Приходите в гости к нам!
материал (подготовительная группа) на тему

Пашкаускас Алла Владимировна

Это сценарий фольклорного праздника, посвящённого русским посиделкам. Стихи, загадки, викторины, музыкальные номера дошкольников, делают сценарий более насыщенным и интересным. Также сам сценарий направлен и на взаимодействие МБДОУ и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_posidelki.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИХОДИТЕ В ГОСТИ К НАМ!

(Праздник – русские посиделки в подготовительной группе)

(под русскую народную музыку дети заходят в зал)

Ребёнок: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

                Веселья  Вам да радости!

                Давно мы вас поджидаем,

                Праздник без вас не начинаем,

                У нас для каждого найдётся и словечко,

                И местечко! (Русский поклон).

Ребёнок: Не красна изба углами,

                А красна пирогами.

                Самовар уже пыхтит,

                Мне на ушко говорит:

                «Пора к столу приглашать,

                 Гостей чаем угощать!»

Все дети (кланяясь гостям). Милости просим!

(Родители подходят к столам, рассаживаются; затем рассаживаются дети. Звучит песня «В гости к самовару» муз. и сл. З.Роот )

Ребёнок:    Нам начинать досталась роль,

                    Не путайте с нагрузками,

                    Мы принесли вам хлеб и соль

                    На посиделки русские.

Ребёнок:    Жива как память старины

                    От поколенья старшего.

                    Важны обряды и слова

                    Из прошлого из нашего…

                    И потому принять изволь

                    Тот, кто пришел на посиделки,

                    На этой праздничной тарелке

                    Из наших рук и хлеб, и соль!

(Ставят тарелку на стол, а хлеб «путешествует» по кругу, и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.)

Ведущая. Не случайно  по сей день есть такое слово – хлебосольство, то есть открытое гостеприимство, радушие. Соль, по мнению народа, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился предложенным Хлебом-солью, значит, он не замышляет зла, принимает предложенную дружбу. Если же кто-то отказывается отведать хлеба-соли, он тем самым наносит хозяину большое оскорбление.  О почтительном отношении к хлебу говорят многие русские пословицы. Уважаемые родители, приведите пожалуйста примеры пословиц про хлеб.

- Хлеб – всему голова.

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Ржаной хлебушко – калачам дедушка.

- Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

- А хлеба край – так и под елью рай.

(После пословиц под весёлую русскую народную музыку выходят Фома и Ерёма)

Фома и ерёма: Наши руки крендельком,

                           Щёки будто яблоки.

                          С нами издавна знаком

                          Весь народ на ярмарке!

Фома: Ай, люли, ай, люли,

           Нынче гости к нам пришли.

Ерёма: Добрый вечер и поклон вам, гости дорогие! (оба кланяются)

Фома: Будут здесь у нас забавы

           Мы потешить вас спешим,

           Может быть и рассмешим.

           Кто начнёт потешки читать?

Ребёнок: Я сегодня не дремала,

                Утром раненько вставала,

                Тесто быстро замешала

                И калачики скатала.

Ребёнок: Коль не станешь дремать,

                Будешь хлеб жевать,

                Будет и кошкам по рожкам,

                И собакам по крошкам,

                И нам по лепёшкам!

Ребёнок: Наша изба ровно тепла,

                На дворе мороз, а у нас жара,

                И не от мороза

                Разрумянилась детвора.

Ведущая: Хороши потешки, а песни и танцы ещё лучше.

(Дети танцуют танец «А я чайничала».)

Ведущая проводит викторину с родителями :

1)А вот скажите-ка теперь, что в старину «вторым хлебом» называли? Какой овощ?

                  а) свекла;

                  б) репа;

                  в) капуста.

Крестьяне хранили репу в сыром виде почти всю зиму. В кадки аккуратно укладывали песок, слой репы, снова песок и т.д.

2) У славян, наших предков, на столе обязательно должен был постоянно находиться один продукт. Что это?

а) соль;

б) хлеб;

в) квас.

Существовала даже пословица: «Хлеб на стол, так и стол -  престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска». Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома.

3) Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи, хоть кнутом хлещи»?

а) крапивные;

б) на рыбном отваре;

в) пустые, т.е. без мяса.

Пустые щи ели только в пост, а если весь год пустые щи хлебать – как тут на щи не осерчать?

4) Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты, «широкая», «веселая»?

а) Троица;

б) Пасха;

в) Масленица.

Масленица, проводы зимы и встреча весны, – один из самых веселых праздников. Перед Масленицей закупали много продуктов, ведь даже бедняк гулял на широкую ногу. Этот праздник немыслим без блинов, их пекли каждый день.

5) Когда в деревне устраивались колядки?

а) на Иванов день;

б) на Рождество;

в) на Пасху.

На Рождество колядующие еще и устраивали представления с помощью вертепа. Это такой ящик с куклами, а разыгрывали, конечно, сцены из Евангелия. Ходит молодежь с вертепом и звездою (а то и без них) по домам, славит Христа, желает хозяевам здоровья и добра, за что получает подарки. Не одаришь – соответствующие пожелания будут.

6) О каком древнейшем музыкальном инструменте говорят, что он подобен звучанию целого оркестра?

а) колокол;

б) пастушья дудка;

в) гусли.

Говорят, что у каждого колокола свой яркий и неповторимый голос. Колокол звучал не только во время церковной службы. На Пасху с колокольни можно было услышать и народную музыку: «барыню» или «камаринскую». До сих пор сохранился такой обычай: целую неделю после Пасхи любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокол. Многие композиторы пробовали передать звучание колокола в своих произведениях.

Звучит фонограмма колокольного звона.

7) Представьте, праздник закончился, хозяева устали, или спать хочется, а гости шумят, не расходятся. Как тут быть? Как намекали гостям в Древне Руси, что де пора и честь знать?

а) культурно раскрывали двери настежь;

б) пели песню вроде «колыбельной»;

в) давали как бы на прощанье пряник, который назывался «разгоняй».

В старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считали за верх неприличия. Поэтому-то и провожали вежливо, приятно – с пряником.

8) К сожалению, многие слова, употребляемые на Руси, утрачены для нас. Огонь, например, называли «теплина», а паутину – «мережка». А что такое «поставец»?

а) почтальон;

б) блюститель порядка;

в) невысокий шкаф для посуды.

9) Какая подвижная игра была раньше популярна в России?

а) жженки;

б) паленки;

в) горелки.

Горелки – русская народная игра, в которой один из участников ловит других, убегающих от него поочередно парами.

Ерёма: А ну-ка добры молодцы, да красны девицы, выходите поиграть, позабавиться.

             А теперь давай дружок,

             Поиграем в ручеек.

             Пару ты себе найди.

             В ручеек ее веди.

(звучит песня «Течет ручей», игра «Ручеек »)

  Ведущая: Ну, а какие посиделки без частушек? Частушка, частуха – песня, исполняемая в компании, плясовая. Происходит от слова «часто», отсюда быстрый темп исполнения частушки.

Фома: Не уснём на посиделках,
Эй, ребята, не скучай –
И частушки запевай!

 (Исполнение частушек под музыку)

Все поют: Пропоем мы вам частушки

                  Замечательны таки

                  Что пойдут плясать старушки

                  Затанцуют старики.

Ребёнок: Чтобы печка разгорелась

                 Надо жару поддавать.

                 Чтоб частушка лучше пелась

                 Надо пляской помогать.

Ребёнок: Поленился утром Вова

                 Причесаться гребешком

                 Подошла к нему корова,

                 Причесала языком.

Ребёнок: Из богатых я невест,

                 Не волнуйся, миленький:    

                 У меня в приданом есть  

                 Самовар красивенький.        

Ребёнок: Ходит Митя как Кащей,

                Ни супов не ест, ни щей.

                Падает от слабости,

               А любит только сладости.

Ребёнок: Ем я кашу и сметану,

                У меня силёнка есть.

                Всё же драться я не стану,

                Только ты ко мне не лезь!

Ребёнок: Маша ела, хохоча,

                Гречневую кашу,

                Отмывали целый час   

                Гречневую Машу.                                                                                        

Мальчики: Если б не было воды, не было б и кружки

                      Если б не было девчат, кто бы пел частушки.

Ребёнок: Есть таланты на Руси,

                 Говорю уверенно!

                 Раз народ еще поет –

                 Знать не все потеряно.

Ведущая: А сейчас уважаемые родители, Фома и Ерёма, послушайте загадку – и если отгадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русского чаепития:

Стоит толстячок, 

Подбочинивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем чай пить велит.

