Литературная викторина "По дорогам сказок"
материал (старшая группа) на тему

Пахтусова Надежда Минионовна

Совместное мероприятие с родителями по русским народным сказкам в виде викторины с использованием элементов спортивных эстафет. Викторина направлена на закрепление знаний детей по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina_2015.rosinkadocx.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина «По дорогам сказки».

  1. Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной литературе; закрепление знаний детей о русских народных сказках.

    Задачи:
    • Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых; 
     • Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас, память, мышление, наблюдательность;
    • воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество; дружелюбие, честность в игре, справедливость;
    • Создать положительный эмоциональный настрой всех участников, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Материал и оборудование:
• загадки о сказках и сказочных героях:
• разрезные картинки по сказкам;

• фишки;
• иллюстрации  по сказкам для оформления

Предварительная работа:
• чтение русских народных сказок;
• рассматривание иллюстраций;
• оформление выставки книг с русскими народными сказками.

Ход викторины:

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”.

Вступительное слово:
Вед: Добрый вечер, уважаемые взрослые и дети!
Мы рады вас приветствовать на викторине «По дорогам сказки». Все знают, что в нашей группе — самые умные, добрые, сообразительные дети и самые эрудированные родители. 
А вы – болельщики, тоже будьте внимательны, потому что и для вас будут задания. Для начала я хочу узнать, какие русские народные сказки вам знакомы? (Ответы детей). Молодцы!
Вед: Итак, друзья, начнем программу,

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

– А почему они волшебные?

– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший, происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)

Вед:Мы все с детства любим сказки. Сказки учат нас жизни, рассказывают о добре и зле. Сказка помогает познать мир. А какие вы знаете и любите сказки, мы сегодня проверим. А для этого наши участники поделятся на 2 команды. Каждой команде будут заданы вопросы и даны задания, за каждый правильный ответ будут выдаваться фишки. Победит та команда, которая лучше справится с испытаниями, наберет наибольшее количество фишек

Вед:А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры – викторины:
• вопросы надо слушать внимательно;
• ответить на задание может любая команда, которая знает ответ и хочет ответить, для этого нужно посовещаться и капитану поднять эмблему своей команды и таким образом получить право на ответ;
• за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к второй команде. 
• победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов.

Дети  и взрослые делятся на команды с помощью цветных жетонов и рассаживаются за столы, обозначенные соответствующим жетонам 
(Команды: участники викторины получают  символы –«Умная  сова» и  «Кот ученый»)

Вед
: Итак, начнём нашу викторину.
Для начала нашим командам надо будет угадать загадки о сказках, сказочных героях или сказочных предметах 

Первый конкурс «Загадочный».

 (Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.  Возле леса, на опушке, 
Трое их живет в избушке. 
Там три стула и три кружки, 
Три кроватки, три подушки. 
Угадайте без подсказки, 
Кто герои этой сказки?       Три медведя

2.  На сметане мешен, 
На окошке стужен, 
Круглый бок, румяный бок. 
Покатился…        Колобок

3.  Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.         Баба Яга

4.  Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки          Маша и медведь

5 . Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?       Волк и семеро козлят

6.  Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?        Царевна лягушка

7.  Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.      Кот, лиса и петух

8 . Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка.        Снегурочка

9. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.        Мышка

10.  Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.            Гуси-лебеди

11.  Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал -
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели -
На царевне женился кто?      Емеля

12.  Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!       Курочка Ряба

13.  В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.        Теремок

14.  В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.             Заюшкина избушка


Вед: «О какой сказке идёт речь?»
1.В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли.(Три медведя)
2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.(Репка)
3.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…(Гуси –лебеди)
4.Сяду на пенёк, съем пирожок.(Маша и медведь)
5.Не пей из копытца, козлёночком станешь.(Аленушка и братец Иванушка)
6.Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…(Колобок)

Вед: Что – то вы засиделись, пора немного размяться. Наши команды должны перейти через болото по кочкам. Ребенок встает на ноги взрослого и они вместе шагают по кочкам, доходят до ориентира, затем, взявшись за руки бегут обратно и передают эстафету. Следующая пара начинает движение только тогда, когда их задели по плечу. Эстафета «Пройди через болото». 

Вед: Продолжаем нашу викторину. Сейчас нашим командам надо будет вспомнить сказки, и ответить правильно на вопросы.

