиной. Слова Зои Петровой)

 А теперь мы тоже приглашаем поиграть с ними. Х/и: « Идем мы все по кругу» ( Дети идут по кругу, напевая):

Идем мы все по кругу 3- раза.

А ты, с неваляшкой попрыгаешь?

Попрыгаю, попрыгаю

А ножками подрыгаешь?

Подрываю, подрыгаю

А ты ,ножками потопаешь?

Потопаю, потопаю

А ручками помашешь?

Помашем, помашем

А потом попляшем? Попляшем, попляшем.

Хозяюшка: Девочки, а эта кукла необычная, в гости к нам пришла.(выходит девочка- подросток в костюме северянка)

Северянка: (слайд17).Здравствуйте ,девочки! Я к вас приплыла на льдине из Севера и зовут меня Северяночка. Я никогда не видела весеннего леса, весенних цветов, не слышала пени птиц, не гуляла на вашем празднике Весны.

Хозяюшка: Дети, давайте позовем Весну и пригласим нашу гостью в хоровод, возле нашей куклы Весняночки.

Дети: Давайте! « Весна красна, приди ясна!»

Весна ( родительница в костюме весны): Здравствуйте ,рада встречи с вами!

Все встают в хоровод и поют песню « на горе-то калина» (р.н.м.) 9 слайд 18)

На горе- то калина,

Под горою малина,

Ну что ж кому дело, калина!

Ну кому какое дело, малина!

Там девицы гуляли,

Там красные гуляли,

Ну что ж, кому дело гуляли!

Ну кому какое дело, гуляли!

 Калинушку ломали,

Калинушку ломали,

Ну что ж, кому дело ломали!

Ну кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали,

Ну что ж, кому кому дело вязали!

Ну кому какое дело, вязали!

На дорожку бросали,

На дорожку бросали,

Ну что ж кому дело бросали!

Ну кому какое дело. Бросали!

Северянка: Спасибо, девочки! Мне было очень весело, но мне пора домой. До свидания!

Хозяюшка: В моем сундуке осталась одна кукла.

На что она похожа?

Дети: на весло

Хозяюшка: Правильно! Эта кукла так и называется  « Весло»( слайд19).

Ее дарили рыбакам. А живет эта куколка на озере и она приглашает нас на прогулку, за околицу. А на чем поплывем к озеру?

Дети: на лодках

Хозяюшка: Тогда надумаем лодки. ( Дыхательная гимнастика « Насосы»)

Надули?  Поплыли. (дети имитируют движение гребли веслами, делают круг и подходят к макету озера) звучит музыка «Вода»  

Хозюшка: Как красиво весной на озере! Кто тут? (тихо звучит музыка озера)

Д/И «Кто кем будет?»

Дети: Лягушки (слайд 20). Откладывают икринки появятся головастикилягушата

Рыбки ( слайд21), икру мечатмалькирыбки

Цапля (слайд 22) , на одной ноге стоит, отдыхает и не пугает тенью рыбу.

Лебедь (слайд23),яйца откладывает в камышах     птенцов выводит

Хозяюшка: А стрекоза, бабочка , кувшинка, когда появляются на озере?(слайд 24)

Дети: Летом

Хозяюшка: А какие летние месяцы знаете?

Дети: Июнь, июль, август

Хозяюшка: А сейчас какое время года?

Дети: весна

Хозяюшка: А весенние месяцы какие?

Дети : Дети: март, апрель, май.

Хозяюшка: Кипит на озере жизнь, все радуются весне, только грустно нашей куколке—Веслу, нет у них деток, тихо и пусто в их доме без детского смеха.

Давайте, сделаем им дето, кукол пеленашек.

Дети: Согласны! (Дети подходят к столу, берут заготовки, рассаживаются. Хозяюшка обращает внимание на техкарту по изготовлению куклы- пеленашки. Затем дети приступают к работе )

Хозяюшка: А еще есть куклы в национальных костюмах, тех народностей, которые проживают в нашей местности: чеченском, русском, калмыцком, казахском. ( слайд 25,26,27.28)

А когда-то, эти национальные костюмы были традиционной бытовой одеждой. В ней так и ходили, укладывали мамы своих деток спать и пели колыбельные песни.

 Послушайте (звучат колыбельные песни этих народов ).( Дети по окончанию работы берут куклы в руки и покачивают их.( сдайд30)

Хозяюшка: Понравились вам куклы из моего сундучка? А с какими куклами вы сегодня познакомились?

с игровыми, обрядовыми, обереговыми ( слайд 31)

 Оюна М.: Гостей мы сегодня у  нас привечали,

О всех оберегах мы вас рассказали:

Для дома, любви, для удачи и счастья,

О том, как себя уберечь от несчастий.

Так будьте здоровы, богато живите

 И в гости еще не раз приходите!

(дети дарят гостям на память кукол-обереги)

Рефлексия: воспитатель предлагает детям отправиться в группу и поиграть с куклами.  

Литература: 

1. Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд. «Культура и традиции», Москва, 2008.

 2. И.Н.Котова, А.С.Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Санкт-Петербург «Паритет» 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

    Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накоплен...

Информация для воспитателей и родителей "История народной куклы".

Информация для воспитателей и родителей."История народной куклы"."Кукла Пеленашка"....

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "История тряпичной куклы"

Познавательное занятие о тряпичной кукле дает возможность детям узнать, в какие игрушки играли наши прабабушки. Расширяет их кругозор о разнообразии тряпичных кукол в истории русского народа. Данное з...

Мастер-класс на тему: "История создания куклы Тильды "

Придумала Тильду норвежская художница Тони Финнангер. Все началось с ее работы в магазинчике hand-made товаров. Она продавала сувениры и другие товары ручной работы и мечтала стать детской писательниц...

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "История возникновения куклы"

Конспект занятия в старшей группе "История возникновения куклы" с использованием технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по Реке Времени"...

История появления куклы.

Презентация для старшего дошкольного возраста....

Буклет для родителей "История тряпичной куклы"

Буклет для родителей в рамках реализации познавательно - творческого проекта "История тряпичных кукол"...