(Все родители и дети отвечают, что это «Самовар». )

Ребёнок: Он во главе стола - большой начальник:
               Зеркально блещут медные бока,
               На голове - пыхтит с заваркой чайник,
               Внутри - воды кипящая река.
               Случайно не задень его руками:
               В его стальной утробе - жгучий жар!
               Гостей приветит чаем с пирогами
               Семьи поилец - русский самовар.

(Девочки поют песню «Самовар» муз. и сл. Э. Фасхутдиновой)

  

Ведущая:  Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет    домашней утвари, Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба.

Фома: А когда появился самовар?

Ведущая:  Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара – Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель…                                           

Ребёнок: 

Посидеть за самоваром рады мы наверняка.

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Самовар пыхтит искрится –

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

(Дети танцую танец «Пых, пых, самовар!»).

 

Фома: Выходи на сцену, пряхи

            Нить спрядите для рубахи

            Лишь того подарок ждет

            Кто скорее нить спрядет.

                                         Игра «Пряхи».

(Выходят по одному человеку. Они должны смотать нить на веретено. Кто быстрее, то и победил. )

Ведущая: Ни один праздник не обходиться без загадок. Слушайте внимательно и отгадывайте. Родители тоже могут принимать участие в отгадывании загадок.

  1. Бел как снег,

В чести у всех,

И нравлюсь вам,

Да вот вред зубам. (Сахар)

  1. Ну что за госпожа!

Уж очень гожа:

Сидит на ложке,

Свесив ножки. (Лапша)

  1. Чисто, да не вода,

Клейко, да не смола,

Бело, да не снег,

Сладко, да не мёд,

От рогатого берут

И детям дают. (Молоко)

  1. Прежде чем его мы съели,

Мы наплакаться успели. (Лук)

  1. Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковка)

  1. Посадили зёрнышко –

Вырастили солнышко. (Подсолнух)

  1. Вырос в поле колоском,

На столе лежу куском. (Хлеб)

  1. Черна, мала крошка.

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест – похвалит. (Гречневая каша)

Ведущая: Гости дорогие, а наши -  дети знают стихи про кашу.

1 ребёнок - Кашу манную любят малыши,

                    Белую,  пушистую  едят от души.        

                    Любят её с маслом, любят с молоком

                    Станут все красивыми и сильными потом.

2 ребёнок - Это гречневая  каша.

                    Эту кашу любит Саша.

                    Не бывает в поле тихо,

                    Если там цветёт гречиха.

                    Пчелки на неё летят,

                    Взять нектар они хотят.

3ребёнок -  Познакомьтесь с кашей новой:

                    Все зовут её перловой.

                    Если спросят у меня:

        «Каша есть из ячменя?»

                     У меня ответ готовый:

                     Да, зовут её перловой!»

Ведущая: Каши  очень полезны детям и взрослым, они богаты белками, углеводами, витаминами! Недаром говорят «Каша - мать наша» и слагают песни про неё.

(Дети поют песню «Варись, варись каша»).

Ерёма:  Ты катись, веселый бубен,

               Быстро, быстро по рукам.

               У кого веселый бубен,

               Тот пускай и спляшет нам.

(Звучит быстрая музыка, бубен передаётся по цепочке от детей к родителям, на ком бубен остановится, тот и танцует свободную пляску).

Фома: На празднике сегодня

           Отдохнули вместе мы,

           Вспомнив песни, игры, шутки

           Нашей русской старины.

Ведущая:

Мы делились новостями

Мы старались вас развлечь

И прощаясь, мы с гостями,

Говорим: ВМЕСТЕ: до новых встреч!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник "Приходите, в гости к нам"

Этот праздник построен на фольклорном материале и предназначен для детей старшей группы детского сада....

Приходите в гости к нам.

Праздник русского фольклора....

конспект НОД "Приходите в гости к нам"

знакомство с малыми фольклорными формами...

Сценарий праздника на воде « Нептун приходит в гости».

Сценарий праздника на воде для подготовительной группы....

"Приходите в гости к нам!"

Развлечение для детей старшей группы для которых русский язык не является родным....

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры в первой младшей группе «Приходите в гости к нам, будем рады мы гостям!»

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культурыв первой младшей группе«Приходите в гости к нам, будем рады мы гостям!»...