1. "Скоро сказка сказывается, да не скоро..." Что дальше?   Дело делается 
2. От кого не ушёл Колобок?     От лисы 
3. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в...    Козлёночка 
4. Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч,  а кличку - Косолапый?         Медведь..... 
5. Сколько козлят съел волк в сказке "Волк и семеро козлят"?      Шесть 
6. Отчего растаяла Снегурочка?       Прыгнула через костёр 
7. "Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло - ..." Что дальше?    А в рот не попало
8. В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»?         Зимой 
9. Куда упала стрела младшего сына из сказки «Царевна-лягушка»? 
В болото 
10. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила на пути...       Печку
11. Кто во всем помогал Крошечке -Хаврошечке?        Коровушка 
12. «Битый небитого везет...». Из какой сказки эти слова? 
«Лисичка-сестричка и серый волк» 
13. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»?      Петух 
14. Из какого инструмента мужик варил кашу?      Из топора
15. Кто сломал теремок?       Медведь
16. За какие леса несла лиса петуха?      За тёмные

Эстафета “Полёт Бабы-Яги”

– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. Участники парами  садятся на метлу, обегают вокруг ориентира  и бегут обратно, передают эстафету  другим участникам команды.

«Живые картинки»
(Команды по очереди изображают сказку без слов, с помощью мимики,
движений и жестов. ( «Репка», «Теремок»).

Вед:  (игра со зрителями) Игра: Телеграмма: «Помогите!»
Я буду читать телеграмму, а вы отгадаете название сказки.
«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» (Волк и семеро козлят»)
«Помогите! Я зазевалась на ворон и упала в колодец!» («Лиса и козел»)
«Помогите! У меня лиса забрала ложечку точенную!» Жихарка»)
«Помогите! Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы!» («Кот, петух и лиса»)
«Помогите! Я подавился бобовым зернышком!» («Петушок и бобовое зернышко»)
«Помогите, за мной гонятся медведи!» («Три медведя»)

Вед: А теперь мы проверим, сможете  ли  угадать сказку по предметам.  Участники команд должны выбрать любой конверт. В конверте лежат изображения предметов. Участники должны назвать сказку, по предложенному набору предметов
1 набор: Миска, кровать и дом в лесу – 3 медведя
2 набор: Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
3 набор: Избушка на курьих ножках, печка, река – Гуси-лебеди
4 набор: Дом, лягушка, волк – Теремок
5 набор:  Рыба, прорубь, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
6 набор: Лужа, купец, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
7 набор: Поле, конь, царевна – Сивка – бурка
8 набор: Печь, дрова, ведра – По щучьему велению

Вед: Молодцы. А сейчас проверим наши команды на внимание. Надо будет найти ошибку.
Царевна-мушка 
По кошачьему велению 
Иван царевич и зеленый волк
Сестрица Аленушка и братец Никитушка 
Петушок — золотой пастушок
Мальчик-с-ноготок
Суп из топора
Сивка-мурка

Вед: Хорошо. Все справились. А наша викторина продолжается.
Все нам нравится собирать пазлы. Сейчас мы посмотрим, у кого это лучше получается. Нашим командам необходимо будет собрать картинки из сказок. Кроме этого необходимо надо будет назвать эту сказку. Участники команд выбирают конверты с разрезными картинками ( Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Маша и медведь, Заюшкина избушка, По щучьему велению, Теремок, Кот, петух и лиса, Колобок). 

Вед:А пока команды выполняют задание, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

2. Игра со зрителями  «Добавь словечко»
Я называю первое слово, а вы отгадайте полное название.

Сапоги – … (скороходы)
Меч – …(кладенец)
Скатерть –…(самобранка)
Ковер – …(самолет)
Шапка –…(невидимка)

- Гуси -…(Лебеди)
- Царевна -…(Лягушка)
- Маша и ….(Медведь)
- Заюшкина …(Избушка)
- Крошечка -….(Хаврошечка)
- Сивка -…(Бурка)
- Вершки -…(Корешки)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

Тесты по русским народным сказкам. Презентация

1.Кто из героев сказки принес Снегурочку из леса домой:
а) волк;
б) медведь;
в) лиса.
2.Что предлагала лиса петушку, чтобы он выглянул в окошко?
а) горошек;
б) зернышко;
в) молочко.
3.Какая у зайца была избушка в сказке «Заюшкина избушка»?
а) бревенчатая;
б) ледяная;
в) лубяная.
4. Кто из героев сказки помогал тянуть репку после Жучки?
а) кошка;
б) внучка;
в) мышка.
5. Кто из героев сказки не уснул на травке и подглядывал за Хаврошечкой?
а) одноглазка;
б) двуглазка;
в) триглазка

6.  Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Ивановича

а) Кольцо;                                  в) ведерко;

б) веретено;                                г) прялку.

7. На каком муз инструменте играл Кот у избушки Лисы, чтобы спасти петушка?

а)Гармошке

б)Балалайке

в)Гуслях

8. В какой сказке хищная рыба исполняла все желания

а)Морозко

б)Сказка о рыбаке и рыбке

в)По щучьему веленью

11. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
1) сороки-вороны
2) гуси-лебеди +
3) утки-крякушки

12. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
1) в барашка
2)
 в козлёночка +
3) в ягнёночка

13. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?
1) от  злой мачехи +
2) от бабы Яги
3) от Змея Горыныча

14. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота?
1) петух +
2) гусь
3) индюк

15. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?
1) на деревянных
2) на курьих +
3) на железных

16. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»
1) «Волк и семеро козлят» +
2) «Волк и три поросёнка
3) «Ненасытный Волк»

17. У петушка красивый гребешок. Какой он?
1) бронзовый
2) серебряный
3) золотой + («Петушок, золотой гребешок)

18. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка?
1) редиску
2) редьку
3) репку +

19. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить?
1) вёдра +
2) кастрюли
3) чайники

19. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?
1) медведь +
2) волк
3) чудо-юдо

20. Кто поёт льстивую песню: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка…»

1. волк

2. медведь

3.  лиса

4. дедка

Вед: Вот наша викторина подошла к завершению. А сейчас мы подсчитаем количество заработанных фишек и узнаем, чья команда победила. (После подсчета и объявления победителей команды награждаются призами).

Вед: Мы с вами вспомнили сказки. Но мы не перестанем их читать, ведь благодаря им, мы набираемся мудрости и жизненного опыта. 
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!


5. Узнай сказку по иллюстрации.
Вед: А сейчас мы рассмотрим иллюстрации к русским народным сказкам и отгадаем их названия. (Командам предлагаются  иллюстрации по сказкам «Бычок черный бочок, белые копытца», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко»,«Зимовье зверей»). 
Дети отгадывают название сказки.

Ведущий: Вот наша викторина подошла к завершению. А сейчас мы подсчитаем количество заработанных фишек и узнаем, чья команда победила. (После подсчета и объявления победителей команды награждаются призами).

Ведущий: Мы с вами вспомнили сказки. Но мы не перестанем их читать, ведь благодаря им, мы набираемся мудрости и жизненного опыта. 

В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!

№ 7 конверт фиолетовый: «Кроссворд по русским народным сказкам»
По горизонтали:
2.Тот Илья, что Соловья-разбойника усмирил.4.Героиня сказок. Она и Премудрая, она и Прекрасная.7.Цветок, который дружил с жаворонком.10.В истории про деда и медведя одному из них достались корешки, а другому...11.Он и от дедушки ушел и от бабушки ушел.12.Что произошло, когда принц и принцесса встретились?
По вертикали:
1.Птица-разбойник.3.Баба страшная ...5.Младший сын деда и бабы. Обычно дурачок.6.У сестрицы Алёнушки был братец ...8.Чем поп машет?9.Сказочный домик, в котором живет много зверей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по теме"Дорогами сказок К.Чуковского"

- Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;- Развивать творческую инициативу, и...

Литературная викторина: "Дорогами сказок К.Чуковского"

Цель:- Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;-Развивать творческую инициатив...

Литературная викторина «Дорогами сказок К. И. Чуковского»

1.продолжать знакомить с творчеством К.И. Чуковского;2.разивать память, речь3.Воспитывать хорошее отношение к сказкам К.И.Чуковского....

Литературная викторина «Дорогами сказок К.И. Чуковского»

Литературная викторина «Дорогами  сказок К.И. Чуковского».Цель: Показать детям удивительный мир сказок Корнея Чуковского, их мудрость, красоту.Задачи: Прививать любовь и уважение к сказкам. Подде...